Адур-Анахид
Адур-Анахид ( среднеперсидский : 𐭠𐭲𐭲𐭲𐭲 𐭦𐭩 𐭲𐭲𐭲𐭲𐭩𐭲 ) была высокопоставленной иранской дворянкой III века из королевской сасанидской семьи, носившей титул Королевы Королев ( банбишнан банбишн ). Она была дочерью второго сасанидского царей Ирана ) царя Шапура I ( годы правления 240–270 .
Имя
[ редактировать ]Ее имя, скорее всего, представляет собой сочетание слова адур («огонь») и имени иранской богини Анахиты . [1] Первоначально считалось, что ее имя означает «Огонь Анахиты», но теперь ее имя означает «Огонь и Анахита». [1]
Биография
[ редактировать ]Адур-Анахид была дочерью второго сасанидского царей Ирана ) царя Шапура I ( годы правления 240–270 . [1] Она дважды упоминается в надписи на стене Кааба -е Зартошт в Накше-Ростаме недалеко от Персеполя на юге Ирана, которую Шапур I создал в ок. 262 . [2] [1] В первом абзаце Шапур I утверждает, что приказал разжечь костры для своей дочери Адур-Анахид и трех своих сыновей, Хормизда , Шапура и Нарсеха . [1] [3] [а] Огонь, установленный для Адур-Анахида, назывался Хусрав-Адур-Анахид. [5] Во втором абзаце Шапур I утверждает, что наградил Адур-Анахида вместе с принцами и другими высокопоставленными членами двора, приказав принести жертвы от их имени. [1] [3] Адур-Анахид упоминается под титулом Королевы Королев ( банбишнан банбишн ). В надписи [6] [1]
Немецкий зороастризма иранолог Вальтер Хинц предположил, что Адур-Анахид была супругой ее отца Шапура I, демонстрируя практику , или хведода браков близких родственников. [1] Однако против этого выступают другие ученые, которые пришли к выводу, что титул членов королевской семьи отражает их социальный статус, а не семейный статус. [1] [3] Титул «Царица» носили все женщины королевской сасанидской семьи, включая дочерей и сестер царя, а также супругов сасанидских князей. [3] Таким образом, титул Адур-Анахид продемонстрировал ее статус самой высокопоставленной женщины при дворе. [3] [1] Нет никаких предположений, что она практиковала кведоду вместе со своим отцом. [1] По словам современного историка Марии Брозиус, «Анализ письменных свидетельств сасанидского периода не позволяет сделать вывод о том, что сасанидские цари одобряли кровосмесительные браки». [3]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ У Адур-Анахида также было двое других братьев и сестер по имени Шапурдухтак и Бахрам . [3] [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Жиньу 1983 , с. 472.
- ^ Рэпп 2014 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Брозиус 2000 .
- ^ Шахбази 1988 , стр. 514–522.
- ^ Спофорт 2007 , с. 63.
- ^ Сундерманн 1988 , стр. 678–679.
Источники
[ редактировать ]- Брозиус, Мария (2000). «Женщины i. В доисламской Персии» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Жиньу, доктор философии (1983). «Адур-Анахид» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том I/5: Адат – Афганистан . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-71009-094-2 .
- Рэпп, Стивен Х. (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Рутледж. ISBN 978-1472425522 .
- Шахбази, А. Шапур (1988). «Бахрам I » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том III/5: Вера Бахаи III – племя Бахтиари II . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 514–522. ISBN 978-0-71009-117-8 .
- Спофорт, AJS (2007). Двор и придворное общество в древних монархиях . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139466639 .
- Сундерманн, В. (1988). «Банбишн» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том III/7: Банан – Бардесанес . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 678–679. ISBN 978-0-71009-119-2 .