Самообслуживание в Задспраме
« Визидагиха -и Задспрам» (или «Визидагиха-и Задспрам» ), также известный как « Антология или Избранное Задспрама», представляет собой на языке пехлеви сочинение зороастрийской литературы , написанное ученым и первосвященником 9-го века Задспрамом , который в основном действовал ок. 880 год нашей эры. Его работы были написаны близко по времени к « Денкарду» и « Бундахишну» и затрагивают схожие темы, но независимы от них. Основные темы книги включают описание зороастрийской космологии , жизни пророка Зороастра , а затем эсхатологического конца. Работа также углубляется в вопросы медицины, астрологии и зоологии. Некоторые разделы работы взяты из Зенда , более раннего зороастрийского комментария. [ 1 ] [ 2 ]
Наряду с Бундахисном, « Избранное Задспрама» является одним из двух основных систематических трактовок зороастрийской космологии, известных из зороастрийской литературы. [ 3 ]
Зоология
[ редактировать ]Третья глава Антологии посвящена перечислению различных типов живых существ. Этот раздел, вероятно, основан на утерянном Дамдад наск (Раздел творения) из Авесты . Задспрам также ссылается на свою зоологическую книгу, которая сейчас утеряна. [ 4 ]
Астрология
[ редактировать ]В тридцатой главе обсуждается то, что является частью того, что было названо теорией микрокосма и макрокосма , а именно идея о том, что существует структурное подобие между человеком (микрокосмом) и космосом (макрокосмом). Зад 30.5–12 утверждает, что человеческое тело имеет семь слоев, от самых внутренних до самых внешних, и что каждый из них управляется одним или двумя небесными телами из семи небесных тел (Солнце, Луна и пять известных планет, помимо Земля в то время). Для костного мозга это нисходящий лунный узел и Луна. Меркуй управляет Луной, Венера управляет плотью, Солнце управляет нервами, Марс управляет венами, Юпитер покрывает кожу, а Сатурн управляет волосами. Этот тип описания отражает то, что известно как мелотезия или медицинская астрология, раздел астрологии, который стремится объяснить влияние семи знаков зодиака на различные части человеческого тела и уходит своими корнями в более ранние формы греческой астрологии. . Семь частей человеческого тела здесь также перечислены в других образцах литературы Пехлеви, таких как Бундахишн. [ 5 ]
Структура
[ редактировать ]В тексте 35 глав. По словам Тавадии, книга состоит из трех частей, охватывающих космологическую фазу/фазу творения, фазу, охватывающую жизнь Зороастра, и, наконец, эсхатологический конец. Жинью-Тафазцоли предлагает разделить работу на четыре части: [ 2 ]
- Главы 1–3: Маздейская космогония и фазы творения.
- Главы 4–26: Легендарные события жизни Зороастра.
- Главы 27–28: Пять качеств священников, десять советов благочестивым людям и тройственное деление религии.
- Главы 29–30: отдельный третий раздел. Состав человеческой личности по четверичной схеме.
- Главы 34–35: Общая эсхатология и события конца времен.
Издания
[ редактировать ]- Анклесария, Б.Т. Вичитакиха-и Зацпарам с текстом и введением . Часть I. Бомбей. 1964.
- Рашед-Мохашел, М.Т. Гозидеха-йе Задспарам [Избранное из Задспарама]. Тегеран. 1987.
- Жиньу и Тафаззоли, Антология Задспрама , Studia Ираника, Cahier 13, Париж, 1993.
- Сон, П. 1996. Лекарство Задспарама. Анатомия, физиология и психология в Wizīdagīhāī Zādsparam, зороастрийской среднеперсидской антологии из раннего исламского Ирана девятого века . Висбаден (Ираника 3).
Более раннее издание было опубликовано М.Б. Даваром в 1908 году, но все известные экземпляры были потеряны во время пожара 1945 года. Издание Анклесарии основано на рукописях К35 (16 в.), БК и ТД. Все эти рукописи неполны. Более позднее издание Жиньу и Тафазцоли основано на более раннем издании K35 и Анклесарии. [ 2 ]
Кроме того, опубликован глоссарий текста:
- Бахар, М. Важе-наме-йе Гозидеха-йе Задеспарам [Глоссарий избранного Задспрама]. Тегеран. 1972 год.
Переводы
[ редактировать ]Несколько разделов Антологий переведены в разных томах 50-томного собрания «Священных книг Востока», а также в других томах: [ 2 ]
- Главы 1–3 пятого тома Священных книг Востока. [ 6 ]
- Главы 4–27 тома 47 Священных книг Востока. [ 7 ]
- Глава 28 тома 37 Священных книг Востока [ 8 ]
- Главы 1 и 24 автора Зенер [ 9 ]
- Главы 29 и 30 автора Бэйли [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Макуч 2009 , с. 139–141.
- ^ Jump up to: а б с д Жиньу 2005 .
- ^ Скьярво 2011 , с. 337.
- ^ Макуч 2009 , с. 183–185.
- ^ Рафаэлли 2017 , с. 181–183.
- ^ Мюллер 1880 .
- ^ Мюллер 1897 .
- ^ Мюллер 1892 .
- ^ Зенер 1938 .
- ^ Бейли 1943 .
Источники
[ редактировать ]- Бейли, HW (1943). Зороастрийские проблемы в книгах девятого века . Издательство Оксфордского университета.
- Жиньу, Филипп (2005). «ЗАДСПРАМ» . Энциклопедия Ираника .
- Мачух, Мария (2009). «Литература Пехлеви». В Эммерике, Рональд Э.; Мачух, Мария (ред.). Литература доисламского Ирана . ИБ Таурис. стр. 116–196.
- Мюллер, Макс, изд. (1880). Священные книги Востока, том 5 из 50 . Перевод Уэста, EM Clarendon Press. стр. 153–187.
- Мюллер, Макс, изд. (1892). Священные книги Востока, том 37 из 50 . Перевод Уэста, EM Clarendon Press.
- Мюллер, Макс, изд. (1897). Священные книги Востока, том 47 из 50 . Перевод Уэста, EM Clarendon Press. стр. 133–170.
- Скьярво, Prods Oktor (2011). «Заратустра: революционный монотеист?» . В Понгратц-Лейстене, Беате (ред.). Пересмотр концепции революционного монотеизма . Айзенбрауны. стр. 317–350.
- Рафаэлли, Энрико Г. (2017). «Астрология и религия в зороастрийских текстах Пехлеви» . Азиатский журнал . 305 (2): 171–190.
- Зенер, Р.К. (1938). «Зураница II» . Вестник Школы востоковедения . 9 (3): 573–585. дои : 10.1017/S0041977X00078381 . JSTOR 608223 .