Тартесс

Тартессос ( испанский : Tartesos ) — это, согласно археологическим открытиям, [1] историческая цивилизация, обосновавшаяся на юге Пиренейского полуострова, характеризующаяся смесью местных палеоиспанских и финикийских черт. У него была система письма , определенная как тартессианская, которая включает около 97 надписей на тартессийском языке .
В исторических записях Тартесс ( греч . Ταρτησσός ) фигурирует как полумифический или легендарный портовый город и окружающая его культура на южном побережье Пиренейского полуострова (в современной Андалусии , Испания), в устье Гвадалквивира . [2] Он появляется в источниках Греции и Ближнего Востока, начиная с первого тысячелетия до нашей эры. Геродот , например, описывает его как за Геркулесовыми столпами . [3] Римские авторы склонны повторять более ранние греческие источники, но примерно с конца тысячелетия появляются признаки того, что название Тартесс вышло из употребления и город, возможно, был потерян из-за наводнения, хотя некоторые авторы пытаются отождествить его с городами другие имена в этом районе. [4]
Тартессийцы были богаты металлами. В четвертом веке до нашей эры историк Эфор описывает «очень процветающий рынок под названием Тартесс, где по реке перевозится много олова, а также золота и меди из кельтских земель». [4] Торговля оловом была очень прибыльной в эпоху бронзы , поскольку оно является важным компонентом бронзы и встречается сравнительно редко. Геродот ссылается на царя Тартесса Аргантония , предположительно названного в честь его богатства серебром. Геродот также говорит, что Аргантоний приветствовал первых греков, достигших Иберии, на корабле, перевозившем фокейцев из Малой Азии.
Павсаний писал, что Мирон, тиран Сикиона , построил сокровищницу, которая называлась сокровищницей сикионян, в ознаменование победы в гонках на колесницах на Олимпийских играх . В сокровищнице он сделал две комнаты в двух разных стилях: одну дорическую и одну ионическую , из бронзы. [ нужны разъяснения ] Элейцы говорили , что бронза была тартессийской. [5] [6]
Жители Тартессоса стали важными торговыми партнерами финикийцев, чье присутствие в Иберии датируется восьмым веком до нашей эры и которые неподалеку построили собственную гавань Гадир ( греческий : Γάδειρα , латынь : Гадес , современный Кадис ).
Расположение
[ редактировать ]

В нескольких ранних источниках, таких как Аристотель , Тартесс упоминается как река. Аристотель утверждает, что она берет начало с Пиренейской горы (общепринятой современными учеными как Пиренеи ) и впадает в море за пределами Геркулесовых Столбов — современного Гибралтарского пролива . [4] Ни одна такая река не пересекает Пиренейский полуостров .
По мнению греческого географа и исследователя четвертого века до нашей эры Пифея , цитируемого Страбоном в первом веке нашей эры, прародина турдули располагалась к северу от Турдетании , региона, где располагалось царство Тартесса, в долине реки Бетис (современный -дневная долина Гвадалквивир ) на юге Испании. [7] [8]
Павсаний , писавший во втором веке нашей эры, определил реку и подробно рассказал о местонахождении города:
Говорят, что Тартесс — это река в стране иберийцев, впадающая в море двумя устьями, и что между этими двумя устьями лежит одноименный город. Река, самая большая в Иберии и приливная, в более поздние времена называлась Баэтис , и некоторые думают, что Тартесс - это древнее название Карпии , города иберийцев . [9]
Река, известная в его времена как Баэтис, теперь называется Гвадалквивир . , Тартесс может быть погребен Таким образом, подумал Шультен под меняющимися водно-болотными угодьями. Дельта реки постепенно была заблокирована песчаной косой, которая простирается от устья Рио-Тинто , недалеко от Палос-де-ла-Фронтера , до Альмонте , берега реки, который находится напротив Санлукар-де-Баррамеда . Сейчас эта территория охраняется как Национальный парк Доньяна . [10]
в первом веке нашей эры Плиний Старший [11] неправильно идентифицировал город Картию как Тартесс, упомянутый в греческих источниках, в то время как Страбон только что прокомментировал. [ нужны разъяснения ] [12] Картейя идентифицируется как Эль-Рокадильо, недалеко от Сан-Роке, провинция Кадис, на некотором расстоянии от Гвадалквивира. [13] Во втором веке нашей эры Аппиан считал, что Карпесс ( Карпия ) ранее был известен как Тартесс. [4]
Археологические открытия
[ редактировать ]Открытия, опубликованные Адольфом Шультеном в 1922 году. [14] первым обратил внимание на Тартесс и переключил свое изучение с филологов- классиков и антикваров на исследования, основанные на археологии, [15] хотя попытки локализовать столицу того, что задумывалось как сложная культура по сути централизованно контролируемого королевства, являющегося предком Испании, обсуждались безрезультатно. Последующие открытия получили широкую огласку: в сентябре 1923 года археологи обнаружили финикийский некрополь , в котором были раскопаны человеческие останки и найдены камни с неразборчивыми надписями. Возможно, он был колонизирован финикийцами для торговли из-за его богатства металлами. [16]
Вместо этого более позднее поколение обратилось к выявлению и локализации «ориентализирующих» (восточно-средиземноморских) особенностей тартессийской материальной культуры в более широком средиземноморском горизонте « периода ориентализации », узнаваемого в Эгейском море и Этрурии .

Х. М. Лусон был первым, кто отождествил Тартесс с современной Уэльвой . [17] на основе открытий, сделанных в предыдущие десятилетия. С момента открытия в сентябре 1958 года богатого золотого клада Эль-Карамболо в Камасе, в трех километрах к западу от Севильи , [18] и сотен артефактов в некрополе Ла-Хойя, Уэльва , [19] археологические исследования были объединены с филологическими и литературными исследованиями и более широкой картиной железного века в Средиземноморском бассейне, чтобы обеспечить более информированное представление о предполагаемой тартесской культуре на местах, сконцентрированной в западной Андалусии , Эстремадуре и на юге Португалии . От Алгарве до реки Виналопо в Аликанте . [20]
Раскопки начались на археологическом объекте Турунуэло в Гуаренья это место было объявлено bien de interéscultural . в 2015 году. В мае 2022 года [21] [22]
Аллювиальное олово с давних времен промывалось в ручьях Тартесса. Распространение серебряного штандарта в Ассирии повысило ее привлекательность (дань с финикийских городов оценивалась в серебро). Изобретение чеканки монет в седьмом веке до нашей эры также стимулировало поиски бронзы и серебра. Отныне торговые связи, прежде в основном связанные с элитными товарами, приобретали все более широкую экономическую роль. К позднему бронзовому веку добыча серебра в провинции Уэльва достигла промышленных масштабов. Доримский серебряный шлак встречается в тартессийских городах провинции Уэльва. Кипрские и финикийские металлурги произвели на огромных свалках Риотинто 15 миллионов тонн пирометаллургических отходов. Горное дело и плавка предшествовали приходу финикийцев, начиная с восьмого века до нашей эры. [23] а затем греки, которые обеспечили стимулирующий более широкий рынок и чье влияние вызвало фазу «ориентализации» в тартессийской материальной культуре ( ок. 750–550 до н.э.), прежде чем тартессийская культура была заменена классической иберийской культурой .
Были найдены «тартессические» артефакты, связанные с культурой Тартессос, и многие археологи теперь связывают «потерянный» город с Уэльвой . При раскопках на пространственно ограниченных участках в центре современной Уэльвы обнаружены черепки элитной расписной греческой керамики первой половины шестого века до нашей эры. В Уэльве находится самое большое скопление импортных элитных товаров, и она, должно быть, была важным центром Тартесса. В Медельине , на реке Гвадиана, обнаружен важный некрополь.

Элементами, характерными для тартессийской культуры, являются полностью развитые изделия позднего бронзового века с полированными узорами, а также изделия «карамболо» с геометрическими полосами и узорами, с девятого по шестой века до нашей эры; фаза «ранней ориентализации» с первым импортом из Восточного Средиземноморья, начавшаяся примерно в 750 г. до н.э.; этап «Позднего ориентализации» с лучшим бронзовым литьем и ювелирной работой; серая посуда, вращавшаяся на быстром гончарном круге , местные имитации импортированных финикийских красношликовых изделий.
Характерные тартесские бронзы включают кувшины грушевидной формы, часто встречающиеся в погребениях, с неглубокими тарельчатыми жаровнями с петлевыми ручками, курильницами с цветочными мотивами, фибулами , как коленчатыми, так и с двойной пружиной, и пряжками для ремней.
Доколониальных некрополей не обнаружено. Переход от образца позднего бронзового века с круглыми или овальными хижинами, разбросанными по территории деревни, к прямоугольным домам с фундаментом из сухого камня и оштукатуренными плетневыми и глинобитными стенами произошел в седьмом и шестом веках до нашей эры в поселениях с плановой планировкой, пришедших на смену еще один на том же сайте.
В Кастуло ( Хаэн ) мозаика из речной гальки конца шестого века до нашей эры является самой ранней мозаикой в Западной Европе. [ нужна ссылка ] Большинство мест было по необъяснимым причинам заброшено в пятом веке до нашей эры.
Тартессовые поселения позднего бронзового века , которые не были особенно сложными: «похоже, преобладал домашний способ производства» - одна из основных оценок. [24] Предыдущее поколение археологов и историков придерживалось нормативного подхода к примитивному тартессийскому заимствованию пунических стилей и техник, как к менее развитой культуре, перенимающей лучшие, более высокоразвитые культурные черты и находящей восточные параллели материальной культуры раннего железного века в Тартессийские памятники. Более позднее поколение больше интересовалось процессом развития местных институтов. [25]

Появление новых археологических находок в городе Уэльва побуждает к пересмотру этих традиционных взглядов. Всего на двух смежных лотах общей площадью 2150 кв.м. между площадью Лас Монхас и улицей Мендес Нуньес было эксгумировано около 90 000 керамических фрагментов местных, финикийских и греческих импортных изделий, из которых 8 009 позволяли определить тип. Эта керамика, датируемая десятым-началом восьмого веков до нашей эры, предшествует находкам из других финикийских колоний; Вместе с остатками многочисленных видов деятельности открытия Уэльвы свидетельствуют о значительном промышленном и коммерческом развитии на этом месте, продолжавшемся несколько столетий. Подобные находки в других частях города позволяют оценить протоисторическую среду обитания Уэльвы примерно в 20 гектаров, что является большим показателем для территории на Пиренейском полуострове того периода. [26]
Калиброванное датирование радиоуглеродом-14, проведенное Гронингенским университетом на связанных с ним костях крупного рогатого скота, а также датирование на основе образцов керамики, позволяет составить хронологию развития ремесел и промышленности на протяжении нескольких столетий, начиная с десятого века до нашей эры, а именно: керамика ( чаши, тарелки, кратеры, вазы, амфоры и др.), плавильные котлы, литейные насадки, гири, тонко обработанные куски дерева, детали кораблей, бычьи черепа, подвески, фибулы, лодыжки, агат, слоновая кость – с единственной мастерской период до сих пор доказан на западе - золото, серебро и т.д.
Существование иностранных продуктов и материалов вместе с местными позволяет предположить, что старая гавань Уэльвы была крупным центром приема, производства и отправки разнообразных продуктов различного и отдаленного происхождения. Анализ письменных источников и эксгумированных изделий, включая надписи и тысячи греческих керамических изделий , некоторые из которых являются произведениями превосходного качества известных гончаров и художников, позволил некоторым учёным предположить, что эту среду обитания можно отождествлять не только с Фарсисом, упомянутым в Библия, ассирийская стелла Асархаддона и, возможно, финикийская надпись на камне Нора , но также и Тартесс из греческих источников, интерпретируя реку Тартесс как эквивалент современной реки Тинто и Лигустинского озера до соединения устье рек Одиэль и Тинто, текущих на запад и восток полуострова Уэльва. [27] [28] [29]
Религия
[ редактировать ]Данных очень мало, но предполагается, что, как и у других средиземноморских народов, религия была политеистической. Считается, что тартессианцы поклонялись богине Астарте или Потнии и мужскому божеству Ваалу или Мелькарту в результате финикийской аккультурации. Святилища, вдохновленные финикийской архитектурой, были найдены в месторождении Кастуло ( Линарес, Хаэн ) и в окрестностях Кармоны . Несколько изображений финикийских божеств были найдены в Кадисе , Уэльве и Севилье . [30]
Язык
[ редактировать ]

Тартессийский язык — вымерший доримский язык , на котором когда-то говорили на юге Иберии . Самые старые известные тексты коренных народов Иберии, датированные седьмым-шестым веками до нашей эры, написаны на тартессийском языке. Надписи написаны полусложным письмом, называемым юго-западным письмом ; они были найдены на территории, где находился Тартесс, и в прилегающих зонах влияния. Тексты на тартессийском языке были найдены на юго-западе Испании и в Южной Португалии (а именно в районах Конии , Чемпси , Сефес и Кельтичи в Алгарве и южном Алентежу ).
Возможная идентификация как «Фарсис» или «Атлантида».
[ редактировать ]Начиная с классиков начала двадцатого века, библейские археологи часто отождествляют топоним Фарсис в еврейской Библии с Тартессом, хотя другие связывают Тарсис с Тарсисом в Анатолии или другими местами вплоть до Индии. Фарсис, как и Тартесс, связан с обширными минеральными богатствами ( Иберийский пиритовый пояс ).
В 1922 году Адольф Шультен обнародовал точку зрения на Тартесс, сделавшую его западным и полностью европейским источником легенды об Атлантиде . [31] Более серьезный обзор, написанный У. Олдфазером , появился в «Американском журнале филологии» . [32] Считалось, что и Атлантида, и Тартесс были развитыми обществами, которые рухнули, когда их города были потеряны под волнами; предполагаемое дальнейшее сходство с легендарным обществом делает эту связь вполне возможной, хотя о Тартессах практически ничего не известно, даже его точное местонахождение. Другие энтузиасты Тартесса представляют его современником Атлантиды, с которой он мог торговать. [ нужна ссылка ]
В 2011 году группа под руководством Рихарда Фройнда заявила, что нашла убедительные доказательства местоположения этого места в национальном парке Доньяна на основе подземных и подводных исследований, а также интерпретации археологического памятника Канчо Роано. [33] как «города-памятники», воссозданные по образу Атлантиды. [34] Испанские ученые отвергли утверждения Фрейнда, заявив, что он сделал их работу сенсационной. Антрополог Хуан Вильяриас-Роблес, работающий с Национальным исследовательским советом Испании , сказал: «Ричард Фройнд был новичком в нашем проекте и, похоже, был вовлечен в свой очень спорный вопрос, касающийся поисков царем Соломоном слоновой кости и золота в Тартессосе, колодце -документированное поселение в районе Доньяны , основанное в первом тысячелетии до нашей эры», и назвал свои утверждения «причудливыми». [35]
Симха Якобовичи , участвовавший в производстве документального фильма о творчестве Фрейнда для канала National Geographic , заявил, что библейский Фаршиш (который, по его мнению, то же самое, что и Тартесс) был Атлантидой, и что «Атлантида пряталась в Танахе », хотя это активно оспаривается большинством археологов, участвовавших в проекте. Загадочная леди Элькса , древний бюст женщины, найденный на юго-востоке Испании, был связан с Атлантидой и Тартессом. [ нужна ссылка ] хотя статуя имеет явные признаки того, что она была изготовлена более поздними иберийскими культурами .
См. также
[ редактировать ]- Колеус
- Атлантический бронзовый век
- Юго-западная иберийская бронза
- Доисторическая Иберия
- Испанская мифология
- Турдетаны
- Турдули
- Доримские народы Пиренейского полуострова
- Канчо Роано
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Здание Тартесса
- ^ Брандхерм, Дирк (1 сентября 2016 г.). «6: Стелы, погребальная практика и групповая идентичность в бронзовом и железном веках Юго-Западной Иберии: перспектива Мойенн Дюре» . В Кохе, Джон Т.; Барри Канлифф (ред.). Кельтский с Запада 3, Атлантическая Европа в эпоху металла: вопросы общего языка . Книги Оксбоу. п. 179. ИСБН 978-1-78570-230-3 .
- ^ Геродот, История , i. 163; iv.152.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фриман, Филип М. (2010). «Древние упоминания о Тартессе», глава 10. IN: Канлифф, Барри и Джон Т. Кох (ред.), Кельтский язык с Запада: альтернативные перспективы археологии, генетики, языка и литературы .
- ^ Павсаний, Описание Греции, 6.19.1
- ^ Павсаний, Описание Греции, 6.19.2
- ^ Фриман, Филип М. (2010). Кельтский язык с Запада Глава 10 — Вспомогательное исследование: древние упоминания о Тартессе . Oxbow Books, Оксфорд, Великобритания. п. 322. ИСБН 978-1-84217-410-4 .
- ^ Страбон. География . с. Книга III Глава 2 стих 11.
- ^ Павсаний Описание Греции 6.XIX.3.
- ^ В тридцати километрах вглубь страны до сих пор находится шахтерский городок Тарсис.
- ^ Плиний, Естественная история , 3.7.
- ^ Страбон. География . с. Книга III Глава 2 стих 14.
- ^ Талберт, Ричард Дж. А. (ред.). Справочник «Карта за картой», сопровождающий Атлас греческого и римского мира Баррингтона (2000), стр. 419. Архивировано 27 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Шультен (1922). Тартесс . Гамбург; Испанский тр. Мадрид, 1924, 2-е изд.
- ^ Историография Тартеса рассмотрена Карлосом Г. Вагнером, «Тартесс в историографии: критический обзор».
- ^ «Раскопайте финикийский город», New York Times , 26 сентября 1923 г., стр. 3.
- ^ Лусон, JM (1962). «Тартессос и устье Уэльвы». Зефир . 13 : 97–104.
- ^ Карриасо, Дж. М. Сокровища и первые раскопки в Эль-Карамболо (Камас, Севилья) (Археологические раскопки в Испании), 1970.
- ^ Гарридо, JP (1970). Раскопки в некрополе Ла-Хойя , ЕАЭ
- ^ Результаты тартессийской археологии по состоянию на 1987 год были обобщены Чаморро, Хавьер Г. (1987). «Обзор археологических исследований Тартессоса». Американский журнал археологии . 91 (2): 197–232. дои : 10.2307/505217 . JSTOR 505217 . S2CID 191378720 .
- ^ «Меритчель Батет подчеркивает тартесскую территорию «Эль-Турунюэло» в Гуаренья и «сотрудничество между администрациями» » . Европа Пресс . 17 сентября 2022 г.
- ^ Масиас, К. (12 июля 2021 г.). «Эль-Турунюэло: загадочная эстремадурская лестница, способная изменить все руководства» . Конфиденциально .
- ^ Финикийские прибрежные поселения и некрополи обычно расположены в устьях рек, на первом холме за дельтой, в Кадисе , Малаге , Гранаде и Альмерии .
- ^ Вагнер, Альвар и Бласкес 1991: 104.
- ^ Очерки с обеих точек зрения можно найти у Альвара и Бласкеса, согласно обзору Антонио Гилмана в American Journal of Archeology 98.2 (апрель 1994 г.), стр. 369-370.
- ^ Подробное описание и анализ найденных объектов и упомянутых выше источников приведены в работах Фернандо Гонсалеса де Каналес Серизола, От западного мифического греческого языка до Тарсиса-Тартеза - Письменные источники и археологическая документация (2004) и Ф. Гонсалеса де Каналеса, Л. Серрано. и Ж. Лломпарт, Финикийско-доколониальный торговый центр Уэльвы, ок. 900–770 гг. до н. э. (2004 г.).
- ^ (es) Гонсалес де Каналес Серизола, Ф. От греческого мифического Запада до Тарсиса-Тартеза - Письменные источники и археологическая документация , Мадрид, Biblioteca Nueva, 2004 г.
- ^ (es) Гонсалес де Каналес, Ф.; Ж. Лломпарт и Л. Серрано. Финикийско-доколониальный торговый центр Уэльвы, ок. 900-770 гг . до н.э. Мадрид, Новая библиотека, 2004 г.
- ^ Гонсалес де Каналес Серизола, Ф. (2014). «Фарсис-Тартесс, торговый центр, которого достиг Колай Самосский» . Тетради Института Древнего Ближнего Востока Колледжа Франции (CIPOA) II . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ «РЕЛИГИЯ ТАРТЕССИКА» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2016 г. Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ Шультен, А. (1923). Ein Beitrage zur ältestens Geschichte des Westens (Гамбург, 1922). Забавный рецензент « Журнала эллинских исследований» ( 43 , 2, стр. 206) согласился, что «мы вполне готовы добавить это к длинному списку возможных источников легенды об Атлантиде» и что «наши сердца горят внутри нас, когда мы думаем Тартессийской литературы шеститысячелетней давности».
- ^ Американский журнал филологии , 44.4 (1923), стр. 368-371.
- ^ «В поисках Атлантиды» . Канал National Geographic. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 2 декабря 2014 г.
- ^ Канадцы участвуют в поисках легендарного города Атлантиды. В: Montreal Gazette , 13.03.11 [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Оуэн, Эдвард (14 марта 2011 г.). «Затерянный город Атлантиды «похоронен в болотах Испании» » . Телеграф . Лондон . Проверено 18 марта 2011 г.
Источники
[ редактировать ]- Блазкес, JMA (1968). Тартесс и истоки финикийской колонизации на Западе . Университет Саламанки. Собрания пунических материалов, найденные в Испании.
- Альвар, Хайме; Хосе Мария Бласкес (1993). Загадки Тартеса . Мадрид: Председатель. Документы после конференции 1991 года.
- Серкейро, Даниэль. Корабли Таршиса, или Кем были финикийцы? .Эд. Маленькая Венеция. Буэнос-Айрес, 2002. ISBN 987-9239-13-X.
- Чокомели, Дж. (1940). В поисках Тартессоса , Валенсия.
- Гонсалес де Каналес Серизола, Ф. (2004). От мифического греческого Запада до Фарсиса-Тартеза - Письменные источники и археологическая документация - , Biblioteca Nueva, Мадрид.
- Гонсалес де Каналес, Ф.; Дж. Лломпарт и Л. Серрано (2004). Финикийско-доколониальный торговый центр Уэльвы, ок. 900-770 гг. до н.э. , Новая библиотека, Мадрид.
- Селестина С.; К. Лопес-Руис (2016). Тартесс и финикийцы в Иберии , Oxford University Press, Нью-Йорк.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]- Альмагро-Горбеа. «Тартессианская литература, исторические и иконографические источники»
- Подробная карта доримских народов Иберии (около 200 г. до н.э.)
- Доньяна
- Испанцы ищут легендарный Тартесс на болоте
- Еврейская энциклопедия : Фарсис, далекий приморский район, известный своими изделиями из металла, которые авторы в 1901-1906 годах считали легендарными; Ссылки на Ветхий Завет.
- Жудисе Гамито, Тереза (e-Keltoi 6) Кельты в Португалии
- Тартесс в Принстонской энциклопедии классических памятников
Связь с Атлантидой
[ редактировать ]37 ° 00'00 ″ с.ш. 6 ° 12'00 ″ з.д. / 37,0000 ° с.ш. 6,2000 ° з.д.