Китайская стрельба из лука


На протяжении тысячелетий китайская стрельба из лука ( упрощенный китайский : 中华射艺 ; традиционный китайский : 中華射藝 ; пиньинь : zhōnghuá shè yì , искусство китайской стрельбы из лука) играла ключевую роль в китайском обществе. [1] В частности, стрельба из лука занимала видное место в древнекитайской культуре ифилософия: стрельба из лука была одним из шести благородных искусств династии Чжоу (1146–256 гг. До н.э.); умение стрелять из лука было достоинством китайских императоров; Сам Конфуций был учителем стрельбы из лука; а Ли Цзы ( даосский философ) был заядлым лучником. [2] [3] Поскольку культуры, связанные с китайским обществом, охватывали широкий географический и временной диапазон, методы и оборудование, связанные с китайской стрельбой из лука,разнообразный. [4] Совершенствование огнестрельного оружия и другие обстоятельства в Китае в 20-м веке привели к упадку стрельбы из лука как военной и ритуальной практики, и на протяжении большей части 20-го века оставалась только одна традиционная мастерская по производству лука и стрел. [5] Однако в начале 21 века среди мастеров возродился интерес к изготовлению луков и стрел, а также к практике техники в традиционном китайском стиле. [6] [7]
Практику китайской стрельбы из лука можно назвать « Путь стрельбы из лука» ( китайский : 射道 ; пиньинь : шэ дао ), термин, заимствованный из руководств по стрельбе из лука династии Мин 17-го века , написанных Гао Ином ( упрощенный китайский : 高颖 ; традиционный китайский) . : 高穎 : Гао , Юн родился в 1570 году, умер?). [8] Использование 道 ( пиньинь : дао , путь) также можно увидеть в названиях, обычно используемых для других восточноазиатских стилей, таких как японский ( кюдо ) и корейский ( гундо ) стили стрельбы из лука.
Использование и практика
[ редактировать ]В исторические времена китайцы использовали стрельбу из лука для охоты, спорта, ритуалов, экзаменов и ведения войны. [9]
Война
[ редактировать ]Китай имеет долгую историю конной стрельбы из лука (стрельба верхом на лошади). До периода Воюющих царств (475–221 гг. До н. э.) стрельба из колесницы была основной формой боевой стрельбы из лука. Типичная схема заключалась в том, что на каждой колеснице находился один возница, один алебардист и один лучник. В конце концов, в период Воюющих царств стрельба из лука на лошадях заменила стрельбу из лука на колесницах. Самое раннее зарегистрированное использование конной стрельбы из лука китайцами хань произошло во время реформ короля Чжао Улина в 307 году до нашей эры. Несмотря на противодействие со стороны своей знати, военные реформы Чжао Улина включали в себя принятие тактики стрельбы из лука граничащих племен хунну , что означало стрельбу с лошади и отказ от ханьских халатов в пользу джодхпуров в кочевом стиле . [10]
Для пехоты предпочтительным метательным оружием был арбалет , поскольку стрельба из него требовала меньше подготовки, чем стрельба из лука. Еще в 600 г. до н.э. [11] В китайских арбалетах использовались сложные бронзовые спусковые механизмы, которые позволяли добиться очень большого натяжения. [12] Однако во времена династии Мин (1368–1644 гг. н.э.) спусковые механизмы арбалетов вернулись к более простой конструкции, предположительно потому, что навыки изготовления бронзовых спусковых механизмов были утеряны во время монгольской династии Юань (1271–1368 гг. н.э.) или из-за растущей известности ручные пушки в войне Китая в позднем средневековье . [11] Тем не менее, пехотная стрельба из лука и стрел по-прежнему выполняла важные функции как в тренировках, так и в морских сражениях. [13]
Ритуал и осмотр
[ редактировать ]
Во времена династии Чжоу (1146–256 гг. До н.э.) знать регулярно проводила ритуалы стрельбы из лука. [14] который символизировал и укреплял порядок внутри аристократической иерархии. Типичная аранжировка заключалась в том, что пары лучников стреляли по мишени в павильоне под церемониальную музыку и вино. В этих ритуалах стрельба с правильной формой и поведением считалась важной для попадания в цель. [13] [15] Ритуальная стрельба из лука служила контрапунктом типичному изображению лучников, которые часто были умелыми, но дерзкими. Сам Конфуций был учителем стрельбы из лука, и его собственный взгляд на стрельбу из лука и ритуалы стрельбы из лука сводился к следующему: « Утонченному человеку не нужна конкуренция. Но если он не может ее избежать, тогда пусть он состязается посредством стрельбы из лука! » [16]
Хотя гражданские ритуалы стрельбы из лука вышли из моды после династии Чжоу, экзамены, вдохновленные ритуалами эпохи Чжоу, стали регулярной частью военной программы в более поздних династиях, таких как Хань , [17] Тан , [18] Песня , [19] Мин [20] и Цин . [21] Эти экзамены обеспечили возможность отбора военных чиновников на основе заслуг. ( Императорский экзамен#Военный ) Помимо пешей стрельбы из лука, экзамены также включали стрельбу из конного лука, а также проверку силы с использованием специально разработанных луков для проверки прочности. [22]
Императоры Мин практиковали футбол и стрельбу из лука. [23] [24] Конный спорт и стрельба из лука были любимыми занятиями Хэ Суонаня, служившего в армиях Юань и Мин под командованием Хунву. [25] Башни для стрельбы из лука были построены императором Чжэнтун в Запретном городе. [26] Башни для стрельбы из лука были построены на городских стенах Сианя, возведенных Хунву. [27] Озеро Хоуху охраняли лучники в Нанкине во времена династии Мин. [28]
Математика, каллиграфия, литература, конный спорт, стрельба из лука, музыка и обряды — вот шесть искусств . [29]
В Гоцзицзяне праву, математике, каллиграфии, конному спорту уделял особое внимание император Мин Хунву и стрельбе из лука в дополнение к конфуцианской классике, а также требовалось на императорских экзаменах . [30] [31] [32] [33] [34] [35] Стрельба из лука [36] в 1162 году требовал стрельбу из лука и конный спорт для невоенных чиновников в Военной коллегии 武舉 и конный спорт были добавлены к экзамену Хуну в 1370 году, подобно тому, как император Сун Сяоцзун . [37] Территория вокруг Меридианных ворот Нанкина использовалась для стрельбы из лука гвардейцами и генералами под командованием Хунву. [38]
Императорский экзамен включал стрельбу из лука. Стрельбу из лука верхом практиковали ханьцы, жившие недалеко от границы. Записи Ван Цзюя о стрельбе из лука были продолжены во времена Мин и Юань, и Мин разработала новые методы стрельбы из лука. [39] Цзиньлин Туйонг показывал стрельбу из лука в Нанкине во времена Мин. [40] В столице прошли соревнования по стрельбе из лука для отобранных солдат Гвардейского гарнизона. [41]
Конный спорт и стрельба из лука были любимыми занятиями Чжу Ди (императора Юнлэ) и его второго сына Чжу Гаосюя. [42]
Старший сын и преемник императора Юнлэ, император Хунси, не интересовался военными делами, но преуспел в пешей стрельбе из лука. [43]
Император Чжэндэ часто занимался стрельбой из лука и конным спортом. [44] Он занимался стрельбой из лука и верховой ездой с евнухами. [45] Тибетские буддийские монахи, мусульманки и музыканты были получены и переданы Чжэндэ его охранником Чиен Нином, который познакомил его с двуручным лучником и военным офицером Чан Пином. [46] Опытный военачальник и лучник был понижен в звании до простолюдина по неправомерному обвинению в государственной измене внук принца Лу в 1514 году. [47]
Соревнования по стрельбе из лука, конный спорт и каллиграфия были одними из развлечений императора Ваньли . [48]
занимался стрельбой из лука и конным спортом Ли Цзычэн . [49]
Охота
[ редактировать ]Охота была важной дисциплиной китайской стрельбы из лука, и сцены охотыИспользование конной стрельбы из лука занимает видное место в китайском искусстве. [50] [51]
Помимо использования обычных луков и стрел, существует два разных поджанра охоты. появилась стрельба из лука: охота из дробового лука и водоплавающая охота спривязанная стрела. Стрельба из дробового лука предполагает использование легкого лука сподсумок на тетиве, предназначенный для стрельбы каменной дробью. Дисциплинастрельба из лука якобы была предшественником стрельбы из лука истрелы, а практика стрельбы пульками сохранялась на протяжении многих столетий. Кнапротив, охота с привязанной стрелой (которая предназначалась для того, чтобы заманить в ловушку скореечем пробить цель) был изображен на ранних картинах, но, похоже, имелвымерли до династии Тан (618–907 гг. Н. Э.). [52]
Отклонить
[ редактировать ]Военное использование огнестрельного оружия началось во времена династии Мин (1368–1644 гг. Н. Э.), а повсеместное использование порохового оружия - еще во времена династии Сун (960–1279 гг. Н. Э.). Несмотря на это принятие, луки и арбалеты оставались неотъемлемой частью военного арсенала из-за низкой скорострельности и недостаточной надежности раннего огнестрельного оружия. Эта ситуация изменилась ближе к концу династии Цин (1644–1911 гг. Н. Э.), Когда наличие надежного огнестрельного оружия сделало стрельбу из лука менее эффективной как боевое оружие. Таким образом, император Гуансюй отменил стрельбу из лука из программы военных экзаменов в 1901 году. [13]
Между распадом Императорского Китая в 1911 году и началом Второй китайско-японской войны (1937–1945) предпринимались недолгие попытки возродить традиционную практику стрельбы из лука. После Второй мировой войны традиционные производители луков могли продолжать свое ремесло до Культурной революции (1966–1976), когда обстоятельства вынудили такие мастерские, как Цзюй Юань Хао, приостановить производство традиционных китайских луков. [53]
Современная реконструкция и возрождение
[ редактировать ]В 1998 году Цзюй Юань Хао возобновил изготовление луков и до недавнего времени был единственной действующей мастерской по изготовлению луков и стрел в традиционном китайском стиле. [5] [54]
Однако благодаря самоотверженным усилиям мастеров, исследователей, промоутеров иэнтузиастов, практика традиционной китайской стрельбы из лука переживаетвозрождение в 21 веке. Начиная с 2009 года, они учредили ежегодный семинар по китайской традиционной стрельбе из лука. [6] [7] Через новое понимание и реконструкциюэтих практик стрельбы из лука, их цель – создать новую живую традицию дляКитайская стрельба из лука. [55] Энтузиасты ханьфу также возродили традиционный ритуал стрельбы из лука.
Техника
[ редактировать ]На протяжении всей китайской истории существовало множество вариаций техники стрельбы из лука.Трудно полностью определить канонический китайский стиль. При династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) в обращении было как минимум 7 руководств по стрельбе из лука (включая руководство генерала Ли Гуана ), а при династии Мин (1368–1644 гг. н.э.) существовало как минимум 14 различных школ стрельбы из лука и теории арбалета. а при династии Цин были опубликованы книги более чем 14 различных школ стрельбы из лука. [56] Общим для всех этих стилей является то, что они уделяют большое внимание умственному сосредоточению и концентрации. [57]
Стиль рисования, который чаще всего ассоциируется с китайской стрельбой из лука, — это вытягивание большого пальца , который также был преобладающим методом рисования для других азиатских народов, таких как монголы, тибетцы, корейцы, индийцы, турки и персы; за известным исключением является японская техника рисования Кюдо . [9] [58] Однако в более ранние периоды китайской истории (например, во времена династии Чжоу ) рисование тремя пальцами было обычным явлением, в то время как рисование большим пальцем было популярно. [59] [60]
Кроме того, предлагались различные стили китайской стрельбы из лука.разные советы по другим аспектам техники стрельбы. Например: как ставить ноги, на какой высоте ставить якорь.стрелка, как расположить палец луковой руки, нужно ли натягиватьрука с луком, следует ли позволять луку вращаться в руке с луком после отпускания, а такженапример, выдвигать ли натяжное устройство после отпускания. [61] [62] [63] [64] [65] Кроме того, в различных китайских стилях использовалась разная длина вытягивания: в литературе, искусстве и фотографиях китайские лучники изображают вытянутую руку возле переднего плеча, возле щеки, возле уха или мимо лица. [66] [67]
Дихотомия между ритуальной и проверочной техникой стрельбы из лукаа техника боевой стрельбы из лука представляет собой яркий пример контрастов между различными китайскими стилями. Ван Цзюй, писатель из династии Тан, предпочитал ритуально-экзаменационный стиль, который включал в себяпродолжение, где лук вращается в руке лука, а натяжной рычагвытягивается прямо назад; напротив, некоторые авторы, такие как Цзэн Гунлян (династия Сун), Ли Чэнфэнь (который былпод влиянием генералов династии Мин Ю Даю и Ци Цзигуана ) и Гао Ин (династия Мин)избегал эстетических элементов (таких как продолжение Ван Цзюя) в пользуразработать более практичную технику. [13] [68]
Луки
[ редактировать ]Исторические источники и археологические данные свидетельствуют о том, что множествоисторические типы луков существовали на территории современного Китая. [4] Большинство разновидностей китайских луков были роговыми (рог-дерево-сухожилия).композиты), но также использовались длинные луки и древесные композиты.Современные репродукции бантов в китайском стиле приняли формы, вдохновленныеисторические конструкции. Но помимо использования традиционных методов строительства(например, композиты рога, дерева и сухожилий), современные мастера и производителииспользованы современные материалы, такие как стекловолокно , углеродное волокно и армированный волокном пластик .
В следующих разделах освещается современное понимание некоторых изОсновные категории дизайна китайских луков.
Роговые луки в скифском стиле.
[ редактировать ]Роговые луки этого стиля, как правило, были асимметричными и имели отчетливую изогнутую форму. deflex – профиль рефлекса (в просторечии известный как форма «лука амура»).Археологи раскопали образцы луков скифского стиля, относящихся к династии Восточная Чжоу (770–256 гг. до н.э.) из Субэйси и Янхай . Сайты [69] [70]
Длинные луки (самолуки)
[ редактировать ]Длинные луки и луки из древесных композитов были популярны на юге Китая, гдевлажный климат затруднял использование роговых луков. Раскопанный образецКитайский длинный лук был датирован примерно периодом Воюющих царств – периода династии Западная Хань (475 г. до н.э. – 9 г. н.э.), его размеры составляли 1,59 м в длину, 3,4 см в ширину и 1,4 см в толщину. [71] [72] [73]

Ламинированные деревянные банты
[ редактировать ]дерева Луки из ламинированного были популярны на юге Китая из-за влажного климата. Судя по раскопанным лукам периода весны и осени во времена династии Хань (770 г. до н.э. – 220 г. н.э.), типичная конструкция китайского ламината представляла собой рефлекторный лук , сделанный из нескольких слоев древесины (например, бамбука или шелковицы ), обернутых шелк и лак. [74] Типичная длина таких луков составляла 1,2–1,5 метра.
Роговые луки Лонг-сия
[ редактировать ]Луки с длинными сиями были популярны в Китае со времен династии Хань додинастия Юань (206 г. до н.э. – 1368 г. н.э.). (Сия – это негнущиеся концевые части азиатскихсоставные луки.) Конструкция имеет сходство с роговыми луками гуннов.
Луки Ния, Ганьсу и Хотан являются примерами луков лонг-сия. от поздней Хань до Цзинь датируемый временем период (около 200–300 гг. н. э.). [75] [76] В этот период сии, как правило, были длинными и худыми, а рабочиеучастки конечностей были короткими и широкими. Однако в период ЮаняДлинные луки, как правило, имели более тяжелые сии и более узкие рабочие конечности, чем луки-сия.их предшественники эпохи Хань/Цзинь. [77]
Роговые луки династии Мин
[ редактировать ]Более короткие луки стали популярны во времена династии Мин (1368–1644 гг. Н. Э.). [78] Убэй Чжи (глава 102) описывает несколько стилей луков, популярных во времена Мин.династия: на Севере - коротко-сийский лук, рифленый-сийский лук, рифлено-мостовой лук,и лук лонг-сия; на юге - лук Чэньчжоу, лук коротко-сия, а такжебанты из бамбукового композита, покрытые лаком; Лук Кайюань использовался во всех частях Минского Китая. [79] Лук малый-сия ( 小稍弓 ) отличался от более раннего китайского лука.конструкция заключалась в том, что его сии были короткими и располагались под вперед углом струна в состоянии покоя. Его конструкция, возможно, связана с Корейский бантик из рога . [80] Лук Кайюань ( 开元弓 ) представлял собой лук малого и среднего размера.использовались длинные сии, и это был лук, который предпочитали высокопоставленныеофицеры. [79]
У Бэй Яо Лю (глава 4), еще одно классическое военное руководство династии Мин, изображает набор луков, отличающийся от тех, которые обсуждаются в Убэй Чжи . К ним относятся лук общего назначения , лук биг-сия (который использовался как в пехоте, так и в кавалерии) и деревенский лук Тайпин (который напоминал дизайн корейского лука и был популярен в северном и южном Китае из-за его превосходного качества). мастерство). [81]
Хотя луки Мин были изображены в литературе и искусстве, археологам еще предстоит найти оригинальный образец лука Мин. [82]
Роговые луки династии Цин
[ редактировать ]
Маньчжурский лук [84] дизайн стал популярен в Китае во времена династии Цин (1644–1911 гг. н.э.).
Маньчжурский лук повлиял на современные тибетские и монгольские луки.конструкции, которые представляют собой укороченные версии рогового лука Цин. [85]
Защита рук
[ редактировать ]Поскольку китайские лучники обычно использовали вытягивание большого пальца, им часто требовалась защита большого пальца в виде кольца или кожаной защиты. В исторические времена материалы для колец на большом пальце включали нефрит, металл, слоновую кость, рог и кость (хотя образцы, изготовленные из органических материалов, было трудно восстановить). Из-за важности стрельбы из лука значение колец на большом пальце вышло за пределы поля боя: кольца обычно носили как символы статуса, и вплоть до конца династии Хань (220 г. н. э.) они также были жертвенными погребальными предметами. Хотя археологические данные о китайской защите большого пальца неполны, дизайн раскопанных и старинных колец позволяет предположить, что с течением времени стали популярными различные дизайны. [86] [87] [88]
Самое раннее раскопанное китайское кольцо на большом пальце было обнаружено в династии Шан гробнице Фу Хао (умер около 1200 г. до н.э.). Кольцо представляло собой наклонный цилиндр, передняя часть которого с пазом для крепления тетивы была выше задней. При раскопках гробницы маркиза Цзинь в округе Цюво , Шаньси, было обнаружено нефритовое кольцо для большого пальца Западной Чжоу , которое имело выступающий дизайн, но имело украшения таоти, похожие на кольцо Фу Хао династии Шан. [89] Начиная с периода Воюющих царств и до династии Хань (475 г. до н.э. – 220 г. н.э.), раскопанные кольца обычно имели выступающий дизайн с характерной шпорой сбоку (существует несколько теорий о функции шпоры). [87] Кольца династии Цин (1644–1911) представляли собой круглые цилиндры или цилиндры D-образной формы. [86] [90]
Помимо приведенных выше примеров, описать дизайн колец для большого пальца из других периодов времени сложно. Например, кольца на большом пальце отсутствуют в археологических данных между династиями Хань и Мин (220–1368 гг. Н. Э.), хотя современная литература (например, руководство Ван Цзюя по стрельбе из лука из династии Тан) указывает на то, что китайские лучники все еще использовали вытягивание большого пальца. [88] Более того, данные свидетельствуют о том, что во времена династии Мин (1368–1644 гг. Н. Э.) были популярны кольца самых разных форм. В руководстве по стрельбе из лука Ли Чэнфэня рекомендовалось использовать кольца с овальными отверстиями, а в руководстве по стрельбе из лука Гао Ин описывалось использование колец с выступами и содержались иллюстрации, изображающие лучника, использующего кольцо с выступами. Однако на сегодняшний день единственные восстановленные кольца, которые якобы принадлежат династии Мин, имеют цилиндрический дизайн, который отличается от колец на большом пальце Цин. [91]
На сегодняшний день существует очень мало (если таковые имеются) раскопанных примеров защиты руки для китайских лучников, использующей вытягивание тремя пальцами. Тем не менее, Синь Дин Сан Ли Ту ( иллюстрированное руководство династии Сун по ритуалам стрельбы из лука династии Чжоу ) изображает язычок из красного тростника (называемый Чжу Цзи Сан, 朱极三 ) для защиты указательного, среднего и безымянного пальцев при натягивании тетивы. . [60]
Легенды
[ редактировать ]Легенды о стрельбе из лука пронизывают китайскую культуру. В одной из ранних сказок рассказывается, как Желтый император , легендарный предок китайского народа, изобрел лук и стрелы:
Однажды Хуанди вышел на охоту, вооружившись каменным ножом. Внезапно из кустов выскочил тигр. Чтобы спастись, Хуанди залез на тутовое дерево. Будучи существом терпеливым, тигр сел под деревом, чтобы посмотреть, что будет дальше. Хуанди увидел, что древесина тутового дерева податлива, поэтому каменным ножом отрезал ветку, чтобы сделать лук. Затем он увидел лозу, растущую на дереве, и отрезал от нее кусок, чтобы сделать веревку. Затем он увидел поблизости кусок бамбука, который был прямым, поэтому он отрезал кусок, чтобы сделать стрелу. Стрелой из лука он выстрелил тигру в глаз. Тигр убежал, а Хуанди сбежал. [92]
Еще одним мифом был Хоу И, стреляющий в солнце. [93] В других мифах Хоу И сражается с множеством монстров (которые были метафорами стихийных бедствий), используя свой киноварно-красный лук. [94]
«Однажды в деревне у подножия горы жил человек по имени Чейн. Однажды на него напал бешеный кролик. Чтобы спастись, он взял ветку дерева и сухожилия убитого неподалеку оленя и поднял палку с земли и, используя свое новое приспособление, выстрелил из нее и убил кролика. Когда он вернулся, деревня провозгласила его героем и сделал его королем». [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Стрельба из лука» . Архивировано из оригинала 31 января 2011 г. Проверено 26 декабря 2010 г.
- ^ Шесть искусств Древнего Китая
- ^ Селби (2000), стр. 52, 71, 145–148, 193, 240.
- ^ Перейти обратно: а б Селби (2010), стр. 52–54.
- ^ Перейти обратно: а б Краткая хронология Цзуюаньхао
- ^ Перейти обратно: а б Статья о семинаре по китайской традиционной стрельбе из лука 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Новостное освещение семинара по китайской традиционной стрельбе из лука 2010 г.
- ^ Тиан и Ма (2015), с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Селби (2003), с. 65.
- ^ Селби (2000), стр. 174–175.
- ^ Перейти обратно: а б «Стивен Селби (2001). Арбалетный механизм с некоторыми уникальными характеристиками из Шаньдуна, Китай» . Архивировано из оригинала 29 января 2018 г. Проверено 18 декабря 2010 г.
- ^ Селби (2000), стр. 162, 172–173.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Селби (2002–2003). Китайская стрельба из лука – нерушимая традиция?» . Архивировано из оригинала 12 октября 2015 г. Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ http://www.univ-paris-diderot.fr/eacs-easl/DocumentsFCK/file/BOA14juin.pdf . Архивировано 10 июня 2016 г. в Wayback Machine , стр. 10. 1.
- ^ Селби (2000), стр. 76–77.
- ^ Селби (2000), стр. 75–76.
- ^ Селби (2000), стр. 182–183.
- ^ Селби (2000), стр. 193–196.
- ^ Селби (2000), стр. 248–251.
- ^ Селби (2000), стр. 267–270.
- ^ Селби (2000), стр. 348–356.
- ^ Селби (2000), стр. 352.
- ^ «Мин: 50 лет, которые изменили Китай | Блог Британского музея» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2016 г. Проверено 4 мая 2016 г.
- ^ «Империя Мин наносит ответный удар» . TheGuardian.com . 24 августа 2014 г.
- ^ Грей Таттл; Куртис Р. Шеффер (12 марта 2013 г.). Читатель истории Тибета . Издательство Колумбийского университета. стр. 303–. ISBN 978-0-231-51354-8 .
- ^ «Дворец-музей Запретного города Пекин» Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 г. Проверено 4 мая 2016 г.
- ^ «Городская стена Сианя 西安城墙» . hua.umf.maine.edu . Архивировано из оригинала 29 октября 2017 года . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ https://aacs.ccny.cuny.edu/2009conference/Wenxian_Zhang.pdf с. 165.
- ^ Чжидун Хао (1 февраля 2012 г.). Интеллектуалы на распутье: меняющаяся политика китайских работников умственного труда . СУНИ Пресс. стр. 37–. ISBN 978-0-7914-8757-0 .
- ^ Моут, Фредерик В .; Твитчетт, Денис , ред. (1988). Кембриджская история Китая, том 7: Династия Мин, 1368–1644 гг., Часть 1 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 122. ИСБН 978-0-521-24332-2 .
- ^ Стивен Селби (1 января 2000 г.). Китайская стрельба из лука . Издательство Гонконгского университета. стр. 267–. ISBN 978-962-209-501-4 .
- ^ Эдвард Л. Фармер (1995). Чжу Юаньчжан и законодательство раннего Мин: переустройство китайского общества после эпохи монгольского правления . БРИЛЛ. стр. 59–. ISBN 90-04-10391-0 .
- ^ Сара Шнивинд (2006). Общественные школы и государство в Минском Китае . Издательство Стэнфордского университета. стр. 54–. ISBN 978-0-8047-5174-2 .
- ^ «Империя Мин 1368-1644 гг. Сандерсона Бека» .
- ^ «Справочный текст по китайской стрельбе из лука» . Архивировано из оригинала 12 октября 2015 г. Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ «Каковы отношения между китайской стрельбой из лука и Японией? Какое влияние она оказывает на Японию? Страница 3 — Today’s Show Points» Архивировано из оригинала 29 октября 2017 г. Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ Ло Юнг-Панг (1 января 2012 г.). Китай как морская держава, 1127–1368: предварительный обзор морской экспансии и военно-морских подвигов китайского народа в периоды Южной Сун и Юань . НУС Пресс. стр. 103–. ISBN 978-9971-69-505-7 .
- ^ «Царство Хуну | Дворец-музей» .
- ^ Стивен Селби (1 января 2000 г.). Китайская стрельба из лука . Издательство Гонконгского университета. стр. 271–. ISBN 978-962-209-501-4 .
- ^ Си-йен Фей (2009). Переговоры о городском пространстве: урбанизация и Нанкин позднего Мин . Издательство Гарвардского университета. стр. x–. ISBN 978-0-674-03561-4 .
- ^ Фун Мин Лью (1 января 1998 г.). Трактаты по военным делам истории династии Мин (1368–1644): аннотированный перевод трактатов по военным делам, главы 89 и главы 90: дополненные трактатами по военным делам проекта истории династии Мин: документация историографии Мин-Цин и упадка и падения России . Гес.ф. Природа-эВп 243. ISBN 978-3-928463-64-5 .
- ^ Ши-шань Генри Цай (1 июля 2011 г.). Вечное счастье: император Мин Юнлэ . Вашингтонский университет Press. стр. 23–. ISBN 978-0-295-80022-6 .
- ^ Моут, Фредерик В .; Твитчетт, Денис , ред. (1988). Кембриджская история Китая, том 7: Династия Мин, 1368–1644 гг., Часть 1 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 277. ИСБН 978-0-521-24332-2 .
- ^ Моут, Фредерик В .; Твитчетт, Денис , ред. (1988). Кембриджская история Китая, том 7: Династия Мин, 1368–1644 гг., Часть 1 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 403. ИСБН 978-0-521-24332-2 .
- ^ Моут, Фредерик В .; Твитчетт, Денис , ред. (1988). Кембриджская история Китая, том 7: Династия Мин, 1368–1644 гг., Часть 1 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 404. ИСБН 978-0-521-24332-2 .
- ^ Моут, Фредерик В .; Твитчетт, Денис , ред. (1988). Кембриджская история Китая, том 7: Династия Мин, 1368–1644 гг., Часть 1 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 414. ИСБН 978-0-521-24332-2 .
- ^ Моут, Фредерик В .; Твитчетт, Денис , ред. (1988). Кембриджская история Китая, том 7: Династия Мин, 1368–1644 гг., Часть 1 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 425. ИСБН 978-0-521-24332-2 .
- ^ Моут, Фредерик В .; Твитчетт, Денис , ред. (1988). Кембриджская история Китая, том 7: Династия Мин, 1368–1644 гг., Часть 1 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 514. ИСБН 978-0-521-24332-2 .
- ^ «Изучение истории Китая :: Каталог базы данных :: Биографическая база данных :: Императорский Китай- (?- 1644)» .
- ^ Селби (2010), с. 60.
- ^ Иконография конной стрельбы из лука династии Западная Хань
- ^ Селби (2000), стр. 178–182.
- ^ Селби (2000), с. 386.
- ^ Перевод Стивена Селби (1999). История лучников Цзюй Юань Хао из Пекина.
- ^ Азиатская исследовательская сеть традиционной стрельбы из лука
- ^ Селби (2000), стр. 119–120, 271, 360.
- ^ Стивен Селби (1999). Совершенствование разума и тела.
- ^ Коппедрайер (2002), стр. 7–9.
- ^ ETC Вернер (1972). Китайское оружие. Публикации Охары. п. 59. ISBN 0-89750-036-9
- ^ Перейти обратно: а б Не Чуни (10 век н.э.) Синь Дин Сан Ли Ту.
- ^ Стивен Селби (1997). Традиция стрельбы из лука в Китае.
- ^ Перевод Стивена Селби (1998). Метод стрельбы из лука Ци Цзи-гуана.
- ^ Чэн Цзыи (1638). Иллюстрация из книги У Бэй Яо Люэ («Очерк военной готовности: теория стрельбы из лука»).
- ^ Цзи Цзянь (1679 г.) Гуань Ши Синь Чжуан.
- ^ Перевод Стивена Селби (1998). «Безумие Макивара» из Букё Шагаку Сейсо. Гао Ин, 1637 г.
- ^ Ксилография династии Хань (см. пункты [1] и [2] в теме)
- ^ Селби (2000), стр. xix—xx, xxii—xxiii, 57, 110, 123, 148, 179—181, 205, 340—341, 365—369.
- ^ Селби (2000), стр. 241–242, 276–278, 337.
- ^ Селби (2010), стр. 54–57.
- ^ Беде Дуайер (2004). В Синьцзяне обнаружены луки скифского типа.
- ^ Селби (2003), с. 15.
- ↑ Письма ATARN, декабрь 2000 г.
- ↑ Письма ATARN, сентябрь 2001 г.
- ^ Ян Хун (1992). Оружие Древнего Китая. Научная пресса. С. 94–95, 196–202. ISBN 1-880132-03-6
- ^ Стивен Селби (2001). Реконструкция лука Ния.
- ^ Стивен Селби (2002). Два поздних Хана — Цзинь Боусу из Ганьсу и Хотана.
- ^ Селби (2010), стр. 62–63.
- ^ Селби (2010), стр. 63–65.
- ^ Перейти обратно: а б Мао Юаньи (1621 г.) Убэй Чжи (глава 102, Луки).
- ^ Селби (2010), с. 64.
- ^ Чэн Цзыи (1638). У Бэй Яо Лю (Глава 4, Иллюстрации методов пехоты и конной стрельбы из лука).
- ^ Селби (2010), с. 63.
- ^ «Иностранцы сфотографировали китайских лучников, стреляющих в армию поздней династии Цин_NetEase Military» .
- ^ «Древнекитайская стрельба из лука» . www.chinese-swords-guide.com . Архивировано из оригинала 20 июля 2012 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Селби (2003), стр. 38–39.
- ^ Перейти обратно: а б Эрик Дж. Хоффман (2008). Китайские кольца на большие пальцы: от поля битвы до шкатулки для драгоценностей.
- ^ Перейти обратно: а б Беде Дуайер (1997–2002). Ранние кольца лучников.
- ^ Перейти обратно: а б Селби (2003), стр. 54–57.
- ^ «Нефрит из крупных археологических открытий в Китае в 2006 году» . Архивировано из оригинала 4 марта 2009 г. Проверено 25 января 2012 г.
- ^ Коппедрайер (2002), стр. 18–30.
- ^ Селби (2000), с. XVIII.
- ^ Рисунок и перевод Стивена Селби (2003). Как Хуанди изобрел лук и стрелы. Китайская народная сказка.
- ^ Хоу И стреляет в солнце
- ^ Селби (2000), с. 19.
Источники
[ редактировать ]- Кей Коппедрайер (2002). Книга Кея для пальцев. Пресс «Голубая ваза».
- Стивен Селби (2000). Китайская стрельба из лука (мягкая обложка). Издательство Гонконгского университета. ISBN 962-209-501-1
- Стивен Селби (2003). Традиции стрельбы из лука Азии. Гонконгский музей береговой обороны. ISBN 962-7039-47-0
- Стивен Селби (2010). «Китайские луки». Журнал китайских боевых исследований, зима 2010 г., выпуск 2. Пресс «Три в одном». стр. 52–67.
- Цзе Тянь и Джастин Ма (2015). Путь стрельбы из лука: Руководство китайской военной подготовки 1637 года. Шиффер Паблишинг, ООО ISBN 978-0-7643-4791-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Азиатская исследовательская сеть по традиционной стрельбе из лука: Китайский архив
- http://www.pakua-archery.com
- Китайская стрельба из лука: Китайская федерация народной стрельбы из лука для всех (блог)
- Знакомство с китайской стрельбой из лука
- chinese-archery.de - Сайт китайской стрельбы из лука на немецком языке: содержит информацию об использовании китайских луков, стрел, колец для больших пальцев и другого снаряжения в историческом и современном спортивном контексте.