Психологическое сопротивление
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( январь 2010 г. ) |
Психологическое сопротивление , также известное как психологическое сопротивление изменениям, представляет собой явление, часто встречающееся в клинической практике, при котором пациенты прямо или косвенно демонстрируют парадоксальное противоположное поведение, предположительно, в результате клинически инициированного процесса изменения. Другими словами, концепция психологического сопротивления заключается в том, что пациенты склонны сопротивляться предложениям врача изменить поведение или принять определенное лечение, независимо от того, улучшит ли это изменение их состояние. [1] Это препятствует развитию подлинного, взаимно поддерживающего опыта в клинических условиях. Психологическое сопротивление может проявляться по-разному, например, в отрицании существования или серьезности проблемы, рационализации или минимизации своей ответственности за нее, отклонении или недоверии к предложениям терапевта или консультанта, сокрытии или искажении информации или саботировании процесса лечения. [2] Установлено, что общим источником сопротивления и защиты является стыд . [3] Это и подобные негативные установки могут быть результатом социальной стигматизации определенного состояния, например, психологического сопротивления инсулинотерапии диабета. [4]
Примеры психологического сопротивления могут включать перфекционизм, критику, неуважительное отношение, самокритичность, озабоченность внешним видом, социальную замкнутость, потребность в том, чтобы его считали независимым и неуязвимым, или неспособность принимать комплименты или конструктивную критику. [3] Сопротивление может быть очень высоким (например, разжигание конфликта) или низким (например, уступка во всем). Чтобы полностью понять психологическое сопротивление, необходимо понять его корни.
Психоаналитическое происхождение
[ редактировать ]Открытие сопротивления ( нем . Widerstand ) было центральным в Фрейда теории психоанализа Зигмунда : для Фрейда теория вытеснения является краеугольным камнем, на котором зиждется вся структура психоанализа, и все его описания этого открытия «похожи в подчеркивая тот факт, что концепция репрессии неизбежно была предложена клиническим феноменом сопротивления». [5] Теория Фрейда установила психологическое сопротивление как пассивный, бессознательный процесс. По сути, это возлагает вину на пациентов за неспособность принять надлежащее лечение в качестве меры предотвращения. [6] При этом не учитывались пациенты, имеющие преднамеренные, сознательные опасения по поводу лечения, которые вызывают у них психологическое сопротивление. Это известно как реалистичное сопротивление. [6]
Современные понимания
[ редактировать ]Реалистичное сопротивление
[ редактировать ]Реалистическое сопротивление – это понимание сознательного и преднамеренного аспекта психологического сопротивления в терапевтическом лечении. «Реалистическое сопротивление означает сознательное, преднамеренное сопротивление клиентов терапевтическим инициативам, которые они не могут понять или принять». [6] Есть несколько вещей, с которыми человек может не согласиться в терапевтической обстановке, и которые могут привести к реальному психологическому сопротивлению, например, общая терапевтическая техника или слова и фразы, используемые врачом или терапевтом. [6]
Реальное сопротивление можно определить по поведенческим маркерам. Некоторые примеры включают избегание определенных вопросов, прямой отказ сотрудничать и внезапную потерю усилий и интереса во время сеансов. [6] Реальное сопротивление может иметь негативные последствия для терапевтического процесса и результата, например, снижение вовлеченности клиента, мотивации и приверженности лечению. [7] из-за избегания определенных вопросов, прямого отказа сотрудничать и внезапной потери усилий и интереса во время сеансов. Поэтому терапевтам важно идентифицировать вышеупомянутые поведенческие маркеры, чтобы преодолевать реалистичное сопротивление в духе сотрудничества и эмпатии. [7]
Стратегии преодоления реального сопротивления
[ редактировать ]Чтобы справиться с реалистичным сопротивлением, важно обеспечить, чтобы клиент был в курсе событий, что можно сделать, объяснив обоснование и доказательства терапевтического подхода и методов. Этого можно достичь, предложив клиенту обратную связь и вопросы. [7] Кроме того, терапевты часто используют методы мотивационного интервью, чтобы выяснить причины изменений у клиента, изучить амбивалентность и повысить самоэффективность. [7] Адаптация языка и стиля общения в соответствии с предпочтениями, потребностями и уровнем понимания клиента, а также вовлечение клиента в постановку целей и выбор вмешательств, а также предложение вариантов и альтернатив, когда это возможно, также помогает подтвердить чувства клиента, тем самым снижая сопротивление. . Эти стратегии помогают переосмыслить сопротивление как признак силы и подчеркнуть автономию клиента и ответственность за изменения. [7]
Межличностное сопротивление
[ редактировать ]Сопротивление основано на инстинктивно автономных способах реагирования, при которых клиенты одновременно раскрывают и скрывают от терапевта или другого человека аспекты себя. Такое поведение возникает в основном во время терапии, во взаимодействии с терапевтом. Это способ избежать и в то же время выразить неприемлемые побуждения, чувства, фантазии и модели поведения.
Примеры причин сопротивления включают: сопротивление распознаванию чувств, фантазий и мотивов; сопротивление раскрытию чувств по отношению к терапевту; сопротивление как способ демонстрации самодостаточности ; сопротивление как нежелание клиентов менять свое поведение за пределами терапевтического кабинета; сопротивление как следствие отсутствия эмпатии со стороны терапевта. [8]
Примерами выражения сопротивления являются отмена или перенос встреч, уклонение от рассмотрения обозначенных тем, забывание выполнить домашнее задание и тому подобное. Это затруднит работу терапевта с клиентом, но также предоставит ему информацию о клиенте.
Стратегии управления межличностным сопротивлением
[ редактировать ]Некоторые стратегии, которые могут помочь терапевтам справиться с межличностным сопротивлением, включают изучение значения и функции сопротивления для клиента, а также того, как оно связано с его межличностными моделями и целями. Предоставление обратной связи и интерпретация сопротивления и его влияния на терапевтические отношения, а также привлечение внимания и точки зрения клиента. Использование сочувствия и одобрения, чтобы признать чувства и опасения клиента, а также передать понимание и принятие. Использование юмора и парадоксов, чтобы рассеять напряжение и бросить вызов предположениям или поведению клиента не угрожающим образом. Ведение переговоров и достижение компромисса с клиентом относительно темпа, направления и направленности терапии, а также уважение его автономии и предпочтений. [9] Используя эти стратегии, терапевты могут уменьшить межличностное сопротивление и улучшить терапевтические отношения со своими клиентами, что может способствовать изменениям и улучшению результатов.
Состояния и черты сопротивления (ситуативные и характеристические)
[ редактировать ]Сопротивление — это автоматический и бессознательный процесс. По мнению Ван Денбурга и Кислера, [10] это может быть как в течение определенного периода времени (сопротивление состояния), так и проявление более давних черт или характера (сопротивление свойств).
Сопротивление чертам характера относится к устойчивой тенденции сопротивляться изменениям или вызовам, независимо от ситуации или содержания терапии. [11] Сопротивление как состояния, так и черт характера может мешать терапевтическому альянсу, участию клиента и его прогрессу. [12]
В психотерапии сопротивление состоянию может возникнуть в определенный момент, когда срабатывает провоцирующий тревогу опыт. С другой стороны, личностное сопротивление постоянно возникает во время сеансов и мешает выполнению терапевтических задач. Клиент демонстрирует образец поведения, не связанного с задачей, что заставляет терапевта испытывать определенный уровень негативных эмоций и познаний по отношению к клиенту. Поэтому неадаптивный образец межличностного поведения и реакция терапевта мешают задаче или процессу терапии. Это «сопротивление состояния» накапливается во время сеансов, и его развитие лучше всего можно предотвратить эмпатическим вмешательством со стороны терапевта. [10]
Вне терапии личностное сопротивление клиента проявляется в характерных моделях межличностного поведения, которые часто вызваны типичными моделями общения со значимыми другими людьми, такими как семья, друзья и партнеры.
Стратегии управления сопротивлением состояний и свойств
[ редактировать ]Некоторые стратегии, которые могут помочь терапевтам справиться с сопротивлением состоянию и чертам характера, включают в себя соответствие терапевтического подхода и техник уровню сопротивления клиента, его готовности к изменениям и предпочтительному способу преодоления трудностей; использование методов когнитивной реструктуризации, чтобы бросить вызов иррациональным убеждениям клиента, когнитивным искажениям или саморазрушительным мыслям, которые способствуют сопротивлению; использование техник воздействия, чтобы помочь клиенту взглянуть в лицо своим страхам, тревогам или дискомфорту, лежащим в основе сопротивления, и использование парадоксальных техник, чтобы использовать сопротивление клиента в качестве терапевтического инструмента, например, назначение симптома, переосмысление проблемы или преувеличение последствий.
Как справиться с сопротивлением в психотерапии
[ редактировать ]Сегодня многие терапевты работают с сопротивлением, чтобы лучше понять клиента. Они подчеркивают важность работы с сопротивлением, а не против него. [8] [10] [13] Это потому, что работа против сопротивления клиента может привести к контрпродуктивным отношениям с терапевтом; чем больше внимания уделяется сопротивлению, тем менее продуктивна терапия. Работа с сопротивлением обеспечивает позитивные рабочие отношения и дает терапевту информацию о бессознательном клиенте. [13]
Терапевт может использовать контрперенос как инструмент, позволяющий понять сопротивление клиента. Чувства, которые клиент вызывает у терапевта своим сопротивлением, подскажут вам, в чем суть сопротивления. [8] Например, очень директивный клиент может заставить терапевта чувствовать себя очень пассивным. Когда терапевт обращает внимание на их пассивные чувства, это может помочь ему понять такое поведение клиента как сопротивление, возникающее из-за страха потерять контроль.
Также может быть полезно выявить сопротивление клиента. Это может не только способствовать решению проблемы, но также позволить клиенту подумать и обсудить свое сопротивление и когнитивные процессы, лежащие в его основе. Таким образом, клиент принимает активное участие в терапии, что может снизить сопротивление в будущем. Это также помогает клиенту определить свое сопротивление в будущем и отреагировать на него.
К вопросу планирования лечения имеют отношение научные исследования, в которых черты резистентности рассматривались как индикаторы и противопоказания для различных типов вмешательств. Бейтлер, Молейро и Талеби проанализировали 20 исследований, в которых изучались различные эффекты директивности терапевта, смягчаемые сопротивлением клиента, и обнаружили, что 80% (n = 16) исследований продемонстрировали, что директивные вмешательства были наиболее продуктивными среди клиентов, у которых был относительно низкий уровень состояние или черта-подобное сопротивление. Напротив, недирективные вмешательства лучше всего работали среди клиентов, у которых был относительно высокий уровень сопротивления. Эти результаты убедительно подтверждают значение уровня резистентности как предсказателя результата лечения, а также планирования лечения. [13] В этих исследованиях когнитивно-поведенческая терапия использовалась в качестве прототипа директивной терапии, а психодинамическая , самонаправленная или другая ориентированная на отношения терапия использовалась в качестве прототипа недирективного лечения.
Поведенческие модели сопротивления
[ редактировать ]Модели сопротивления поведенческого анализа и социального обучения фокусируются на событиях, предшествующих событиях и последствиях сопротивления, чтобы понять функцию такого поведения. [14] Существует как минимум пять поведенческих моделей сопротивления. [15] Эти модели имеют много общих черт. [16] Наиболее изученной исследовательской моделью, пользующейся более чем десятилетней поддержкой, является модель сопротивления в обучении родителей, созданная Джеральдом Паттерсоном. [17] [18] При поддержке исследований эта модель была даже распространена на консультации. [19] [20]
Предлагаемое Паттерсоном вмешательство «борьбы и проработки» часто противопоставляется вмешательству с мотивационным интервьюированием . При мотивационном интервью терапевт не пытается побудить клиента вернуться к проблемной области, а усиливает возникновение ситуации, когда она возникает, в отличие от «борьбы и проработки», когда терапевт напрямую направляет клиента обратно к проблеме. Поведенческие аналитические модели могут учитывать оба вмешательства, как отметили Каутилли и его коллеги. [21] в зависимости от функции и того, что необходимо сделать при лечении.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йост, Джон Т. (2015). «Сопротивление переменам: социально-психологическая перспектива» . Социальные исследования . 82 (3): 607–636. ISSN 0037-783X . JSTOR 44282124 .
- ^ Серпелл, Люси (2006). «Роберт Л. Лихи (ред.) (2003). Преодоление сопротивления в когнитивной терапии. Гилфорд: Нью-Йорк, стр. 309, ISBN 1572309369» . Европейский обзор расстройств пищевого поведения . 15 (1): 78–79. дои : 10.1002/erv.756 . ISSN 1072-4133 .
- ^ Jump up to: а б Эдвард Тейбер; Вера Тейбер (2010). Межличностный процесс в терапии: интегративная модель . Cengage Обучение. стр. 136–137. ISBN 978-0-495-60420-4 .
- ^ Петрак, Фрэнк; Стридд, Эльмар; Леверкус, Фридхельм; Криспин, Александр А.; Форст, Томас; Пфюцнер, Андреас (1 сентября 2007 г.). «Разработка и проверка нового метода оценки психологической резистентности к лечению инсулином» . Уход при диабете . 30 (9): 2199–2204. дои : 10.2337/dc06-2042 . ISSN 0149-5992 . ПМИД 17575092 .
- ^ Анджела Ричардс, «Примечание редактора», в Зигмунде Фрейде, « О метапсихологии» (Миддлсекс, 1987), стр. 141-2.
- ^ Jump up to: а б с д и «Решение и управление сопротивлением интернализующихся клиентов | Общество развития психотерапии» . сайт Societyforpsychotherapy.org . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Портис, Мэри (сентябрь 1998 г.). «Стоп, падение и перекат: урок физкультуры, спасающий жизнь» . Стратегии . 12 (1): 11–12. дои : 10.1080/08924562.1998.10591364 . ISSN 0892-4562 .
- ^ Jump up to: а б с Мессер, С.Б. (2002). «Психодинамический взгляд на сопротивление в психотерапии: Vive la Résistance». Журнал клинической психологии . 58 (2): 157–163. дои : 10.1002/jclp.1139 . ПМИД 11793328 .
- ^ «Контрперенос и экспериментальный мир терапевта» , «Контрперенос и внутренний опыт терапевта» , Routledge, стр. 83–104, 15 февраля 2007 г., doi : 10.4324/9780203936979-7 , ISBN 978-0-429-24127-7 , получено 30 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Ван Денбург, ТФ; Кислер, диджей (2002). «Межличностное общение с точки зрения сопротивления в психотерапии». Журнал клинической психологии . 58 (2): 195–205. дои : 10.1002/jclp.1143 . ПМИД 11793332 .
- ^ Бейтлер, Ларри Э.; Эдвардс, Кристофер; Сомеа, Кэтлин (18 октября 2018 г.). «Адаптация психотерапии к уровню реактивности пациента: метааналитический обзор» . Журнал клинической психологии . 74 (11): 1952–1963. дои : 10.1002/jclp.22682 . ISSN 0021-9762 . ПМИД 30334254 . S2CID 52985820 .
- ^ Бейтлер, Ларри Э.; Харвуд, Т. Марк (февраль 2000 г.). Прескриптивная психотерапия . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/med:psych/9780195136692.001.0001 . ISBN 978-0-19-513669-2 .
- ^ Jump up to: а б с Бейтлер, Ле; Молейро, К.; Талеби, Х. (2002). «Сопротивление в психотерапии: какие выводы подтверждаются исследованиями». Журнал клинической психологии . 58 (2): 207–217. дои : 10.1002/jclp.1144 . ПМИД 11793333 .
- ^ Каутилли, Дж. Д., и Сантилли-Коннор, Л. (2000) «Помощь клиенту / консультанту делать то, что необходимо: функциональный анализ сопротивления и других форм избегания». Поведенческий аналитик сегодня , 1(3), стр. 37–42.
- ^ Каутилли, Дж. Д., Райли-Тиллман, Т. К., Аксельрод, С., и Хайнелайн, П. Н. (2005). «Современные поведенческие модели сопротивления клиентов и консультантов: критический обзор». Международный журнал поведенческих консультаций и терапии, 1 (2), 147–154.
- ^ Каутилли, Дж. Д., Райли-Тиллман, Т. К., Аксельрод, С., и Хайнелайн, П. Н. (2005). «Современные поведенческие модели сопротивления клиентов и консультантов: критический обзор». Международный журнал поведенческих консультаций и терапии. Архивировано 27 сентября 2013 г. в Wayback Machine , 1 (2), стр. 147–154.
- ^ Паттерсон, Г. Р. и Чемберлен, П. (1994). «Функциональный анализ сопротивления во время обучения родителей». Клиническая психология: наука и практика, 1 (1), стр. 53-70.
- ^ Паттерсон, Г.Р. и Форгач, М.С. (1985). «Поведение терапевта как определяющий фактор несоблюдения требований клиента: парадокс модификатора поведения». Журнал консалтинговой и клинической психологии, 53 (6), стр. 846–851.
- ^ Джозеф Каутилли, Т. Крис Тиллман, Сол Аксельрод и Фил Хайнлайн (2006). «Краткий отчет: экспериментальный аналог воздействия «сопротивления» консультанта на терапевтическое поведение консультанта». Поведенческий аналитик сегодня , 7 (3), стр. 351–365.
- ^ Джозеф Каутилли, Т. Крис Тиллман, Сол Аксельрод, Халина Дзиевольска, Филип Хайнелайн (2006). «Сопротивление не бесполезно: экспериментальный аналог воздействия «сопротивления» консультируемого на терапевтическое поведение консультанта в процессе консультации: повторение и расширение». Международный журнал поведенческих консультаций и терапии. Архивировано 27 сентября 2013 г. в Wayback Machine , 2 (3), стр. 362–374.
- ^ Каутилли, JD, и Сантилли-Коннор, Л. (2000). «Помощь клиенту/консультанту сделать то, что необходимо: функциональный анализ сопротивления и других форм избегания». Поведенческий аналитик сегодня , 1 (3), стр. 37–42.