Социально-когнитивная теория морали
Социально -когнитивная теория морали пытается объяснить, как моральное мышление во взаимодействии с другими психосоциальными детерминантами управляет индивидуальным моральным поведением. Социально-когнитивная теория принимает «интеракционистский» подход. [1] перспективы развития нравственного поведения. Личные факторы человека, такие как индивидуальное моральное мышление, эмоциональные реакции на поведение, личное моральное поведение, а также факторы его окружения, все взаимодействуют и влияют друг на друга. Социально-когнитивная теория во многом конкурирует с теориями стадии. [2] моральных рассуждений. Социально-когнитивная теория пытается понять, почему человек использует более низкий уровень моральных рассуждений, хотя теоретически он находится на более высоком уровне. [1] Он также пытается объяснить, как социальные взаимодействия помогают формировать новые, а также изменять существующие моральные стандарты. Влияние моделирования и других подобных социальных факторов исследуется как функция роста и развития. Альберт Бандура также считает, что моральное развитие лучше всего понять, рассматривая сочетание социальных и когнитивных факторов, особенно тех, которые связаны с самоконтролем .
сцены Теории
Теории, основанные на убеждении, что различные типы морального мышления возникают последовательно, от одного способа мышления к другому, неизменно, считаются стадийными теориями. Теории Кольберга и Пиаже о развитии моральных рассуждений утверждают, что развитие происходит поэтапно и что от менее сложных стратегий рассуждения с более низких стадий отказываются в пользу более сложных стратегий со следующих стадий. По сути, предпочтение более высоких уровней морального мышления является основным положением стадийных теорий, хотя неясно, что делает моральное мышление более высокого уровня превосходящим моральное мышление более низкого уровня. Однако теории стадий имеют тенденцию преуменьшать влияние социального обучения на человека и влияние окружающей среды в определенных ситуациях моральных рассуждений. Например, даже для людей, находящихся на более высокой стадии своего морального развития , некоторые рассуждения могут принимать во внимание верховенство закона, некоторые могут быть связаны с социальными последствиями, а некоторые все же могут быть связаны с личными чувствами. Таким образом, вполне возможно, что тенденции развития моральных рассуждений действительно существуют, но влияние общества и происходящее на его основе обучение слишком разнообразны, чтобы создать единые моральные типы в развитии всех людей. Бандура также считал, что моральные убеждения формируются в детстве в процессе развития.
Взгляд Бандуры [ править ]
Бандура утверждает, что развивая моральное «я» , люди принимают стандарты добра и зла, которые служат руководством и ограничениями поведения. В этом процессе саморегуляции люди контролируют свое поведение и условия, в которых оно происходит, судят о нем с точки зрения моральных норм и регулируют свои действия по последствиям, которые они применяют к себе. Они делают вещи, которые приносят им удовлетворение и чувство собственного достоинства. Они часто воздерживаются от действий, нарушающих их моральные стандарты, чтобы избежать самоосуждения. Таким образом, самосанкции обеспечивают соответствие поведения внутренним стандартам. По мнению Бандуры, мораль коренится в саморегуляции, а не в абстрактном рассуждении. Он также утверждает, что моральное рассуждение следует тому же континууму развития, что и другие психические процессы; от конкретного к абстрактному.
и вклад Социальный семейный
Социально-когнитивная теория морали утверждает, что личные ценности и стандарты поведения каждого человека возникают из множества различных источников влияния и поддерживаются институциональным поощрением. Он также утверждает, что принятием личных ценностей и стандартов поведения управляет широкая и динамичная социальная реальность. В нем говорится, что обучение в социальной среде представляет собой непрерывный процесс, а личные ценности и стандарты, которые приобретаются по мере развития человеком своего морального мышления, могут быть усовершенствованы и изменены или отброшены в пользу новых ценностей и стандартов. Социально-когнитивная теория морали является интеракционистской, постулирующей развитие моральных рассуждений как продукт как семьи, так и общества в целом. Следовательно, поскольку дети постоянно знакомятся с ценностями и стандартами поведения не только своих родителей, но и своих сверстников, возможных братьев и сестер, а также других взрослых, с которыми они взаимодействуют в своей жизни, они склонны развивать ценности и стандарты, которые представляют собой смесь различных особенностей их семейного и социального мира. Например, исследование моральных рассуждений у людей, подвергшихся хронической детской травме, выявило изменения в том, как они реагируют на моральные дилеммы. [3] По сравнению со здоровыми женщинами женщины с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), вызванным сложной детской травмой, реже одобряли утилитарные действия в дилеммах, связанных с причинением прямого физического вреда. [3]
Взаимодействие определяет [ править ]
Есть три взаимодействующих источника влияния; «поведение, познание и другие личные факторы, а также факторы окружающей среды». [1] Считается, что моральное поведение регулируется влиянием мысли и добровольных санкций, поведенческого поведения и общества, частью которого человек является. Само поведение может привести к двум группам последствий: «реакции самооценки и социальные эффекты». [1] и эти два последствия могут оказывать дополняющее или противоположное влияние на поведение человека. Часто, чтобы повысить совместимость личных стандартов и социальных стандартов, люди обычно предпочитают взаимодействовать с другими людьми, которые разделяют их стандарты. Само поведение особенно подвержено влиянию внешних факторов, особенно при отсутствии сильных внутренних стандартов. В этом случае люди могут принять «прагматичный» подход. [1] стиль, который позволяет им адаптировать свое поведение к ситуации, в которой они находятся. Также часто личные моральные стандарты людей вступают в конфликт с давлением общества. Однако люди могут защищать свои действия различными типами моральных рассуждений, даже несмотря на то, что они участвовали в оскорбительном или вредном поведении.
См. также [ править ]
- Педагогическая психология
- Счастливого преследования
- Моральное отстранение
- Моральная психология
- Мораль
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Бандура, А. (2011). Социально-когнитивная теория. Справочник по социально-психологическим теориям, 349–373.
- ^ Бандура, Альберт (1992), «Социально-когнитивная теория социальных ссылок», Социальные ссылки и социальное конструирование реальности в младенчестве , Springer US, стр. 175–208, doi : 10.1007/978-1-4899-2462-9_8 , ISBN 9781489924643
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Назаров, Антоний; Валащик, Виктория; Фрюэн, Пол; Оремус, Каролина; Ланиус, Рут; Маккиннон, Маргарет К. (1 ноября 2016 г.). «Моральные рассуждения у женщин с посттравматическим стрессовым расстройством, связанным с жестоким обращением в детстве» . Европейский журнал психотравматологии . 7 (с2): 31028. doi : 10.3402/ejpt.v7.31028 . ISSN 2000-8198 . ПМК 5106867 . ПМИД 27837580 .
Внешние ссылки [ править ]
- Социально-когнитивная теория моральных мыслей и действий , Альберт Бандура ( PDF- файл)
- Теории когнитивного и морального развития , доктор Ян Гарретт