Серебряное воскресенье
Серебряное воскресенье | |
---|---|
![]() Передняя обложка 14 века. | |
Материал | Тис , медь, серебро |
Размер | высота 23см, ширина 16,7см, глубина 9,8см. |
Созданный | 8-й или 9-й век, добавленный в середине 14-го, 15-го века и после. |
Обнаруженный | Графство Фермана , Ирландия [1] |
Текущее местоположение | Национальный музей Ирландии , Дублин |

Домнах Аргид ( [ˈd̪ˠõːnax ˈaɾʲəɟədʲ] ; также Домнах Аргид , английский: Серебряная Церковь или Храм Евангелий Святого Патрика ) [2] VIII века — ирландский деревянный реликварий . Он был значительно переработан между 13 и 15 веками и стал кумдахом или «книжным храмом», когда его основная деревянная конструкция была усилена и украшена искусными металлическими изделиями из позолоченного серебра. Его передняя обложка была украшена позолоченным рельефом , изображающим Иисуса в « Арма Кристи » (с орудиями страданий), а также изображениями святых, ангелов и священнослужителей в сценах, наполненных сложной иконографией . Таким образом, он считается смесью раннего островного и позднего международного готического стилей.
Домнах Аиргид — одна из немногих сохранившихся ирландских святынь, предположительно хранивших неирландские реликвии. [3] При открытии в 19 веке в святилище были обнаружены сильно истлевшие листья из рукописи 6-9 веков, в которой рассказывается о Евангелиях, написанных на латыни Вульгате. Сохранилось тридцать девять страниц рукописи, каждая из которых имеет высоту около девяти дюймов. [4] Судя по надписям, это одно из самых ранних сохранившихся изображений апостолов с их атрибутами и орудиями страстей. [5] С 1847 года он находится в Национальном музее Ирландии в Нью-Йорке есть точная копия начала 20-го века (на территории Килдэр-стрит) в Дублине. В Метрополитен-музее . [2]
Самые ранние записи называют храм «Домнах» (произносится «Дона» ), слово, происходящее от латинского « Доминикус ». [6] ( Принадлежит Богу или Мастеру ). Антиквар Джордж Петри (1790–1866) был одним из первых, кто описал Домнаха Аэргида. Он предположил, что шкатулка была создана для хранения реликвий и лишь позднее стала декоративной святыней и вместилищем для рукописей Евангелия. [7]
Описание
[ редактировать ]Domnach Airgid имеет продолговатую форму, высоту 23 см, ширину 16,7 см и длину 9,8 см. Он содержит три обложки, каждая из которых была построена на отдельных этапах. Самая внутренняя часть сделана из тиса и датируется периодом раннего средневековья, когда объект был построен для хранения реликвий и отрывков из Евангелия. Средняя крышка датируется XIV веком и изготовлена из луженых пластин из медного сплава , покрытых серебром, а внешняя крышка XV века выполнена из серебра, покрытого золотом. [8] [9]
Раннесредневековая шкатулка
[ редактировать ]
И тогда святой оставил епископа МакКартейна там, в Клогере,
и даровал ему Серебряное воскресенье,
который был дан Патрику с небес,
когда он был на море, приезжая в Эрин.
Мэтью Арнольд, «Кельтская литература», 1891 г. [10]
Оригинальный раннесредневековый гроб был построен для хранения реликвий и датирован концом восьмого или началом девятого века. [11] Он представлял собой единственную камеру из тисового дерева с раздвижной дверью, покрытую лужеными бронзовыми пластинами, украшенными переплетением . [5] [12] Оригинальные плиты по бокам святыни все еще видны. [13]
Он традиционно ассоциируется с Патриком и, как полагают, находился в его владении и был им освящен. [4] прежде чем он подарил или передал его святому Макартану (454–506), первому епископу епархии Клогер на юго-западе Ольстера. Эта история впервые упоминается в житии Святого Патрика VII века, в котором святыня названа Домнах Аиргид. [14] [15] Оригинальная шкатулка, возможно, упоминается в «Трехстороннем житии святого Патрика» X века, где упоминаются сделанные ему дары, в том числе мощи апостолов, части Истинного Креста и пучки волос Марии или Святого Патрика. Гробница . [5] Историки полагают, что такие реликвии могли быть собраны во время поездок ирландского духовенства в Рим. [16]
Тарелки 14 и 15 веков.
[ редактировать ]Святыня была значительно перестроена около 1350 года по заказу Джона О’Карбри, настоятеля Клонса , графство Монаган . [17] Работу выполнил мастер и ювелир Джон (Эоин) О'Бардайн, чья подпись ( IOHANES: O BARRDAN: FABRICAVIT ) выгравирована на святыне. [18] [9] Известно, что О'Бардайн жил в Дроэде . [19] и модернизировал свой внешний вид в современном международном готическом стиле, включая покрытие более раннего деревянного храма лужеными бронзовыми панелями, украшенными переплетенными узлами. [20] [21] [22] У О'Карбри, вероятно, были политические мотивы для заказа реконструкции в контексте англо-нормандского вторжения в Ирландию . Норманны стремились подорвать установленный порядок, отчасти посредством нападок на ирландское христианство, чтобы отделить остров от его кельтского наследия. В ответ некоторые священнослужители сопротивлялись, отремонтировав и реставрировав священные предметы раннего средневековья, чтобы укрепить культурную самобытность острова. [20]
На первом этапе переработки лицевая пластина (передняя крышка) была заменена четырьмя прямоугольными серебряными позолоченными панелями. Горельефное ( альторельево ) изображение распятого Иисуса в полный рост , расположенное между этими панелями, образует его центральную точку. [12] Святой Дух , изображенный в виде голубя, покрытого золотой эмалью, парит над его головой. Над голубем расположен небольшой квадратный реликварий, украшенный хрусталем. Предполагается, что когда-то в нем хранилось то, что, по мнению его владельцев, было фрагментом истинного креста . [23] [24] Четыре панели вокруг Иисуса содержат одиннадцать меньших, богато и изящно вырезанных фигур с барельефом ( бассо-рильево ). [12] [25] На них изображены святые и священнослужители, одетые в одежду, напоминающую раннесредневековую ирландскую и европейскую готику . [17] [20]
- Домнах Аэргид, подаренный Святым Патриком Святому Макартану в виде мизансцены, позже известной как эффект Дросте.
- Верхняя левая часть обложки с изображением Архангела Михаила и Марии.
- Нижняя правая панель с аббатисой и двумя священнослужителями или святыми, возможно, тремя ирландскими святыми-покровителями : Колумбой , Святой Бригитой и Святым Патриком . [24]
- Верхняя правая панель; неопознанная фигура (возможно, Святой Иаков ), Святой Петр , Панель, изображающая Святого Павла и двух других
На верхней левой панели изображены Архангел Михаил и Богородица с Младенцем, изображенные в стиле Кормящей Мадонны ( Девы Лактаны ). [5] На панели справа неопознанная фигура носит широкополую шляпу и держит что-то вроде ладоней . Он стоит рядом со святыми Павлом и Петром . [5] Писец на нижней правой панели, который может представлять Святого Патрика , преподносит святому Макартану кумдах, по-видимому, сам Домнах Аиргид. [5] [26] Над головой Иисуса находится пустое пространство квадратной формы, предназначенное для хранения вещей, которое, по мнению таких историков, как Рэйчел Мосс, возможно, предназначалось для хранения «реликвии страсти» Истинного Креста. [27] Над ним снова эмалированный геральдический щит , украшенный горным хрусталем . [27] драгоценный камень, который в то время был редкостью в Ирландии. [23]

На нижней короткой стороне расположены три пластины, также украшенные фигурами святых. [13] Крест, добавленный в 15 веке на заднюю панель, изображает трех волхвов . Другие дополнения, сделанные мастерами во время ремонта, включают три круглых холмика на верхней плите, каждый из которых был украшен кристаллами кварца , хотя один из них сейчас утерян. [3] Ряд других фигур, в том числе бегущих животных и зооморфных гротесков , некоторые с необычно большими челюстями и выпуклыми глазами, были помещены на небольших подставках по краям и углам передней обложки. [25] [28] В ходе этой переделки также был добавлен голубь, парящий над головой Христа. [24]
Рукопись
[ редактировать ]Фолианты иллюминированной рукописи восьмого или девятого века были найдены в храме, когда он был открыт в 1832 году антикваром Уильямом Бетэмом . В рукописи воспроизведено Евангелие, написанное на латыни Вульгате . [29] [30] и написано ирландским маюскульным письмом. [31] Книга сильно повреждена: сохранилось всего 39 листов, некоторые из которых оторвались от оболочки. [4] Сегодня он занесен в каталог как MS. 24. Вопрос 23. [32]
Провенанс
[ редактировать ]Домнах Аэргид на протяжении веков хранился в различных религиозных домах и в местных семьях в регионе Клогер и Клонс. [22] Считается, что он принадлежал «лорду Эннискиллена », который, вероятно, был членом семьи Магуайров, казненным после ирландского восстания 1641 года . [33] Впервые он упоминается в современной литературе Джоном Гроувсом в 1819 году, когда он хранился как частная реликвия в Брукборо , графство Фермана . [34] [35] В 1832 году его купил дублинский книготорговец Джордж Смит, после чего его приобрел англо-ирландский пэр Вестенра Генри . [34]
Петри описал детали святыни c. 1835–1839 гг., а в 1896 г. Джон Бернард опубликовал подробную статью о рукописи. [29] [36] В 1918 году Эдмунд Армстронг и Х. Дж. Лоулор предоставили подробные описания и отчеты о его символике и происхождении для Епархиального реестра Клогера, и их работа до сих пор считается в значительной степени окончательной. [37] Он был приобретен Ирландской королевской академией у Петри в 1847 году, вскоре после его смерти. [33] [31] Это произошло в период переориентации и приобретения Академией (как они выразились, «разумной покупки»), отчасти под влиянием коллекции ирландских средневековых украшений и декоративных произведений торговца антиквариатом Редмонда Энтони (1768-1848). [11] [38] Новая директива музея была направлена на то, чтобы перенести из частных коллекций в публичные произведения, имеющие национально-историческое значение, такие как Крест Конга (пожертвование 1839 года) и Клад Арда (приобретенный в 1874 году), которые томились как простые экспонаты . [11] Святыня была передана Ирландии на Национальному музею Килдэр-стрит в Дублине в день его основания в 1890 году. [35]
Состояние
[ редактировать ]Из-за своего возраста Домнах Аэргид находится в плохом состоянии. Участки позолоты содержат скопления грязи, а любая окраска давно потускнела, что привело к ее нынешнему темному виду, состоящему в основном из коричневых и черных оттенков. [4] Металлические конструкции между передними накладками разрознены, а задняя часть по большей части утрачена, сохранился только бронзовый лист, который, возможно, был ранним. [17] Петри сказал, что порядок некоторых рисунков был изменен во время недавнего ремонта передней обложки. Однако у него был более ранний рисунок святыни, на котором он основывал некоторые свои описания. [8]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Орпен (1918), с. 531
- ^ Jump up to: а б « Храм Евангелия Святого Патрика: начало 20 века (оригинал 1080–1100 гг.) ». Нью-Йорк: Метрополитен-музей . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Мосс (2014), с. 295
- ^ Jump up to: а б с д О'Карри (Dublin Review, 1861), стр. 12
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мосс (2014), с. 294
- ^ Петри (1839), стр. 17–18.
- ^ Петри (1839), с. 20
- ^ Jump up to: а б Петри (1839), с. 15
- ^ Jump up to: а б Бурк (2006), с. 35
- ^ Арнольд (1891)
- ^ Jump up to: а б с Мосс (2014), с. 31
- ^ Jump up to: а б с О'Карри (Вентворт, 1861), с. 322
- ^ Jump up to: а б Оверби (2006), с. 489
- ^ Оверби (2006), с. 488
- ^ О'Флойнн (2002), с. 176
- ^ Мосс (2014), с. 33
- ^ Jump up to: а б с Стэлли (1977), с. 217
- ^ Армстронг; Лоулор (1917), с. 126
- ^ О'Флойн (1996), с. 40
- ^ Jump up to: а б с О'Тул (2013), с. 98
- ^ Хурихейн (2012), с. 510
- ^ Jump up to: а б Даффи; Джексон (2009), с. 117
- ^ Jump up to: а б Мосс (2014), с. 113
- ^ Jump up to: а б с О'Карри (Вентворт, 1861), с. 323
- ^ Jump up to: а б О'Флойнн (2002), стр. 261–262, 270
- ^ Мосс (2014), с. 477
- ^ Jump up to: а б Мосс (2014), с. 68
- ^ Мосс (2014), с. 60
- ^ Jump up to: а б « Домнах Аэргид ». Королевская ирландская академия . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ «Изучение кельтской литературы». Журнал Корнхилл . Гилфорд: Корнхилл, 1993. с. 296
- ^ Jump up to: а б Дирингер (1986), с. 464
- ^ « Домнах Аэргид. Разделы Евангелий на латыни, заключенные в «серебряную святыню» под названием Домнах Аэргид. 8-9 вв. ». Национальная библиотека Ирландии . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Бернар (1896), с. 303
- ^ Jump up to: а б Бурк (2006), 31 год
- ^ Jump up to: а б Лукас (1986), с. 22
- ^ Армстронг; Лоулор (1917), с. 96
- ^ Бурк (2006), с. 32
- ^ Кэхилл (1994), с. 54
Источники
[ редактировать ]- Армстронг, Эдмунд; Лоулор, HJ «Домнах Аэргид». Труды Королевской ирландской академии. Раздел C: Археология, кельтские исследования, история, лингвистика, литература , том 34, 1917. Стр. 96–126. JSTOR 25504212
- Арнольд, Мэтью. Изучение кельтской литературы . Лондон: Смит, Элдер и компания, 1891 г.
- Бернард, Джон . «На Домнахе Аэргид МС». Труды Королевской ирландской академии , том 30, 1892–1896 гг. стр. 303–312. JSTOR 30079782
- Бурк, Кормак . «Домнах Аэргид в 2006 году». Clogher Record , том 19, № 1, 2006. стр. 31–42. JSTOR 27699541
- Кэхилл, Мэри. «Ящик с золотыми антиквариатами из мореного дуба мистера Энтони». Труды Ирландской королевской академии: археология, культура, история, литература , том 94C, вып. 3, 1994. JSTOR 25516126.
- Дирингер, Дэвид. Книга перед печатью: древняя, средневековая и восточная . Дувр: Dover Publications Inc., 1986. ISBN 978-0-4862-4243-9
- Даффи, Джозеф; Джексон, Майкл. «Хроника: Святой Макартан, покровитель Клогера (506–2006)». Clogher Record , том 20, № 1, 2009 г., стр. 113–122. JSTOR 20641370
- Хурихейн, Колум. Энциклопедия средневекового искусства и архитектуры Grove, том 1 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2012. ISBN 978-0-1953-9536-5
- Лукас, Энтони. «Социальная роль реликвий и реликвариев в Древней Ирландии». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии , том 116, 1986 г. JSTOR 25508904.
- Махр, Адольф . « Ирландское раннехристианское ремесло . Лимерик: Лимерик Лидер, 1939 г.
- Мосс, Рэйчел . Средневековый ок. 400—ок. 1600: Искусство и архитектура Ирландии . Издательство Йельского университета, 2014. ISBN 978-03-001-7919-4
- Оверби, Карен. Сакральная география, святые, святыни и территории в средневековой Ирландии . Тюрнхаут: Брепольс, 2012. ISBN 978-2-5035-2767-3
- Оверби, Карен. « Нахождение книги: храм Домнах Аиргид в средневековой Ирландии ». Медфорд, Массачусетс: Университет Тафтса, 2006 г.
- О'Карри, Юджин . «Лекции по рукописным материалам древней ирландской истории: прочитанные в Католическом университете Ирландии во время сессий 1855 и 1856 годов (1878 г.)». Книги РеИнк, 2018; перепечатка издания 1878 года
- О'Карри, Юджин. Лекции по рукописным материалам древней ирландской истории (1861) . Сидней: Вентворт Пресс, 2016. ISBN 978-1-3714-8995-3
- О'Карри, Юджин. «Древние ирландские исторические рукописи». Дублинское обозрение , Томас Ричардсон и сын, 1861 г.
- О'Кронин, Дайти. Катах и Домнах Аргид . В: Каннингем, Бернадетт; Фитцпатрик, Шивон (редакторы), «Сокровища библиотеки Королевской Ирландской академии». Дублин: Ирландская королевская академия, 2009. ISBN 978-1-9048-9054-6
- О Флойнн, Рагналл . Сокровища Национального музея Ирландии: ирландские древности . Дублин: Гилл и Макмиллан, 2002. ISBN 0-7171-2829-6
- О Флойнн, Рагналл. «Работы ирландских ювелиров позднего средневековья». Ежегодник Irish Arts Review , том 12, 1996. стр. 35–44. JSTOR 20492877
- Орпен, Годдард. «Domnach Airgid от ECR Armstrong и HJ Lawlor». «Английское историческое обозрение» , том 33, вып. 132, октябрь 1918 г., стр. 531–533. JSTOR 550937
- О'Тул, Финтан . История Ирландии в 100 объектах . Дублин: Ирландская королевская академия , 2013. ISBN 978-1-9089-9615-2
- Петри, Джордж . «Отчет о древнем ирландском реликварии под названием Домнах-Аиргид. С 5 пластинами». В: «Труды Королевской ирландской академии», том XVIII, «Древности» , 1835–39. стр. 14–24
- Стэлли, Роджер . «Ирландское искусство в романский и готический периоды». В: Сокровища раннего ирландского искусства, 1500 г. до н.э. - 1500 г. н.э.: Из коллекций Национального музея Ирландии, Королевской ирландской академии, Тринити-колледжа в Дублине . Нью-Йорк: Метрополитен-музей , 1977. ISBN 978-0-8709-9164-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии листьев из рукописи Мс. 24. Вопрос 23 , Ирландская королевская академия.