Лисмор Крозье
Лисмор Крозье | |
---|---|
Материал | дерево, серебро, золото, чернь , стекло |
Размер | высота: 116см |
Созданный | начало 12 века, вероятно ок. 1100 |
Обнаруженный | Замок Лисмор , графство Уотерфорд , Ирландия |
Текущее местоположение | Национальный музей Ирландии , Килдэр-стрит , Дублин |
Лисморский посох — ирландский посох островного типа, датируемый 1100–1113 годами нашей эры. Он состоит из деревянного трубчатого стержня, облицованного пластинами из медного сплава ; украшен серебром, золотом, чернью и стеклом; и увенчан посохом с декоративным ажурным гребнем. [1] Надписи на верхнем ноупе свидетельствуют о том, что он был построен «мастером Нехтайном» по заказу Найалла мак Мейка Эдукайна, епископа Лисмора (ум. 1113). Это делает его единственным сохранившимся островным посохом, на котором есть надписи, и единственным, дату происхождения которого можно точно определить. [2] Она была вновь обнаружена в 1814 году вместе с Лисморской книгой XV века в замурованном дверном проеме замка Лисмор , графство Уотерфорд , где она, вероятно, была спрятана в позднем средневековье в период либо религиозных преследований, либо набегов.
Посох хранится в Национальном музее Ирландии (NMI) на Килдэр-стрит в Дублине. [3] Во время ремонта 1966 года две небольшие реликвии внутри посоха (изогнутой верхней части) были найдены и льняная ткань. Копия начала 20-го века находится в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке. [4]
Описание
[ редактировать ]Высота посоха 115 см. [5] и построен из деревянного сердечника с добавлением пластин из медного сплава , содержащего серебро, золото, чернь и стекло. Он почти полностью цел и находится в относительно хорошем состоянии, без небольших современных переделок. [1] Среди потерь - панели из золотой фольги, украшенные переплетенными филигранными узорами по бокам сгиба и верхних ручек (закругленных металлических выступов на рейке); золото, предположительно, было извлечено для продажи где-то в период позднего средневековья или раннего Нового времени. [6] [7]
На украшение и узоры объекта повлияло искусство викингов , особенно современный стиль Урнес, для которого характерны стройные и стилизованные животные, переплетающиеся с плотными узорами. Историк искусства Мэр де Паор описал его как демонстрацию, как и посох Дайсерта О'Ди, «ирландских урнов в полном развитии». [8]
Вал, ручки и втулка
[ редактировать ]Его древко изготовлено из дуба и содержит три выступа, нижний из которых залит в обойму (ножку или основание). Эта область украшена литыми панелями с зооморфными фигурами, а также головами и полными фигурами людей, последние из которых по стилю сравнивают со святилищем Беарнан Чулайн VII и XI веков. [9] В верхней ручке имеются крепления для вставных панелей, которые утеряны. [10]
Что необычно для средневековых посохов, наконечник полностью цел и находится на своем месте: посохи Данло и Клонмакнойз - единственные сохранившиеся экземпляры, сохранившие этот элемент. [2] Кольцо Lisomore содержит ажурные узоры, заканчивающиеся тремя ножками. [2] Вокруг него имеется свободное бронзовое кольцо, которое дребезжит при перемещении посоха. По словам историка искусства Гриффина Мюррея , «похоже, нет другого объяснения присутствию этих колец, кроме как издавать этот шум, что может указывать на важность звука при использовании посохов в христианских ритуалах в раннесредневековой Ирландии». [11]
Мошенник и падение
[ редактировать ]Посох был отлит как единое целое на почти полом деревянном сердечнике. [12] Поводок с обеих сторон украшен заклепками из синего стекла, помещенными в золотые воротники, на которых закреплены миллефиори . вставки из белого, синего и красного стекла [1] [13] [14] Отсутствующие панели, вероятно, содержали золотую филигрань. [15] в то время как капля когда-то содержала полудрагоценные камни, закрепленные в золотых ошейниках. [14] На гербе изображена процессия из трех животных с открытой пастью, заканчивающаяся головой еще одного животного с голубыми глазами. [1] [6] Передняя часть капли содержит зооморфные переплетенные панели, но отсутствует оригинальная рамка из золотой фольги. [12]
Во время ремонта в НМИ в 1966 г. во внутренней части капли и основания гребня были обнаружены две небольшие реликвии, хотя они, вероятно, вторичны (т.е. добавлены позже). Реликварий внутри герба состоит из куска дерева длиной 31 мм , шириной 16 мм и глубиной 6 мм. Реликварий внутри капли немного больше (ширина: 22 мм, длина: 18 мм, глубина: 15 мм) и представляет собой один лист медного сплава , сложенный в коробку, содержащую «крошечные кусочки дерева». [7] Он достаточно тонкий, чтобы его можно было вставить в боковую часть капли. [12] Кусок тканой льняной ткани размером 40 х 23 мм также был найден при раскрытии посоха и мог быть брандеумом , то есть помещенным в изображение Святой плащаницы . [7]
Надписи и датировка
[ редактировать ]Две надписи на посохе расположены на посохе и гласят : «OR DON IAL MC MEICC AEDUCAIN LASAN[D]ERNAD I GRESA» («Молитесь за Ниала Мак Мейка Эдукаина, для которого была создана эта работа») и OR DO NECTAICERD DO RIGNE I. ГРЕСА» («Молись за Нехтайна, мастера, изготовившего этот предмет»). [16] [17] записывая имена «Мастера Нехтайна» и уполномоченного по посоху Найла мак Мейка Эдукаина, епископа Лисмора. [10] [18] Исходя из этого, историки искусства полагали, что оно было создано для Синода Рат-Брисейля в графстве Типперэри 1111 года , который подтвердил статус Лисмора как епархии . [19] Историки искусства полагают, что посох был создан для того, чтобы повысить шансы Лисмора на продвижение по службе. [10] Известно, что Мак Мейк Эдукаин умер в 1113 году, что делает это самой поздней возможной датой завершения строительства посоха. [20] [21]
Нехтен разместил надписи в очень узком пространстве, поэтому ему пришлось использовать сокращения, а в некоторых случаях опускать буквы (например, «Найл» пишется только с одной «л», а в «Ласандернад» отсутствует центральная «д»). [22] По стилю и технике Нехтайн также ассоциируется с охраной меча Смоллс-Риф начала XII века, которая сейчас находится в Национальном музее Уэльса ; Крест Клойна , сейчас находится в НМИ; и терминал с рожками, теперь в графстве Карлоу . [23]
Провенанс
[ редактировать ]Лисморский посох, упакованный в деревянный ящик, был вновь обнаружен в 1814 году рабочими, реконструировавшими замок Лисмор . XV века Он был найден в потайном дверном проеме рядом с Книгой Лисмора . [24] Замок был построен королем Англии Джоном в 1185 году на месте бывшего Лисморского аббатства , где проживали епископы Лисмора; аббатства посох должен был быть изготовлен в скриптории . [25]
Считается, что посох был спрятан в период позднего средневековья, вероятно, в период религиозных преследований, и о нем забыли во время передачи права собственности на замок. ряд других важных предметов ирландского островного Таким образом был найден периода: Миссал Стоу (Типперэри) также был найден в замурованной двери, раннесредневековая алтарная плита была обнаружена на фронтоне женского монастыря Святой Екатерины д' Конил в графстве Лимерик , а клад Шипхауса был спрятан в карьере недалеко от аббатства Меллифонт в графстве Лаут . [26]
Сейчас посох находится в коллекции Национального музея Ирландии в Дублине. Книга Лисмора хранилась в Чатсуорт-Хаусе , недалеко от Честерфилда, Дербишир , в Англии, у герцога Девонширского , которому принадлежит замок Лисмор. [24] В 2020 году он был подарен Университетскому колледжу Корка Фондом урегулирования Чатсуорта.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д « Лисморский посох был обнаружен в замке Лисмор в 19 веке и датируется 1100 годом нашей эры ». Национальный музей Ирландии. Проверено 26 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Мюррей (2007), с. 88
- ^ Мюррей (2007), с. 83
- ^ « Лисмор Крозье, начало 20 века (оригинал датирован началом 11 века) » . Метрополитен-музей . Проверено 26 сентября 2021 г.
- ^ Мюррей (2007), с. 82
- ^ Jump up to: а б Из Флоинна; Уоллес (2002), с. 220
- ^ Jump up to: а б с Мюррей (2007), с. 86
- ^ де Паор (1956), с. 194
- ^ Мосс (2014), 306
- ^ Jump up to: а б с Мосс (2014), с. 315
- ^ Мюррей (2004), с. 26
- ^ Jump up to: а б с Из Флоинна; Уоллес (2002), с. 235
- ^ Мосс (2014), стр. 113, 310.
- ^ Jump up to: а б Мюррей (2007), с. 85
- ^ де Паор (1977), с. 188
- ^ Мишелли (1996), с. 23
- ^ Генри (1980), с. 44
- ^ Мишелли (1996), стр. 5, 23
- ^ Из Флоинна; Уоллес (2002), с. 221
- ^ Митчелл (1996), с. 5
- ^ Джонсон (1998), с. 101
- ^ Митчелл (1996), с. 10
- ^ Мюррей (2013), с. 170
- ^ Jump up to: а б О'Нил, (2014), с. 56
- ^ Уоррен, WL « Церковь и государство в Анжуйской Ирландии ». Университетский колледж Корка , 1997. Дата обращения 3 октября 2021 г.
- ^ Мосс (2014), с. 37
Источники
[ редактировать ]- Джонсон, Рут. «Ирландские таблички с распятиями: эпоха викингов или романский стиль?». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии , том 128, 1998 г. JSTOR 25549845.
- Мосс, Рэйчел . Средневековый ок. 400—ок. 1600: Искусство и архитектура Ирландии . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2014. ISBN 978-0-3001-7919-4
- О Флойнн, Рагналл ; Уоллес, Патрик (редакторы), Сокровища Национального музея Ирландии: ирландские древности . Дублин: Национальный музей Ирландии , 2002. ISBN 978-0-7171-2829-7
- О Флойнн, Рагналал. «Посох Клонмакнойза». В: Райан, Майкл (ред.), Сокровища Ирландии: ирландское искусство 3000 г. до н.э. – 1500 г. н.э., 165–6». Дублин: Королевская ирландская академия, 1983. ISBN 978-0-9017-1447-3
- де Паор, Мэр . «Воздействие викингов». В: Сокровища раннего ирландского искусства, 1500 г. до н.э. - 1500 г. н.э.: Из коллекций Национального музея Ирландии, Королевской ирландской академии, Тринити-колледжа в Дублине . Нью-Йорк: Метрополитен-музей , 1977. ISBN 978-0-8709-9164-6
- Де Паор, Мэр (издается как Мэр МакДермотт). «Жезлы из Сент-Димпны и Сент-Мела и ирландские изделия из металла десятого века». Труды Ирландской королевской академии: археология, культура, история, литература , том 58, 1956. JSTOR 25505072
- Митчелл, Перетт. «Надписи на донормандских ирландских реликвариях». Труды Ирландской королевской академии: археология, культура, история, литература , том 96C, вып. 1, 1996. JSTOR 25516156.
- Мюррей, Гриффин . « История и происхождение двух раннесредневековых посохов, приписываемых Клонмакнойзу ». Дублин: Труды Ирландской королевской академии: археология, культура, история, литература , 2021 г.
- Мюррей, Гриффин. « Изготовители церковных металлических изделий в раннесредневековой Ирландии: их идентичность и статус ». Материалы Шестой Международной конференции островного искусства , 2013.
- Мюррей, Гриффин. «Посохи островного типа: их конструкция и характеристики». Создание и значение островного искусства: материалы пятой Международной конференции по островному искусству , 2007 г.
- Мюррей, Гриффин. «Скрытая сила» ирландского посоха». Археология Ирландии , том 17, выпуск 4, 2004 г.
- О'Нил, Тимоти. Ирландская рука: писцы и их рукописи с древнейших времен . Корк: Издательство Коркского университета, 2014. ISBN 978-1-7820-5092-6
- Стоукс, Маргарет . Раннехристианское искусство в Ирландии, Часть 1 . Лондон: Чепмен и Холл, 1887 г.