Jump to content

Психологическое сопротивление

Психологическое сопротивление , также известное как психологическое сопротивление изменениям, представляет собой явление, часто встречающееся в клинической практике, при котором пациенты прямо или косвенно демонстрируют парадоксальное противоположное поведение, предположительно, в результате клинически инициированного процесса изменения. Другими словами, концепция психологического сопротивления заключается в том, что пациенты склонны сопротивляться предложениям врача изменить поведение или принять определенное лечение, независимо от того, улучшит ли это изменение их состояние. [1] Это препятствует развитию подлинного, взаимно поддерживающего опыта в клинических условиях. Психологическое сопротивление может проявляться по-разному, например, в отрицании существования или серьезности проблемы, рационализации или минимизации своей ответственности за нее, отклонении или недоверии к предложениям терапевта или консультанта, сокрытии или искажении информации или саботировании процесса лечения. [2] Установлено, что общим источником сопротивления и защиты является стыд . [3] Это и подобные негативные установки могут быть результатом социальной стигматизации определенного состояния, например, психологического сопротивления инсулинотерапии диабета. [4]

Примеры психологического сопротивления могут включать перфекционизм, критику, неуважительное отношение, самокритичность, озабоченность внешним видом, социальную замкнутость, потребность в том, чтобы его считали независимым и неуязвимым, или неспособность принимать комплименты или конструктивную критику. [3] Сопротивление может быть очень высоким (например, разжигание конфликта) или низким (например, уступка во всем). Чтобы полностью понять психологическое сопротивление, необходимо понять его корни.

Психоаналитическое происхождение

[ редактировать ]

Открытие сопротивления ( нем . Widerstand ) было центральным в Фрейда теории психоанализа Зигмунда : для Фрейда теория вытеснения является краеугольным камнем, на котором зиждется вся структура психоанализа, и все его описания этого открытия «похожи в подчеркивая тот факт, что концепция репрессии неизбежно была предложена клиническим феноменом сопротивления». [5] Теория Фрейда установила психологическое сопротивление как пассивный, бессознательный процесс. По сути, это возлагает вину на пациентов за неспособность принять надлежащее лечение в качестве меры предотвращения. [6] При этом не учитывались пациенты, имеющие преднамеренные, сознательные опасения по поводу лечения, которые вызывают у них психологическое сопротивление. Это известно как реалистичное сопротивление. [6]

Современные понимания

[ редактировать ]

Реалистичное сопротивление

[ редактировать ]

Реалистическое сопротивление – это понимание сознательного и преднамеренного аспекта психологического сопротивления в терапевтическом лечении. «Реалистическое сопротивление означает сознательное, преднамеренное сопротивление клиентов терапевтическим инициативам, которые они не могут понять или принять». [6] Есть несколько вещей, с которыми человек может не согласиться в терапевтической обстановке, и которые могут привести к реальному психологическому сопротивлению, например, общая терапевтическая техника или слова и фразы, используемые врачом или терапевтом. [6]

Реальное сопротивление можно определить по поведенческим маркерам. Некоторые примеры включают избегание определенных вопросов, прямой отказ сотрудничать и внезапную потерю усилий и интереса во время сеансов. [6] Реальное сопротивление может иметь негативные последствия для терапевтического процесса и результата, например, снижение вовлеченности клиента, мотивации и приверженности лечению. [7] из-за избегания определенных вопросов, прямого отказа сотрудничать и внезапной потери усилий и интереса во время сеансов. Поэтому терапевтам важно идентифицировать вышеупомянутые поведенческие маркеры, чтобы преодолевать реалистичное сопротивление в духе сотрудничества и эмпатии. [7]

Стратегии преодоления реального сопротивления

[ редактировать ]

Чтобы справиться с реалистичным сопротивлением, важно обеспечить, чтобы клиент был в курсе событий, что можно сделать, объяснив обоснование и доказательства терапевтического подхода и методов. Этого можно достичь, предложив клиенту обратную связь и вопросы. [7] Кроме того, терапевты часто используют методы мотивационного интервью, чтобы выяснить причины изменений у клиента, изучить амбивалентность и повысить самоэффективность. [7] Адаптация языка и стиля общения в соответствии с предпочтениями, потребностями и уровнем понимания клиента, а также вовлечение клиента в постановку целей и выбор вмешательств, а также предложение вариантов и альтернатив, когда это возможно, также помогает подтвердить чувства клиента, тем самым снижая сопротивление. . Эти стратегии помогают переосмыслить сопротивление как признак силы и подчеркнуть автономию клиента и ответственность за изменения. [7]

Межличностное сопротивление

[ редактировать ]

Сопротивление основано на инстинктивно автономных способах реагирования, при которых клиенты одновременно раскрывают и скрывают от терапевта или другого человека аспекты себя. Такое поведение возникает в основном во время терапии, во взаимодействии с терапевтом. Это способ избежать и в то же время выразить неприемлемые побуждения, чувства, фантазии и модели поведения.

Примеры причин сопротивления включают: сопротивление распознаванию чувств, фантазий и мотивов; сопротивление раскрытию чувств по отношению к терапевту; сопротивление как способ демонстрации самодостаточности ; сопротивление как нежелание клиентов менять свое поведение за пределами терапевтического кабинета; сопротивление как следствие отсутствия эмпатии со стороны терапевта. [8]

Примерами выражения сопротивления являются отмена или перенос встреч, уклонение от рассмотрения обозначенных тем, забывание выполнить домашнее задание и тому подобное. Это затруднит работу терапевта с клиентом, но также предоставит ему информацию о клиенте.

Стратегии управления межличностным сопротивлением

[ редактировать ]

Некоторые стратегии, которые могут помочь терапевтам справиться с межличностным сопротивлением, включают изучение значения и функции сопротивления для клиента, а также того, как оно связано с его межличностными моделями и целями. Предоставление обратной связи и интерпретация сопротивления и его влияния на терапевтические отношения, а также привлечение внимания и точки зрения клиента. Использование сочувствия и одобрения, чтобы признать чувства и опасения клиента, а также передать понимание и принятие. Использование юмора и парадоксов, чтобы рассеять напряжение и бросить вызов предположениям или поведению клиента не угрожающим образом. Ведение переговоров и достижение компромисса с клиентом относительно темпа, направления и направленности терапии, а также уважение его автономии и предпочтений. [9] Используя эти стратегии, терапевты могут уменьшить межличностное сопротивление и улучшить терапевтические отношения со своими клиентами, что может способствовать изменениям и улучшению результатов.

Состояния и черты сопротивления (ситуативные и характеристические)

[ редактировать ]

Сопротивление — это автоматический и бессознательный процесс. По мнению Ван Денбурга и Кислера, [10] это может быть как в течение определенного периода времени (сопротивление состояния), так и проявление более давних черт или характера (сопротивление свойств).

Сопротивление чертам характера относится к устойчивой тенденции сопротивляться изменениям или вызовам, независимо от ситуации или содержания терапии. [11] Сопротивление как состояния, так и черт характера может мешать терапевтическому альянсу, участию клиента и его прогрессу. [12]

В психотерапии сопротивление состоянию может возникнуть в определенный момент, когда срабатывает провоцирующий тревогу опыт. С другой стороны, личностное сопротивление постоянно возникает во время сеансов и мешает выполнению терапевтических задач. Клиент демонстрирует образец поведения, не связанного с задачей, что заставляет терапевта испытывать определенный уровень негативных эмоций и познаний по отношению к клиенту. Поэтому неадаптивный образец межличностного поведения и реакция терапевта мешают задаче или процессу терапии. Это «сопротивление состояния» накапливается во время сеансов, и его развитие лучше всего можно предотвратить эмпатическим вмешательством со стороны терапевта. [10]

Вне терапии личностное сопротивление клиента проявляется в характерных моделях межличностного поведения, которые часто вызваны типичными моделями общения со значимыми другими людьми, такими как семья, друзья и партнеры.

Стратегии управления сопротивлением состояний и свойств

[ редактировать ]

Некоторые стратегии, которые могут помочь терапевтам справиться с сопротивлением состоянию и чертам характера, включают в себя соответствие терапевтического подхода и техник уровню сопротивления клиента, его готовности к изменениям и предпочтительному способу преодоления трудностей; использование методов когнитивной реструктуризации, чтобы бросить вызов иррациональным убеждениям клиента, когнитивным искажениям или саморазрушительным мыслям, которые способствуют сопротивлению; использование техник воздействия, чтобы помочь клиенту взглянуть в лицо своим страхам, тревогам или дискомфорту, лежащим в основе сопротивления, и использование парадоксальных техник, чтобы использовать сопротивление клиента в качестве терапевтического инструмента, например, назначение симптома, переосмысление проблемы или преувеличение последствий.

Как справиться с сопротивлением в психотерапии

[ редактировать ]

Сегодня многие терапевты работают с сопротивлением, чтобы лучше понять клиента. Они подчеркивают важность работы с сопротивлением, а не против него. [8] [10] [13] Это потому, что работа против сопротивления клиента может привести к контрпродуктивным отношениям с терапевтом; чем больше внимания уделяется сопротивлению, тем менее продуктивна терапия. Работа с сопротивлением обеспечивает позитивные рабочие отношения и дает терапевту информацию о бессознательном клиенте. [13]

Терапевт может использовать контрперенос как инструмент, позволяющий понять сопротивление клиента. Чувства, которые клиент вызывает у терапевта своим сопротивлением, подскажут вам, в чем суть сопротивления. [8] Например, очень директивный клиент может заставить терапевта чувствовать себя очень пассивным. Когда терапевт обращает внимание на их пассивные чувства, это может помочь ему понять такое поведение клиента как сопротивление, возникающее из-за страха потерять контроль.

Также может быть полезно выявить сопротивление клиента. Это может не только способствовать решению проблемы, но также позволить клиенту подумать и обсудить свое сопротивление и когнитивные процессы, лежащие в его основе. Таким образом, клиент принимает активное участие в терапии, что может снизить сопротивление в будущем. Это также помогает клиенту определить свое сопротивление в будущем и отреагировать на него.

К вопросу планирования лечения имеют отношение научные исследования, в которых черты резистентности рассматривались как индикаторы и противопоказания для различных типов вмешательств. Бейтлер, Молейро и Талеби проанализировали 20 исследований, в которых изучались различные эффекты директивности терапевта, смягчаемые сопротивлением клиента, и обнаружили, что 80% (n = 16) исследований продемонстрировали, что директивные вмешательства были наиболее продуктивными среди клиентов, у которых был относительно низкий уровень состояние или черта-подобное сопротивление. Напротив, недирективные вмешательства лучше всего работали среди клиентов, у которых был относительно высокий уровень сопротивления. Эти результаты убедительно подтверждают значение уровня резистентности как предсказателя результата лечения, а также планирования лечения. [13] В этих исследованиях когнитивно-поведенческая терапия использовалась в качестве прототипа директивной терапии, а психодинамическая , самонаправленная или другая ориентированная на отношения терапия использовалась в качестве прототипа недирективного лечения.

Поведенческие модели сопротивления

[ редактировать ]

Модели сопротивления поведенческого анализа и социального обучения фокусируются на событиях, предшествующих событиях и последствиях сопротивления, чтобы понять функцию такого поведения. [14] Существует как минимум пять поведенческих моделей сопротивления. [15] Эти модели имеют много общих черт. [16] Наиболее изученной исследовательской моделью, пользующейся более чем десятилетней поддержкой, является модель сопротивления в обучении родителей, созданная Джеральдом Паттерсоном. [17] [18] При поддержке исследований эта модель была даже распространена на консультации. [19] [20]

Предлагаемое Паттерсоном вмешательство «борьбы и проработки» часто противопоставляется вмешательству с мотивационным интервьюированием . При мотивационном интервью терапевт не пытается побудить клиента вернуться к проблемной области, а усиливает возникновение ситуации, когда она возникает, в отличие от «борьбы и проработки», когда терапевт напрямую направляет клиента обратно к проблеме. Поведенческие аналитические модели могут учитывать оба вмешательства, как отметили Каутилли и его коллеги. [21] в зависимости от функции и того, что необходимо сделать при лечении.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Йост, Джон Т. (2015). «Сопротивление переменам: социально-психологическая перспектива» . Социальные исследования . 82 (3): 607–636. ISSN   0037-783X . JSTOR   44282124 .
  2. ^ Серпелл, Люси (2006). «Роберт Л. Лихи (ред.) (2003). Преодоление сопротивления в когнитивной терапии. Гилфорд: Нью-Йорк, стр. 309, ISBN 1572309369» . Европейский обзор расстройств пищевого поведения . 15 (1): 78–79. дои : 10.1002/erv.756 . ISSN   1072-4133 .
  3. ^ Jump up to: а б Эдвард Тейбер; Вера Тейбер (2010). Межличностный процесс в терапии: интегративная модель . Cengage Обучение. стр. 136–137. ISBN  978-0-495-60420-4 .
  4. ^ Петрак, Фрэнк; Стридд, Эльмар; Леверкус, Фридхельм; Криспин, Александр А.; Форст, Томас; Пфюцнер, Андреас (1 сентября 2007 г.). «Разработка и проверка нового метода оценки психологической резистентности к лечению инсулином» . Уход при диабете . 30 (9): 2199–2204. дои : 10.2337/dc06-2042 . ISSN   0149-5992 . ПМИД   17575092 .
  5. ^ Анджела Ричардс, «Примечание редактора», в Зигмунде Фрейде, « О метапсихологии» (Миддлсекс, 1987), стр. 141-2.
  6. ^ Jump up to: а б с д и «Решение и управление сопротивлением интернализующихся клиентов | Общество развития психотерапии» . сайт Societyforpsychotherapy.org . Проверено 16 апреля 2022 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Портис, Мэри (сентябрь 1998 г.). «Стоп, падение и перекат: урок физкультуры, спасающий жизнь» . Стратегии . 12 (1): 11–12. дои : 10.1080/08924562.1998.10591364 . ISSN   0892-4562 .
  8. ^ Jump up to: а б с Мессер, С.Б. (2002). «Психодинамический взгляд на сопротивление в психотерапии: Vive la Résistance». Журнал клинической психологии . 58 (2): 157–163. дои : 10.1002/jclp.1139 . ПМИД   11793328 .
  9. ^ «Контрперенос и экспериментальный мир терапевта» , «Контрперенос и внутренний опыт терапевта» , Routledge, стр. 83–104, 15 февраля 2007 г., doi : 10.4324/9780203936979-7 , ISBN  978-0-429-24127-7 , получено 30 июля 2023 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Ван Денбург, ТФ; Кислер, диджей (2002). «Межличностное общение с точки зрения сопротивления в психотерапии». Журнал клинической психологии . 58 (2): 195–205. дои : 10.1002/jclp.1143 . ПМИД   11793332 .
  11. ^ Бейтлер, Ларри Э.; Эдвардс, Кристофер; Сомеа, Кэтлин (18 октября 2018 г.). «Адаптация психотерапии к уровню реактивности пациента: метааналитический обзор» . Журнал клинической психологии . 74 (11): 1952–1963. дои : 10.1002/jclp.22682 . ISSN   0021-9762 . ПМИД   30334254 . S2CID   52985820 .
  12. ^ Бейтлер, Ларри Э.; Харвуд, Т. Марк (февраль 2000 г.). Прескриптивная психотерапия . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/med:psych/9780195136692.001.0001 . ISBN  978-0-19-513669-2 .
  13. ^ Jump up to: а б с Бейтлер, Ле; Молейро, К.; Талеби, Х. (2002). «Сопротивление в психотерапии: какие выводы подтверждаются исследованиями». Журнал клинической психологии . 58 (2): 207–217. дои : 10.1002/jclp.1144 . ПМИД   11793333 .
  14. ^ Каутилли, Дж. Д., и Сантилли-Коннор, Л. (2000) «Помощь клиенту / консультанту делать то, что необходимо: функциональный анализ сопротивления и других форм избегания». Поведенческий аналитик сегодня , 1(3), стр. 37–42.
  15. ^ Каутилли, Дж. Д., Райли-Тиллман, Т. К., Аксельрод, С., и Хайнелайн, П. Н. (2005). «Современные поведенческие модели сопротивления клиентов и консультантов: критический обзор». Международный журнал поведенческих консультаций и терапии, 1 (2), 147–154.
  16. ^ Каутилли, Дж. Д., Райли-Тиллман, Т. К., Аксельрод, С., и Хайнелайн, П. Н. (2005). «Современные поведенческие модели сопротивления клиентов и консультантов: критический обзор». Международный журнал поведенческих консультаций и терапии. Архивировано 27 сентября 2013 г. в Wayback Machine , 1 (2), стр. 147–154.
  17. ^ Паттерсон, Г. Р. и Чемберлен, П. (1994). «Функциональный анализ сопротивления во время обучения родителей». Клиническая психология: наука и практика, 1 (1), стр. 53-70.
  18. ^ Паттерсон, Г.Р. и Форгач, М.С. (1985). «Поведение терапевта как определяющий фактор несоблюдения требований клиента: парадокс модификатора поведения». Журнал консалтинговой и клинической психологии, 53 (6), стр. 846–851.
  19. ^ Джозеф Каутилли, Т. Крис Тиллман, Сол Аксельрод и Фил Хайнлайн (2006). «Краткий отчет: экспериментальный аналог воздействия «сопротивления» консультанта на терапевтическое поведение консультанта». Поведенческий аналитик сегодня , 7 (3), стр. 351–365.
  20. ^ Джозеф Каутилли, Т. Крис Тиллман, Сол Аксельрод, Халина Дзиевольска, Филип Хайнелайн (2006). «Сопротивление не бесполезно: экспериментальный аналог воздействия «сопротивления» консультируемого на терапевтическое поведение консультанта в процессе консультации: повторение и расширение». Международный журнал поведенческих консультаций и терапии. Архивировано 27 сентября 2013 г. в Wayback Machine , 2 (3), стр. 362–374.
  21. ^ Каутилли, JD, и Сантилли-Коннор, Л. (2000). «Помощь клиенту/консультанту сделать то, что необходимо: функциональный анализ сопротивления и других форм избегания». Поведенческий аналитик сегодня , 1 (3), стр. 37–42.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 05199af625e9febce7d0169524407049__1706693520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/49/05199af625e9febce7d0169524407049.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Psychological resistance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)