Фай

Фи ( греч . Φύη , латинизированный : Phýē ) была молодой женщиной из Пеании , которая сопровождала тирана Писистрата на колеснице во время его возвращения в Афины в 546/5 г. до н.э. Фай был одет как богиня Афина , чтобы обмануть жителей Афин, заставив их поверить в то, что возвращение Писистрата в Афины было санкционировано Богом.
Исторический контекст
[ редактировать ]Около 555 г. до н.э. тиран Писистрат был изгнан из города Афин. Во время этого изгнания он заключил союз с Мегаклом , и вместе они разработали план восстановления Писистрата в должности тирана Афин. В 546/5 г. до н.э. Писистрат нанял Фию, красивую молодую женщину из древнего дема Пеания Марафон или Коллитоса , чтобы она сопровождала его в пути от Браурона к горе Гиметт , через и , наконец, в Афины, куда они вошли через восточные ворота города. [ 1 ] Колеснице, в которой стоял Фие, предшествовали герольды, которые объявили, что Афина везет Писистрата обратно в Афины. Зельтман рисует яркий, хотя и не подтвержденный исторически, образ их прибытия, дополненный выдумкой о том, что отряд (которого ожидал Мегакл) прибыл позже назначенного часа, и предполагает, что Писистрат был провозглашен «Новым Эрехтеем ». , реинкарнация легендарного царя и основателя Афин. [ 1 ] Лавель утверждает, что сам Мегакл был архитектором этой схемы и вдохновителем всей мистификации. [ 2 ]
Само имя Фи происходит от существительного φυή (от глагола φύω), которое можно перевести по-разному: хороший рост или рост, цветок или расцвет сил; вполне уместно, что так названа высокая, красивая молодая женщина. [ 3 ]
Источники
[ редактировать ]Геродот
[ редактировать ]Самая ранняя версия истории Фие встречается в Геродота » « Историях (1.60.4–5), датируемых 440-ми годами до нашей эры. В соответствующих отрывках Геродот описал Фие как красивого человека ростом почти 6 футов (εὐειδής), облаченного в полные доспехи и обладающего всем остальным, что необходимо, чтобы произвести впечатление и убедить жителей Афин. По словам Геродота, герольды прибыли в город раньше Писистрата и Фие и объявили, что Афина чтит Писистрата выше всех других людей и лично сопровождает его обратно в свой Акрополь . По его словам, афиняне были обмануты этой уловкой, и они оба приветствуют Писистрата обратно в город и поклоняются человеку Фие как богине. Прежде чем рассказать эту историю, Геродот излагает свое собственное мнение об этом событии, в частности свое удивление тем, что афиняне - самые умные из всех греков - были обмануты таким глупым планом (Геродот 1.60.3).
Переводы положения Фай в колеснице различаются и представляют собой целый ряд образов. Например, Феррари переводится: «... и поместил ее в колесницу в позе, которая лучше всего выглядела бы». [ 4 ] тогда как в тексте Годли говорится: «И посадили в колесницу, предоставив ей все принадлежности, чтобы устроить самое впечатляющее зрелище». [ 5 ] Из греческого слова (σχῆμα) неясно, являются ли убедительные аксессуары предметами или жестами.
Аристотель
[ редактировать ]История Фие также встречается в Аристотеля « Афинской конституции» (14.4), написанной где-то в 3-й четверти 4-го века до нашей эры. [ 6 ] Версия Аристотеля перекликается со многими деталями Геродота, в том числе: что план Фии/Афины был разработан совместно с Мегаклом, что она была высокой и красивой, что ходили слухи о том, что Писистрат будет восстановлен в должности самой богиней, и что она сопровождала Писистрат вошел в город и был принят под аплодисменты. Аристотель в одном пункте отличается от Геродота, утверждая вместо этого, что Фие был фракийцем из дема Коллита, а не из Пеании.
Клей(то)демо
[ редактировать ]Версия повествования Фи, написанная историком 4-го века до н.э. Клеем (то)демосом, сохранилась в работе Афинея «Дейпнософисты» 2 го - века н.э. Клей(то)демос предоставляет более подробную информацию о самой Фи, помимо ее физической красоты и поразительного сходства с богиней Афиной. Клей(то)демос приписывает Фие восстановление тирании Писистрата, а затем добавляет, что она была продавщицей цветов, дочерью человека по имени Сократ, и что Писистрат выдал Фию за своего сына Гиппарха замуж . Этот источник представляет собой единственное свидетельство того, что Фи была невесткой Писстрата. Родс предполагает, что добавление имени ее отца указывает на то, что Фай на самом деле была гражданкой Афин. [ 7 ]
Доверие
[ редактировать ]Древние авторы представляют историю Фие как историческое событие, и сам Геродот, похоже, в это верил. [ 8 ] Ученые, в том числе Гроте , [ 9 ] Короче , [ 10 ] автобус , [ 11 ] и Коннор [ 12 ] принять правдивость повествования, тогда как Штейн, [ 13 ] кавказец , [ 14 ] и позже Мейер [ 15 ] вместо этого полагают, что эта история была «поэтической вариацией исторической традиции победы при Паллене » (Геродот 1.62.3ff); эти последние ученые считают, что она возникла из исторической победы в храме Афины в Паллене, которая за два поколения превратилась в легендарную историю с участием Фи. Против этой теории Хоу и Уэллс утверждают, что требуется «... почти большая доверчивость, чтобы предположить, что история и миф могли стать неразрывно смешанными в течение двух поколений, чем принять историю Фии». [ 8 ] Лавель, вторя Блоку, признает подлинность инцидента с Фаем, основываясь на его уникальной природе, рассказах Геродота и правдоподобности самой истории; тот же автор подчеркивает, что афиняне не верили, что Фи на самом деле была Афиной, но принимали то, что она («Афина») и сам Писистрат вместе представляли для города Афин. [ 2 ] В этом эпизоде усиливается связь между Писистратом, гражданами Афин, и их богиней-покровительницей. [ 12 ]
Иконография
[ редактировать ]
Около 170 древнегреческих ваз (и как минимум один рельеф на мраморном основании). [ 1 ] [ 16 ] ), датируемые 560-480-ми годами до нашей эры, могут похвастаться изображениями Геракла и Афины в колеснице - сцена, обычно описываемая как представляющая апофеоз Геракла. Первоначально Бордман утверждал, что эти сцены отличаются от типичных сцен апофеоза Геракла (с Гераклом и Афиной пешком) из-за сознательного желания вызвать историю Писистрата и Фи. [ 17 ] В более поздних работах Бордман перефразировал свою интерпретацию этих сцен и сказал, что они послужили отправной точкой для исторического эпизода с Фаем: «…знакомство с такими сценами гарантировало бы обычному афинянину понимание того, что подразумевалось под процессией. ." [ 18 ] Феррари, вслед за Осборном и Коннором, признает сходство между иконографией Геракла/Писистраота и Афины/Фай, но утверждает, что именно Писистрат намеренно вызывал в памяти Геракла в своем решении появиться с «Афиной» на колеснице при въезде в город. [ 4 ] [ 12 ]
Одна ваза, в частности, работы художника Приама, представляет собой еще одно свидетельство связи между иконографией Геракла и Афины и историческим событием Писистрата и Фи. На брюшной амфоре, которая сейчас находится в Ашмоловском музее. [ 19 ] (Оксфорд 212), типичная сцена Геракла и Афины сопровождается надписью «Ηρακλἐους κὀρη (Гераклейская Кора)». Бордман, как и Бизли до него, читает это как «дочь Геракла», а не девушку Геракла, и связывает мифологическое с историческим в том смысле, что Фай (Афина) была дочерью (невесткой) Писистрата (Геракла). [ 20 ] Феррари считает, что эти слова являются началом метрического гимна и связывают мифологическую сцену и историческое событие с более широкой темой Панафинейского фестиваля. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Селтман, Чарльз Теодор (1924). Афины: их история и чеканка монет до персидского вторжения . Архив Кубка.
- ^ Перейти обратно: а б Лавель, Б.М. (2005). Слава, деньги и власть: возвышение Писистрата и «демократическая» тирания в Афинах . Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-11424-5 .
- ^ «Инструмент для изучения греческого слова» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Феррари, Глория (1994). «Геракл, Писистрат и Панафинея» . Метис. Антропология древнегреческих миров . 9 (1): 219–226. дои : 10.3406/metis.1994.1024 .
- ^ «Геродот, «История», книга 1, глава 60, раздел 4» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ «Аристотель, Афинская конституция, глава 14» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ Роудс, Питер Джон (1993). Комментарий к аристотелевской книге Athenaion Politeia . Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-814942-2 .
- ^ Перейти обратно: а б «WW How, Дж. Уэллс, Комментарий к Геродоту, КНИГА I, глава 60, раздел 4» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ Гроте, Джордж (2013). История Греции: от времен Солона до 403 г. до н.э. Рутледж. ISBN 978-1-134-59377-4 .
- ^ Курций, Эрнст; Уорд, Адольф Уильям; Паккард, Уильям А. (Уильям Альфред) (1899). История Греции . Калифорнийский университет в Беркли. Нью-Йорк, К. Скрибнер и компания.
- ^ Бусолт, Джордж (1893). История Греции до битвы при Херонее . Государственный университет Пенсильвании. Гота, Ф.А. Пертес.
- ^ Перейти обратно: а б с Коннор, WR (1987). «Племена, фестивали и процессии; гражданские церемониалы и политические манипуляции в архаической Греции». Журнал эллинистических исследований . 107 : 40–50. дои : 10.2307/630068 . ISSN 0075-4269 . JSTOR 630068 . S2CID 154790382 .
- ^ Геродот, Генрих Штейн (1869). Геродота Истории Гарвардский университет. Берлин с Вайдманами.
- ^ Белох, Юлиус (1890). «Дорическое переселение». Рейнский филологический музей . 45 :555-598. ISSN 0035-449X . JSTOR 41248212 .
- ^ Мейер, Эдвард (1884). История античности . Робартс – Университет Торонто. Штутгарт Дж. Г. Котта.
- ^ Филадельфей, Алекс. (1922). «Три основания статуй, недавно обнаруженные в Афинах». Журнал эллинистических исследований . 42 : 104–106. дои : 10.2307/625938 . ISSN 0075-4269 . JSTOR 625938 . S2CID 163874534 .
- ^ Бордман, Джон (1975). «Геракл, Писистрат и Элевсин». Журнал эллинистических исследований . 95 : 1–12. дои : 10.2307/630865 . ISSN 0075-4269 . JSTOR 630865 . S2CID 161930012 .
- ^ Бордман, Джон (1989). «Геракл, Писистрат и неубежденные». Журнал эллинистических исследований . 109 : 158–159. дои : 10.2307/632039 . ISSN 0075-4269 . JSTOR 632039 . S2CID 154554307 .
- ^ «Ашмолиан» . Collections.ashmolean.org . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ Бордман, Джон (1972). «Геракл, Писистрат и сыновья». Археологическое обозрение (1): 57–72. ISSN 0035-0737 . JSTOR 41744210 .