Jump to content

Серебряное воскресенье

Серебряное воскресенье
Передняя обложка 14 века.
Материал Тис , медь, серебро
Размер высота 23см, ширина 16,7см, глубина 9,8см.
Созданный 8-й или 9-й век, добавленный в середине 14-го, 15-го века и после.
Обнаруженный Графство Фермана , Ирландия [1]
Текущее местоположение Национальный музей Ирландии , Дублин
Боковые панели на короткой правой стороне

Домнах Аргид ( [ˈd̪ˠõːnax ˈaɾʲəɟədʲ] ; также Домнах Аргид , английский: Серебряная Церковь или Храм Евангелий Святого Патрика ) [2] VIII века — ирландский деревянный реликварий . Он был значительно переработан между 13 и 15 веками и стал кумдахом или «книжным храмом», когда его основная деревянная конструкция была усилена и украшена искусными металлическими изделиями из позолоченного серебра. Его передняя обложка была украшена позолоченным рельефом , изображающим Иисуса в « Арма Кристи » (с орудиями страданий), а также изображениями святых, ангелов и священнослужителей в сценах, наполненных сложной иконографией . Таким образом, он считается смесью раннего островного и позднего международного готического стилей.

Домнах Аиргид — одна из немногих сохранившихся ирландских святынь, предположительно хранивших неирландские реликвии. [3] При открытии в 19 веке в святилище были обнаружены сильно истлевшие листья из рукописи 6-9 веков, в которой рассказывается о Евангелиях, написанных на латыни Вульгате. Сохранилось тридцать девять страниц рукописи, каждая из которых имеет высоту около девяти дюймов. [4] Судя по надписям, это одно из самых ранних сохранившихся изображений апостолов с их атрибутами и орудиями страстей. [5] С 1847 года он находится в Национальном музее Ирландии в Нью-Йорке есть точная копия начала 20-го века (на территории Килдэр-стрит) в Дублине. В Метрополитен-музее . [2]

Самые ранние записи называют храм «Домнах» (произносится «Дона» ), слово, происходящее от латинского « Доминикус ». [6] ( Принадлежит Богу или Мастеру ). Антиквар Джордж Петри (1790–1866) был одним из первых, кто описал Домнаха Аэргида. Он предположил, что шкатулка была создана для хранения реликвий и лишь позднее стала декоративной святыней и вместилищем для рукописей Евангелия. [7]

Описание

[ редактировать ]

Domnach Airgid имеет продолговатую форму, высоту 23 см, ширину 16,7 см и длину 9,8 см. Он содержит три обложки, каждая из которых была построена на отдельных этапах. Самая внутренняя часть сделана из тиса и датируется периодом раннего средневековья, когда объект был построен для хранения реликвий и отрывков из Евангелия. Средняя крышка датируется XIV веком и изготовлена ​​из луженых пластин из медного сплава , покрытых серебром, а внешняя крышка XV века выполнена из серебра, покрытого золотом. [8] [9]

Раннесредневековая шкатулка

[ редактировать ]


И тогда святой оставил епископа МакКартейна там, в Клогере,
и даровал ему Серебряное воскресенье,
который был дан Патрику с небес,
когда он был на море, приезжая в Эрин.

Мэтью Арнольд, «Кельтская литература», 1891 г. [10]

Оригинальный раннесредневековый гроб был построен для хранения реликвий и датирован концом восьмого или началом девятого века. [11] Он представлял собой единственную камеру из тисового дерева с раздвижной дверью, покрытую лужеными бронзовыми пластинами, украшенными переплетением . [5] [12] Оригинальные плиты по бокам святыни все еще видны. [13]

Он традиционно ассоциируется с Патриком и, как полагают, находился в его владении и был им освящен. [4] прежде чем он подарил или передал его святому Макартану (454–506), первому епископу епархии Клогер на юго-западе Ольстера. Эта история впервые упоминается в житии Святого Патрика VII века, в котором святыня названа Домнах Аиргид. [14] [15] Оригинальная шкатулка, возможно, упоминается в «Трехстороннем житии святого Патрика» X века, где упоминаются сделанные ему дары, в том числе мощи апостолов, части Истинного Креста и пучки волос Марии или Святого Патрика. Гробница . [5] Историки полагают, что такие реликвии могли быть собраны во время поездок ирландского духовенства в Рим. [16]

Тарелки 14 и 15 веков.

[ редактировать ]

Святыня была значительно перестроена около 1350 года по заказу Джона О’Карбри, настоятеля Клонса , графство Монаган . [17] Работу выполнил мастер и ювелир Джон (Эоин) О'Бардайн, чья подпись ( IOHANES: O BARRDAN: FABRICAVIT ) выгравирована на святыне. [18] [9] Известно, что О'Бардайн жил в Дроэде . [19] и модернизировал свой внешний вид в современном международном готическом стиле, включая покрытие более раннего деревянного храма лужеными бронзовыми панелями, украшенными переплетенными узлами. [20] [21] [22] У О'Карбри, вероятно, были политические мотивы для заказа реконструкции в контексте англо-нормандского вторжения в Ирландию . Норманны стремились подорвать установленный порядок, отчасти посредством нападок на ирландское христианство, чтобы отделить остров от его кельтского наследия. В ответ некоторые священнослужители сопротивлялись, отремонтировав и реставрировав священные предметы раннего средневековья, чтобы укрепить культурную самобытность острова. [20]

На первом этапе переработки лицевая пластина (передняя крышка) была заменена четырьмя прямоугольными серебряными позолоченными панелями. Горельефное ( альторельево ) изображение распятого Иисуса в полный рост , расположенное между этими панелями, образует его центральную точку. [12] Святой Дух , изображенный в виде голубя, покрытого золотой эмалью, парит над его головой. Над голубем расположен небольшой квадратный реликварий, украшенный хрусталем. Предполагается, что когда-то в нем хранилось то, что, по мнению его владельцев, было фрагментом истинного креста . [23] [24] Четыре панели вокруг Иисуса содержат одиннадцать меньших, богато и изящно вырезанных фигур с барельефом ( бассо-рильево ). [12] [25] На них изображены святые и священнослужители, одетые в одежду, напоминающую раннесредневековую ирландскую и европейскую готику . [17] [20]

На верхней левой панели изображены Архангел Михаил и Богородица с Младенцем, изображенные в стиле Кормящей Мадонны ( Девы Лактаны ). [5] На панели справа неопознанная фигура носит широкополую шляпу и держит что-то вроде ладоней . Он стоит рядом со святыми Павлом и Петром . [5] Писец на нижней правой панели, который может представлять Святого Патрика , преподносит святому Макартану кумдах, по-видимому, сам Домнах Аиргид. [5] [26] Над головой Иисуса находится пустое пространство квадратной формы, предназначенное для хранения вещей, которое, по мнению таких историков, как Рэйчел Мосс, возможно, предназначалось для хранения «реликвии страсти» Истинного Креста. [27] Над ним снова эмалированный геральдический щит , украшенный горным хрусталем . [27] драгоценный камень, который в то время был редкостью в Ирландии. [23]

Панели нижней короткой стороны храма

На нижней короткой стороне расположены три пластины, также украшенные фигурами святых. [13] Крест, добавленный в 15 веке на заднюю панель, изображает трех волхвов . Другие дополнения, сделанные мастерами во время ремонта, включают три круглых холмика на верхней плите, каждый из которых был украшен кристаллами кварца , хотя один из них сейчас утерян. [3] Ряд других фигур, в том числе бегущих животных и зооморфных гротесков , некоторые с необычно большими челюстями и выпуклыми глазами, были помещены на небольших подставках по краям и углам передней обложки. [25] [28] В ходе этой переделки также был добавлен голубь, парящий над головой Христа. [24]

Рукопись

[ редактировать ]

Фолианты иллюминированной рукописи восьмого или девятого века были найдены в храме, когда он был открыт в 1832 году антикваром Уильямом Бетэмом . В рукописи воспроизведено Евангелие, написанное на латыни Вульгате . [29] [30] и написано ирландским маюскульным письмом. [31] Книга сильно повреждена: сохранилось всего 39 листов, некоторые из которых оторвались от оболочки. [4] Сегодня он занесен в каталог как MS. 24. Вопрос 23. [32]

Провенанс

[ редактировать ]

Домнах Аэргид на протяжении веков хранился в различных религиозных домах и в местных семьях в регионе Клогер и Клонс. [22] Считается, что он принадлежал «лорду Эннискиллена », который, вероятно, был членом семьи Магуайров, казненным после ирландского восстания 1641 года . [33] Впервые он упоминается в современной литературе Джоном Гроувсом в 1819 году, когда он хранился как частная реликвия в Брукборо , графство Фермана . [34] [35] В 1832 году его купил дублинский книготорговец Джордж Смит, после чего его приобрел англо-ирландский пэр Вестенра Генри . [34]

Петри описал детали святыни c. 1835–1839 гг., а в 1896 г. Джон Бернард опубликовал подробную статью о рукописи. [29] [36] В 1918 году Эдмунд Армстронг и Х. Дж. Лоулор предоставили подробные описания и отчеты о его символике и происхождении для Епархиального реестра Клогера, и их работа до сих пор считается в значительной степени окончательной. [37] Он был приобретен Ирландской королевской академией у Петри в 1847 году, вскоре после его смерти. [33] [31] Это произошло в период переориентации и приобретения Академией (как они выразились, «разумной покупки»), отчасти под влиянием коллекции ирландских средневековых украшений и декоративных произведений торговца антиквариатом Редмонда Энтони (1768-1848). [11] [38] Новая директива музея была направлена ​​​​на то, чтобы перенести из частных коллекций в публичные произведения, имеющие национально-историческое значение, такие как Крест Конга (пожертвование 1839 года) и Клад Арда (приобретенный в 1874 году), которые томились как простые экспонаты . [11] Святыня была передана Ирландии на Национальному музею Килдэр-стрит в Дублине в день его основания в 1890 году. [35]

Состояние

[ редактировать ]

Из-за своего возраста Домнах Аэргид находится в плохом состоянии. Участки позолоты содержат скопления грязи, а любая окраска давно потускнела, что привело к ее нынешнему темному виду, состоящему в основном из коричневых и черных оттенков. [4] Металлические конструкции между передними накладками разрознены, а задняя часть по большей части утрачена, сохранился только бронзовый лист, который, возможно, был ранним. [17] Петри сказал, что порядок некоторых рисунков был изменен во время недавнего ремонта передней обложки. Однако у него был более ранний рисунок святыни, на котором он основывал некоторые свои описания. [8]

  1. ^ Орпен (1918), с. 531
  2. ^ Jump up to: а б « Храм Евангелия Святого Патрика: начало 20 века (оригинал 1080–1100 гг.) ». Нью-Йорк: Метрополитен-музей . Проверено 2 июля 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б Мосс (2014), с. 295
  4. ^ Jump up to: а б с д О'Карри (Dublin Review, 1861), стр. 12
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Мосс (2014), с. 294
  6. ^ Петри (1839), стр. 17–18.
  7. ^ Петри (1839), с. 20
  8. ^ Jump up to: а б Петри (1839), с. 15
  9. ^ Jump up to: а б Бурк (2006), с. 35
  10. ^ Арнольд (1891)
  11. ^ Jump up to: а б с Мосс (2014), с. 31
  12. ^ Jump up to: а б с О'Карри (Вентворт, 1861), с. 322
  13. ^ Jump up to: а б Оверби (2006), с. 489
  14. ^ Оверби (2006), с. 488
  15. ^ О'Флойнн (2002), с. 176
  16. ^ Мосс (2014), с. 33
  17. ^ Jump up to: а б с Стэлли (1977), с. 217
  18. ^ Армстронг; Лоулор (1917), с. 126
  19. ^ О'Флойн (1996), с. 40
  20. ^ Jump up to: а б с О'Тул (2013), с. 98
  21. ^ Хурихейн (2012), с. 510
  22. ^ Jump up to: а б Даффи; Джексон (2009), с. 117
  23. ^ Jump up to: а б Мосс (2014), с. 113
  24. ^ Jump up to: а б с О'Карри (Вентворт, 1861), с. 323
  25. ^ Jump up to: а б О'Флойнн (2002), стр. 261–262, 270
  26. ^ Мосс (2014), с. 477
  27. ^ Jump up to: а б Мосс (2014), с. 68
  28. ^ Мосс (2014), с. 60
  29. ^ Jump up to: а б « Домнах Аэргид ». Королевская ирландская академия . Проверено 26 февраля 2021 г.
  30. ^ «Изучение кельтской литературы». Журнал Корнхилл . Гилфорд: Корнхилл, 1993. с. 296
  31. ^ Jump up to: а б Дирингер (1986), с. 464
  32. ^ « Домнах Аэргид. Разделы Евангелий на латыни, заключенные в «серебряную святыню» под названием Домнах Аэргид. 8-9 вв. ». Национальная библиотека Ирландии . Проверено 30 мая 2021 г.
  33. ^ Jump up to: а б Бернар (1896), с. 303
  34. ^ Jump up to: а б Бурк (2006), 31 год
  35. ^ Jump up to: а б Лукас (1986), с. 22
  36. ^ Армстронг; Лоулор (1917), с. 96
  37. ^ Бурк (2006), с. 32
  38. ^ Кэхилл (1994), с. 54

Источники

[ редактировать ]
  • Армстронг, Эдмунд; Лоулор, HJ «Домнах Аэргид». Труды Королевской ирландской академии. Раздел C: Археология, кельтские исследования, история, лингвистика, литература , том 34, 1917. Стр. 96–126. JSTOR   25504212
  • Арнольд, Мэтью. Изучение кельтской литературы . Лондон: Смит, Элдер и компания, 1891 г.
  • Бернард, Джон . «На Домнахе Аэргид МС». Труды Королевской ирландской академии , том 30, 1892–1896 гг. стр. 303–312. JSTOR   30079782
  • Бурк, Кормак . «Домнах Аэргид в 2006 году». Clogher Record , том 19, № 1, 2006. стр. 31–42. JSTOR   27699541
  • Кэхилл, Мэри. «Ящик с золотыми антиквариатами из мореного дуба мистера Энтони». Труды Ирландской королевской академии: археология, культура, история, литература , том 94C, вып. 3, 1994. JSTOR   25516126.
  • Дирингер, Дэвид. Книга перед печатью: древняя, средневековая и восточная . Дувр: Dover Publications Inc., 1986. ISBN   978-0-4862-4243-9
  • Даффи, Джозеф; Джексон, Майкл. «Хроника: Святой Макартан, покровитель Клогера (506–2006)». Clogher Record , том 20, № 1, 2009 г., стр. 113–122. JSTOR   20641370
  • Хурихейн, Колум. Энциклопедия средневекового искусства и архитектуры Grove, том 1 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2012. ISBN   978-0-1953-9536-5
  • Лукас, Энтони. «Социальная роль реликвий и реликвариев в Древней Ирландии». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии , том 116, 1986 г. JSTOR   25508904.
  • Махр, Адольф . « Ирландское раннехристианское ремесло . Лимерик: Лимерик Лидер, 1939 г.
  • Мосс, Рэйчел . Средневековый ок. 400—ок. 1600: Искусство и архитектура Ирландии . Издательство Йельского университета, 2014. ISBN   978-03-001-7919-4
  • Оверби, Карен. Сакральная география, святые, святыни и территории в средневековой Ирландии . Тюрнхаут: Брепольс, 2012. ISBN   978-2-5035-2767-3
  • Оверби, Карен. « Нахождение книги: храм Домнах Аиргид в средневековой Ирландии ». Медфорд, Массачусетс: Университет Тафтса, 2006 г.
  • О'Карри, Юджин . «Лекции по рукописным материалам древней ирландской истории: прочитанные в Католическом университете Ирландии во время сессий 1855 и 1856 годов (1878 г.)». Книги РеИнк, 2018; перепечатка издания 1878 года
  • О'Карри, Юджин. Лекции по рукописным материалам древней ирландской истории (1861) . Сидней: Вентворт Пресс, 2016. ISBN   978-1-3714-8995-3
  • О'Карри, Юджин. «Древние ирландские исторические рукописи». Дублинское обозрение , Томас Ричардсон и сын, 1861 г.
  • О'Кронин, Дайти. Катах и ​​Домнах Аргид . В: Каннингем, Бернадетт; Фитцпатрик, Шивон (редакторы), «Сокровища библиотеки Королевской Ирландской академии». Дублин: Ирландская королевская академия, 2009. ISBN   978-1-9048-9054-6
  • О Флойнн, Рагналл . Сокровища Национального музея Ирландии: ирландские древности . Дублин: Гилл и Макмиллан, 2002. ISBN   0-7171-2829-6
  • О Флойнн, Рагналл. «Работы ирландских ювелиров позднего средневековья». Ежегодник Irish Arts Review , том 12, 1996. стр. 35–44. JSTOR   20492877
  • Орпен, Годдард. «Domnach Airgid от ECR Armstrong и HJ Lawlor». «Английское историческое обозрение» , том 33, вып. 132, октябрь 1918 г., стр. 531–533. JSTOR   550937
  • О'Тул, Финтан . История Ирландии в 100 объектах . Дублин: Ирландская королевская академия , 2013. ISBN   978-1-9089-9615-2
  • Петри, Джордж . «Отчет о древнем ирландском реликварии под названием Домнах-Аиргид. С 5 пластинами». В: «Труды Королевской ирландской академии», том XVIII, «Древности» , 1835–39. стр. 14–24
  • Стэлли, Роджер . «Ирландское искусство в романский и готический периоды». В: Сокровища раннего ирландского искусства, 1500 г. до н.э. - 1500 г. н.э.: Из коллекций Национального музея Ирландии, Королевской ирландской академии, Тринити-колледжа в Дублине . Нью-Йорк: Метрополитен-музей , 1977. ISBN   978-0-8709-9164-6
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ae9ce5018a935bc7917ae3884e0cfd3__1722540900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/d3/0ae9ce5018a935bc7917ae3884e0cfd3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Domnach Airgid - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)