Хантерстон Брошь
Хантерстонская брошь — очень важная кельтская брошь «псевдополукруглого» типа, найденная недалеко от Хантерстона , Северный Эйршир , Шотландия, согласно одному сообщению, в 1826 году двумя мужчинами из Вест-Килбрайда , которые рыли канавы у подножия Голденберри. Холм, [1] или в 1830 году. [2] Сейчас он находится в Национальном музее Шотландии Эдинбурге в . Созданный в течение нескольких десятилетий после 700 г. н. э., [3] Брошь Хантерстон отлита из серебра, позолоты и украшена кусочками янтаря (большинство из которых сейчас отсутствует) и украшена переплетенными телами животных с золотой филигранью . [3] Диаметр кольца — 12,2 см, а в его центре — крест и золотая слава, изображающая воскресшего Христа в окружении крошечных птичьих головок. Штифт, который сломан, может свободно перемещаться по кольцу до тех пор, пока не дойдут клеммы, необходимые для крепления; сейчас его длина составляет 13,1 см, но изначально, вероятно, она была 15 см или больше. [4]
На обратной стороне броши есть процарапанная рунами надпись на древнескандинавском языке, вероятно, X века: «Эта брошь принадлежит Мелбригде»; Маэль Бригда, «преданная Бриджит » — распространенное гэльское женское имя, хотя в других источниках оно считается мужским. [5] [6] Гораздо более поздние надписи о собственности нередко встречаются на сложных кельтских брошах, часто из скандинавско-гаэльского контекста. Брошь Хантерстон явно является предметом очень высокого статуса, свидетельствующим о власти и престиже ее владельца. Брошь «Тара» в Дублине и брошь «Лондесборо» в Британском музее считаются одной из лучших из более чем 50 тщательно продуманных сохранившихся ирландских кельтских брошей. [7] и «возможно, самая ранняя из богато украшенных полукруглых брошей из Великобритании и Ирландии». [8]
Возможное происхождение
[ редактировать ]Брошь Хантерстон, возможно, была изготовлена в королевском месте, например, в Дунадде в Аргайле . [3] хотя, скорее всего, он был изготовлен в Ирландии, особенно потому, что его псевдо-пенанлярная форма типична для ирландских брошей, тогда как истинно пенанлярная форма оставалась обычной для пиктских брошей. [4] С другой стороны, ее стиль очень похож на последний фрагмент полукруглой броши, найденный в Данбите в 1860 году и, вероятно, сделанный в Шотландии; мастера, возможно, путешествовали по территории, используя популярные здесь формы. [9] Ллойд и Дженнифер Лэнг считают, что она, вероятно, была сделана в Далриаде , а в Музее Шотландии говорят: «Стиль броши имеет ирландские параллели, а филигрань напоминает изделия из металла из Англии. Брошь, вероятно, была изготовлена в западной Шотландии, где соединились две традиции». или, возможно, в Ирландии мастером, обученным иностранным технологиям». [10]
Строительство
[ редактировать ]Брошь имеет сложную конструкцию, типичную для самых изысканных ирландских брошей. Филигранные панели создавались отдельно на золотых подносах, которые затем встраивались в основной позолоченный серебряный корпус. На реверсе также были вставлены четыре панели из позолоченного серебра; как и в других примерах, таких как брошь «Тара», в декоре на реверсе использованы старые криволинейные «кельтские» мотивы, восходящие к островному кельтскому декору в стиле Ла Тен , хотя на броши Хантерстон такие мотивы также присутствуют на лицевой стороне. [4] Брошь носили правители или дарили правители важным людям. Брошь Хантерстон олицетворяла власть и богатство в эпоху викингов .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ягненок, страница 92.
- ^ Янгс, 92 года.
- ^ Jump up to: а б с НМС
- ^ Jump up to: а б с Янгс, 91 год
- ^ Уитфилд, Тара Брош, 215; Янгс, 91–92, «ирландец Мелбригда».
- ^ Мосс (2014), с. 414
- ^ Янгс, 90 лет.
- ^ Лэнгс, 148
- ^ Янгс, 57 лет.
- ^ Лэнгс, 148; база данных НМС
Ссылки
[ редактировать ]- Хендерсон, Джордж; Хендерсон, Изабель. Искусство пиктов: скульптура и изделия из металла в Шотландии раннего средневековья . Темза и Гудзон, 2004 г. ISBN 978-0-5002-8963-1
- Лэмб, преподобный Джон, BD. Летопись прихода Эйршир - Вест-Килбрайд . Глазго: Джон Дж. Рэй, 1896 г.
- «Лэнгс», Ллойд Лэнг и Дженнифер Лэнг. Искусство кельтов: от 700 г. до н.э. до кельтского возрождения , 1992, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN 0-500-20256-7
- Мосс, Рэйчел . Средневековый ок. 400—ок. 1600: Искусство и архитектура Ирландии . Лондон: Издательство Йельского университета, 2014. ISBN 978-0-3001-7919-4
- «НМС»; Брошь Хантерстон Национальные музеи Шотландии
- Уитфилд, Ниам. Брошь «Тара»: ирландская эмблема статуса в ее европейском контексте , в Хурихане, Колонка (редактор), «Из Ирландии: ирландское искусство от раннехристианского до позднеготического периода и его европейский контекст» . Издательство Принстонского университета, 2001. ISBN 0-691-08825-X , 9780691088259
- Уитфилд, Ниам. « Филиграни брошей Хантерстон и Тара ». В: Эпоха миграции идей. Раннесредневековое искусство Северной Британии и Ирландии . Материалы Второй Международной конференции по островному искусству, 1993 г.
- Янгс, Сьюзен (ред.). «Работа ангелов», Шедевры кельтской металлообработки, VI-IX вв. н.э. Лондон: Издательство Британского музея, 1989. ISBN 0-7141-0554-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Брошь Хантерстон , Национальные музеи Шотландии.
- Подробные фотографии и информация о броши.