Kucha
Kucha Куча | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2 век до н.э. – 648 г. н.э. | |||||||
Таримский бассейн в III веке | |||||||
![]() | |||||||
Религия | буддизм | ||||||
Демон(ы) | Кучеан | ||||||
История | |||||||
• Учредил | 2 век до нашей эры | ||||||
648 г. н.э. | |||||||
Население | |||||||
• 111 г. н.э. | 81,317 | ||||||
Валюта | Куча чеканка | ||||||
| |||||||
Сегодня часть | Китай |
Куча или Кучэ (также: Кучар , Кучар ; уйгурский : کوکر , کوکر; китайский : 龜茲 ; пиньинь : Qiūcí , китайский : 庫車 ; пиньинь : Куче ; санскрит : 𑀓𑀽𑀘𑀻𑀦 , романизированный : Кучина ) [ 1 ] было древним буддийским королевством, расположенным на ответвлении Шелкового пути , который проходил вдоль северной окраины нынешней пустыни Такла-Макан в бассейне Тарима и к югу от реки Музат .
Бывшая территория Куча сейчас находится на территории современной префектуры Аксу , Синьцзян , Китай . Город Куга является административным центром округа Куга префектуры Аксу . В 1990 году его население составляло 74 632 человека.
Этимология
[ редактировать ]История топонимов современной Кучи остается несколько проблематичной; [ 2 ] однако ясно, что Куча, Кучар (в тюркских языках ) и Кучэ (современный китайский), [ 3 ] соответствуют кушанам индийской письменности поздней античности.
Хотя китайские транскрипции Хань или Тан предполагают, что Кучи было первоначальной формой имени, [ 4 ] Гузан или Кусан засвидетельствованы в Тибетских Анналах ( св ), датируемых 687 годом нашей эры. [ 5 ] на древнеуйгурском и древнемандаринском языках Транскрипции Монгольской империи поддерживают формы Küsän / Güsän и Kuxian / Quxian соответственно. [ 6 ] вместо Кюшана или Кушана . Другая родственная китайская транслитерация — Ку-сиен . [ 3 ]
Транскрипции имени Кушан в индийских письменах поздней античности включают написание Гусан и отражены по крайней мере в одной хотанской тибетской транскрипции. [ 7 ]
Формы Кусан и Кус засвидетельствованы в работе Мирзы Мухаммада Хайдара Дуглата XVI века в Чагатае , Тарих-и Рашиди . [ 8 ] Оба названия, а также Кос , Куча , Куджар и т. д. использовались для современного Куча. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Королевство
[ редактировать ]
Долгое время Куча был самым густонаселенным оазисом Таримской котловины. Как центральноазиатский мегаполис, он был частью экономики Шелкового пути и находился в контакте с остальной частью Центральной Азии, включая Согдию и Бактрию , и, следовательно, также с культурами Южной Азии, Ирана и прибрежных районов Китая. [ 9 ]
Основное население Кучи входило в состав древнего населения Таримской котловины, известного как тохарцы , а кучане говорили на индоевропейском языке, известном как кучанско-тохарский . [ 10 ] Тохары связаны с более ранней афанасьевской культурой — населением, произошедшим от древних северных евразийцев . В китайских источниках II века до нашей эры упоминается население усуней с голубыми глазами и рыжими волосами в районе реки Или к северо-западу от Кучи. [ 10 ]
Китайский чиновник и дипломат Чжан Цянь путешествовал по региону на запад, чтобы посетить Среднюю Азию, во 2 веке до нашей эры, остановившись в Куча. Китайские хроники повествуют, что у принцессы Сицзюнь , ханьской принцессы, вышедшей замуж за царя Усуней , была дочь, которую отправили ко двору Хань в 64 г. до н.э., но когда дочь по пути остановилась в Куча, она решила выйти замуж за короля Усуней. Вместо этого Куча. [ 11 ]
Согласно « Книге Хань» (завершенной в 111 г. н.э.), Куча была крупнейшим из «Тридцати шести королевств западных регионов » с населением 81 317 человек, в том числе 21 076 человек, способных носить оружие. [ 12 ] Королевство Куча занимало стратегическое положение на Северном Шелковом пути, что принесло процветание и сделало Куча богатым центром торговли и культуры. [ 13 ]
Разногласия между ханьцами и хунну
[ редактировать ]
Во время Поздней Хань (25–220 гг. Н. Э.) Куча вместе со всей Таримской котловиной стал центром соперничества между хунну на севере и ханьскими китайцами на востоке. [ 15 ] В 74 году нашей эры китайские войска начали брать под свой контроль Таримскую впадину, захватив Турфан . [ 16 ] В первом веке нашей эры Куча сопротивлялся китайцам и объединился с хунну и юэчжи против китайского генерала Бань Чао . [ 17 ] Даже Кушанская империя Куджулы Кадфиса отправила армию в Таримскую котловину, чтобы поддержать Куча, но они отступили после незначительных столкновений. [ 17 ]
Китайское завоевание
[ редактировать ]
В 124 г. Куча официально подчинился китайскому двору, а к 127 г. Китай завоевал всю Таримскую впадину. [ 18 ] Куча стала частью западного протектората китайской династии Хань , а контроль Китая над Шелковым путем способствовал обмену искусством и распространению буддизма из Центральной Азии. [ 19 ] Римлянин Маэс Тициан посетил этот район во 2 веке нашей эры. [ 20 ] как и многочисленные великие буддийские миссионеры, такие как парфянин Ань Шигао , Юэчжи Локаксема и Чжи Цянь или индийский Чжу Шуофу ( 竺朔佛 ). [ 21 ] Около 150 г. н.э. власть Китая на западных территориях ослабла, и Таримский бассейн и его города-государства восстановили независимость. [ 22 ] [ 23 ]
Шелковый путь IV и V веков
[ редактировать ]
Куча стал очень могущественным и богатым в последней четверти IV века н.э., собираясь взять на себя большую часть торговли вдоль Шелкового пути за счет Южного Шелкового пути, который проходил вдоль южного края Таримской впадины . [ 13 ] Согласно « Цзиньшу» , Куча был высоко укреплен, имел великолепный королевский дворец, а также множество буддийских ступ и храмов: [ 27 ]
Повсюду стоят города-крепости, их валы тройные, внутри тысячи буддийских ступ и храмов (...) Царский дворец великолепен, сияет, как райская обитель».
Культура процветала, а индийские санскритские писания переводил кучеанский монах и переводчик Кумараджива (344–413 гг. Н. Э.), который сам был сыном жителя Кашмира и кучеанской матери. [ 13 ] Южные королевства Шаньшань и Королевство Джуши (ныне Турфан и Цзяохэ ) обратились к китайцам за помощью в противодействии Куча и его соседу Карашару . [ 13 ] Китайский генерал Люй Гуан был послан с военными силами императором Фу Цзянем (357–385) из бывшего Цинь (351–394). [ 13 ] Люй Гуан добился капитуляции Карашара и завоевал Куча в 383 году нашей эры. [ 13 ] Люй Гуан упомянул мощные доспехи воинов Куча, разновидность сасанидской кольчуги и ламеллярных доспехов , которые также можно увидеть на росписях Кизильских пещер , как отмечено в биографии китайского генерала Люй Гуана : «Они были искусны в обращении со стрелами и лошадьми, и хорошо обращались с короткими и длинными копьями. Их доспехи были подобны звену цепи, даже если в него выстрелить, [стрела] не может войти». [ 13 ]
Люй Гуан вскоре ушел в отставку, и империя Фу Цзяня распалась против Восточного Цзинь , и он основал княжество в Ганьсу , объединив с собой Кумарадживу. [ 13 ]
6 век
[ редактировать ]
Известно, что послы Куча посетили китайский двор императора Юаня Ляна в его столице Цзинчжоу в 516–520 годах нашей эры, примерно в то же время, что и посольства гепталитов там. Посол из Кучи изображен на «Портретах периодических подношений Ляна» , написанных в 526–539 годах н. э., копия песни Сун XI века, которой сохранилась.
Китайский паломник Сюаньцзан посетил Куча и в 630-х годах довольно подробно описал Куча, и ниже приведены выдержки из его описаний Куча:
Почва пригодна для выращивания риса и зерна... здесь выращивают виноград, гранаты и многочисленные виды слив , груш , персиков и миндаля ... Земля богата минералами - золотом , медью , железом , свинцом и оловом . Воздух мягкий, а нравы людей честные. Стиль письма индийский, с некоторыми отличиями. Они превосходят другие страны в мастерстве игры на лютне и свирели. Они одеваются в декоративные одежды из шелка и вышивки... В этой стране около ста монастырей, в которых обучается пять и более тысяч учеников. Они принадлежат Маленькой Колеснице школы Сарвастивадов . Их учение и правила дисциплины подобны индийским, и те, кто их читает, используют те же оригиналы... Примерно в 40 ли к северу от этого пустынного города на склоне горы близко друг к другу расположены два монастыря... За западными воротами главного города, по правую и левую сторону дороги, стоят вертикальные фигуры Будды высотой около 90 футов. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]

В регионе развился специфический музыкальный стиль, и «кучеанская» музыка приобрела популярность по мере распространения по торговым путям Шелкового пути . Оживленные сцены кучеанской музыки и танцев можно найти в пещерах Кызыл и описаны в трудах Сюаньцзана . «Прекрасные дамы и благодетельницы Кызыла и Кумтуры в своих зауженных корсажах и пышных юбках вспоминают — несмотря на буддийскую тематику, — что на всех остановках Шелкового пути , во всех богатых караванных городах Тарима, Куча был известен как город удовольствий, и в Китае мужчины говорили о его музыкантах, танцовщицах и куртизанках». [ 35 ] Музыка Кучеан была очень популярна в Танском Китае , особенно лютня, которая стала известна по-китайски как пипа . [ 36 ] Например, в коллекции Музея Гиме две фигурки танских музыкантов представляют две преобладающие традиции: одна играет на кучеан- пипе , а другая — на китайском цзегу (барабане в индийском стиле). [ 37 ] Музыка Куча, наряду с другой раннесредневековой музыкой, в тот же период была передана из Китая в Японию и сохранилась там в несколько видоизмененной форме как гагаку или японская придворная музыка. [ 38 ]

7-13 вв.
[ редактировать ]После его завоевания династией Тан в начале VII века, во время кампании императора Тайцзуна против западных регионов , город Куча считался ханьскими китайцами одним из четырех гарнизонов Аньси : «Умиротворенного Запада». [ 39 ] или даже его столица.
В течение нескольких десятилетий господства Тибетской империи , в конце VII века, Куча обычно был, по крайней мере, полунезависимым.
В VIII и IX веках уйгуры все чаще мигрировали в этот район. После разрушения Уйгурского каганата киргизскими войсками в 840 году Куча стал важным центром Уйгурского царства Кочо . [ 40 ]
Обширные руины древней столицы и храма Субаши (кит. Цюци ), заброшенного в 13 веке, лежат в 20 километрах (12 миль) к северу от современного Куча.
Modern Kucha
[ редактировать ]
Фрэнсис Янгхасбенд , проезжавший через оазис в 1887 году во время своего путешествия из Пекина в Индию , описал район как «вероятно» насчитывающий около 60 000 жителей. Современный китайский город имел площадь около 700 квадратных ярдов (590 м2). 2 ) со стеной высотой 25 футов (7,6 м), без бастионов и защиты ворот, но вокруг нее есть ров глубиной около 20 футов (6,1 м). Он был заполнен домами и «несколькими плохими магазинами». «Турецкие дома» доходили до самого края рва, а к юго-востоку от китайского располагались остатки старого города, но большая часть магазинов и домов находилась за его пределами. Примерно в 800 ярдах (730 м) к северу от китайского города находились казармы для 500 солдат из гарнизона, насчитывавшего, по его оценкам, около 1500 человек, вооруженных старыми винтовками Энфилда «с знаком Тауэра». [ 41 ]
Куча теперь является частью Кучи в Синьцзяне . Он разделен на новый город, включающий Народную площадь и транспортный центр, и старый город, где расположены пятничный рынок, остатки прошлой городской стены и кладбища. Помимо сельского хозяйства, город также производит цемент , ковры и другие предметы домашнего обихода на своих местных заводах. [ нужна ссылка ]
Археологические исследования
[ редактировать ]В регионе есть несколько значительных археологических памятников, которые были исследованы третьей (1905–1907, под руководством Альберта Грюнведеля ) и четвертой (1913–1914, под руководством Альберта фон Ле Кока ) немецкими Турфанскими экспедициями . [ 42 ] [ 43 ] В непосредственной близости находятся пещеры Ачик-Илек и Субаши.
Куча и буддизм
[ редактировать ]
Куча был важным буддийским центром с античности до позднего средневековья. Буддизм был привнесен в Куча до конца I века, однако только в IV веке королевство стало крупным центром буддизма . [ 44 ] в первую очередь Сарвастивада , но, в конечном итоге, и буддизм Махаяны в уйгурский период. В этом отношении оно отличалось от Хотана , царства Махаяны на южной стороне пустыни.
Согласно « Книге Цзинь» , в третьем веке в Куча насчитывалось около тысячи буддийских ступ и храмов. В это время кучанские монахи начали путешествовать по Китаю. В четвертом веке наблюдался дальнейший рост буддизма в королевстве. Говорят, что дворец напоминал буддийский монастырь с вырезанными из камня Буддами, а монастырей вокруг города было множество.
Куча хорошо известен как дом великого монаха-переводчика V века Кумарадживы (344–413).
Монахи
[ редактировать ]Po-Yen
[ редактировать ]Монах из королевской семьи, известный как Боян, путешествовал в китайскую столицу Лоян с 256 по 260 год. В 258 году он перевел шесть буддийских текстов на китайский язык в знаменитом китайском храме Белой Лошади , в том числе « Длинную Сукхавативьюха-сутру» , важную сутру в Чистой Земле. Буддизм . [ нужна ссылка ]
После Шримитры
[ редактировать ]По-Шримитра был еще одним кучеанским монахом, который путешествовал по Китаю с 307 по 312 год и перевел три буддийских текста.
Po-Yen
[ редактировать ]Второй кучеанский буддийский монах, известный как По-Йен, также отправился в Лянчжоу (современный Увэй, Ганьсу , Китай ) и, как говорят, пользовался большим уважением, хотя неизвестно, что он переводил какие-либо тексты.
Тохарские языки
[ редактировать ]Языком Кучи, о чем свидетельствуют сохранившиеся рукописи и надписи, был кушинне (кушине), также известный как тохарский B или западно-тохарский, индоевропейский язык. Позднее, под господством уйгуров, Королевство Куча постепенно стало тюркоязычным . Кушинне был полностью забыт до начала 20 века, когда в различных местах Таримской котловины были обнаружены надписи и документы на двух родственных (но взаимно непонятных) языках. И наоборот, тохарский А, или Арши, был родным для региона Турфан (известный позже как Турфан) и Агни (Карашахар; Карашар), хотя Кушишше там, по-видимому, также говорили на языке .
написаны среднеазиатским шрифтом брахми , обычно используемым для индоиранских языков Хотя тохарские языки (как они стали известны современным ученым) , они принадлежат к группе кентум индоевропейских языков, которые в остальном являются родными для Южной и Западной Европы . Точная датировка известных тохарских текстов оспаривается, но они были написаны примерно в VI-VIII веках нашей эры (хотя носители тохарского языка, должно быть, прибыли в этот регион намного раньше). Оба языка вымерли примерно до 1000 г. н.э. Ученые все еще пытаются составить более полную картину этих языков, их происхождения, истории и связей и т. д. [ 45 ]
Соседи
[ редактировать ]Королевство граничило с Аксу и Кашгаром на западе и с Карашаром и Турфаном на востоке. За пустыней Такла-Макан на юге находился Хотан.
Куча и Кизильские пещеры
[ редактировать ]Кизильские пещеры расположены примерно в 70 километрах (43 милях) к северо-западу от Кучи и были включены в состав богатого королевства Куча четвертого века. Пещеры утверждают, что происходят от королевской семьи древней Кучи, в частности, согласно местной легенде, связанной с принцессой Заоэрхан, дочерью короля Кучи. На охоте принцесса встретила и полюбила местного каменщика . Когда каменщик обратился к королю с просьбой разрешить жениться на принцессе, король был потрясен и яростно выступил против союза. Он сказал молодому человеку, что не даст разрешения, пока каменщик не вырубит 1000 пещер в местных холмах. Решительный, каменщик отправился в холмы и начал резать, чтобы проявить себя перед королем. Проработав три года 999 пещер, он умер от утомления от работы. Обезумевшая принцесса нашла его тело и горевала до смерти, и теперь ее слезы, как говорят, превратились в потоки водопадов, стекающих по некоторым скалам пещеры. [ 46 ]
Чеканка монет
[ редактировать ]
Примерно с третьего или четвертого века Куча начал производство У Чжу (五銖), денежных монет вдохновленных миниатюрными и обесцененными монетами У Чжу эпохи после династии Хань в истории Китая . Весьма вероятно, что наличные монеты, произведенные в Куча, появились раньше Кайюань Тунбао (開元通寳) и что местное производство монет прекратилось где-то после 621 года, когда выпуск наличных монет У Чжу был прекращен в самом Китае . [ 47 ] Чеканка Куча включает в себя «двуязычную монету У Чжу Хань Цю» (漢龜二體五銖錢, han qiū èr tǐ wǔ zhū qián ), на которой есть еще нерасшифрованный текст, принадлежащий языку, на котором говорят в Куча. [ 48 ] [ 49 ]
Хронология
[ редактировать ]- 630: Сюаньцзан посетил королевство.
Правители
[ редактировать ](Имена даны в современном китайском произношении, основанном на древних китайских записях)
- Хонг 16
- Ченг Де 36
- Цзе Ло 46
- Шэнь Ду (身毒) 50
- Цзян Бинь 72
- Цзянь (построено) 73
- Ю Лидуо 76
- Бай Ба 91
- Бай Ин (白英) 110–127

- Бай Шань 280
- Лун Хуэй (龙会) 326
- Бай Чунь (белый чистый) 349
- Бай Чжэнь 382
- Нируимо Жунашен (Niruimo Zhunashen) 521
- Бай Суниди (白素奥) 562
- Анандаварман?
- Тоттика (ок. 550–600)
- Суварнапушпа (白 Суварбо Бай Суфабокуай ) 600–625 [ 50 ]
- Суварнадева ( Бай Суфади ) 625-645 гг. [ 50 ]
- Харипуспа (Бай Хелибусиби ) 647 [ 50 ]
- Бай Еху 648
- Бай Хелибусиби 650
- Бай Суджи 659
- Ян Тианди (Yan Tiandie) 678
- Бай Моби 708
- Бай Сяоцзе (Белый Сяоцзе) 719
- Бай Хуань (白环) 731–789 / Генерал Тан - Го Синь 789?
См. также
[ редактировать ]- Ci поэзия
- Kushan Empire
- Нумизматика Шелкового пути
- Передача буддизма по Шелковому пути
- Субаши (затерянный город)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История буддийского общения между Китаем и Индией» . Архивировано из оригинала 03 марта 2016 г. Проверено 20 марта 2011 г.
- ^ Беквит 2009 , с. 381, n=28.
- ^ Jump up to: а б с Элиас (1895), с. 124, нет. 1. [ нужна полная цитата ]
- ^ Хилл 2015 , Том. я, с. 121, примечание 1.30.
- ^ Беквит 1993 , с. 50.
- ^ Юаньши , гл. 12, л. 5а, 7а. [ нужна полная цитата ]
- ^ Беквит 1993 , с. 53.
- ^ см . Элиас и Росс, Тарих-и-Рашиди , в указателе, св Кучар и Кусан : «Одна мс [Тарих -и-Рашиди ] читает Кус / Кусан .
- ^ Беквит 2009 , с. XIX и далее.
- ^ Jump up to: а б Гросет 1970 , с. 40.
- ^ Уилсон, Эндрю; Боуман, Алан (27 октября 2017 г.). Торговля, коммерция и государство в римском мире . Издательство Оксфордского университета. п. 452. ИСБН 978-0-19-250796-9 .
- ^ Хульсеве 1979 , с. 163, н. 506.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Баумер, Кристоф (18 апреля 2018 г.). История Средней Азии, The: 4-х томник . Издательство Блумсбери. стр. 158 и далее. ISBN 978-1-83860-868-2 .
- ^ Ри, Мэрилин Мартин (15 июля 2019 г.). Раннее буддийское искусство Китая и Центральной Азии, том 2 Период Восточного Чина и Шестнадцати царств в Китае и Тумшук, Куча и Карашар в Центральной Азии . БРИЛЛ. стр. 651 и далее. ISBN 978-90-04-39186-4 .
- ^ Груссе 1970 , с. 40-47.
- ^ Груссе 1970 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Гросет 1970 , с. 45-46.
- ^ Груссе 1970 , с. 48.
- ^ Гросет 1970 , стр. 47-48.
- ^ Груссе 1970 , с. 40, 48.
- ^ Груссе 1970 , стр. 49 и далее .
- ^ Хансен 2012 , с. 66.
- ^ Миллуорд 2007 , стр. 22–24.
- ^ Древние буддийские культовые места в Китайском Туркестане: т. 1 . стр. 87 и след./с. 93 (Цветное изображение).
- ^ Грюнведель, Альберт (1920). Альт-Кутча . стр. 251 и далее (Doppeltafel Tafel I, II – Рис. 1, Рис. 2) – через Национальный институт информатики – Проект «Цифровой шелковый путь»: Цифровой архив редких книг Тойо Бунко. Также черно-белая фотография 1912 года .
- ^ Зин, Моника (2015). «Дело о «Перекрашенной пещере» (Кизил, пещера 117)» . Индо-Азиатский журнал . 19:23 – через docplayer.org.
- ^ Пури, Байдж Натх (1987). Буддизм в Средней Азии . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 80.ISBN 978-81-208-0372-5 .
- ^ Обычный город представляет собой трехэтажный город с тысячами пагод и храмов в центре... Королевский дворец великолепен и похож на божественную резиденцию. на счету Кучи в «Книга Джина/Том 097 . zh.wikisource.org »
- ^ Дэниел С. Во. «Куча и Кизильские пещеры» . Шелковый путь Сиэтл . Университет Вашингтона.
- ^ Бил, Сэмюэл (2000). Си-ю-ки: Буддийские записи западного мира: перевод с китайского Хиуэн Цзяна (629 г. н.э.) . Психология Пресс. стр. 19–20. ISBN 978-0-415-24469-5 .
- ^ « Цюй Чжиго» в западных регионах династии Тан/01 — Wikisource, бесплатная библиотека . zh.m.wikisource.org »
- ^ «Коллекция росписей Грота Кизил в Эрмитаже в России» Ссылки www.sohu.com (на китайском языке). BDce-888, 889, MIK III 8875, сейчас находится в Эрмитаже.
- ^ Ялдиз, Марианна (1987). Археология и история искусства китайской Центральной Азии (Синьцзян) (на немецком языке). Блестящий. п. xv Изображение 16. ISBN 978-90-04-07877-2 .
- ^ Гхош, Раджешвари (2008). Кызыл на Шелковом пути: перекресток торговли и встречи умов . Публикации Марга. п. 127, примечание 22. ISBN. 978-81-85026-85-5 .
Изображения доноров в пещере 17 видны в двух фрагментах с номерами МИК 8875 и МИК 8876. Человек с нимбом может быть идентифицирован как царь Кучи.
- ^ Груссе 1970 , с. 98.
- ^ Шафер 1963 , с. 52.
- ^ Уитфилд 2004 , с. 254-255.
- ^ Пикен 1997 , с. 86.
- ^ Беквит 1993 , с. 198.
- ^ Беквит 2009 , с. 157 и далее.
- ^ Янгхасбенд 1904 , с. 152.
- ^ Ле Кок, Альберт (1922–1933). Буддизм поздней античности в Средней Азии. Результаты Кгл. Прусские Турфанские экспедиции . Берлин.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Немецкие коллекции» . Международный Дуньхуанский проект. Архивировано из оригинала 8 февраля 2006 г. Проверено 23 октября 2012 г.
- ^ Басуэлл, Роберт младший ; Лопес, Дональд С. мл. , ред. (2013). «Куча» в Принстонском словаре буддизма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 449. ИСБН 9780691157863 .
- ^ Мэллори и Мэйр 2008 , стр. 270–296, 333–334.
- ^ Ондржей Климеш (2004). «СИНЬЦЗЯНСКИЕ ЛИТЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА В КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ НАПРСТЕК, ПРАГА» (PDF) . Летопись музея Напрстека . 25 : 109–122. Архивировано из оригинала (PDF) 28 августа 2018 г. Проверено 28 августа 2018 г.
- ^ Владимир Беляев (11 февраля 2002 г.). «Синьцзян, Королевство Цюцзы – двуязычные денежные монеты» . Шарм.ру. Проверено 25 августа 2018 г.
- ^ Гэри Ашкенази (16 ноября 2016 г.). «Китайские монеты – 中國錢幣 § Королевство Цюци (I–VII вв.)» . Первобытный поход . Архивировано из оригинала 01 сентября 2018 г. Проверено 1 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Пейро, Майкл (2008). Вариации и изменения в тохарском языке Б. ОЧКИ. стр. 196, 199–200. ISBN 978-90-04-35821-8 .
Библиография
[ редактировать ]- Беквит, Кристофер (1993) [1987]. Тибетская империя в Центральной Азии: история борьбы за великую державу среди тибетцев, турок, арабов и китайцев в раннем средневековье (переиздание). Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02469-3 .
- Беквит, Кристофер И. (2009). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-13589-2 .
- Груссе, Рене (1970). Степная империя: История Центральной Азии . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-1304-1 . Гугл Книги
- Хансен, Валери (2012). Шелковый путь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-195-15931-8 .
- Хилл, Джон Эдвард (2015). Через Нефритовые ворота – Китай в Рим. Исследование Шелкового пути 1-2 веков нашей эры. Том. Я. Норт-Чарльстон , Южная Каролина: CreateSpace. С. 121–125, прим. 1.30. ISBN 978-1500696702 .
- Хулсеве, Энтони Франсуа Паулюс Хулсеве (1979). Китай в Центральной Азии: Ранний этап: 125 г. до н.э. – 23 г. н.э.; Аннотированный перевод. глав 61 и 96 «Истории бывшей династии Хань». С вступлением. от MANLoewe . Архив Брилла. ISBN 90-04-05884-2 .
- Мэллори, Япония ; Майр, Виктор Х. (2008). Таримские мумии: Древний Китай и тайна древнейших народов Запада . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-28372-1 .
- Миллуорд, Джеймс А. (2007). Евразийский перекресток: история Синьцзяна . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-13924-3 .
- Пикен, Лоуренс (1997). Музыка при дворе Тан (PDF) . Том. 7. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-62100-7 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2020 г. Проверено 14 июня 2012 г.
- Шафер, Эдвард Х. (1963). Золотые персики Самарканда: исследование танской экзотики . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-05462-2 .
- Трединник, Джереми; Баумер, Кристоф; Бонавиа, Джуди (2012). Синьцзян: Центральная Азия Китая . Одиссея. ISBN 978-962-217-790-1 .
- Уитфилд, Сьюзен (2004). Шелковый путь: торговля, путешествия, война и вера . Serindia Publications, Inc. ISBN 978-1-932476-13-2 .
- Янгхасбэнд, Фрэнсис (1904). Сердце континента: рассказ о путешествиях по Маньчжурии, через пустыню Гоби, через Гималаи, Памир и Хунзу, 1884–1894 гг . Скрибнер.
Первоисточники
[ редактировать ]- Книга Хань
- Книга Поздней Хань
- Книга Джина
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Silk Road Seattle - Вашингтонский университет (веб-сайт Silk Road Seattle содержит множество полезных ресурсов, включая ряд полнотекстовых исторических работ)
- Kucha at Google Maps