Та Пром
Та Пром | |
---|---|
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | Махаяна Буддизм |
Провинция | Сием Рип |
Божество | Праджняпарамита |
Расположение | |
Расположение | Ангкор |
Страна | Камбоджа |
Географические координаты | 13 ° 26'06 "N 103 ° 53'21" E / 13,43500 ° N 103,88917 ° E |
Архитектура | |
Основатель | Джаяварман VII |
Завершенный | 1186 |
Та Пром ( кхмерский : ប្រាសាទតាព្រហ្ម , UNGEGN : Ta Prôhm , ALA-LC : Tā Brahm [ taːprom] ; «Предок Брахмы ») — современное название храма недалеко от города Сием Рип , Камбоджа , примерно в одном километре к востоку от Ангкор Том и на южной окраине Восточного Барая . Он был построен в стиле Байон в основном в конце 12-го и начале 13-го веков и первоначально назывался Раджавихара ( кхмерский : រាជវិហារ , UNGEGN : Réachvĭhar , ALA-LC : Rājvihār [riəc.vihiə] ; «Королевский монастырь»). Он был основан кхмерским королем Джаяварманом VII как буддийский монастырь Махаяны и центр обучения, посвященный его матери. [ 1 ] В храме должны были жить или посещать почти 80 000 человек, в том числе более 2700 чиновников и 615 танцоров. [ 1 ]
Храм называют « Храмом расхитительницы гробниц » или « Храмом Анджелины Джоли » из-за его изображения в фильме «Лара Крофт: Расхитительница гробниц » (2001). [ 1 ] [ 2 ]
Храм был построен без раствора, и после того, как он был заброшен, в расшатавшихся камнях пустили корни деревья. [ 3 ] Деревья, растущие из руин, и окружающие джунгли сделали этот храм одним из самых популярных среди посетителей этого района. [ 3 ] С 1992 года он находится в ЮНЕСКО списке Всемирного наследия .
История
[ редактировать ]Основание и расширение
[ редактировать ]В 1186 году нашей эры Джаяварман VII приступил к масштабной программе строительства и общественных работ. Раджавихара («монастырь царя»), сегодня известный как Та Пром («предок Брахмы»), был одним из первых храмов, основанных в соответствии с этой программой. Стела . в память о фундаменте датируется 1186 годом нашей эры [ 4 ]
Джаяварман VII построил Раджавихару в честь своей семьи. Главное изображение храма, представляющее Праджняпарамиту , олицетворение мудрости, было создано по образцу матери царя. Северный и южный храмы-спутники третьего корпуса были посвящены царскому гуру Джаямангалартхе. [ 5 ] : 174 и его старший брат соответственно. Таким образом, Та Пром образовал дополняющую пару с храмом-монастырем Преах Хана , посвященным в 1191 году нашей эры, главное изображение которого представляло Бодхисаттву сострадания Локешвару и было создано по образцу отца короля. [ 6 ]
храма На стеле записано, что в этом месте проживало более 12 500 человек (в том числе 18 первосвященников и 615 танцоров), а еще 80 000 жителей в окрестных деревнях работали, предоставляя услуги и товары. На стеле также отмечается, что храм накопил значительные богатства, в том числе золото, жемчуг и шелка. [ 7 ] Расширения и дополнения к Та Прому продолжались вплоть до правления Шриндравармана в конце 13 века.
Заброшка и восстановление
[ редактировать ]После падения Кхмерской империи в 15 веке храм Та Пром был заброшен и заброшен на протяжении веков. усилия по сохранению и восстановлению храмов Ангкора Когда в начале 20 века начались , Французская школа Крайнего Востока решила, что Та Пром останется в основном таким, каким он был найден, как «уступка общему вкусу к живописно». По словам исследователя-новатора Ангкора Мориса Глейза , Та Пром был выделен потому, что это был «один из самых впечатляющих [храмов] и тот, который лучше всего слился с джунглями, но еще не стал его частью». [ 8 ] Тем не менее, была проделана большая работа по стабилизации руин, обеспечению доступа и поддержанию «этого состояния явного запустения». [ 6 ]
В 1992 году ЮНЕСКО включила Та Пром в Список всемирного наследия . Сохранение и восстановление Та Прома — это партнерский проект Археологической службы Индии и APSARA (Управления по защите и управлению Ангкором и регионом Сием Рип). [ 9 ]
К 2013 году Археологическая служба Индии восстановила большую часть храмового комплекса, некоторые из которых были построены с нуля. [ 9 ] Вокруг памятника были установлены деревянные дорожки, платформы и веревочные перила, чтобы защитить памятник от дальнейших повреждений со стороны туристов.
В ноябре 2022 года завершился ремонт Зала танцоров. [ 10 ]
Сайт
[ редактировать ]


Макет
[ редактировать ]Дизайн Та Прома представляет собой типичный «плоский» кхмерский храм, в отличие от храма-пирамиды или храма-горы , внутренние уровни которого выше внешнего. Пять прямоугольных стен окружают центральное святилище . Святилище сосредоточено вокруг каменного лица Праджняпарамиты , олицетворения мудрости, созданного по образцу матери царя. [ 3 ] Как и большинство кхмерских храмов, Та Пром ориентирован на восток, поэтому сам храм смещен на запад вдоль вытянутой оси восток-запад. Внешняя стена размером 1000 на 650 метров окружает территорию площадью 650 000 квадратных метров, которая когда-то была местом расположения крупного города, но сейчас в основном покрыта лесами. есть входные гопуры В каждой из сторон света , хотя доступ сегодня возможен только с востока и запада. лицевые башни, подобные найденным в Байоне В 13 веке к гопурам были добавлены . Некоторые из лицевых башен обрушились. Когда-то рвы можно было найти внутри и снаружи четвертого ограждения. Наличие двух рвов заставило некоторых историков предположить, что 12/13 остатки Та Прома являются расширением более древнего буддийского храма на том же месте. [ 11 ]
Три внутренних ограждения собственно храма представляют собой галереи , а угловые башни первого ограждения образуют квинконс с башней центрального святилища. Этот основной план усложняется для посетителя из-за окольного доступа, вызванного частично разрушенным храмом, а также из-за большого количества других зданий, разбросанных по территории, некоторые из которых представляют собой более поздние дополнения. Наиболее значительными из этих других зданий являются библиотеки в юго-восточных углах первого и третьего корпусов; храмы-спутники на северной и южной сторонах третьего ограждения; Зал Танцоров между третьей и четвертой восточными гопурами; и Дом Огня к востоку от четвертой восточной гопуры.
Изобразительное искусство
[ редактировать ]В Та Проме не так много сюжетных барельефов (по сравнению с Ангкор-Ватом или Ангкор-Томом). [ нужна ссылка ] Во всяком случае, некоторые изображения сцен из буддийской мифологии все же сохранились. Один сильно разрушенный барельеф иллюстрирует «Великий уход» Сиддхартхи , будущего Будды , из дворца своего отца. [ 12 ] В храме также есть каменные рельефы деватов (второстепенных женских божеств), медитирующих монахов или аскетов, а также дварапал или храмовых стражей.
Деревья
[ редактировать ]Деревья, растущие из руин, являются, пожалуй, самой отличительной особенностью Та Прома и «побудили больше писателей к излишествам в описаниях, чем любая другая особенность Ангкора». [ 6 ] Преобладают два вида, но источники расходятся в их идентификации: более крупный — либо шелковисто-хлопковое дерево ( Ceiba pentandra ), либо титпок Tetrameles nudiflora , [ 13 ] а меньший - либо инжир-душитель ( Ficus gibbosa ) [ 14 ] или золотое яблоко ( Diospyros decandra ). [ 13 ] Ученый из Ангкора Морис Глейз заметил: «Со всех сторон, в фантастическом масштабе, стволы хлопчатобумажных деревьев взмывают ввысь под темным зеленым пологом, их длинные широкие юбки тянутся по земле, а их бесконечные корни извиваются скорее как рептилии, чем как растения. ." [ 15 ]
В популярных СМИ
[ редактировать ]Та Пром использовался как локация в фильме «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» (2001). В фильме Лара Крофт в исполнении Анджелины Джоли сорвала цветок жасмина , а затем провалилась сквозь землю в храм, а последующие сцены снимались на студии Pinewood Studios . [ 1 ]
Галерея
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Та Пром» . Одинокая планета .
- ^ Шоард, Кэтрин (25 ноября 2010 г.). «Святая Джоли: камбоджийский храм носит имя Анджелины» . Хранитель .
- ^ Перейти обратно: а б с «Та Пром» . Атлас Обскура .
- ^ Глейз, стр.143. Текст основополагающей стелы и его перевод на французский язык см. в Coèdes, «La stèle de Ta-Prohm».
- ^ Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фримен и Жак, стр.136.
- ^ Глейз, стр.143.
- ^ Глейз, стр.141.
- ^ Перейти обратно: а б «ASI восстанавливает славу буддийского комплекса в Камбодже» . Индус . Архивировано из оригинала 31 июля 2012 г.
- ^ Сокны, Чеа (15 ноября 2022 г.). «Набор для туристов «Зал танцоров» Та Прома» . Пномпень Пост .
- ^ Жак, Клод (2008). «Глава 1: Рвы и огороженные стены кхмерских храмов». В Бакусе, Элизабет А; Гловер, Ян; Шаррок, Питер Д.; Гай, Джон; Пиготт, Винсент С. (ред.). Интерпретируя прошлое Юго-Восточной Азии: памятник, изображение и текст: избранные доклады 10-й Международной конференции Европейской ассоциации археологов Юго-Восточной Азии . Сингапур: NUS Press. стр. 3–8. ISBN 9789971694050 .
- ^ Глейз, стр.145.
- ^ Перейти обратно: а б Дехра Дун, «ASI по сохранению деревьев в камбоджийском храме» , 13 июня 2008 г., The Tribune , Чандигарх, Индия, по состоянию на 9 мая 2009 г.
- ^ Фриман и Жак, стр.137.
- ^ Глейз, стр. 143-145.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альбанезе, Марилия (2006). Сокровища Ангкора (в мягкой обложке). Верчелли: Издательство «Белая звезда». ISBN 88-544-0117-Х .
- Коэдес, Джордж. «La stèle de Ta-Prohm», в Bulletin de l'École française d'Extrême-Orient , Vol.6, No.1-2 (1906), стр. 44–86. В этой статье, написанной на французском языке ангкорским ученым Коедесом, приводится оригинальный текст основополагающей стелы в Та Проме, а также французский перевод текста. Статью можно найти на сайте Gallica.bnf.fr , веб-сайте Национальной библиотеки Франции.
- Фриман, Майкл и Жак, Клод. Древний Ангкор . Речные Книги, 1999. ISBN 0-8348-0426-3 .
- Глейз, Морис (1993). «Памятники группы Ангкор» . theangkorguide.com .
- Джессап, Хелен Иббитсон; Брукофф, Барри (2011). Храмы Камбоджи - Сердце Ангкора (в твердом переплете). Бангкок: River Books. ISBN 978-616-7339-10-8 .
- Руни, Дон. Ангкор: Знакомство с храмами . Odyssey Publications, 3-е издание, 1999 г. ISBN 962-217-601-1 .
