Богоявление (Древняя Греция)
О прозрениях – или видениях богов – сообщалось во многих городах древней Греции, и в них верили. Чаще всего о них сообщалось на полях сражений и в моменты кризиса, когда граждане больше всего хотели поверить, что боги их полиса пришли им на помощь. Предполагаемое посещение или проявление бога было известно как эпифания ( ἡ ἐπιφάνεια ). Иногда появлявшиеся боги были выдающимися божествами, но чаще - второстепенными фигурами, святилища которых были привязаны к месту того или иного события или битвы. [ 1 ] Боги не всегда открывались смертным, но могли указать на свое присутствие посредством физических знаков или необычных явлений. [ 2 ] Они также могли являться отдельным людям, особенно во сне, как, например, сообщение о визите «Матери Богов» к Фемистоклу , который предупредил о покушении на его жизнь и в обмен на эту информацию потребовал, чтобы его дочь была приведена к присяге ей. услуга. [ 3 ]

О прозрениях, как правило, чаще сообщалось в периоды крайней опасности, например, во время персидских войн . Например, в Марафонской битве в 490 году говорилось, что Пан , Тезей и еще один герой. против персов сражались [ 4 ] Также широко распространено мнение, что бегун Фидиппид накануне Марафонской битвы встретился с Паном на горе Парфенион , где бог обещал поддержать афинян. После неожиданной победы благодарные афиняне внедрили в свой город культ Пана. [ 5 ]
в битве при Саламине о видениях сыновей Айаса Сообщалось . Фемистокл говорил, что победе греков над персидским флотом при Саламине способствовали боги и герои. [ 6 ] В Саламине также сообщалось, что появилось сверхъестественное облако, из которого можно было услышать песнопения посвященных в Элевсинские мистерии , и говорилось, что змей, изображающий местного героя, плавал в водах, помогая греческому флоту. [ 7 ]

Сообщения о нападениях на Дельфы , самое священное всегреческое святилище, также привлекли внимание к сообщениям о прозрениях на полях сражений. Геродот говорит, что, когда войска Ксеркса напали на святилище в 480 году, были замечены два гигантских героя, отбивавшие персов. Двести лет спустя надпись в Дельфах утверждала, что сам Аполлон защищал свое святилище от нападения галлов . [ 8 ]
Говорят, что в битве при Эгоспотамои в 405 году Диоскуры приняли форму звезд, плавающих по обе стороны от корабля спартанского генерала Лисандроса . [ 9 ] Говорят, что в Аргосе в 272 году неопознанная женщина бросила черепицу, которая ударила и убила царя Пирра . Позже аргивяне говорили, что это было прозрение Деметры . [ 10 ]
Не всем прозрениям верили. Дионисий Галикарнасский сказал, что многие рассказы о прозрениях высмеивались. [ 11 ] Были также случаи разоблачения мошеннических историй. Геродот жаловался на уловку Писистрата , который нарядил высокую женщину Фи , чтобы выдать себя за богиню Афину , а затем заставил ее отвезти его на колеснице в город, чтобы он мог заручиться поддержкой афинян. [ 12 ] Хотя не все греки верили в эти истории, многие, похоже, принимали идею о том, что боги могут появляться в мире смертных и помогать им во времена кризиса.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. Макдональд, «Прозрения, военные» в книге И. Спенса, Д. Келли и П. Лонди (ред.) Конфликт в Древней Греции и Риме: Полная политическая, социальная и военная энциклопедия , том. 1 Санта-Барбара, 2016 г., стр. 262–3.
- ^ М. П. Нильссон, История греческой религии (перевод Ф. Дж. Филдена), Оксфорд, член парламента 1925, стр. 160–1; Р. Паркер, О греческой религии , Итака, 2011, стр. 10–11.
- ^ Плутарх, Фемистокл , 30.1–3.
- ^ Геродот, 8.109.3; Павсаний, 1.15.4, 1.28.4, 1.32.4. См. Р. Паркер, Афинская религия: история , Оксфорд, 1996, стр. 163–4.
- ^ Геродот, 6.105.1–106.1; Павсаний, 1.28.4,. См. Р. Гарланд, «Представляем новых богов: политика афинской религии» , Итака, 1992, стр. 47–63.
- ^ Геродот, 8.64.1–2; Павсаний, 1.36.1. См. Р. Паркер, Афинская религия: история , Оксфорд, 1996, стр. 153–5.
- ^ Геродот, 8.65, 9.65; Плутарх, Фемистокл , 15.1. См. В. Беркетт, Греческая религия (перевод Джона Раффана), Оксфорд, 1985. с. 207.
- ^ Геродот 8.37–38. См. В. Пенасос и М. Сарла, Дельфы , Афины, 1996, стр. 23–5.
- ^ Д. Х. Келли, «Хелленика» Ксенофонта: комментарий (под ред. Дж. Макдональда), Амстердам, 2019, стр. 250–1, относительно Плутарха, Лисандроса , 12.1.
- ^ Дж. Макдональд, «Прозрения, военные» в И. Спенсе, Д. Келли и П. Лонди (ред.), Конфликт в Древней Греции и Риме: Полная политическая, социальная и военная энциклопедия , том. 1 Санта-Барбара, 2016 г., стр. 262–3.
- ^ Дионисий Галикарнасский, 2.68.2.
- ^ Геродот, 1.60. См. Дж. Макдональд, «Прозрения, военные» в книге И. Спенса, Д. Келли и П. Лонди (ред.) Конфликт в Древней Греции и Риме: Полная политическая, социальная и военная энциклопедия , том. 1 Санта-Барбара, 2016 г., стр. 262–3.