Табличка с распятием
Термин «табличка с распятием» относится к небольшим раннесредневековым скульптурам с центральной панелью с изображением еще живого, но распятого Иисуса, окруженной четырьмя меньшими вспомогательными панелями, состоящими из Стефатона и Лонгина (носителей копья и губки) в нижних секторах и двух парящих ангелов-помощников. в секторах над его руками. Яркие примеры можно найти в классическом римском 8-го и середины 12-го веков (обычно из слоновой кости) и ирландском островном искусстве . [2]
Сохранилось восемь ирландских экземпляров, хотя было произведено гораздо больше. Каждый из них отлит из бронзы или медного сплава и, судя по орнаменту и иконографии , в основном датируется концом 9-го и 12-м веками. Кроме одной, все они ажурные (т. е. фигуры образованы из отверстий, проколов или щелей, пробитых в металле). [3] Группа имеет схожий размер и географическое распространение: места находок варьируются от обширной территории между Клонмакнойзом в графстве Оффали и Тайнаном в графстве Арма . [4] Все бляшки отлиты как единое целое и, за исключением мемориальной доски с распятием Риннегана конца 7-го или начала 8-го века , имеют объединяющую границу. [5] Считается, что формат основан на аналогичных конструкциях из более ранних освещенных евангелий , включая Келлскую книгу и Саутгемптонскую Псалтирь .
Бордюры содержат полости для крепления гвоздей или заклепок (некоторые из них сохранились), что указывает на то, что когда-то они были прикреплены к более крупным деревянным или металлическим церковным объектам, возможно, металлическим книжным святыням или другим реликвариям , или деревянным алтарям или крестам. [6] Эта функция подтверждается аналогичными конструкциями, обнаруженными в ряде почти современных каменных высоких крестов , что позволяет предположить, что они могли быть переходным произведением между каменными высокими крестами и деревянными процессионными крестами, такими как найденный в Талли-Лох . [6]
Формат
[ редактировать ]На формат, вероятно, повлияли фолианты из ранних иллюстрированных евангелий, и вполне вероятно, что у мастеров были под рукой их копии. Примеры включают лист 200r Келлской книги , f.38v из Саутгемптонской Псалтыри , миниатюры из ирландского Евангелия от Святого Галла , [7] и Даремские Евангелия , а также копьеносец на ок. 1026 кумдах за Миссал Стоу . [8] [9]
Таблички обычно изготавливаются из бронзы или медного сплава . [10] с мемориальной доской Риннегана, показывающей следы позолоты , которые сейчас утеряны. [1] За исключением одного сильно поврежденного цельного экземпляра, все они построены ажурно . [3] Все они состоят из центральной панели с изображением Распятия Иисуса, окруженной четырьмя вспомогательными фигурами гораздо меньшего размера, причем на двух нижних боковых панелях изображены библейские фигуры Стефатона (носителя губки на Распятии) и Лонгина (носителя копья). у ног Христа, а также парящие и сопровождающие ангелы, расположенные по одному по обе стороны от головы Христа. Ряд бляшек, в том числе из Риннегана и Клонмакнойза, содержат криволинейные кельтские узоры , в том числе спирали и переплетения . [2] Мемориальная доска Клонмакнойза содержит два маленьких креста по обе стороны от головы Христа. [11]
Центральная фигура Христа всегда намного больше, чем ангелы и святые. Обычно он бородатый, с открытыми глазами, и, за исключением мемориальной доски Клонмакнойза, его ноги повернуты друг от друга. [11] В шести работах он обнажен, за исключением набедренной повязки ; [7] на мемориальных досках Риннегана и Клонмакнойза ему дана одежда в полный рост с длинными рукавами, украшенная переплетенными узорами. Более ранние примеры, такие как мемориальная доска Риннегана, содержат рисунки Ultimate La Tène . [9] На некоторых мемориальных досках, в том числе найденных в Келле Далуа, Христос носит набедренную повязку или юбку, а в таких примерах, как мемориальная доска Тайнан, его одежда заканчивается выше колен. [12]
Обратная сторона панелей обычно простая, без украшений и содержит несколько отверстий для заклепок (некоторые из которых все еще присутствуют на мемориальной доске Клонмакнойза). [11] что указывает на то, что когда-то они были прикреплены к более крупным металлическим или деревянным предметам. [1] [13]
Датировка и функция
[ редактировать ]Отсутствие изображений животных или зооморфных изображений, вдохновленных викингами, указывает на то, что они были изготовлены до 11 века. [14] Хотя некоторые археологи предполагают, что находки датируются началом XII века, все сходятся во мнении, что большинство из них датируются периодом между 1000 и 1150 годами. [2] XI века Напротив, мемориальная доска Клонмакнойз содержит растительные украшения, напоминающие стиль Рингерике в искусстве викингов . [14] Мемориальная доска Clonmacnoise также связана с современными металлическими предметами, такими как Lismore Crozier , включая ее технические и стилистические подходы, а также использование труднодоступной серебряной инкрустации . [8]
Хотя предполагаемые функции мемориальной доски неизвестны, они, скорее всего, были построены для украшения более крупных церковных объектов, таких как кумдахи, каменные или деревянные фасады алтаря ( антепендиумы ), а также процессионные или отдельно стоящие деревянные кресты. [1] [3] [7] Эта теория подтверждается количеством подобных курганов и вставок на современных или более ранних алтарях и крестах. Крепление аналогичного размера расположено в нижней части креста Талли-Лох 8-го или 9-го века. [15] в то время как подобные композиции можно найти, среди прочего, на кресте Улларда в графстве Килкенни , кресте Святого Колумбы и Святого Патрика в Келлском аббатстве , Южном кресте в Клонмакнойзе, [16] и крест на острове Тельца Человека .
Харбисон поддерживает идею о том, что они использовались в качестве пакс -тарелок (предметов, используемых для поцелуя мира во время мессы ), поскольку они носили их вокруг головы Христа, что, как он предполагает, произошло потому, что их передавали между членами духовенства и прихожанами для поцелуя. [17] [18] Он также предположил, что мемориальные доски были изготовлены в одной мастерской - теория, опровергнутая в 2014 году Гриффином Мюрреем , который указывает как на их географическое разбросание, так и на происхождение (хотя все, похоже, были изготовлены в Южном Ольстере или его окрестностях ). [4] и различия при анализе с помощью рентгеновской флуоресценции . [19]
- Миниатюра Распятия из ирландского Евангелия от Святого Галла , VIII век.
- Саутгемптонская Псалтырь , ф.38в; 9 век или позже
- Фигура на верхней части Талли-Лох-Кросс , 8-й или 9-й век, НМИ.
- Рисунок XIX века, изображающий сцену распятия с креста на теленке Человеческом. [20]
Сохранившиеся примеры
[ редактировать ]В 1980 году историк искусства Питер Харбисон сгруппировал восемь сохранившихся табличек с распятием как тип на основе их формата, общей иконографии и предполагаемой функции. [5] Из них происхождение трех известно, а пять не локализованы. Все они были заново открыты в 19 и 20 веках и были похоронены или спрятаны еще в период раннего средневековья . [21] скорее всего, чтобы уберечь их от нападения викингов или местных сил.
Сохранившиеся примеры:
Мемориальная доска Риннегана
[ редактировать ]Мемориальная доска Риннегана была найдена в 19 веке на кладбище недалеко от Атлона и датируется концом 7 или началом 8 века. Он считается самым ранним из серии из-за стиля его криволинейных рисунков, спиралей и переплетения . [14] Он значительно крупнее остальных, однако крест едва различим и не имеет оправы. [22] [7] Два сопровождающих его ангела парят над его руками слева и справа, а у его ног — изображения римских солдат Стефатона (носителя губки) и Лонгина (носца копья). [9]
Фигуры были получены путем чеканки бронзы сзади, а детали были добавлены с помощью гравировки и репуссе . Повязка над головой Христа украшена переплетением лент и, как и наперсник, украшена переплетающимися С-образными завитками и спиралями. [22] Ему был нанесен значительный ущерб, и при первом изготовлении он был бы гораздо более декоративным. [23] Блеск меди несколько притупился, а большая часть позолоты утрачена , как и большая часть правой руки Христа. [24] Туника одно время была подбита переплетением и резьбой. [9]
Мемориальная доска Клонмакнойз
[ редактировать ]Мемориальная доска с распятием в Клонмакнойзе датируется концом 10 или началом 11 века. [6] Голова и руки Христа слишком велики по сравнению с остальной частью его тела, он одет в длинную одежду, доходящую до колен, и улыбается, несмотря на шляпки гвоздей или колотые раны на ладонях каждой руки, полученные от копий, которые держал Христос. Стефатон и Лонгин. [25] Мемориальная доска содержит ряд сходств с панелью на кресте на острове Телёнок Мэн у юго-западного побережья острова Мэн , на которой Христос изображен с усами, раздвоенной бородой и длинными волосами, похожими на клирика на одном коротких сторон на Soiscel Molaisse . [26] Приобретен НМИ в 1935 году. [11]
Реверс не украшен и содержит восемь отверстий для гвоздей по внешним краям, что указывает на то, что он был создан как приспособление к более крупному металлическому или деревянному предмету. Таким образом, большинство историков искусства приходят к выводу, что он, вероятно, имел второстепенную функцию, но неизвестно, каково было точное намерение; вероятно, такие бляшки украшали обложки книг, каменные фасады алтарей или деревянные кресты . [1] [3] [7]
Мемориальная доска Тайнана
[ редактировать ]Мемориальная доска, найденная в 1844 году недалеко от Тайнана , графство Арма , датированная ок. 1100, [27] ранее (и ошибочно) назывался мемориальной доской Дунганнон и также изготовлен из бронзы. [8] По сравнению с более ранними бляшками фигуры выполнены в горельефе (т.е. больше выступают вперед из рамы), а руки Христа не кажутся пригвожденными к кресту.
Он носит набедренную повязку , линии которой, кажется, переплетаются с формами святых внизу. Концы волос и одежды Стефатона и Лонгина, кажется, сливаются в форму границы бляшки. Как и на мемориальной доске с распятием в Клонмакнойзе, лица главных фигур имеют следы износа, что позволяет предположить, что эти предметы когда-то служили паксами, предметами, которые раздавались для поцелуев во время месс. [28]
Другие
[ редактировать ]- Мемориальная доска, иногда связываемая с монастырем в Селл-Далуа (Киллалоэ), графство Клэр , датируется 11 веком. когда это место было опорой для Брайана Бору .
- Четыре таблички неизвестного происхождения, [21] в том числе три, датированные 12 веком в НМИ, и один в Британском музее (каталог 1983,0701.1) из Килкенни, датированный 11 или 12 веком. [13]
- Ныне утерянная мемориальная доска известна только по акварельной репродукции XIX века. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Митчелл (1977), с. 91
- ^ Jump up to: а б с Мюррей (2014), с. 288
- ^ Jump up to: а б с д Джонсон (1998), с. 97
- ^ Jump up to: а б Мюррей (2014), с. 289
- ^ Jump up to: а б Мюррей (2014), с. 286
- ^ Jump up to: а б с Джонсон (1998), с. 98
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мосс (2014), с. 272
- ^ Jump up to: а б с Джонсон (1998), с. 101
- ^ Jump up to: а б с д Митчелл (1977), с. 92
- ^ Джонсон (1998), с. 96
- ^ Jump up to: а б с д Макдермотт (1954), с. 35
- ^ Хэмлин; Хаворт (1982), с. 115
- ^ Jump up to: а б « Блакетка 1983,0701.1 ». Британский музей . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Джонсон (1998), с. 99
- ^ Мосс (2014), с. 273
- ^ Мосс (2014), стр. 272–273.
- ^ Харбисон (1980), стр. 24–38.
- ^ Харбисон (1980), с. 26
- ^ Мюррей (2014), с. 284
- ^ де Паор (1954), с. 38
- ^ Jump up to: а б Джонсон (1998), с. 95
- ^ Jump up to: а б Из Флоинна; Уоллес (2002), с. 187
- ^ « Девятая окончательная серия ». Ассоциация коллекционеров и филателистов Ирландии, 16 февраля 2019 г. Дата обращения 31 октября 2021 г.
- ^ О'Тул (2013)
- ^ Харбисон (2000), с. 12
- ^ МакДермотт (1954), стр. 37–38.
- ^ Хэмлин; Хаворт (1982), стр. 112, 115.
- ^ Харбисон (2000), с. 15
Источники
[ редактировать ]- Хэмлин, Энн; Хаворт, Р.Г. «Обновленная мемориальная доска с распятием». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии , том 112, 1982 г. JSTOR 25508821.
- Харбисон, Питер . Распятие в ирландском искусстве . Колумба Пресс, 2000. ISBN 978-1-8560-7278-6
- Харбисон, Питер. «Утерянная мемориальная доска с распятием типа Клонмакнойз, найденная в графстве Мейо». ̄ Ирландские исследования Мидленда: очерки в память о северо-западном английском , Атлон, 1980 г.
- Генри, Франсуаза . Ирландское искусство во время вторжений викингов (800–1020 гг. н.э.) . Лондон: Метуэн, 1967.
- Джонсон, Рут. «Ирландские таблички с распятиями: эпоха викингов или романский стиль?». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии , том 128, 1998 г. JSTOR 25549845.
- МакДермотт, Мэр . «Ажурная доска с распятием из Клонмакнойза». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии , том 84, № 1, 1954 г. JSTOR 25509155.
- Митчелл, Дж. Франк . «Иностранные влияния и начало христианского искусства». В: Сокровища раннего ирландского искусства, 1500 г. до н.э. - 1500 г. н.э.: Из коллекций Национального музея Ирландии, Королевской ирландской академии, Тринити-колледжа в Дублине . Нью-Йорк: Метрополитен-музей , 1977. ISBN 978-0-8709-9164-6
- Мосс, Рэйчел . Средневековый ок. 400—ок. 1600: Искусство и архитектура Ирландии . Лондон: Издательство Йельского университета, 2014. ISBN 978-0-3001-7919-4
- Мюррей, Гриффин . « Ирландские таблички с распятиями: переоценка . В: Маллинз, Джульетта; Ни Градай, Дженифер (ред.): Представление Христа на кресте: Ирландия и раннесредневековый Запад . Университет Нотр-Дам: Томас FX Нобл, 2014 г.
- О Флойнн, Рагналл ; Уоллес, Патрик (ред.). Сокровища Национального музея Ирландии: ирландские древности . Дублин: Национальный музей Ирландии , 2002. ISBN 978-0-7171-2829-7
- О'Тул, Финтан . История Ирландии в 100 объектах . Дублин: Ирландская королевская академия , 2013. ISBN 978-1-9089-9615-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Табличка с распятием Риннагана . История Ирландии в 100 объектах , 2013. The Irish Times , Национальный музей Ирландии и Королевская ирландская академия.