Истинный Альтман
Истинный Альтман Тося Альтман | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Липно , Польша | 24 августа 1919 г.
Умер | 26 мая 1943 г. Варшава , Генерал-губернаторство | (23 года)
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1939–1943 |
Классифицировать | Курьер и контрабандист |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | ![]() |
Другая работа | сионистского молодежного движения Активист |
Истинный Альтман [ а ] ( иврит : טוסיה אלטמן ; 24 августа 1919 — 26 мая 1943) был курьером и контрабандистом Хашомер Хацаир и Еврейской боевой организации (ŻOB) во время немецкой оккупации Польши и восстания в Варшавском гетто .
Родившись в зажиточной семье сионистских взглядов, она присоединилась к Хашомер Хацаир и перед войной стала частью центрального руководства. После вторжения в Польшу она вместе с руководством молодёжных движений бежала в Вильнюс . Вызвавшись курьером, она выдала себя за польку-нееврея и рисковала жизнью, посещая гетто , сначала для организации подпольного образования, а затем для предупреждения их о надвигающемся массовом истреблении евреев .
После образования ОББ в Варшавском гетто Альтман был назначен связным с Армией Крайовой . Она проносила в гетто оружие и взрывчатку и основала отделение ОББ в Краковском гетто . Во время восстания в Варшавском гетто она выполняла роль курьера между бункерами. Ища убежища в командном бункере на улице Мила, 18, она была одной из шести, кому удалось сбежать, когда его обнаружили немцы. Несмотря на ранения в ногу и голову, Альтман сбежал из гетто через канализацию. Ее схватили две недели спустя, когда фабрика, на которой она укрывалась, загорелась. Сильно обожженная, она была передана гестапо и через два дня умерла.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Альтман родился 24 августа 1919 года в семье Анки и Густава Альтманов в Липно, Польша , недалеко от города Влоцлавек . Ее отец, часовщик, владел ювелирным магазином во Влоцлавеке, и семья была относительно обеспеченной. Хотя ее отец вырос в хасидской семье, родители Альтмана либерально интерпретировали еврейскую веру и поощряли Альтмана изучать польский и иврит . [ 4 ] [ 5 ] : 21 убеждений своего отца Под влиянием общих сионистских с ивритом Альтман училась в гимназии и присоединилась к молодежному движению Хашомер Хацаир в возрасте одиннадцати лет. [ 6 ] Избранная представителем местного отделения Хашомер Хацаир, она посетила Четвертый Всемирный съезд в 1935 году. Вдохновленная иммигрировать в Израиль , она присоединилась к учебному кибуцу в Ченстохове в 1938 году, но вскоре Хашомер Хацаир назначила ее центральным руководителем образования молодежи. в Варшаве. [ 4 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Курьер
[ редактировать ]После в Польшу вторжения нацистской Германии в сентябре 1939 года сионистские молодежные движения призвали своих членов бежать на восток, чтобы избежать немцев. Вместе с Адамом Рэндом, другом из Хашомер Хацаир, Альтман отправился в Ровно . Когда Советский Союз вторгся, Альтман и руководство молодежного движения эвакуировались в Вильно . [ 4 ] под контролем Польши, а затем Литвы до июня 1940 года. [ 7 ] Альтман присоединился к штаб-квартире Хашомер Хацаир в Вильно и помог организовать несколько безуспешных попыток переправить членов молодежных движений нелегально в Палестину . [ 5 ] : 54–56
Молодежные движения были обеспокоены судьбой своих друзей и родственников, оказавшихся под нацистской оккупацией. Поскольку большинство лидеров бежали, оставшиеся члены молодежных движений не смогли эффективно организоваться. Поэтому было решено отправить часть руководства обратно в Генерал-губернаторский регион оккупированной Польши. Альтман считался вдохновляющим лидером и хорошим организатором. [ 5 ] : 54–56 Ее светлые волосы и свободное владение польским языком. [ б ] означало, что она легко могла сойти за нееврея. [ 4 ] Большинство курьеров молодежного движения были женщинами, поскольку мужчин-евреев можно было отличить по обрезанию. [ 9 ]
После двух неудачных попыток пересечь советскую и немецкую границы, в декабре 1939 года она навестила свою семью во Влоцлавеке и вернулась в Варшаву, став первым лидером молодежного движения, сделавшим это. [ 10 ] : 115 Альтман часто ездила в Галицию и Ченстохову, несмотря на ограничения на поездки евреев на поезде, где она пыталась организовать тайное образование и даже обучение кибуцев. Она разослала открытки лидерам молодежного движения в Вене, Вильно и Швейцарии, описывая страдания евреев при нацистском режиме. было ограждено стеной После того, как Варшавское гетто , а ее собственная семья оказалась в ловушке внутри, Альтман продолжала путешествовать по фальшивым документам, несмотря на то, что быть пойманным за пределами гетто было уголовным преступлением, караемым смертной казнью. [ 4 ] Она отправляла продуктовые посылки в Варшавское гетто для своей семьи и друзей. [ 5 ] : 89

24 декабря 1941 года Альтману и Хайке Гроссману удалось вернуться в Виленское гетто , где они встретились с Аббой Ковнером и руководством Объединенной партизанской организации . Альтман описал ужасные условия в Варшавском гетто, но все же призвал сионистских лидеров эвакуироваться туда, поскольку Виленское гетто систематически опустошалось в результате серии массовых убийств в Понарах . Ковнер не согласился, так как считал, что существовал систематический план по уничтожению всех евреев, находящихся под контролем нацистов . Молодежные движения решили распространить информацию о массовых убийствах и побудить находящихся в гетто польских евреев сопротивляться силой. [ с ] На обратном пути в Варшаву Альтман посетила несколько гетто на востоке Польши, включая Гродно , чтобы передать это послание. [ 4 ]
Контрабанда оружия
[ редактировать ]По возвращении в Варшаву Альтман обнаружила, что евреи не желают мириться с тем, что их собираются уничтожить, даже после того, как поступили сообщения о лагере смерти в Хелмно . В начале 1942 года она сотрудничала с другими левыми группами в создании организации самообороны, но их усилия ни к чему не привели, поскольку они не смогли получить какое-либо оружие. В июле, во время Варшавской Grossaktion и после создания Еврейской боевой организации (ŻOB), Альтман из-за своей арийской внешности и владения польским языком была назначена связующим звеном с Армией Крайовой и Армией Людовой . Хотя эти польские организации сопротивления отказались предложить какую-либо существенную помощь, Альтман помог переправить несколько гранат и взрывчатки. [ 4 ] Живя в арийской части города, она также помогала евреям бежать из гетто и находить места, где можно спрятаться. [ 5 ] : 152–167 В письме Адаму Рэнду, находившемуся тогда в Вене в апреле 1942 года, она написала: «Евреи умирают на моих глазах, и я бессильна помочь. Вы когда-нибудь пытались разбить стену своей головой?» [ 10 ] : 115

В сентябре Гроссакция окончательно прекратилась, в результате чего в Варшавском гетто осталось менее 70 000 евреев, что составляет одну пятую от первоначального населения. [ 12 ] Руководство Хашомер Хацаир пострадало в результате арестов гестапо, а также был обнаружен тайник со взрывчаткой другого контрабандиста. К Альтману присоединился Арье Вильнер , еще один активист Хашомер Хацаир, в попытке убедить польские группы сопротивления вооружить их. Она также продолжала посещать другие гетто, на этот раз организуя вооруженное сопротивление. Она сыграла важную роль в создании отделения ОББ в Краковском гетто . В октябре Армия Крайова признала ЗОБ и, начиная с декабря, начала поставлять оружие. [ 13 ] : 123–124
Восстание в Варшавском гетто и смерть
[ редактировать ]В январе 1943 года, во время очередной волны депортаций, варшавские евреи оказали рассеянное вооруженное сопротивление. [ 13 ] : 127 ООБ внедрился к евреям, собранным для депортации, и совершил внезапное нападение на немцев. Большинство из них были убиты, но лидеру Мордехаю Анелевичу удалось бежать. Во время акции Альтман вернулся в гетто с другой женщиной-контрабандистом, Темой Шнайдерман , чтобы сражаться с ОБ. Оба были задержаны и доставлены на Умшлагплац для депортации в Треблинку , но Альтман был освобожден еврейским полицейским из гетто, действовавшим от имени Хашомера Хацаира. [ 4 ] [ 5 ] : 170–171 Сопротивление было частично успешным: немцы депортировали только 5000 евреев, а не 8000, как они хотели. [ 12 ] После январской стычки Армия Крайова начала всерьез поддерживать ОББ, а оставшиеся евреи обучались и строили бункеры в рамках подготовки к окончательной ликвидации. Альтман и Вилнер также смогли купить немного оружия на черном рынке. Вилнер был арестован в марте, но он не предал сопротивления даже под пытками. Боясь, что немцы выследили ее, Альтман вернулся в гетто, и его заменил Ицхак Цукерман в качестве связующего звена с польским сопротивлением. [ 4 ]

18 апреля немецкие войска окружили гетто, готовясь к его ликвидации. Альтман, функция которого по-прежнему заключалась в передаче сообщений, сообщил Цукерману о первоначальном успехе сопротивления по телефону. 21 апреля, когда немцы начали жечь гетто, Анелевич укрылся в бункере на улице Мила, 18; Альтман стал курьером между командным бункером и другим бункером, где содержались раненые. Она также спасла из огня нескольких бойцов. В это время боевики решили попытаться скрыться через канализационную систему. Когда 8 мая немцы обнаружили бункер на улице Мила, они заполнили его газом, чтобы заставить жителей покинуть бункер. Анелевич и многие другие бойцы сопротивления покончили жизнь самоубийством. Альтман, хотя и была ранена, была одной из шести, кому удалось бежать и была найдена Зивией Любеткин и Мареком Эдельманом , которые переправили ее на арийскую сторону. [ 4 ]
Альтман спрятался вместе с другими еврейскими боевиками на целлулоидной фабрике. 24 мая произошел случайный пожар. Тяжело обгоревшая Альтман была вынуждена выйти на открытое место, где ее схватила полиция и передала ее гестапо . [ 10 ] : 115–116 Через два дня она скончалась от полученных травм. [ 4 ] [ 5 ] : 187–192
Наследие
[ редактировать ]Альтман была посмертно награждена Серебряным крестом Военного ордена Виртути Милитари . Решением Президента Польской Народной Республики от 1 апреля 1948 года за заслуги в подпольной борьбе во время оккупации [ 14 ]
Ее сыграла американская актриса Лили Собески в телевизионном фильме 2001 года «Восстание» .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Некоторые несовременные источники дают Альтману прозвище Това. [ 1 ] [ 2 ] или Таубе . [ 3 ]
- ↑ Многие польские евреи говорили на идише как на основном языке, а их польский акцент выдавал их как евреев. [ 8 ]
- ↑ Через несколько дней Ковнер опубликовал манифест на этот счет: Не будем идти, как ягнята, на заклание! [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пейдж, Джеффри (1 мая 2001 г.). « В «Сопротивлении» показаны мучительные истории настоящих героев» . Другие взгляды. Рекорд . Медиа-группа Северного Джерси . п. 16 . Проверено 15 октября 2022 г.
Това Альтман, ставшая подпольным курьером...
- ^ Бартроп, Пол Р. (2016). Сопротивление Холокосту: сторонники, партизаны и выжившие . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio . п. 5. ISBN 9781610698795 .
- ^ «Тося Альтман» . Еврейский женский архив . Проверено 15 октября 2022 г.
Тося (Таубе) Альтман родилась 24 августа 1919 года...
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Шалев, Зива. «Тося Альтман» . Энциклопедия еврейских женщин .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г сцена, зева; Шалев, Зива (1992). Тосия: Тося Альтман, от главного руководства Хашомер Хацаир до штаб-квартиры Еврейской организации Воин (на иврите). наследие.
- ^ «Тося Альтман» (на иврите). Музей «Воскресение» в кибуце Яд Мордехай. Архивировано из оригинала 19 апреля 2014 года . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ Сенн, Альфред Эрих (2007). Литва 1940: Революция сверху . Родопи. стр. 50, 73. ISBN 978-9042022256 .
- ^ Стопницка Хеллер, Селия (1993). На грани разрушения: евреи Польши между двумя мировыми войнами . Издательство Государственного университета Уэйна, 396 страниц. п. 66. ИСБН 0-8143-2494-0 .
- ^ Бауэр, Иегуда (2002). Переосмысление Холокоста . Издательство Йельского университета. п. 172. ИСБН 0300093004 .
Поскольку еврейские мужчины были отмечены обрезанием, еврейским женщинам было легче передвигаться по оккупированной нацистами Польше, а это означало, что они выполняли центрально важную роль эмиссаров между гетто; Эту работу проделали Владка Пельтель-Меед из Бунда, Тося Альтманн и Фрумка Плотницкая из сионистов и многие другие.
- ^ Jump up to: а б с Кафир, Илан; Доре, Дэнни; Бирн, Ева (2003). Герои и отчаянные: 6 лет со дня восстания в Гетто и Терша (на иврите). Дом борцов гетто.
- ^ Фельдман, Яэль; Боуман, Стивен (6 декабря 2007 г.). «Не умрем, как овцы вели на заклание» . Гаарец . Проверено 8 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Гутман, Джон (12 июня 2006 г.). «Вторая мировая война: восстание в Варшавском гетто» . ИсторияНет . Проверено 8 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Корбонский, Стефан (1981). Польское подпольное государство: Путеводитель по подполью, 1939–1945 . Гиппокреновые книги. ISBN 9780882545172 .
- ^ Завацка, Эльжбета (2004). Биографический словарь женщин, награжденных Военным орденом Виртути Милитари. Том I (A – G) (на польском языке). Торунь. стр. 52.
- 1918 рождений
- 1943 смертей
- Польские женщины-солдаты
- Польские сионисты
- Члены еврейской боевой организации
- Члены Хашомер Хацаир
- Люди из Влоцлавека
- Польские женщины в сопротивлении Второй мировой войне
- Польские мирные жители, убитые во Второй мировой войне
- Кавалеры Серебряного креста Virtuti Militari.
- Повстанцы восстания в Варшавском гетто убиты в бою