Марсели Годлевски
Марсели Годлевский (15 января 1865 - 25 декабря 1945) был польским священником , который спасал евреев во время Холокоста , пряча их, помогая в побегах и выдавая поддельные о крещении свидетельства . С 1915 по 1945 год о. Монсеньор Годлевский был священником в варшавском приходе Всех Святых , который в 1940 году стал частью Варшавского гетто . [ 1 ] [ 2 ] На этой должности он активно участвовал в помощи евреям во время немецкой оккупации Польши , за что был посмертно награжден медалью « Праведник народов мира» в 2009 году. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Он также был прелатом , общественным деятелем , политиком- национал-демократом и членом Польского национального комитета (1914–1917).
Биография
[ редактировать ]Праведный Среди народов |
---|
По стране |
Годлевский родился в Турчине 15 января 1865 года в семье Игнация и Катаржины (урожденной Кучиньской). [ 7 ] Окончил семинарию в Сейнах в 1886 г., был рукоположен в священники в 1888 г., затем учился в Риме , где в 1893 г. получил степень доктора богословия. В 1896 г. переехал в Варшаву, где стал профессором семинарии (1895–1895 г.). 1902) и викарий Крестовоздвиженской церкви . В 1915 году он стал настоятелем прихода Всех Святых и занимал эту должность до своей смерти. [ 7 ]
Сначала в Лодзи , а затем в Варшаве он стал заниматься общественной деятельностью, продвигая католическое социальное учение , борясь с социалистическим влиянием и поддерживая польское национальное движение. [ 7 ] Выступая против революционных течений, в 1905 году он основал Ассоциацию христианских рабочих. Связанный с « Национальной демократией» , он выступал против присоединения ассоциации к политической партии «Христианская демократия», сформировавшейся в независимой Польше. [ 7 ] Основал ряд журналов: «Сотрудник Польши» , «Ктож як Бога» , «Наша Штандар» , «Христианско-социальное движение» . Он также редактировал «Хронику Родзинну» (1905–1907). [ 7 ] Годлевский часто высказывал антисемитские взгляды , прежде всего связанные с борьбой с еврейской торговлей. [ 7 ] Яд Вашем охарактеризовал Годлевского как «явного антисемита [большую часть своей жизни]». [ А ] После 1918 года Годлевский отошел от общественной активности и сосредоточился на приходской работе, но также стал участвовать в политической жизни. В 1930 году он вступил в Национальную партию . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Немецкое вторжение в Польшу и преследование еврейского населения в оккупированной стране изменили отношение Годлевского к евреям. [ 4 ] [ 5 ] Церковь Всех Святых располагалась на территории еврейского гетто, основанного немцами в 1940 году, и обслуживала содержавшихся там евреев-христиан. [ 7 ] Он помог им сбежать. [ Б ] [ 2 ]
Точные масштабы изменения его действий, если не сказать его отношение к евреям, являются спорными. Например, возникает вопрос о том, произошло ли (и сколько) крещений евреев. Неясно также, сколько человек были спасены от преследования благодаря его действиям. [ С ]
Среди них был Людвик Хиршфельд ; его мемуары являются основным документом помощи, оказанной отцом Годлевским. Среди других известных людей, спасенных Годлевским, был Луи-Кристоф Залески-Заменгоф . [ 3 ] [ 8 ] Марсели Годлевски в то время был больным 78-летним мужчиной, поэтому его основная деятельность по оказанию помощи заключалась в выдаче сотен поддельных свидетельств о крещении, которые позволяли евреям бежать из гетто и выжить за его пределами. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Вместе с викарием Антони Чарнецким священник также помогал в передаче корреспонденции между двумя сторонами стены гетто, а также в организации побегов. В своем доме в Анине , недалеко от Варшавы, Годлевский с помощью сестер-францисканок из семьи Марии основал приют, в котором проживало около 20 еврейских детей. [ 3 ] Он также организовал при приходе столовую , где обедали около 100 человек в день. Многие евреи, крещеные и некрещеные, поселились в доме священника и его хозяйственных постройках. [ 3 ] Яд Вашем заявил: «Он также предлагал духовное руководство и поддержку без разбора, независимо от религиозной конфессии, и участвовал в создании туннеля под церковью на улице Лешно, который служил для контрабанды товаров в гетто и выхода из него». [ 8 ]
С октября 1941 года нацистские оккупанты ввели обязательную смертную казнь для всех, кто помогает беглецам. Это касалось только Польши среди всех оккупированных европейских стран. [ 12 ] [ 10 ] «Помимо потери пятой части своего населения, страна увидела разрушение большей части своей экономики и инфраструктуры, а ее католическая церковь потеряла 20% из 10 000 священников в результате казней без надлежащего судебного разбирательства и смерти в концентрационных лагерях в ходе немецкой кампании по искоренению национальной культуры и идентичности. " [ 12 ]
22 июля 1942 года, с началом великой акции по ликвидации , священникам пришлось покинуть гетто. Годлевский уехал в Анин, где занялся приютской работой. Все дети, скрывавшиеся в Анине, пережили войну. Годлевский умер в Анине 25 декабря 1945 года. [ 3 ]
Похоронен на Повонзком кладбище в Варшаве. [ 13 ]
Воспоминание
[ редактировать ]Годлевский был посмертно награжден медалью Праведника народов мира в 2009 году. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 8 ] [ 14 ] На церемонии провозглашения церкви Всех Святых в Варшаве «Домом жизни» президент Польши Анджей Дуда напомнил, что его называли «приходским священником гетто». [ 1 ]
В Международный день памяти Холокоста конференция польских епископов почтила работу Годлевского. [ 4 ]
Он один из многих польских праведных католиков, задокументированных в книге Рышарда Тиндорфа « Спасение евреев польским католическим духовенством во время войны: Свидетельства выживших и спасателей» . [ Д ]
Отец Годлевский был одним из героев документального фильма 2017 года «Оазис всех святых» , режиссером которого стал Роман Добжинский. [ 15 ]
Музей Варшавского гетто отметил его гуманитарную деятельность в пятом эпизоде « Площадь Гжибовского » своей серии коротких экскурсий из 16 частей «Остатки Варшавского гетто». [ 16 ]
Избранные публикации
[ редактировать ]- Хороший католик среди протестантов - Хороший католик среди протестантов, 1897 г.
- Символические изображения грешного, оправданного и освященного человека — Символические изображения грешного, оправданного и освященного человека, 1897 г.
- Библейская археология (первый польский учебник по древней истории Палестины) т.1 1899 г., т.2 1903 г. — Библейская археология (первый польский учебник по древней истории Палестины) т.1 1899 г., т.2 1903 г.
- Практическое испытание совести: (о таинстве покаяния) — Практическое испытание совести: (о таинстве покаяния), 1900 г.
- Иисус, Мария, Иосиф: книга для преданности - Иисус, Мария, Иосиф: книга для преданности, 1901 г.
- Святой отец Пий X: краткая биография, украшенная портретом и некоторыми рисунками - Святой отец Пий X: краткая биография, украшенная портретом и некоторыми рисунками, 1903 г.
- В защиту церкви: полемика с лютеранскими пасторами — В защиту церкви: полемика с лютеранскими пасторами, 1904 г.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Однако, когда он обнаружил, что работает в гетто, как свидетельствовал один из его еврейских бенефициаров: «Он сказал, что всю свою жизнь ошибался, не зная лично ни одного еврея. Теперь, когда он встретил нас близко, он обратился в настоящего друга». [ 8 ]
- ^ «Среди 27 712 Праведников народов мира поляки составляют самую многочисленную группу, насчитывающую 7 112 человек. И есть еще тысячи людей, которые еще не признаны, но, тем не менее, праведны. От дипломатов до обычных граждан, польский народ помогал своим евреям. братья и сестры повсюду, Польша, Швейцария, Венгрия, Япония, Шанхай, Турция и Великобритания — это лишь некоторые из мест». [ 9 ] [ 10 ]
- ^ "То, что священники совершали таинство крещения в гетто, оценивается неоднозначно. По некоторым данным, несколько тысяч евреев, запертых за стеной, решили принять его. Однако более реалистичными кажутся оценки в несколько сотен крещеных человек. Вероятно, некоторые неофиты относились к смене религии как к великому духовному опыту. Другие, возможно, большинство, придерживались очень прагматичного подхода. Они надеялись, что немцы будут относиться к ним лучше, чем к другим евреям. Возможно, они также надеялись получить помощь от поляков. " [ 3 ] [ 11 ] [ 12 ]
- ^ «В марте [2023 года] подробное исследование, опубликованное в польском Католическом университете Иоанна Павла II в Люблине , задокументировало помощь, оказанную евреям 700 епархиальными священниками и более 2000 монахинями в более чем 500 центрах ордена. Книга на 1274 страницы , подготовленный польско-канадским исследователем Рышардом Тиндорфом, был опубликован в сотрудничестве с университетским Центром католико-еврейских отношений имени Абрахама Дж. Хешеля и включает в себя свидетельства спасателей и выживших, а также подробное описание предоставления секретных удостоверений личности и свидетельств о крещении евреям Католические священники и епископы». [ 12 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дуда, Анджей (8 июня 2017 г.). «Письмо президента на церемонии провозглашения Костела Всех Святых в Варшаве Домом жизни» . Международный фонд Рауля Валленберга . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Дома жизни, Прессбук» (PDF) . Международный фонд Рауля Валленберга . п. 7 . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Скибинский, Кирилл. «Марчели Годлевски. Священник по ту сторону стены» . Еврейский исторический институт (на польском языке). Министерство культуры и национального наследия (Польша) . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сотрудники CNA (27 января 2021 г.). «Как католический пастор спас сотни своих еврейских соседей в Варшавском гетто» . Католическое информационное агентство . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Скибинский, Кирилл. «Марселий Годлевский. Священник по ту сторону стены» . Еврейский исторический институт . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ «Истории польского сопротивления: отец Марчелли Годлевский (1865–1945)» (PDF) . Учимся у праведников . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Марчели Годлевски» . www.ipsb.nina.gov.pl (на польском языке) . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д База данных «Праведники народов мира» в Управлении памяти Яд Вашем, «Праведники»: Годлевски Марсели
- ^ Жегоцкий, Аркадий (5 января 2021 г.). «Скорбь о жертвах и помни о спасателях» . Времена Израиля . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Лукас, Ричард К. (апрель 2017 г.). «Ирена Сендлер: польский ангел Второй мировой войны» . Святой Антоний Вестник . Францисканец . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Хиршфельд Л. В тени церкви Всех Святых [в:] Этот с моей родины. Поляки помогают евреям 1939–1945 , изд. В. Бартошевский, З. Левиновна, Краков, 1969, с. 817.
- ^ Jump up to: а б с д Люксмур, Джонатан (1 сентября 2023 г.). «Беатификация польской семьи подчеркивает дискуссию о роли церкви в военное время» . Детройтский католик . Архиепископия Детройта . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Мадай, Кароль; Жулавник, Малгожата (2010). Приходской священник гетто . Варшава: Институт Национальной комиссии памяти по расследованию преступлений против польского народа. стр. 71. ISBN 978-83-7629-879-5 .
- ^ Уэббер, Алекс (5 апреля 2023 г.). «Новая книга исследует роль польской церкви в спасении евреев во время Холокоста» . Первые новости . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Добжинский, Роман (17 октября 2017 г.). «Оазис Всех Святых – преподобный Марчелий Годлевский – Праведник народов мира /митинг и показ фильма «Оазис Всех Святых» » . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Дзелиньска, Ханна. «Площадь Гжибовского» (Видео) . Проверено 4 декабря 2023 г.
Площадь Гжибовского лежала на границе двух миров: еврейского и христианского», – рассказывает Ханна Дзелиньска (Ханка Варшавянка), журналистка и туристический гид в пятой части «Остатков Варшавского гетто».
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бискупская, Ядвига (27 января 2022 г.). «Глава 7 - Вопросы веры - католическая интеллигенция и церковь». Выжившие: Варшава под нацистской оккупацией (в твердом переплете) (новое изд.). Издательство Кембриджского университета . стр. 192–225. дои : 10.1017/9781009026017.008 . ISBN 978-1316515587 . S2CID 158418065 . ISBN 1316515583.
- Куницкий, Николай (зима 2017 г.). « Белый Орел Черная Мадонна: тысяча лет польской католической традиции». Роберт Э. Алвис. Нью-Йорк: Fordham University Press, 2016. xv, 349 стр. Примечания. Библиография. Хронология. Указатель. Иллюстрации. Карты. $ 125,00 , бумага." " . Славянское обозрение . 76 (4). Американская ассоциация содействия развитию славистики: 1079–1080. doi : 10.1017/slr.2017.290 . S2CID 165506081 .
- Тиндорф, Рышард; Зелинский, Зигмунт (2023). Спасение евреев во время войны польским католическим духовенством: свидетельства выживших и спасателей (PDF) . Том. 1. Люблин: Видавництво КУЛ. ISBN 978-83-8288-040-3 . — Книга для бесплатного скачивания.
- Тиндорф, Рышард; Зелинский, Зигмунт (2023). Спасение евреев во время войны польским католическим духовенством: свидетельства выживших и спасателей (PDF) . Том. 2. Люблин: Видавництво КУЛ. ISBN 978-83-8288-088-5 . — Книга для бесплатного скачивания.