Резня в Старом Цепелеву и Рекувке
Резня в Старом Цепелеву и Рекувке | |
---|---|
Расположение | Старый Цеппелюв и Рекувка , оккупированная Польша. |
Дата | 6 декабря 1942 г. |
Тип инцидента | резня |
Организации | Полиция общественного порядка |
Жертвы | 33 |
Резня в Старом Цепелеву и Рекувке — нацистов, военное преступление совершенное немецкой жандармерией (государственной сельской полицией) в деревнях Старый Цепелеув и Рекувка на территории оккупированной Польши . 6 декабря 1942 года тридцать один поляк, включая женщин и детей, из семей Ковальского, Косиора, Обучевича и Скочиласа был убит за помощь евреям. Среди жертв были двое еврейских беженцев. Резня в Старом Цепелеву и Рекувке была одним из самых тяжких преступлений, совершенных нацистско-немецкими оккупантами против поляков, которые помогали евреям . [ 1 ]
Прелюдия
[ редактировать ]После нацистской оккупации Польши начала повят Илжа Генерал вошел в состав Радомского округа губернаторства - . Весной 1941 года немецкие оккупационные власти инициировали процесс геттоизации местного еврейского населения . [ 2 ] Во время « Акции Рейнхарда » около 10 000 евреев из гетто в Балтове , Цепелёве , Липско и Солеце-над-Вислой были насильно переселены в «транзитное гетто» в Тарлове . В октябре 1942 года их депортировали в лагерь смерти Треблинка . [ 3 ]
Сотням евреев удалось избежать депортации и спрятаться в близлежащих лесах. Хотя немцы-оккупанты ввели смертную казнь в качестве наказания за укрытие евреев , многие поляки из Цепелова и Липско продолжали участвовать в различных формах помощи скрывающимся евреям. По мнению историков Себастьяна Пёнтковского и Яцека Млынарчика, эти явления можно объяснить тем, что в этом регионе в довоенный период не было значительного экономического неравенства или конкуренции, а, следовательно, и серьезной этнической напряженности между поляками и евреями. [ 4 ] Не менее важно и то, что повят Илжа был оплотом левой аграрной Польской народной партии «Вызволение» ; правая антисемитская национальная демократия так и не получила сколько-нибудь значительной поддержки в этом регионе. [ 4 ] [ 5 ]
Среди евреев, скрывавшихся в лесах, было много молодых людей, которые начали организовывать небольшие группы самообороны . Коммунистическая воинская часть «Гвардия Людова» , которая хотела закрепиться в районе Илжи, но имела очень мало поддержки среди польского населения, воспринимала эти группы как естественный резервуар рабочей силы. Вскоре был организован польско-еврейский партизанский отряд, возглавляемый польским коммунистом Станиславом Ольчиком («Гарбаты») и евреем Хилем Браверманом («Баца»). [ 6 ] Хотя серьезного военного значения подразделение не имело, местные нацистские власти забеспокоились и решили устроить в лесах широкую облаву. Акция началась утром 29 ноября 1942 года и продолжалась до 3 или 6 декабря. Немецкая жандармерия (государственная сельская полиция) ликвидировала три лесных лагеря и убила около 120 еврейских беженцев, включая этнических поляков. [ 7 ] Подразделению Ольчика и Бравермана удалось вырваться из окружения, но понести большие потери. [ 8 ] [ 9 ]
Вероятнее всего, немецкие полицейские заставили некоторых евреев, пойманных во время облавы, раскрыть имена польских семей, которые их поддерживали. [ 10 ] Однако возможно также, что эти семьи были преданы другими поляками. [ 11 ] В результате нацистские власти решили провести демонстративную репрессивную акцию с целью запугать местное население и отговорить поляков оказывать какую-либо помощь евреям. [ 12 ] Эту задачу поручили подразделению 1-го моторизованного жандармерического батальона, располагавшемуся в фольварке в Гурках Цепелявских. [ 13 ]
В то время несколько семей из Старого Цепелова и соседней Рекувки приютили еврейских беженцев. Среди них были Петр и Елена Обучевичи из Старого Цепелова, которые спрятали на своей ферме еврейского шляпника из Цепелява неизвестной личности. Их соседи, семья Косиор, приютили двух мужчин-евреев. В Рекувке две семьи, Косиор и Скочилас, приютили на своей общей ферме сначала двух еврейских женщин из Цепелова, а затем четырех евреев-мужчин. Польские семьи также предоставили другим евреям разовый приют и продовольственную помощь. [ 11 ]
В какой-то степени евреи и их польские помощники осознавали опасность. Примерно 4 декабря 1942 года еврейская женщина пришла на захолустную ферму Яна Русина в Старом Цепелеве и попросила владельца предупредить семьи, которые помогали евреям, о том, что немцы могут прийти их арестовать. Некоторые свидетели утверждали, что незадолго до действий немцев евреи, скрывавшиеся в деревне, покинули свои убежища в польских домах и бежали либо в лес, либо в соседние деревни. Ни одно из этих действий не предотвратило последовавшую трагедию. [ 14 ]
Резня
[ редактировать ]Старый Цеппелюв
[ редактировать ]Ранним утром 6 декабря 1942 года в Старый Цепелюв прибыло около 20 немецких жандармов. Сначала они пошли на ферму Антони Сохая, на окраине деревни, и приказали ему показать им фермы Адама Ковальского и Петра Обучевича. Сразу после того, как Сохай подчинился, они окружили обе фермы и ферму Владислава Косиора. В хуторе Ковальского поймали хозяина, его жену и пятерых детей, в хуторе Обучевича - хозяина, его жену и четверо детей, в хуторе Косиора - хозяина, его жену и шестерых детей. [ 15 ] Избежать плена удалось лишь сыну-подростку Ковальского Яну, который в то время работал в соседней деревне подмастерьем портного. [ 16 ]
Скорее всего, жандармы провели тщательный обыск всех трех хуторов. Неизвестно, что они нашли в помещении Ковальского и Обучевича; однако достоверно известно, что на ферме Косиора они захватили двух евреев и нашли книги, написанные на идише и иврите . По словам некоторых свидетелей, оба еврея пришли в дом Косиора после того, как его окружили немцы. Вряд ли, выглянув из своих укрытий в близлежащем лесу, они не заметили присутствия в деревне жандармов, так что не исключено, что они добровольно сдались в надежде, что таким образом спасут своих благодетелей. [ 17 ] Тем временем жандармы приказали солтысу Яну Мировскому отправиться в соседнюю Рекувку и привести Станислава Косиора (родственника Владислава Косиора из Старого Цепелова). Однако по пути Мировский встретил офицера, руководившего акцией. [ а ] Он отменил предыдущий приказ и велел Мировскому вернуться домой. [ 18 ]
Несколько часов жандармы лишь охраняли задержанных и не предпринимали никаких других действий, даже разрешив Адаму Ковальскому покормить свой скот . [ 16 ] Ситуация резко изменилась ближе к вечеру. Около 13:00 семью Косиоров вместе с пленными евреями вывели из дома и бросили в сарай. Жандармы всех расстреляли и подожгли здание. Одному из сыновей Косиора, вероятно, лишь легко раненному, удалось выбраться из сарая. Он обошёл немецкий кордон и побежал через поле. Жандармы преследовали его на машине, поймали мальчика и бросили в горящее здание. После казни они разграбили ферму. [ 19 ]
Когда грабежи завершились, жандармы присоединились к своим коллегам, охранявшим семьи Ковальских и Обучевичей. Дом последнего был выбран следующим местом казни, так как он находился на некотором расстоянии от соседних фермерских домов, поэтому риска распространения огня по деревне не было. Адама Ковальского и его семью вывели из дома и бросили в дом Обучевичей. Немцы расстреляли обе семьи и подожгли здание. Вероятно, несколько раненых детей сгорели заживо. [ 20 ] Шестнадцатилетней Янине Ковальской удалось выбраться из здания. Однако, пробежав несколько метров, ее застрелили. Позже ее труп бросили в огонь. Когда пламя начало угасать, жандармы вернулись на свой пост в Гурках Цепеловских. [ 21 ] [ 22 ]
Рекувка
[ редактировать ]В то же время, когда первое немецкое подразделение прибыло в Старый Цепелюв, около 10 жандармов прибыли в соседнюю Рекувку . Их возглавил унтер-офицер Бирнер. [ 23 ] (он был австрийцем из Вены ). [ 24 ] Жандармы сначала пошли к Солтысу Рекувки и приказали ему показать хутор, на котором жили две родственные семьи: Косиоры и Скочиласы. Затем они окружили хутор и задержали всех находившихся там поляков. Когда пришли немцы, Петр Скочилас, двух его сыновей и старшей дочери в доме не было. Однако жандармы захватили тещу Петра Марианну Кищиньскую, его младшую дочь Леокадию и десятилетнюю Генрику Кордулу – подругу Леокадии с соседнего хутора. Также среди задержанных оказались Станислав Косиор, его жена и четверо детей. [ 23 ] Жандармы обыскали ферму и нашли книги, принадлежавшие еврейским беженцам, которых поддерживала семья Скочилас. [ 25 ]
Бирнер собирался послать группу своих людей на поиски Петра Скочиласа и остальных его детей. Однако прежде чем они покинули ферму, один из сыновей Петра, Юзеф, вернулся с местной молочной фермы. Его избили, угрожали пистолетом, а затем двое жандармов отвезли его на поиски отца. На одном из соседних хуторов Юзеф случайно встретил своего младшего брата Яна. Его немецкий эскорт не узнал Яна, тем не менее, они предположили, что он должен знать семью Скочиласа, поэтому приказали ему пойти с ними и помочь опознать Петра. Когда они достигли Тименицы Старой , Юзеф сбежал. Однако в том же селе жандармы нашли и арестовали его отца. [ 26 ]
Тем временем в Рекувку приехали на машине несколько жандармов и приказали Бирнеру и его людям немедленно казнить всех задержанных поляков. [ 11 ] Из дома вывели девять человек. Восьмилетний сын Косиора Мечислав пытался бежать, но его застрелили на месте. Других поляков казнили в сарае. По словам свидетелей, другой сын Косиора, вероятно, Ян, [ 11 ] пытался убежать, но, пробежав около 200 метров, его застрелили. [ 27 ] Томаш Кордула пытался спасти свою дочь, но был избит и увезен одним из жандармов. [ 11 ]
Прежде чем казнь была завершена, из Тыменицы Старой вернулись два жандарма с Петром и Яном Скочиласом. Еще не зная, что Ян - сын Петра, они приказали молодому человеку уйти, а затем отвели Петра в сарай и застрелили его. Прежде чем уйти, они разграбили ферму и подожгли сарай. [ 28 ]
Жертвы
[ редактировать ]6 декабря 1942 года немецкие жандармы с поста в Гурках Цепеловских убили 33 человека в Старом Цепелёве и Рекувке, в том числе 31 поляка и двух евреев. Среди пострадавших было двадцать несовершеннолетних в возрасте до 18 лет. Самой молодой жертвой стал 7 месяцев, а самому старшему около 70 лет.
Список жертв, основанный на монографии Яцека Млынарчика и Себастьяна Пёнтковского от 2007 года и указателя « Репрессии за помощь евреям на оккупированных польских землях во время Второй мировой войны»), опубликованном Институтом национальной памяти в 2019 году:
Семья Ковальских | Семья Косиор | Семья Обучевичей | Другие |
---|---|---|---|
Адам (47 лет) | Владислав (42 года) | Петр (52 года) | Неопознанный еврейский мужчина |
Бронислава (40 лет) | Каролина [ б ] (40 и/или) | Елена (35 лет) | Неопознанный еврейский мужчина |
Янина (16 лет) | Aleksander (18 y/o) | Владислав [ с ] (6 и/или) | |
Зофья (12 лет) | Tadeusz (16 y/o) | Зофья (4 года) | |
Стефан (6 лет) | Владислав (14 лет) | Янина (2 года) | |
Хенрик (4 года) | Мечислав (12 лет) | Мальчик неизвестного имени (6 мес) | |
Tadeusz (1 y/o) | Ирена (10 лет) | ||
Адам (6 лет) |
Вы закончили семью | Семья Косиор | Другие |
---|---|---|
Питер | Станислав (40 лет) | Генрика Кордула (10 лет) |
Леокадия (12 и/или) | София [ д ] (40 и/или) | |
Марианна Косциньска [ и ] (70 и/или) | Ян (10 лет) | |
Мечислав (8 лет) | ||
Мэриан (4 года) | ||
Тереза (2 и/или) |
Последствия
[ редактировать ]Вечером 6 декабря переводчик поста жандармерии в Гурках Цепеловских посетил солтыша Старого Цепелова и приказал ему похоронить жертв резни. Согласно немецкому приказу, тела должны были быть захоронены не на кладбище, а в ямах возле ферм пострадавших. Рекувки Такой же приказ получили солтыши . [ 29 ]
Яну Ковальскому, единственному оставшемуся в живых члену семьи Ковальских, пришлось долгое время скрываться после расправы. [ 30 ]
Резня в Старом Цепелёве и Рекувке была крупнейшей, но не единственной казнью, проведенной подразделением жандармерии из Гурки Цепеловских во время операции по умиротворению в Цепелявском районе. 7 декабря жандармы совершили набег на деревню Свеселице и казнили четырнадцать поляков, в том числе женщин и детей, по подозрению в пособничестве партизанам. На следующий день они снова пришли в село и убили польку по имени Марианна Сквира, которая вместе со своим мужем помогала еврейским беженцам. [ 31 ] Наконец, 11 января 1943 года в деревне Зайончкув жандармы казнили шестерых поляков, подозреваемых в пособничестве евреям. Среди жертв были: Станислава Воловец, ее четыре дочери, зять и ее батрак. [ 32 ]
Действия Германии шокировали местное население [ 33 ] и привело к меньшему количеству попыток помочь евреям. [ 34 ] Местное население стало еще менее охотно предлагать помощь после того, как группа Чиля Бравермана убила трех поляков, ошибочно обвиненных в сотрудничестве с немцами. [ 10 ] В результате подавляющее большинство евреев, скрывавшихся в лесах вокруг Цепелова, не пережили войну. В самом Цепелёве единственным выжившим евреем был Давид Санкович, которого до последнего дня немецкой оккупации приютил польский сапожник Станислав Левандовский. [ 34 ]
Резня в Старом Цепелеву и Рекувке, а также последующие казни в Свеселице и Зайончкуве были одним из величайших преступлений, совершенных нацистско-немецкими оккупантами против поляков, которые помогали евреям . [ 35 ] Никто из виновных не был привлечен к ответственности. [ 36 ]
Воспоминание
[ редактировать ]После войны останки людей, убитых во время резни, были эксгумированы и захоронены в братской могиле жертв немецкого террора, расположенной в Старом Цепелове (недалеко от дороги, ведущей на Тыменицу-Стару). [ 37 ]
История польских семей из Старого Цепелова и Рекувки, убитых за помощь евреям, была изображена в польской документальной драме Historia Kowalskich (англ. «История семьи Ковальских») 2009 года (режиссёры: Аркадиуш Голембёвский , Мацей Павлицкий ). [ 38 ]
19 октября 2009 года члены семей Ковальских, Косиор, Обучевич и Скочилас были посмертно награждены президентом Польши Лехом Качиньским орденом Polonia Restituta третьей степени.
В марте 2012 года семья Ковальских вместе с двумя другими польскими семьями была убита нацистско-немецкими оккупантами за помощь евреям. [ ж ] был отмечен памятными монетами, выпущенными Национальным банком Польши . [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Имя этого офицера неизвестно. По словам свидетелей, он имел звание лейтенанта и ему было около тридцати лет. Сослуживцы-жандармы называли его «Карл». См.: Млынарчик, Пёнтковский (2007), с. 92.
- ^ В некоторых старых источниках ее имя пишется «Катаржина».
- ↑ Некоторые старые источники называют его женским именем «Владислава».
- ↑ Некоторые старые источники утверждают, что ее звали «Мария» или «Марианна», и ей было 27 лет.
- ^ В некоторых старых источниках ее фамилия пишется «Косциньска».
- ^ Семья Ульма из Марковой и семья Баранек из Седлиски .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Преступление в Старом Цепелеву и Рекувке - история семей Ковальских, Обучевичей, Скочиласов и Косиоров» . ПОЛИН Музей истории польских евреев . Проверено 29 ноября 2019 г.
Одна из крупнейших казней немцами во время оккупации поляков за помощь евреям состоялась 6 декабря 1942 года в Старом Цепелеве и Рекувке.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 40–43.
- ^ Млынарчик, Пёнтковский (2007), стр. 60.
- ^ Перейти обратно: а б Пьентковский (2009), стр. 24.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 112.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 75–79.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 79–84.
- ^ Краковски (1984), стр.108.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 83–84.
- ^ Перейти обратно: а б Млынарчик, Пёнтковский (2007), стр. 85.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Грондзка-Реяк, Намысло (2007), стр. 190–191.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 86, 94.
- ^ Млынарчик, Пёнтковский (2007), стр. 90–94.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 85–86, 96.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 95–96.
- ^ Перейти обратно: а б Бартошевский, Левиновна (2007), стр. 622.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 96–97.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 97–98.
- ^ Млынарчик, Пёнтковский (2007), стр. 98.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 98–99.
- ^ Млынарчик, Пёнтковский (2007), стр. 99.
- ^ Бартошевский, Левиновна (2007), стр. 623.
- ^ Перейти обратно: а б Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 102.
- ^ Датнер (1968), с. 90.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 103.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 102–104.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 104.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 104–105.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 101, 105–106.
- ^ Бартошевский, Левиновна (2007), стр. 623–624.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 106–107.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 108–110.
- ^ Млынарчик, Пёнтковский (2007), стр. 114.
- ^ Перейти обратно: а б Кухарчак (2007)
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 11.
- ^ Млынарчик, Пионтковский (2007), стр. 114–115.
- ^ «Цепелюв – братская могила жертв террора» . groby.radaopwim.gov.pl. Архивировано из оригинала 12 марта 2016 г. Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ «История Ковальского» . Filmpolski.pl . Проверено 26 ноября 2019 г.
- ^ "НБП увековечит память поляков, спасающих евреев, на новых памятных монетах" . nbp.pl. Проверено 26 ноября 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бартошевский, Владислав ; Левиновна, Зофья (2007). Этот с моей родины. Поляки помогают евреям 1939–1945 (на польском языке). Варшава: Свят Ксенжки. ISBN 978-83-247-0715-7 .
- Датнер, Саймон (1968). Лес праведников. Страница из истории спасения евреев в оккупированной Польше (на польском языке). Варшава: Книга и знания.
- Гродзка-Реяк, Мартина; Намысло, Александра (2019). Репрессии за помощь евреям на оккупированных польских землях во время Второй мировой войны (на польском языке). Том I. Варшава: Институт национальной памяти. ISBN 978-83-8098-667-1 .
- Краковский, Шмуэль (1984). Война обреченных: еврейское вооруженное сопротивление в Польше, 1942–1944 гг . Нью-Йорк и Лондон: издательства Holmes & Meier. ISBN 978-0-8419-0851-2 .
- Кухарчак, Пшемыслав (9 декабря 2007 г.). «Жизнь для еврея» . Воскресный гость (на польском языке).
- Млынарчик, Яцек Анджей; Пьентковский, Себастьян (2007). Цена жертвы. Преступления против поляков за помощь евреям в районе Цепелова (на польском языке). Краков: Институт стратегических исследований. ISBN 978-83-87832-62-9 .
- Пьентковский, Себастьян (2009). «Преступления жандармов полицейского участка в Лейпциге на реке Висла против поляков, помогающих евреям (1942–1943)». В Намысле, Александра (ред.). «Кто в такие времена прячет евреев?...»: Поляки помогают еврейскому населению во время немецкой оккупации (на польском языке). Варшава: Институт национальной памяти. ISBN 978-83-7629-043-0 .