Jump to content

Тара Брошь

Тара Брошь
Материал серебро, золото, стекло, эмаль, янтарь, медь
Размер диаметр: 8,7 см (3,4 дюйма), длина: 32 см (13 дюймов)
Масса 224,36 г (7,914 унций) [1]
Созданный конец 7 или начало 8 века
Обнаруженный 1850 г. (по сообщениям)
Беттистаун
Текущее местоположение Национальный музей Ирландии , Дублин
Идентификация НМИ, р. 4015
Реверс броши

Брошь Тара — ирландская кельтская брошь , датируемая концом VII или началом VIII века. Псевдопенаннулярного типа (с полностью закрытой головой или обручем), [n 1] и изготовлены из бронзы , серебра и золота. Его голова представляет собой замысловато украшенное круглое кольцо, и в целом его передняя и обратная стороны одинаково украшены; каждая содержит около 50 вставленных литых панелей, украшенных филигранью . Брошь была изготовлена ​​из множества индивидуально изготовленных деталей; все границы и его концы содержат несколько панелей с разноцветными заклепками, переплетенными узорами, филигранью и кельтскими спиралями. Брошь считается самой сложной и богато украшенной в своем роде и могла использоваться в качестве застежки для плаща высокопоставленного священнослужителя или в качестве церемониального знака высокого поста Верховного короля Ирландии .

Брошь была спрятана на восточном побережье Ирландии где-то в 11 или 12 веке, скорее всего, чтобы защитить ее от викингов или нормандских захватчиков. Он был вновь открыт около 1850 года, но точное место и обстоятельства находки неизвестны. Несмотря на свое название, его нашли не на холме Тара , а на пляже вокруг Беттистауна на побережье графства Мит или рядом с ним . Название, под которым оно стало известно, было выбрано его первым коммерческим владельцем, ювелиром из Дублина Джорджем Уотерхаусом, как маркетинговый ход для продажи копий в разгар кельтского возрождения 19 века . По этой причине многие искусствоведы описывают ее в кавычках как брошь «Тара». [3]

Его украшение и орнамент настолько детализированы и мельчайшие, что части можно полностью рассмотреть только с помощью увеличения, что привело к тому, что один критик XIX века написал, что это «больше похоже на работу фей , чем людей». [4] Историки искусства считают только современную брошь Хантерстон ( ок. 700 г. н.э. ) равной по мастерству и дизайну. Археолог Ниам Уитфилд назвала его «самым богато украшенным и замысловатым средневековым украшением, когда-либо найденным в Ирландии». [5] в то время как NMI описывает его как «вершину достижений ирландских мастеров-металлистов раннего средневековья». [6] Он был приобретен Королевской ирландской академией в 1868 году и передан в Национальный музей Ирландии в 1890 году, где остается в постоянной экспозиции.

Деталь мозаики Юстиниана I VI века , базилика Сан-Витале.
Эскиз фигуры с брошью. От ирландского высокого креста

Брошь Тара, вероятно, была сделана для Верховного короля Ирландии , сановника или священнослужителя, вероятно, из Королевства Брега , ветви Уи Нейллов , которые правили большей частью сегодняшнего Ленстера . Владелец носил его в торжественных случаях. [7] [8]

Позолоченные и серебряные зооморфные броши были символами статуса в раннесредневековой Ирландии и Британии. Формат заимствован из более ранней традиции гривен и горжетов (оба типа шейных колец). К VII веку ирландские короли переняли в поздней Римской империи использование брошей для достижения этой цели. Традиция продолжилась и в Византийской империи; мозаики базилики Сан-Витале изображают императора Юстиниана (р. 482) с брошью на императорском пурпурном плаще. [7] Полностью герметичные броши изготавливались путем поворота штифта внутри зазора на 90 градусов. [9]

Горжеты на выставке в НМИ

Пятиугольные броши были слишком малы, чтобы их можно было продеть сквозь ткань. [4] Вместо этого их, вероятно, фиксировали на месте, проталкивая стержень булавки через ткань, и закрепляли горизонтально за головой стежками, проходящими через петли по краям, а затем закрепляли, обертывая цепь вокруг булавки. [10] [11]

Изображения в иллюминированных рукописях указывают на то, что высококачественные броши обычно надевают поверх плащей с фиолетовыми красками ( brats на гэльском языке). [12] чуть ниже правого плеча. [n 2] [7] Размещение их ниже правого плеча было еще одной традицией, берущей свое начало от римлян, чьи военные размещали их там, чтобы держать плащ слева и не препятствовать доступу к мечу. [12]

Встречаться

[ редактировать ]
Брошь Хантерстон вид спереди
Брошь Хантерстон , серебряная оправа с декором из золота, серебра и янтаря. в. 700 г. н. э.

Пятиугольные броши появляются в Ирландии с V века и предположительно изготовлены мастерами, работающими в Римской Британии традициях . Сохранившиеся ирландские броши стали более сложными, чем англосаксонские образцы середины 9 века. Сохранившиеся ирландские образцы имеют серебряные, а не бронзовые основания, а также более украшенные булавочные головки, более широкий выбор материалов для инкрустации, таких как красное золото, янтарь , эмаль , миллефиори и стекло, а также более крупные наконечники, которые стали центром украшения. [2] Ювелирное дело было известным ремеслом в доисторическом ирландском обществе. Благодаря торговым и миссионерским контактам VII века с англосаксонской , франкской и ломбардской культурами ирландские мастера развили изысканность в золотых изделиях и переняли стиль, который историки иногда называют «хиберносаксонским» или «поздним кельтским». [14]

Монограмма из Линдисфарнского Евангелия, ок. 715 –720

Брошь Тара обычно датируется концом VII или началом VIII века. [14] основано на техническом анализе и стилистических сравнениях, в частности на его сходстве с Хантерстонской брошью , произведенной в Ирландии или западной Шотландии на рубеже 8-го века, и Линдисфарнским Евангелием, созданным в Нортумберленде в начале 8-го века. [n 3] [15] [16] [17] В конце 19 века антиквар Маргарет Стоукс была первой, кто заметил, что использование трубных спиралей относит его, по крайней мере, к концу так называемого «золотого века» островного искусства , учитывая, что этот дизайн вышел из употребления. к 1050. [18] Общие элементы между брошами Хантерстона и Тары и Линдисфарнским Евангелием включают криволинейные узоры и переплетающиеся изображения животных и птиц . [19] Археологи полагают, что мастерские, создававшие эти объекты, общались и обменивались технологиями и дизайнерскими идеями. [17]

Ирландский стиль черпал влияние англосаксонских форматов, а также методов резьбы и инкрустации германских полихромных украшений. [20] [21] Кроме того, к VII веку ирландские миссионеры познакомились с культурами Центральной Европы и Средиземноморья. [12] Уитфилд отметил, что Ирландия тогда была относительно открытой и космополитичной - по сравнению с более поздним Средневековьем - и что «неудивительно, что она производила драгоценности, отражающие европейскую моду». [16]

Описание

[ редактировать ]
Общий вид лицевой стороны

Брошь Тара широко считается наиболее тщательно сконструированным и украшенным сохранившимся островным объектом, ее металлические изделия превосходят по богатству орнамента как чаши Арды начала 9-го века. Дерринафлана 8-го века, так и чаши [22] Он старше обоих и является одним из первых островных металлических изделий, изображающих животных в зооморфном стиле, который получил широкое распространение в ирландском искусстве между 8 и концом 12 веков. [23] Она больше, чем большинство других кельтских брошей : обруч необычно большой - максимальный диаметр 8,7 см (3,4 дюйма), а булавка относительно длинная - 32 см (13 дюймов).

Брошь псевдополукруглого типа, в которой обруч имеет полностью круглую форму, но не имеет зазора между концами, через который мог бы пройти застежный штифт. [24] Он двусторонне симметричен [25] с базовой структурой круглого крючка, полукруглых и соединенных концов, длинного штифта и веревки, вероятно, используемой для дополнительной поддержки, удерживающей его на месте на ткани пользователя. [26] Хотя его сердцевина сделана из серебра, его поверхность настолько позолочена и украшена, что серебро едва заметно. [27]

Он состоит из множества частей индивидуальной формы, причем большая часть филигранных украшений вставлена ​​в небольшие подносы. Восемнадцать из этих вставок сохранились из двадцати восьми лотков. [23] [25]

Сложная геометрия броши включает концентрические и вспомогательные круги, прямоугольные вставки и контур, вероятно, спланированный с помощью зарисовок, выполненных циркулем на пергаменте. Это тем более вероятно, учитывая большое количество детальных и сложных узоров, сосредоточенных на очень маленьких пространствах. [9] [23]

Панели на реверсе украшены трубчатыми спиралями и филигранью.

Голова (или «обруч», или «кольцо») изготовлена ​​из литого и позолоченного серебра и украшена с обеих сторон с использованием техник и узоров, вдохновленных стилем железного века Ла Тена . [5] Он состоит из двух больших концентрических кругов, около 28 декоративных панелей и ряда закругленных заклепок, обрамляющих обе руки. Головка открыта в своей верхней половине, тогда как нижняя половина состоит из двух сплавленных концов и, таким образом, является цельной и закрытой (т. е. псевдополукруглой), хотя ее конструкция предполагает наличие отверстия. [22] [28]

Передняя часть головы украшена двадцатью восемью утопленными панелями, припаянными к золотым листам. Они удерживаются на месте с помощью новой тогда техники «ювелирных стежков» (также известной как «закрепка бисера» или «миллизернистость»). [29] это замысловатые и сложные филигранные узоры, образованные мельчайшими полосками серебряной проволоки. [30] Восемнадцать панелей сохранили позолоченную филигрань ; остальные либо подверглись коррозии, либо были сломаны с тех пор, как брошь была вновь открыта в 1850 году. [4] Другие декоративные элементы включают литые изображения животных (в основном тонкотелых рыб) и абстрактные мотивы, разделенные стеклянными заклепками, эмалью и янтарем. [31] [32] Фризы (круглыми дисками на голове украшены резными медальонами ). Другие элементы La Tène включают узоры вокруг центра головы и кончиков: серебряные и темно-красные на концах, но с золотой облицовкой на головке. [4]

Картуш на макушке (вид сзади)

Реверс также украшен, что необычно, учитывая, что он был скрыт под одеждой владельца. Его украшения включают в себя ряды переплетающихся резных животных и птиц, заканчивающихся трубными спиралями. [4]

Терминалы

[ редактировать ]
Стеклянные шпильки на клеммах лицевой стороны

Три большие и тонкие панели на передней стороне клемм предназначены для обозначения разрыва в открытых брошках. Они богато украшены филигранью и рядом трех запонок. [33] Реверс окрашен в золотой, черный и красный цвета и содержит дополнительные рисунки Ла Тена, включая фриз из четырех медальонов. Обруч и клеммы соединены серебряными стеклянными шпильками с решеткой красного и синего цвета, которые используют современную германскую ​​​​гранаты технику перегородчатой и частично напоминают те, что были на поясном храме Мойлоха 8-го века и Чаше Арда (8-й и 9-й века). Сочетание красного и синего стекла необычно для того периода. [4]

На реверсе изображены две трапеции в стиле Ла Тен на фоне серебра и черни . [34] С каждой стороны перемычка между головкой и клеммами содержит одну большую шпильку куполообразной формы. [25] Два терминала и их мост напоминают головы двух зверей, кусающих друг друга. [2]

Булавка и цепь

[ редактировать ]
Змея со стеклянными глазами на передней части булавочной головки

Булавка прикреплена к верхнему концу головки длинной овальной позолоченной планкой в ​​форме змеи со стеклянными глазами. Он шарнирно закреплен на двух вспомогательных панелях с парными головами животных (волков или драконов) на концах и двумя человеческими лицами, выполненными из фиолетового стекла. [22] [26] [35]

Плетеная . (переплетенная) серебряная цепочка крепится к крючку с помощью вертлюга [26] Скорее всего, изначально ею обматывали детали одежды, чтобы брошь держалась надежнее. Другие теории предполагают, что брошь использовалась в качестве страховочной цепочки, чтобы ее нельзя было уронить, или что брошь когда-то была частью пары, соединенной цепочкой. [26]

Состояние

[ редактировать ]
иллюстрация 1881 года

На момент обнаружения брошь осталась почти полностью неповрежденной, но с тех пор понесла значительные потери. [27] Десять передних вставок и три шпильки теперь отсутствуют, а еще две потеряли свою филигрань. Сравнение с фотографиями середины XIX века показывает, что на момент обнаружения у броши отсутствовала только одна панель. [36] [37]

Самыми ранними сохранившимися репродукциями являются две гравюры на дереве 1852 года, на которых он, по словам Уитфилда, изображен «почти в идеальном состоянии» с неповрежденной большей частью ныне отсутствующей филиграни, заклепок и вставленных чересстрочных рисунков. [38] [n 4]

Открытие

[ редактировать ]

Хотя брошь названа в честь Холма Тары (резиденции и некрополя Верховных королей Ирландии), она не имеет никакого отношения к Таре. Брошь была найдена в ок. 1850 год, на пляже в Беттистауне, недалеко от Лейтауна , в графстве Мит, недалеко от Дроэды и примерно в 25 километрах от Тары. [40] Говорят, что нашедший, сын местной крестьянки, нашел его в контейнере, зарытом в песок, хотя вполне вероятно, что он был найден внутри страны, у реки, и, по ее словам, его нашли на пляже, чтобы избежать судебный иск со стороны землевладельца. [40]

Это название было дано одним из первых владельцев, дублинским ювелиром Джорджем Уотерхаусом, по маркетинговым причинам, чтобы сделать его репродукции более резонансными в культурном отношении. [41] В то время основным источником дохода Уотерхауса была продажа точных копий недавно найденных украшений в стиле кельтского возрождения . [42] [43] и, по словам Уитфилда, «имела привычку давать романтические и громкие имена брошкам, копии которых они продавали». [40]

Обстоятельства находки означали, что современные археологические исследования места находки не проводились. Однако в ходе раскопок на территории возле пляжа в конце 20 века было обнаружено большое захоронение, использовавшееся с доисторического периода до раннего средневековья. Это привело к предположению, что брошь была закопана как часть клада, но никаких других предметов обнаружено не было. Точно так же неизвестны дата и причины его захоронения; скорее всего, его закопали в землю, чтобы спрятать от викингов или нормандских захватчиков, или после поражения в битве. [5] XII века Кодекс , «Книга Ленстера » , содержит раздел под названием «Осада Хоута », в котором упоминается драгоценная брошь, похороненная после поражения, что заставляет некоторых историков искусства предполагать, что аналогичная судьба постигла и брошь Тары. [5]

прием 19 века

[ редактировать ]

Ювелирные изделия в стиле кельтского возрождения вошли в моду в 1840-х годах. [44] Воспользовавшись этой тенденцией, Уотерхаус позже разместил брошь «Тара» в качестве центрального элемента своих копий кельтских брошей в своем магазине в Дублине и выставил ее на Великой выставке 1851 года в Лондоне, Великой промышленной выставке 1853 года в Дублине и Всемирной выставке 1855 года в Лондоне. Париж. Реплики его броши «Тара» были примерно на треть меньше оригинала и намного проще по дизайну. [43] Уотерхаус выбрал название броши, намеренно, но ошибочно связав его с местом, связанным с Верховными королями Ирландии, «полностью осознавая, что это подпитает фантазии ирландского среднего класса о том, что они произошли от них». [45] Он изготовил несколько копий, которые, как правило, были меньше и менее детализированы, чем оригинал. [39]

Выставку в Дублине посетила королева Виктория , которая интересовалась холмом Тары, ей понравились эти кельтские броши, и она купила несколько копий броши, хотя она не знала, что она действительно была найдена в Беттистауне. [43] [46] Принц Альберт уже купил для нее две подобные вещи, когда они вдвоем посетили Дублин в 1849 году.

В 1868 году брошь была продана Королевской ирландской академии . К 1870-м годам «брошь Тара» стала общим термином для брошей кельтского возрождения, некоторые из которых к тому времени производились в индийских мастерских для экспорта в Европу. [47] [48]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Penannular переводится с латыни как «почти ( paene ) круглый ( кольцевой )». В этих брошах в обруче имеется зазор, через который можно пройти для закрепления булавкой. [2]
  2. ^ В то время женщины носили броши посередине и ниже, на груди. [13]
  3. ^ Хантерстонская брошь также датируется этим периодом на основании ее стилистического и технического сходства с Линдисфарнским Евангелием. [15]
  4. Во введении к лекции Петри в RIA от 10 декабря 1850 года упоминается «ряд мелких и тщательных рисунков различных свитков и устройств этого самого замечательного произведения древнего искусства», но ни один из них не сохранился. [39]
  1. ^ Уитфилд 2009 , с. 236.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Уитфилд 2001 , с. 228.
  3. ^ Стевик 1998 , с. 15.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мосс 2014 , с. 416.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Уитфилд 2001 , с. 211.
  6. ^ НМИ 2022 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Уитфилд 2001 , стр. 227–228.
  8. ^ Мосс 2014 , с. 415.
  9. ^ Перейти обратно: а б Мосс 2014 , с. 411.
  10. ^ Уитфилд 2001 , стр. 229–230.
  11. ^ Мосс 2014 , стр. 416–417.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Уитфилд 2004 , с. 70.
  13. ^ Уитфилд 2001 , с. 221.
  14. ^ Перейти обратно: а б Уитфилд 2009 , с. 235.
  15. ^ Перейти обратно: а б Райан 2011 , с. 51.
  16. ^ Перейти обратно: а б Уитфилд 2001 , с. 216.
  17. ^ Перейти обратно: а б Райан 2011 , с. 52.
  18. ^ Стоукс 1879 , с. 452.
  19. ^ Бэкхаус 1981 , с. 66.
  20. ^ О'Тул 2011 .
  21. ^ Уитфилд 2004 , с. 77.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Эдвардс 2006 , с. 141.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Де Паор 1977 , с. 103.
  24. ^ Райан 2011 , с. 48.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Уитфилд 1993 , с. 118.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Де Паор 1977 , с. 137.
  27. ^ Перейти обратно: а б Мосс 2014 , с. 217.
  28. ^ Стевик 1998 , с. 6.
  29. ^ Уитфилд 2009 , с. 238.
  30. ^ Мосс 2014 , с. 112.
  31. ^ Сомервилл 1993 , стр. 70, 71, 74.
  32. ^ Райан 2011 , стр. 52–53.
  33. ^ Уитфилд 2001 , с. 229.
  34. ^ Де Паор 1977 , стр. 137–138.
  35. ^ Фарли и Хантер 2015 , с. 187.
  36. ^ Уитфилд 1976 , с. 10.
  37. ^ Уитфилд 1976 , с. 5.
  38. ^ Уитфилд 1974 , с. 139.
  39. ^ Перейти обратно: а б Уитфилд 1976 , с. 13.
  40. ^ Перейти обратно: а б с Уитфилд 1974 , с. 120.
  41. ^ МакЭвансони, Филип. (2012) «Покупка броши «Тара» в 1868 году: сбор ирландских древностей для Ирландии». Журнал истории коллекций. Т. 24 (март): страницы 77–88.
  42. ^ Фарли и Хантер 2015 , с. 244.
  43. ^ Перейти обратно: а б с Харрисон 2019 .
  44. ^ Бриггс 2017 , стр. 82–83.
  45. ^ Гир и Рудо, 2010 , с. 444.
  46. ^ Кэрью 2017 .
  47. ^ Гир и Рудо, 2010 , с. 455.
  48. ^ Фарли и Хантер 2015 , стр. 244–245.

Источники

[ редактировать ]
  • Бэкхаус, Джанет (1981). Линдисфарнское Евангелие . Итака (Нью-Йорк): Издательство Корнельского университета. ISBN  978-0-7148-2461-1 .
  • Бриггс, Стивен (2017). «Возобновленное происхождение броши Роскреа?». Ольстерский журнал археологии . 74 : 74–86. JSTOR   26788433 .
  • Кэрью, Мейрид (7 февраля 2017 г.). «Британские еврейские лидеры искали Ковчег Завета в Таре» . Ирландский Централ . Проверено 8 мая 2022 г.
  • Де Паор, Лиам (1977). «Христианский триумф: Золотой век». Сокровища раннего ирландского искусства, 1500 г. до н.э. — 1500 г. н.э.: Из коллекций Национального музея Ирландии, Королевской ирландской академии, Тринити-колледжа в Дублине . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . ISBN  978-0-8709-9164-6 .
  • Эдвардс, Нэнси (2006). Археология раннесредневековой Ирландии . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-4152-2000-2 .
  • Фарли, Джулия; Хантер, Фрейзер, ред. (2015). Кельты – Искусство и идентичность . Лондон: Британский музей. ISBN  978-0-7141-2836-8 .
  • Гир, Шарлотта; Рудо, Джуди (2010). Ювелирные изделия в эпоху королевы Виктории: зеркало мира . Публикации Британского музея. ISBN  978-0-7141-2819-1 .
  • Харрисон, Бернис (16 марта 2019 г.). «Момент дизайна: Брошь Тара, 8 век» . Ирландские Таймс . Проверено 22 марта 2022 г.
  • Мосс, Рэйчел (2014). Средневековый ок. 400—ок. 1600: Искусство и архитектура Ирландии . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-3001-7919-4 .
  • О Флойнн, Рагналл ; Уоллес, Патрик, ред. (2002). Сокровища Национального музея Ирландии: ирландские древности . Дублин: Национальный музей Ирландии . ISBN  978-0-7171-2829-7 .
  • О'Тул, Финтан (3 сентября 2011 г.), История Ирландии в 100 предметах: брошь Тара, восьмой век , The Irish Times
  • Райан, Майкл (2011). «Металлообработка в Ирландии с конца седьмого по девятый век: обзор». В Хурихане, Колум (ред.). Островное и англосаксонское искусство и мысль в период раннего средневековья . Принстон (Нью-Джерси): Принстонский университет. ISBN  978-0-9837-5370-4 .
  • Сомервилл, Орна (1993). «Броши в форме воздушного змея». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии . 123 (1993): 59–101. JSTOR   25509045 .
  • Стивенсон, Роберт (1984). «Дополнительные заметки о брошах Хантерстон и «Тара», реликварии Монимуса и браслете Черноты» . Труды Общества антикваров Шотландии . 113 : 469–477. дои : 10.9750/PSAS.113.469.477 . S2CID   56322447 .
  • Стевик, Роберт (1998). «Форма Броши Тары». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии . 128 : 5–16. JSTOR   25549839 .
  • Стоукс, Маргарет (1879). «Запрос о вероятной дате броши Тары и чаши, найденных недалеко от Арды». Труды Королевской ирландской академии. Вежливая литература и древности . 2 : 451–455. JSTOR   20651541 .
  • Уитфилд, Ниам (июль 2009 г.). « Больше похоже на работу фей, чем людей»: филигрань на броши «Тара», шедевре позднекельтской обработки металла». Археонауки . 33 (2).
  • Уитфилд, Ниам. «Мотивы и техники раннесредневековой кельтской филиграни». В: Мосс, Рэйчел (ред.). Создание и значение островного искусства . Дублин: Four Courts Press, 2007. ISBN   978-1-8518-2986-6
  • Уитфилд, Ниам (2004). «Еще мысли о ношении брошей в раннесредневековой Ирландии». В Хурихане, Колум (ред.). Исследования истории ирландского искусства в честь Питера Харбисона . Дублин: Four Courts Press. ISBN  978-1-8518-2847-0 .
  • Уитфилд, Ниам (2001). «Брошь «Тара»: ирландская эмблема статуса в европейском контексте». В Хурихане, Колм (ред.). Прибытие из Ирландии: ирландское искусство от раннего христианства до периода поздней готики и его европейский контекст . Принстон (Нью-Джерси): Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-6910-8825-9 .
  • Уитфилд, Ниам (1993). «Филиграни брошей Хантерстон и Тара» . Эпоха миграции идей. Раннесредневековое искусство Северной Британии и Ирландии . Страуд (Глостершир): Саттон. ISBN  978-0-7509-0357-8 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  • Уитфилд, Ниам (1976). «Первоначальный вид броши Тары». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии . 106 : 5–30. JSTOR   25508687 .
  • Уитфилд, Ниам (1974). «Нахождение броши Тары». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии . 104 : 120–142. JSTOR   25508645 .
  • Янгс, Сьюзен, изд. (1989). «Работа ангелов», Шедевры кельтской металлообработки, VI–IX вв. н.э. Лондон: Издательство Британского музея. ISBN  0-7141-0554-6 .
  • «Брошь Тара» . Национальный музей Ирландии . Проверено 22 марта 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bdff38ed7a04fc3e64d9b0320e507d0f__1722540600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/0f/bdff38ed7a04fc3e64d9b0320e507d0f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tara Brooch - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)