Амеша Спента
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
Религиозный портал |
В зороастризме Амеша Спента ( авестийский : 𐬀𐬨𐬆𐬱𐬀⸱𐬯𐬞𐬆𐬧𐬙𐬀 , латинизированное: Aməša Spəṇta — буквально «Бессмертный (то есть) святой/щедрый/дающий») представляет собой класс семи божественных сущностей, исходящих от Ахуры. Мазда , высшее божество религии . [1] [а] Более поздние среднеперсидские варианты этого термина включают сокращение «Амешаспанд», а также специфически зороастрийские «Махраспанд» и «Амахраспанд».
Как божественные сущности
[ редактировать ]Значительно более распространенным, чем неспецифическое значение Амеша Спента (см. ниже ), является ограничительное использование этого термина для обозначения семи великих божественных сущностей, исходящих от Ахура Мазды . [1] В зороастрийской традиции это первые семь эманаций нетварного творца, посредством которых совершалось все последующее творение. Это фундаментальное учение лишь упоминается в Авесте , но систематически описывается в более поздних текстах на среднеперсидском языке, в частности в « Бундахишне» , [2] произведение XI или XII веков, описывающее зороастрийскую космологию. [ сломанный якорь ] .
Выражение Амеша Спента не встречается в Гатах , но «вероятно, оно было придумано самим Зороастром . Спента — характерное слово его откровения, означающее содействие, усиление, щедрость, святость ». [1] [а] Самый старый засвидетельствованный [3] использование этого термина находится в части Ясны Хаптангаити. [4] и в котором два элемента имени встречаются в обратном порядке, то есть как Спента Амеша . Как и все другие стихи Ясны Хаптангаити , Ясна 39.3 также написана на гатском авестийском языке и примерно того же возраста, что и гимны, приписываемые самому Зороастру.
Гатское имя | Примерное значение |
---|---|
Спəṇта Майню (𐬯𐬞𐬆𐬧𐬙𐬀 𐬨𐬀𐬌𐬥𐬌𐬌𐬎) [6] | Святой/Творческий Дух/Менталитет |
[ Воху ] Манах ([𐬬𐬊𐬵𐬎] 𐬨𐬀𐬥𐬀𐬵) | [Хорошая] Цель |
Аша [ Вахишта ] (𐬀𐬴𐬀 [𐬬𐬀𐬵𐬌𐬱𐬙𐬀]) | [Лучшее] Истина/Праведность |
Xšaθra [ Ваирья ] (𐬑𐬱𐬀𐬚𐬭𐬀 [𐬬𐬀𐬌𐬭𐬌𐬌𐬀]) | [Желательно] Доминион |
[ Spəṇta ] Дармаити ([𐬯𐬞𐬆𐬧𐬙𐬀] 𐬁𐬭𐬨𐬀𐬌𐬙𐬌) | [Святое] Преданность |
Хаурватат (𐬵𐬀𐬎𐬭𐬬𐬀𐬙𐬁𐬙) | Целостность |
Amərətāt (𐬀𐬨𐬆𐬭𐬆𐬙𐬁𐬙) | Бессмертие |
Атрибуты воху «хороший», вахишта «лучший», вайрья «желательный» и седда «святой» не всегда присутствуют в древнейших текстах. Если они вообще появляются, то не обязательно появляются непосредственно рядом с существительным. [б] Но в более поздней традиции эти прилагательные являются неотъемлемой частью самих имен.
В то время как Воху Манах , Аша Вахишта и Кшаора Вайрья всегда имеют средний род в авестийской грамматике; в традиции они считаются мужскими. Армаити , Хаурватат и Амэрэтат неизменно женского рода.
В Гатах каждая Амеша Спента представляет собой хорошее моральное качество, к обретению которого должны стремиться смертные. Таким образом, доктрина великой семерки заключается в том, что посредством хороших мыслей, слов и дел каждый человек должен стремиться ассимилировать в себе качества Амеша Спенты.
У каждого из семи есть противоположный аналог, а пяти из семи уже присвоен один в Гатах: [7] аша/арта- (истина) противопоставляется друдж- (обману, лжи), спанта-майнью - ангра-майнью, воху-манах противопоставляется ака-манах- , xšaθra- - душее-xšaθra- , а армаити- - тарамаити- . Не очевидно в Гатах и впервые появляется в Младшей Авесте. [8] являются оппозициями хаурватат- (целостности) таршна- (жажде) и амəрəтат- (жизни) шуд- (голоду). Эти последние назначения отражают отождествление Хаурватата с водой и отождествление Амеретата с растениями.
В Гатах аша/арта является наиболее очевидным из семи, а также наиболее часто ассоциируется с мудростью ( мазда- ). В 238 стихах этих гимнов аша-/арта- встречается 157 раз. Из других понятий почти так же часто встречается только вохуманах- (136 раз). Для сравнения, остальные четыре великого секстета появляются всего 121 раз: xšaθra- : 56 раз; Армаити- : 40; amərətāt- : 14; хаурватат- : 11 раз. [7]
В контексте зороастрийской космологии группа Амеша Спента расширена за счет включения Ахура Мазды , представленного (или вместе с) Спента Майнью , который является инструментом или «активным принципом» акта творения. [9] [10] Именно через эту «Щедрую Силу», «Творческую Эманацию» или «Святой Дух» Ахура Мазда имманентно присущ человечеству. [11] и как Творец взаимодействует с миром. [12]
Доктрина также имеет физическое измерение: каждая гептада связана с одним из семи творений, которые в древней философии были основой вселенной. Систематическая ассоциация присутствует только в более поздних среднеперсидских текстах, где каждый из семи указан со своим «особым доменом»: [1] [9]
Гатское имя | Среднеперсидский | Новый персидский | Систематическая ассоциация |
---|---|---|---|
Спента-Майнью | людей и хранитель всего | ||
Воху Манах | Вахман | Бахман | крупного рогатого скота (и всех животных) |
Аша Вахиста | Ардвахист | Урдибихишт | огня (и всех других светил) |
Xšaθra Вайрья | Шахревар | Шахривар | металлов (и минералов) |
Спента Армаити | Нерестовая еда | Эсфанд/Эспан | земли |
Хаурватат | Хордад | Глухота | воды |
Эмирейтс | Сегодня | Мурдад | растений |
В Гатах Кшаора [ Вайрья ] не имеет ассоциации с конкретным творением, и только в более поздних текстах этот Амеша Спента считается хранителем металлов. Эта аномалия объясняется в современной науке тем, что в космогонии каменного века небо считалось первым из творений (и считалось, что оно сделано из камня), а металлу среди творений нет места ( Бронзовые и Железные Века были еще впереди). Это также отражено в откровении Зороастра, где небо «из самого твердого камня». [13] Позже, с появлением бронзовых, а затем и железных инструментов, это небо превратилось в кристалл, который считался одновременно каменным и металлическим. [14] Со временем ассоциация Xšaθra с каменным небосводом затмилась ассоциацией с металлическим небом, а затем и с металлами вообще.
В неспецифическом использовании
[ редактировать ]В неспецифическом использовании термин Амеша Спента обозначает всех божеств, которые способствовали или укрепляли творение, а также всех щедрых и святых. Сюда входят не только Ахура Гатах (термин, который в также используется во множественном числе, но включает только Ахура Мазды имя ), но также и все другие божества, о которых упоминаются в этих текстах. В этом неспецифическом смысле слова Амеша Спента эквивалентен термину язата .
Неспецифическое использование встречается значительно реже, чем использование этого термина для обозначения великих божественных сущностей (см. Выше ). Неспецифическое использование особенно очевидно в текстах зороастрийской традиции 9-14 веков, но в самой Авесте есть также случаи, когда оно используется таким образом. в Ясне Например, 1.2 язата Атар объявлен «самым активным из Амеша Спентас». Даже в современном зороастризме этот термин часто используется для обозначения тридцати трех божеств, которым либо посвящено имя дня в зороастрийском календаре , либо есть Яшт посвященный им (или и то, и другое).
Это общее, неспецифическое значение термина Амеша Спента также имеет эквивалент в ведическом санскрите Вишве Амритас , который является собирательным термином для всех сверхъестественных существ (буквально: «все бессмертные»).
Доктрина
[ редактировать ]Доктрина Амеша Спента через их связь с творением объединяет эфирные и духовные концепции с материальными и проявленными объектами в «уникально зороастрийском» учении. [1] образом: не только как абстрактные «аспекты» Ахура Мазды, но и сами достойные почтения и персонифицированные или представленные во всех материальных вещах.
Отношения между Ахура Маздой и Амеша Спента весьма тонкие. В Ясне 31.11 Гат говорится, что Ахура Мазда создал вселенную своей «мыслью». В других отрывках, таких как Ясна 45.4, он описывается как метафорический «отец» личности Амеша Спента, что, хотя и образно, предполагает семейную близость. В частности, отношения между Ахура Маздой и Спента-Майнью многогранны и сложны, и «так же трудно поддаются определению, как отношения Яхве и Святого Духа в иудаизме и христианстве». [15]
Почитание Амеша Спента в живом мире все еще присутствует в современной зороастрийской традиции и проявляется в каждой религиозной церемонии, когда каждый из Амеша Спента явно представлен предметами, хранителями которых они являются. Кроме того, первые семь дней месяца зороастрийского календаря посвящены великой гептаде и творению, признавая превосходство Амеша Спента и тем самым обеспечивая внедрение их доктрины.
Этический и онтологический дуализм в одной и той же сущности «объясняет трудности, которые некоторые аспекты доктрины представляют для западных ученых». [1] Почитание Амеша Спента и Язатов часто подвергалось нападкам со стороны незороастрийских источников из-за его многобожия не только в наше время, но и в эпоху Сасанидов . Хотя «поклонение элементам» неоднократно обвинялось в IV и V веках, [16] Христианские миссионеры (такие как Джон Уилсон [17] ) в 19-м веке Индия специально нацеливалась на имманентность Амеша Спента как на свидетельство (по их мнению) зороастрийской политеистической традиции, достойной нападок. [18] [19]
Частой мишенью критики было зороастрийское кредо, в котором его приверженец заявляет: «Я заявляю, что являюсь поклонником Мазды, последователем учения Зороастра... тем, кто восхваляет и почитает Амешу Спенту» (Фраваране , Ясна 12.1 ) . ). Некоторые современные зороастрийские богословы, особенно те, кто принадлежит к реформистской школе мысли, полагают, что эфирный дух и физическое проявление неотделимы ни в каком смысле и что почитание творений Ахура Мазды в конечном итоге является поклонением Создателю. [16]
Во второй половине XIX века Мартин Хауг предложил [20] что сам Зороастр рассматривал Амеша Спенту как просто философские абстракции и что персонификация гептады на самом деле была более поздним искажением. Парсы Бомбея с благодарностью приняли предпосылку Хауга в качестве защиты от христианских миссионеров и впоследствии распространили эту идею как парсийскую интерпретацию, которая подтвердила теорию Хауга. Принцип «продолжающегося монотеизма» в конечном итоге стал настолько популярным, что теперь почти повсеместно принят в качестве доктрины. [15] [18] [19]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Существительное - амеша , «бессмертный», от отрицательного префикса а + *мер (протоиндоевропейский: «смерть»), а прилагательное, « содействующее , укрепляющее, щедрое, святое», является его определителем.
- ^ Это также верно для всех других соединений, включая [Ахура] Мазду; только в Младшей Авесте они однозначно идентифицируются как имена собственные.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Бойс, Мэри (1983). «Амəша Спэнта». Энциклопедия Ираника . Том. 1. Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 933–936.
- ^ Бундахишн 3.12
- ^ Бойс, 1983:933
- ^ Yasna 39.3
- ^ Yasna 47.1
- ^ «Спента-Майнью | Зороастрийское божество» . Британская энциклопедия . Проверено 14 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Шлерат, Бернфрид (1987). «Аша: Авестийская Аша». Энциклопедия Ираника . Том. 2. Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 694–696. .
- ^ Яшт 19.96
- ^ Jump up to: а б КРЕЙЕНБРУК, ФИЛИПП Г. (1993). «О роли Спента-Майнью в зороастрийской космогонии». Бюллетень Азиатского института . 7 : 97–103. ISSN 0890-4464 . JSTOR 24048432 .
- ^ Ясна 44.7, 31.3 и 51.7.
- ^ Yasna 33.6
- ^ Yasna 43.6
- ^ Yasna 30.5
- ^ Яшт 13.2
- ^ Jump up to: а б Бойс, Мэри (1983), «Ахура Мазда», Иранская энциклопедия , том. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 684–687 .
- ^ Jump up to: а б Дхалла, Манекджи Нуссерванджи (1938), История зороастризма , Нью-Йорк: OUP
- ^ Уилсон, Джон (1843), Религия парсов: развернутая, опровергнутая и противопоставленная христианству , Бомбей: American Mission Press
- ^ Jump up to: а б Манек, Сьюзен Стайлз (1997), Смерть Аримана: культура, идентичность и теологические изменения среди парсов Индии , Бомбей: Восточный институт KR Cama, стр. 182 и далее.
- ^ Jump up to: а б Васкес III, Пабло (2019). « О Мудрый и вы, другие Ахуры»: ошибочное применение монотеизма к зороастризму» . Академия.edu .
- ^ Хауг, Мартин; Уэст, Эдвард В., ред. (1884), Очерки священного языка, сочинений и религии парсов , Лондон: Трубнер
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (1975), История зороастризма, Том. Я , Лейден: Брилл, ISBN 90-04-10474-7
- Бойс, Мэри (1982), История зороастризма, Том. II, Под ахеменцами , Лейден: Брилл, ISBN 90-04-06506-7
- Кольпе, Карстен (1975), «Размышления об истории концепции Амеша-Спента», Труды XXIX Международного конгресса востоковедов , Париж.
- Корбин, Генри (1977). Духовное тело и Небесная Земля: от Маздейского Ирана до шиитского Ирана . Издательство Принстонского университета.
- Котвал, Фирозе (1969), Дополнительные тексты к «Шайест не-Шайест» , Бомбей: Восточный институт КР Кама