Баал-Хаммон
Баал Хаммон | |
---|---|
Супруга | Танит |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Кронос |
Римский эквивалент | Сатурн |
Ханаанский эквивалент | Он |
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Баал Хаммон , собственно Баал Хамон ( финикийский и пунический : 𐤁𐤏𐤋 𐤇𐤌𐤍 , латинизированный: Баал Хамон ), [ 1 ] что означает «Лорд Хаммон», был главным богом древнего Карфагена . Он был богом погоды , который считался ответственным за плодородие растительности и почитался царем богов . Его изображали в виде бородатого пожилого мужчины с завитыми бараньими рогами. [ 2 ] Партнершей по культу Баал-Хаммона была Танит . [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Он идентифицирован как одно из финикийских божеств, носящих имя Ваал . [ 4 ] Однако значение его второго имени неясно. Фрэнк Мур Кросс приводил доводы в пользу связи с Хамоном , угаритским названием горы Аманус, вершины в горах Нур , отделяющих Сирию от Киликии . [ 5 ] В XIX веке, когда Эрнест Ренан раскапывал руины Хаммона, современного ппУмм аль-Авамид]] между Тиром и Акрой , он нашел две финикийские надписи, посвященные Эль -Хаммону. [ 6 ]
Другие предполагают, что Хаммон является синкретической ассоциацией с Амоном , богом древней Ливии . [ 7 ] В оазисе Сива остался одинокий оракул Амона недалеко от Ливийской пустыни . [ 8 ] в то время как последнее течение вместо этого призвало к связи с северо-западным семитским словом hammān « жаровня », что предполагает значение «Повелитель жаровни». [ 6 ]
Культ и атрибуты
[ редактировать ]Поклонение Баал-Хаммону процветало в финикийской колонии Карфаген. Считается, что его верховенство среди карфагенских богов датируется пятым веком до нашей эры после того, как отношения между Карфагеном и Тиром были разорваны во время битвы при Гимере (480 г. до н.э.) . [ 9 ] Баал-Хаммон был известен как глава пантеона Карфагена и божество, заставляющее расти растительность; как и большинство божеств Карфагена, его, по-видимому, умилостивляли принесением в жертву детей , вероятно, во времена раздоров или кризисов, или только элитой, возможно, на благо всего сообщества. Эта практика была зафиксирована греками и римлянами, но современные ученые отвергли ее как пропаганду, пока археологи не обнаружили урны с кремированными останками младенцев в местах ритуальных жертвоприношений. Некоторые ученые считают, что это подтверждает сообщения о жертвоприношениях детей, в то время как другие настаивают, что это останки детей, умерших в раннем возрасте. [ 10 ] [ сомнительно – обсудить ]
Его отождествляли с солнечным божеством, [ 6 ] хотя Игаэль Ядин считал его богом луны. [ 11 ] Эдвард Липински отождествляет его с богом Дагоном . [ 12 ] В Карфагене и Северной Африке Баал Хаммон особенно ассоциировался с бараном, и ему также поклонялись как Баал Карнаим («Повелитель двух рогов») в святилище под открытым небом в Джебель-Букорнине («двурогий холм») через залив от Карфаген, Тунис . [ 13 ]
В интерпретации graeca он отождествлялся с Титаном Кроносом . В Древнем Риме его отождествляли с Сатурном , и культурный обмен между Римом и Карфагеном в результате Второй Пунической войны , возможно, повлиял на развитие фестиваля Сатурналий . [ 14 ] [ нужны разъяснения ] . Атрибуты его романизированной формы африканского Сатурна указывают на то, что Хаммон ( Амон в творчестве Филона ) был богом плодородия. [ 15 ]
Наследие
[ редактировать ]В наше время сохранилась ономастика , в которой некоторые имена , особенно в Тунисе, привязываются к имени бога. В алжирском, тунисском и многих других разговорных формах арабского языка термин « земледелие Баали » означает неорошаемое земледелие. [ 16 ] Такое использование засвидетельствовано в иврите , ханаанском языке, родственном финикийскому , уже во II веке нашей эры в Мишне . [ 17 ]
Улица в современном Карфагене , расположенная недалеко от Пунических портов, носит имя Баал-Хаммона . [ 18 ]
город Кармона ( Андалусия Считается, что , Испания) получил свое название от Кар-Хаммон , «город Хаммон». [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Krahmalkov, Charles R. (2000). Phoenician-Punic Dictionary . Leuven: Peeters. p. 113. ISBN 90-429-0770-3 .
- ^ Баратт, Франсуа; Лувр (1994). От Ганнибала до Святого Августина: древнее искусство Северной Африки из Лувра . Музей Майкла К. Карлоса, Университет Эмори. ISBN 978-0-9638169-1-7 .
- ^ Серж Лансель. Карфаген: История . п. 195.
- ^ «Карфагенская религия» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 4 августа 2017 г.
- ^ Кросс, Фрэнк Мур (1973). Ханаанский миф и еврейский эпос . Издательство Гарвардского университета. п. 26-28. ISBN 9780674091764 . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уолбанк, Фрэнк Уильям (1979). Исторический комментарий к Полибию , Том 2, Clarendon Press, стр. 47
- ^ SGF Брэндон, Словарь сравнительного религиоведения , 1970, Литлхэмптон, 978-0297000440
- ^ Павсаний , Описание Греции x.13 § 3
- ^ Москати, Сабатино (2001). Финикийцы Телец, с. 132. ISBN 1-85043-533-2
- ^ Кеннеди, Маев (21 января 2014 г.). «Карфагеняне приносили в жертву собственных детей, — говорят археологи» . Хранитель . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Ядин, Игаль (1967). «О символах богов в Зинджирли, Карфагене и Хацоре (Символы божеств в Зинджирли, Карфагене и Хацоре)» . Едиот Бахакират Эрец-Исраэль Веатикота (на иврите) 31 (1/4): 29–63. ISSN 2312-0061 . JSTOR 23734250 .
- ^ Эдвард Липински , Словарь финикийской и пунической цивилизации (1992: ISBN 2-503-50033-1 ).
- ^ Роберто Питер Бонджованни (2014). «Обмен простыми веларами и аспиратом в Кроносе/Хроносе: аргумент в пользу этимологической эквивалентности» . Магистерская диссертация в Городском университете Нью-Йорка.
- ^ Роберт Э.А. Палмер , Рим и Карфаген в мире (Франц Штайнер, 1997), стр. 63–64.
- ^ Серж Лансель (1995). Карфаген: История , стр. 197.
- ^ Восьмой вклад в историю классических исследований и древнего мира Арнальдо Момильяно - 1987, стр. 240.
- ^ «Мишна Швиит 2:9» . www.sefaria.org . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ /place/Rue+Baal+Hammon,+Tunisie/@36.8480006,10.3239041,753m/data=!3m2!1e3!4b1!4m5!3m4!1s0x12e2b4cac8227357:0x5d79c4f871806c6!8m2!3d36.847 9963.26d19028, Археологический памятник на улице Баал-Хаммон. Карфаген, Тунис , на google.com/maps.
- ^ Гарви, Г., Эллингем, М. (2003:326). Путеводитель по Андалусии . Великобритания: Rough Guides .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Параллельная Библия онлайн : Песнь Песней 8:11