Суварнапушпа
Суварнапушпа | |
---|---|
Правитель тохаров , царь Кучи | |
Царствование | 600-625 |
Предшественник | Сунида |
Преемник | Суварнадева |
Суварнапушпа ( санскрит : 𑀲𑀼𑀯𑀭𑁆𑀡𑀧𑀼𑀱𑁆𑀧 , букв. «Золотой цветок», Сварнабуспе на тохарском языке, или напрямую переводится как Исаша Пьяпё «Золотой цветок») [1] был королем в бассейне Тарима города-государства Куча с 600 по 625 год. На буддийском гибридном санскрите (BHS) он был известен как Кучишвара Суварнапушпа «Суварнапушпа, господин Кучи». [2] На китайском языке он был известен как Бай Суфабоджуэ ( 白蘇伐勃駃 , приставка «白» означает «белый», возможно, указывая на светлый цвет лица кучеанцев). [3] [4] когда он отправил посольство ко двору династии Тан в 618 году н.э., признав вассальное положение. [5] [6] [7]
Эпиграфия
[ редактировать ]Суварнапушпа изображен со своей царицей в пещере 69 пещер Кизил , с надписью шрифтом брахми на его нимбе: [5]
«Храм, построенный в пользу Суварнапуспы его сыном»
— Надпись в пещере 69. [5]
Известно, что Суварнапуша правил между 600 и 625 годами, а трое его сыновей умерли до 647 года нашей эры, согласно китайским источникам. [5] [8] [9]
Посещение Сюаньцзана
[ редактировать ]Когда он посетил Куча в 630 году нашей эры, китайский монах Сюаньцзан получил благосклонность Суварна-дева (кит. 白蘇伐疊 Бай Суфадие , правил 625-645 годы нашей эры), сына и преемника Суварна-пушпы и царя Кучи. [6]
Сюаньцзан подробно описал характеристики Куча ( Цюй Чжиго в «Очерке династии Тан в западных регионах») и, вероятно, посетил Кызыл: [10] [11]
1) «Стиль письма индийский, с некоторыми отличиями»
2) «Они одеваются в декоративные одежды из шелка и вышивки. Они стригут волосы и носят струящееся покрывало (на голову)»
3) «Царь — кучеанской расы» [12]
4) «В этой стране около ста монастырей (сангхарамов) с пятью тысячами и более учеников. Они принадлежат Малой Колеснице школы Сарвастивадов ( Шво-йих-цай-ю-по). Их учение ( учение сутр) и их правила дисциплины (принципы Винайи) подобны индийским, и те, кто их читает, используют те же (оригиналы)».
5) «Примерно в 40 ли к северу от этого пустынного города на склоне горы расположены близко друг к другу два монастыря». [13]
Эти события произошли незадолго до кампании Тан против Кучи в 648 году нашей эры. [6]
Суварнадева известен по надписи, в которой он назван по-тохарски «Сварнатепе»: [14] [1]
[ika]ṃ do kṣuṃntsa piṅkce [meṃ]ne • [i]
на 21-м году, на 5-м месяце…
oroccepi lānte swarnatepi kṣ(u)ṃ[n](e)
a3 [r]e [ā]k(ṣ)a •в год великого царя Сварнатепе. [14]
Харипуспа был сыном и преемником Саварнадевы. [15]
Пещера 69 в Кизил
[ редактировать ]Суварнапушпа изображен со своей царицей в пещере 69 пещер Кизил , с надписью шрифтом брахми на его нимбе. [5]
- Ваджрапани , Пещера 69, Кизил
- Пещера 69, люнет над входной дверью: Будда проповедует в Сарнатхе в сопровождении короля Суварнапусы и его королевы.
- Король Суварнапуспа и его царица в пещере 69 (датируется 600-647 гг. н.э. согласно китайским источникам). [16]
Источники
[ редактировать ]- Груссе, Рене (1970). Степная империя: История Центральной Азии . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-1304-1 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кляйн, Джаред; Джозеф, Брайан; Фриц, Матиас (23 октября 2017 г.). Справочник сравнительного и исторического индоевропейского языкознания: Международный справочник . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 1090. ИСБН 978-3-11-052175-7 .
- ^ «Словарь тохарского языка Б» . www.win.tue.nl.
- ^ Пейро, Микаэль (январь 2008 г.). Вариация и изменение тохарского Б. БРИЛЛ. п. 199. ИСБН 978-90-04-35821-8 .
- ^ Пури, Байдж Натх (1987). Буддизм в Средней Азии . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 79.ISBN 978-81-208-0372-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «На люнете передней стены нарисована сцена проповеди Будды в Оленьем парке. Слева от Будды изображены король и его жена; на нимбе короля начертано посвящение, которое было интерпретировано Пино в его статье 1994 года «Храм, построенный в пользу Суварнапусы его сыном» (этот материал упоминается в Кезье сику нэйронг зонглу, стр. 2). Из китайских исторических источников известно, что этот король правил между 600 и 625 годы, а трое его сыновей умерли до 647 года: на сегодняшний день это самая точная датировка пещеры» в Виньято, Джузеппе (2006). «Археологическое обследование Кызыла: его группы пещер, районы, хронология и буддийские школы» . Восток и Запад . 56 (4): 405, примечание 71. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757697 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гросет 1970 , с. 99.
- ^ «В 618 году король Кука, чье китайское имя было Суварна пушпа (санскрит Суварна пушпа, что означает золотой цветок), выразил свое подчинение императору Чангу из династии Суй». Груссе, . Рене стр. 138.
- ^ Надпись переведена на китайский язык «Сын построил храм заслугам Суварны Боши» в Хо, Сюйчу (2014). Художественная модель гротов Кызыла и ее внешнее воздействие, на английском языке в Турфане: первое столетие исследований искусства и культуры Шелкового пути в Берлине: Реймер.
- ^ Чжу, Тяньшу (2007). БУДДЫ И БОДХИСАТВЫ: ЭМАНАТОРЫ И ЭМАНАТЫ В БУДДИЙСКОМ ИСКУССТВЕ ГАНДХАРЫ, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И КИТАЯ . п. 399.
- ^ Бил, Сэмюэл (2000). Си-ю-ки: Буддийские записи западного мира: перевод с китайского Хиуэн Цзяна (629 г. н.э.) . Психология Пресс. п. 19. ISBN 978-0-415-24469-5 . , также доступно в: «Королевство Кью-чи (Куча или Кучэ) [Глава 2]» . www.wisdomlib.org . 27 июня 2018 г. Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ « Цюй Чжиго» в западных регионах династии Тан/01 — Wikisource, бесплатная библиотека . zh.m.wikisource.org »
- ^ "Ван Цюй Чжи Чжун Е" в « Цюй Чжиго» в западных регионах династии Тан/01 — Wikisource, бесплатная библиотека . zh.m.wikisource.org »
- ^ Во, Дэниел (историк, Вашингтонский университет). «Кизил» . depts.washington.edu . Вашингтонский университет . Проверено 30 декабря 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Карлинг, Герд (Университет Георга Августа, Геттинген). «Тохарский (с.16)» (PDF) .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Пейро, Микаэль (январь 2008 г.). Вариация и изменение тохарского Б. БРИЛЛ. п. 169. ИСБН 978-90-04-35821-8 .
- ^ Чжу, Тяньшу (2007). БУДДЫ И БОДХИСАТВЫ: ЭМАНАТОРЫ И ЭМАНАТЫ В БУДДИЙСКОМ ИСКУССТВЕ ГАНДХАРЫ, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И КИТАЯ . п. 439.