Кумдах
Кумдах ( Староирландское произношение: [ˈkuṽdax] на ирландском «обложка». [1] ) или книжная святыня представляет собой искусно украшенный металлический ящик для реликвий или футляр, используемый для хранения раннего средневековья ирландских рукописей или реликвий . [2] Обычно они старше книги, содержащейся в них, часто на несколько столетий. [3] В большинстве сохранившихся примеров книга относится к пику ирландского монашества до 800 года, а дошедшие до нас кумдахи датируются после 1000 года, хотя очевидно, что ее форма датируется значительно более ранним периодом. Большинство из них имеют ирландское происхождение, большинство сохранившихся экземпляров хранятся в Национальном музее Ирландии (NMI).
Обычная форма — это конструкция на основе креста на главной грани с использованием крупных драгоценных камней из горного хрусталя или других полудрагоценных камней, оставляя промежутки между плечами креста для более разнообразного украшения. Некоторых носили на металлической цепочке или кожаном шнуре, часто носили на поясе или подвешивали на шее, помещая их рядом с сердцем и таким образом принося духовную, а возможно, и медицинскую пользу (то же самое было сделано с Евангелием св. Катберта в кожаном переплете). сумка в средневековом Дареме ). Их также использовали для исцеления больных или умирающих или, более формально, в качестве свидетельских контрактов. У многих были потомственные миряне из числа главных семей, имевших связи с монастырями. [4]
Сохранилось только пять ранних примеров кумдаха , в том числе из Книги Диммы и Книги размышлений в Тринити-колледже Дублина , а также Катаха Св. Колумбы и Миссала Стоу . Из храма Святого Молеза сохранились только Евангелия; оболочка теряется, но чаще бывает наоборот. другие книги, такие как Келлская книга , Книга Армы и Книга Дарроу, Известно, что когда-то имели либо кумдахи , либо переплеты с сокровищами , либо и то, и другое, но, поскольку они содержали ценные драгоценные металлы, они были естественной мишенью для грабителей и воров.
Характеристики и форматы
[ редактировать ]Формат и функции кумдахов могут быть заимствованы из книжных шкатулок, использовавшихся ранними христианскими римлянами . Оба типа были предназначены для защиты священных текстов или реликвий, и вполне вероятно, что ирландские монастыри стремились подражать престижу и, по словам ирландского историка искусства Рэйчел Мосс, «великолепию римских литургических церемоний». [5] Ирландская церковь делала упор на реликвии, которые считались предметами, часто используемыми монашескими святыми, а не частями тела, предпочитаемыми большей частью церкви, хотя они также хранились в местных версиях шассе в форме дома, таких как шотландский Монимуск. Реликварий . [6] Еще одной ирландской особенностью были колокольчики , в которых хранились колокольчики, используемые для призыва общины к службе или трапезе, а в одном из самых ранних реликвариев хранился пояс неизвестного святого, который, вероятно, носили в качестве проверки правдивости и для лечения болезней. Вероятно, он датируется 8 веком и был найден в торфяном болоте недалеко от Мойлоу , графство Слайго . [7]
Поскольку размер выборки в 8–10 сохранившихся экземпляров настолько мал (предположительно, многие такие произведения были утеряны, в основном разграблены из-за драгоценного металла или камней), их невозможно классифицировать типологически. Их общие характеристики включают в себя то, что они являются герметичными металлическими ящиками, предназначенными для защиты более ранних объектов почитания, первоначально помещенных в деревянную сердцевину, обычно изготовленную из тиса или (реже) из дуба . [8] Все более поздние ремонтные работы, похоже, были заказаны амбициозными представителями духовенства, а работы выполнялись отдельными мастерами-металлистами и их мастерскими. В большинстве случаев мастера по металлу оставили свою подпись и дату завершения, некоторые из которых содержат формулировки, намекающие на их художественные мотивы. [9]
Все сохранившиеся кумдахи содержат фронтиспис с центральным крестом, реверс с повторяющимися ажурными узорами, состоящими из двух сильно контрастирующих цветов (например, красного и черного), и боковые стороны с переплетенными узорами и надписями. [5] Отличительные факторы включают размер (с указанием первоначально предназначенной функции, например, в качестве личных фиксированных кошельков для святынь или предметов, которые можно носить через плечо или на ремнях), а также их дальнейшее использование. [5] В святилище Миосаха сохранилась первоначальная цепь, на которой его носили, а в святилищах Сойсель-Молез и Лох-Кинсален есть приспособления, которые когда-то удерживали кожаные ремни, которые, как предполагается, удерживали предметы на месте во время процессийных церемоний. [10]
Их следует отличать от металлических переплетов сокровищ кражи и потери переплетов, покрывающих Келлскую книгу (если это был не только кумдах , которые, вероятно, покрывали большинство великих литургических книг того периода - зафиксированы ). Однако конструкции вполне могли быть очень похожими; лучший сохранившийся островной образец, нижняя обложка Евангелия Линдау ( ок. 880 г. ) в Библиотеке Моргана в Нью-Йорке, также сосредоточен на большом кресте, окруженном переплетенными панелями. [11] Переплеты «Сокровища» представляли собой металлические конструкции, прикрепленные к деревянным доскам обычного переплетного дела , что по сути технически было таким же, как и лица многих кумдахов , которые также прикреплялись гвоздями к основному деревянному ящику.
Комиссия и производство
[ редактировать ]Историки, как правило, уверены в том, кто заказал святыни и их провидение. Исключения включают Книгу Дарроу и Миссал Стоу. [12] Надписи на двух экземплярах (Дэрроу и Стоу) указывают на то, что они предназначались королю Ирландии . [13]
О мастерах-металлистах, их производивших, почти ничего не известно. Некоторые из них содержат надписи, которые можно прочитать как подписи, но на этом их исторические сведения исчерпываются, поскольку даже первоклассные мастера того времени не упоминались в ежегодниках и не получали некрологов после их смерти. Поскольку мастера не имели высокого социального статуса, многие из них, похоже, были неграмотными. Некоторые подписи нечеткие, например, писцу было поручено написать на латыни, но он не понимал, как формулировать этот язык. [14]
Функция
[ редактировать ]Основными утилитарными функциями Камдаха были практические защитные прикрытия для их рукописей или реликвий, а также обеспечение, иногда портативных, частных центров молитвы или литургического использования. [15] Большинство из них предназначались для хранения рукописей, написанных на несколько веков раньше, например, предположительно написанных великими святыми, такими как Патрик, или легендарными основателями местных монастырей, которые умерли за 100 лет до фактической даты рукописи. По этой причине многие из самых ранних рукописей обязаны своим существованием более позднему активному статусу реликвий. [16] Большинство других ирландских рукописей раннего средневековья хранились в надежных каменных зданиях, но с течением времени были проданы, украдены или разграблены и, таким образом, утеряны. [17]
Святыни использовались как во время церковных, так и светских церемоний, таких как вручение должностных знаков, принесение клятв или подписание договоров. [5] В книгах Диммы и Маллинга были найдены вставки, содержащие тексты из масс мертвецов , что указывает на то, что они использовались в целительных целях. [5] Книгу Дарроу периодически удаляли из своего (ныне утерянного) кумдаха . [18] в период позднего средневековья и раннего Нового времени, чтобы его можно было использовать для благословения и лечения больных животных. [17]
Боевые штандарты
[ редактировать ]Реликварии часто использовались в качестве боевых знамен в средневековой Ирландии, ожидая, что они поднимут боевой дух, защитят войска или принесут победу. [19] [20] [21] Обычно реликвии хранились или представлялись в посохах , колокольнях или кумдахах и переносились на поле битвы священнослужителем , которого семья часто нанимала в качестве «наследственного хранителя». [22] [23] Самый известный кумдах, используемый для этой цели, - это Катах Святого Колумбы (известный как Катах или Баттлер Святого Колумбы), используемый в качестве боевого талисмана семьей О'Доннелл . [24] По словам историка искусства Колума Хурихана, «святыня и ее иконография не только должны были вселять страх во врага, но, что более важно, они должны были вселять уверенность в армию О'Доннеллов, следовавшую за ней». [25] Предметы обычно носили на шее, и по традиции перед началом битвы владелец трижды обходил территорию в направлении «по солнцу». [26] Другие кумдахи, которые, как известно, использовались таким образом, включают Храм Миосаха и Храм Кайлина. [27]
Священнослужителям был предоставлен статус небоевых людей, что снизило вероятность захвата реликвария. По словам историка Энтони Лукаса, священнослужители помоложе обычно отбирались в результате «благоразумного соображения, что у них было больше шансов, чем у людей зрелых лет, сбежать со своим драгоценным бременем быстротой ног, если они окажутся в затруднительном положении в рукопашный бой ». [23] Однако иногда держатель погибал в бою; в 1497 году Катах был захвачен после того, как его хранитель был убит вражескими войсками. [26] Точно так же записано, что Книга Армы была принесена на поля сражений и однажды извлечена из-под трупа ее хранителя. [17]
Сохранившиеся примеры
[ редактировать ]Камдахи характерны для Ирландии. [28] Известно восемь сохранившихся ирландских экземпляров (в хронологическом порядке: Книжный храм Лох-Кинале, Сойсель Молайс, Стоу Миссал , Катах, Храм Миосаха, Книга Диммы , Храм Книги Молинга и Храм Кайлин из Фенаха). [29] еще два - из девяти сохранившихся - «святынь в форме дома», а именно храм Святого Манчана XII века и ок. 1350 дополнений к Domnach Airgid . [30] Все они представляют собой защитные ограждения, предназначенные для постоянной изоляции рукописи или реликвии и датируемые периодом с начала 9-го до середины 16-го веков. [31]
Некоторые из самых ранних задокументированных примеров теперь утеряны. Книга Дарроу имела металлический корпус, датированный ок. 1002–1015 [32] а Келлская книга потеряла свой кумдах , когда ее украли в 1006 году. Книга Армы получила обложку в 937 году, которая, возможно, была утеряна, когда она была захвачена в бою и выкуплена норманном Джоном де Курси в 1177 году. [33] Самый ранний задокументированный пример был сделан для хранения и защиты Книги Дарроу по приказу Верховного короля Ирландии Фланна Синны (877–916), к этому моменту она находилась в Дарроу и считалась реликвией Колумбы (Colum Cille ). [15] Святыня была утеряна в 17 веке, но ее внешний вид, включая надпись, свидетельствующую о покровительстве короля, зафиксирован в записке 1677 года, которая сейчас включена в книгу как лист IIv, хотя другие надписи не расшифрованы. Попав в святыни, такие рукописи редко, если вообще когда-либо, изымались для использования в качестве книги. [34]
Книжный храм Лох-Кинале
[ редактировать ]Самый ранний известный кумдах также является крупнейшим сохранившимся примером. Датируется концом VIII или началом IX века. [35] [36] он не был вновь открыт до 1986 года, когда был обнаружен дайверами на глубине 2 м (6 футов 7 дюймов) воды на в графстве Лонгфорд стороне Лох-Кинале . [37] Мосс предполагает, что его бросили в воду, чтобы его не забрали во время распри местных вождей или перед набегом викингов. Внутренняя конструкция дубовая, облицованная жестью и бронзовыми пластинами, прикрепленными гвоздями. На передней обложке находится большой центральный крест, пять бобышек бронзовых и и четыре закругленных ажурных медальона со спиральными чечевицеобразными узорами . Фигуры по бокам включают головы зверей. [10] Оценка NMI в 2016 году оценила объект в 2 миллиона фунтов стерлингов (2,54 миллиона евро). [38]
Евангелие от Молайса
[ редактировать ]Soiscel Molaisse , также известный как Sheskill Molash, является старейшим сохранившимся образцом кумдаха , в основном в его первоначальной форме, и был изготовлен в начале 11 века для хранения Евангелий Молаза . [40] [41] Его размеры 14,75 см (5,81 дюйма) в высоту, 11,70 см (4,61 дюйма) в ширину и 8,45 см (3,33 дюйма) в толщину. [42] и строился в три очереди. Деревянный стержень с бронзовой обшивкой относится к 8 веку, к которому в 11 веке прикреплялись гвоздями и заклепками серебряные бляшки, а в 14 или 15 веках он снова был переработан. [10]
Некоторые фигуры и другие элементы датируются 14 веком, и их можно идентифицировать по тому, что они были припаяны к пластинам. [43] Верхняя грань выполнена в основном из посеребренной бронзы и позолоченного серебра и содержит панели с четырьмя символами евангелистов в промежутках между крестами. Некоторые панели утеряны; золотой филиграни те, что остались, украшены переплетенными узлами . [44] Филигрань на дужках креста позолочена и украшена переплетением лент. Концы рук были украшены драгоценными камнями, которые теперь тоже утеряны, за исключением одного синего камня. [45] Две панели по бокам утеряны. Два оставшихся содержат чересстрочную развертку и латинские надписи по краям. [45] Ее небольшой размер указывает на то, что оригинальный объект, такой как Книга Диммы, был предназначен для ношения в кармане. [42]
Стоу Миссал
[ редактировать ]— Миссал Стоу это таинство, датируемое примерно 750 годом. Его кумдах состоит из металлических пластин, прикрепленных гвоздями к старому дубовому контейнеру. Металлические изделия искусно украшены фигурками животных и людей, а одна лицевая сторона и боковые стороны, вероятно, датируются периодом между 1027 и 1033 годами, на основании надписей, фиксирующих пожертвование и изготовление, тогда как другая лицевая сторона датируется более поздним периодом и может быть датирована 1027 и 1033 годами. около 1375 г., опять же по его надписям. [46]
Старая «нижняя» грань, отделившаяся от корпуса, изготовлена из серебряно-позолоченного медного сплава с большим крестом внутри каймы с надписью на ирландском языке, которая также проходит вдоль плеч креста. Позже центр креста был заменен («сильно украшен», как выразился Национальный музей). [47] вероятно, в то же время, что и более поздняя грань, оправой для ныне отсутствующего крупного камня с четырьмя лопастными секциями, подобными центру нижней грани. Из-за этого в надписи отсутствуют разделы, но в основном ее можно реконструировать как просьбу о молитве за аббата Лорры, Матгамайна Уа Катаила ( ок. 1037 г. ) и за Финда Уа Дунгалаи , короля Мускрейге Тира ( ок. 1033 г. ).
Катач св. Колумба
[ редактировать ]Катах Святого Колумбы , также известный как Катах, вероятно, самый известный кумдах . Построенный для «Катаха святого Колумбы», важного псалтыря, который обычно датируется сразу после смерти Колума Силле в 597 году, это, вероятно, самая ранняя сохранившаяся ирландская книга и очень престижная реликвия. [26] Рукопись принадлежала О'Доннеллам, а ее святыня, как известно, использовалась в качестве боевого знамени. [48]
Первоначальные металлические изделия датируются 1072–1098 годами в Келлсе , когда был добавлен новый защитный кожух из дерева и серебра. Передняя обложка была добавлена в 14 веке и включала в себя большого сидящего Христа в величии в окружении сцен Распятия и святых в позолоченном репуссе . [49] Она была перевезена на континент в 1691 году после Лимерикского договора и не возвращалась в Ирландию до 1813 года. В том же году кумдах был вновь открыт, что привело к повторному открытию рукописи. К тому времени он находился в очень плохом состоянии, но в 1982 году подвергся капитальной реставрации, когда сохранившиеся страницы были переплетены и перемонтированы на пергаментные листы. [26]
Храм Миосаха
[ редактировать ]Храм Миосаха (или Мисаха) происходит из Клонмани , графство Донегол , и также использовался в бою. [50] Первоначально являвшаяся реликвией конца XI века, она была переработана в 1534 году ювелиром Брайаном О'Моррисоном с серебряным украшением в технике репуссе со множеством фигур вокруг креста. [51] [36] О'Моррисон добавил двенадцать передних пластин в трех композициях, включая изображения коронованной Богородицы с Младенцем на меньших внутренних панелях. [52] и на четырех больших панелях: Святая Бриджит , Святой Патрик и Кольм Силле. [36]
Нет никаких записей о том, что могло находиться в оригинальном контейнере. Объект сначала ассоциировался со святым Кэрнихом из Дулейна, графство Мит , но к периоду готики был «поглощен культом святого Колумбы». [53] [54] XI века Литые пластины из медного сплава по бокам украшены ажурными зооморфными иллюстрациями. Сохранился металлический шнур, позволяющий носить его, и, вероятно, он висел на шее. [55]
Серебряное воскресенье
[ редактировать ]Домнах Аиргид , название которого переводится на английский язык как Серебряная церковь , датируется 8-м веком, но мало что видно из того, что было до крупных дополнений, датированных ок. 1350 г. по заказу аббата Клонов . Трехмерная фигура распятого Христа находится в центре главного фасада, сопровождаемая рельефными досками с изображениями святых, Богородицы с Младенцем и другими сценами по бокам. [31]
Рельефы более сложные по сравнению с другими известными кумдахами 14-го века , с элегантными бегущими животными на небольших опорах по углам. Он подписан ювелиром Джоном О Барданом, который, как записано, жил в Дроэде ; к тому времени ювелиры в Ирландии, как и везде в Европе, обычно были мирянами. [56]
Книга Диммы
[ редактировать ]Книга Диммы кумдах датируется XII веком и была построена на основе небольшой рукописи VIII века, известной как Книга Диммы. Рукопись традиционно связывают с основателем аббатства Святым Кронаном ( умер в 619 г.). Его небольшой размер указывал на то, что он был задуман как портативная карманная книга, используемая для учебы или созерцания. Он составлен из списков четырех Евангелий и содержит стилизованные портреты апостолов Матфея , Марка и Луки . [57]
Святыня состоит из корпуса из украшенных бронзовых пластин и, как и ее иллюминированная рукопись, происходит из аббатства Роскреа . Первый этап строительства кумдаха был завершен в период процветания аббатства и в общих чертах совпадает со строительством романской на этом месте церкви. Он был отремонтирован c. 1400 г. , один из вождей местной семьи Уа Сербайль. [57] Одна грань панели кумдаха с ажурным декором в стиле викингов Рингерике . Как и рукопись, она находится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине, а репродукция начала 20-го века находится в Нью-Йорке. [58]
Храм Кайлин из Фенаха
[ редактировать ]Храм Кайлин из Фенага — поздний образец, построенный для хранения ок. Рукопись 1516 года , которая обновляет гораздо более раннюю книгу, подробно описывающую жизнь святого Кайлина из Фены, графство Литрим (ок . 570 г. ), которая, возможно, была написана самим святым. [59] [60] Лукас описывает Кайлин как «своего рода специалиста по изготовлению боевых талисманов». [61] и, по преданию, при своей жизни заказал ряд боевых штандартов, в том числе катачи в виде колокола и емкости для Евангелия. [61] Кумдах в Лонгфорде в сильно пострадал во время пожара в соборе Святого Мела 2009 году , где он хранился с 1980 года. [62] В следующем году она была приобретена НМИ, а рукопись находится в коллекции Ирландской королевской академии . [63] Есть некоторые сомнения относительно того, действительно ли святыня предназначалась как кумдах , в том числе тот факт, что она меньше рукописи. [62]
Изучение и сохранение
[ редактировать ]Хотя большинство сохранившихся защитных святилищ в форме книг упоминаются в ирландских анналах , они не были должным образом описаны до начала 19 века, когда антиквары и коллекционеры, такие как Джордж Петри, начали искать их в наследственных коллекциях. Большинство из них сильно повреждены, в том числе из-за общего износа на протяжении веков, таких событий, как пожары в месте их хранения, или, чаще всего, такие элементы, как драгоценные камни, вывезенные для продажи их владельцами. Большинство сейчас находится в НМИ.
Наиболее значительными утраченными кумдахами, упомянутыми в ирландских анналах, которые также являются тремя самыми ранними, являются святилища Книги Армы (добавлено в 938 году нашей эры), Книги Дарроу ( ок. 877—91 ). [48] и святыня Келлской книги (которая, возможно, представляла собой всего лишь декоративный металлический контейнер, а не постоянно запечатанную и иллюстрированную обложку), которая зарегистрирована как разграбленная в анналах Ольстера за 1007 год . [5] [64]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джойнт (1917), с. 186
- ^ Гринфилд, Джейн (2002). Азбука переплетного дела: уникальный глоссарий с более чем 700 иллюстрациями для коллекционеров и библиотекарей . Нью-Касл (Дел.) Ноттингем (Великобритания): Пресс Oak Knoll Пресс Plough. п. 20. ISBN 978-1-884718-41-0 .
- ^ Уорнер, xliv
- ^ Древности, 262.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мосс (2014), с. 298
- ^ Янгс, 129–130, 134–140.
- ^ Древности, 183; Янгс, 58–59, 129–130
- ^ Мосс (2014), стр. 298, 300.
- ^ Мосс (2014), с. 299
- ^ Jump up to: а б с Мосс (2014), с. 300
- ^ " Евангелия Линдау ". Нью-Йорк: Библиотека Моргана . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ Митчелл (1996), с. 6
- ^ Митчелл (1996), стр. 22–23.
- ^ Митчелл (1996), с. 7
- ^ Jump up to: а б О'Нил (2014), с. 14
- ^ О'Нил (2014), стр. 7, 10.
- ^ Jump up to: а б с О'Нил (2014), с. 7
- ^ Митчелл (1996), с. 28
- ^ Оверби (2012), с. 135
- ^ Джойнт (1917), с. 187
- ^ Лукас (1986), с. 17
- ^ Оверби (2012), стр. 171–172.
- ^ Jump up to: а б Лукас (1986), с. 20
- ^ Лейси (1998), стр. 100–101.
- ^ Хурихан (2003), с. 118
- ^ Jump up to: а б с д О'Нил (2014), с. 12
- ^ Лукас (1986), стр. 19, 27.
- ^ Кроуфорд (1923), с. 75
- ^ Мосс (2014), с. 297
- ^ Мосс (2014), стр. 286, 294.
- ^ Jump up to: а б Мосс (2014), с. 294
- ^ Митчелл (1996), стр. 5, 29.
- ^ Кроуфорд (1923), с. 76
- ^ Михан (1996), с. 13
- ^ Оверби (2012), стр. 5–6.
- ^ Jump up to: а б с « Хранение книги ». Тринити-колледж в Дублине , 2016. Дата обращения 26 июня 2021 г.
- ^ Келли (1993), с. 168
- ^ Гартланд, Фиона. « Раннехристианская книжная святыня вызвала немало душевных поисков ». The Irish Times , 30 декабря 2016 г. Дата обращения 2 июля 2021 г.
- ^ Стоукс (1871), с. 19
- ^ НМИ (R4006)
- ^ Стевик (2008), с. 37
- ^ Jump up to: а б О Флойнн (1989), 51–52
- ^ Ó Флойнн (1989), 54
- ^ Древности, 233
- ^ Jump up to: а б О Флойнн (1989), 57 лет
- ^ Ó Флойнн, «Описание»; Уорнер, xliv – lvii, листы I – VI; Стоукс, 78 лет; старое лицо с Flickr
- ^ Уоллес (2002), с. 234
- ^ Jump up to: а б Стоукс (2011), с. 80
- ^ Древности, стр. 233, 269; Стоукс, с. 79
- ^ Лукас (1986), с. 27
- ^ NMI 2001:84, ширина 23,2 см.
- ^ Фитцпатрик (2004), с. 3
- ^ Древности, 269
- ^ Мосс (2014), стр. 302–303.
- ^ Малларки (2014), 302
- ^ Древности, 261–262, 270.
- ^ Jump up to: а б О'Нил (2014), с. 26
- ^ Книга храма Диммы: начало 20 века (оригинал датирован 11 веком) ». Музей искусств Метрополитен . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ « Храм Святого Кайлина из Фенаха и его место в ирландском искусстве позднего средневековья ». Королевская ирландская академия , 2016. Дата обращения 7 июля 2021 г.
- ^ Скотт (2017), с. 18
- ^ Jump up to: а б Лукас (1986), с. 19
- ^ Jump up to: а б Скотт (2017), с. 20
- ^ Скотт (2017), стр. 18, 20.
- ^ Анналы Ольстера, U1007.11
Источники
[ редактировать ]- «Древности»: Уоллес, Патрик Ф., О Флойнн, ред. Рагналла. Сокровища Национального музея Ирландии: ирландские древности , 2002, Gill & Macmillan, Дублин, ISBN 0-7171-2829-6
- Кроуфорд, Генри. «Описательный список ирландских святынь и реликвариев. Часть I». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии , 6-я серия, том 13, вып. 1 июня 1923 г. JSTOR 25513282.
- Фитцпатрик, Элизабет. Королевская инаугурация в гэльской Ирландии C.1100-1600: исследование культурного ландшафта . Саффолк: Boydell Press, 2004. ISBN 978-1-8438-3090-0
- Хурихейн, Колум. Готическое искусство в Ирландии 1169-1550: непреходящая жизнеспособность . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2003. ISBN 978-0-3000-9435-0
- Джойнт, М. «Катач Святого Колумбы». Ежеквартальный журнал Ирландской церкви , том 10, вып. 39, 1917. JSTOR 30067688 .
- Келли, Имонн . «Книга-святыня Лох-Кинале». В: «Эпоха миграции идей: раннесредневековое искусство в северной Великобритании и Ирландии, материалы Второй Международной конференции по островному искусству, состоявшейся в Национальных музеях Шотландии в Эдинбурге, 3–6 января 1991 года». Эдинбург: Национальные музеи Шотландии, 1993. ISBN 0-7509-0357-0 »
- Келли, Имонн. Храм Лох-Кинале: значение рукописей . В: О'Махони, Фелисити. «Келлская книга: материалы конференции в Тринити-колледже, Дублин, 6–9 сентября 1992 г.». Дублин: Тринити-колледж и Scolar Press, 1994. ISBN 978-0-8596-7967-1
- Лейси, Брайан. Манус О'Доннелл «Жизнь Колума Силле» . Дублин: Four Courts Press, 1998. ISBN 978-1-8518-2394-9
- Лукас, Энтони . «Социальная роль реликвий и реликвариев в Древней Ирландии». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии , том 116, 1986 г. JSTOR 25508904.
- Михан, Бернард. Книга Дарроу: средневековый шедевр в Тринити-колледже Дублина , 1996, Таунхаус, Дублин, ISBN 1-57098-053-5
- Митчелл, Перетт. «Надписи на донормандских ирландских реликвариях». Труды Ирландской королевской академии: археология, культура, история, литература , том 96C, вып. 1, 1996. JSTOR 25516156.
- Мосс, Рэйчел . Средневековый ок. 400—ок. 1600: Искусство и архитектура Ирландии . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2014. ISBN 978-03-001-7919-4
- Малларки, Пол . «Храм Мисаха». В: Мосс, Рэйчел. Средневековый ок. 400—ок. 1600 . (серия «Искусство и архитектура Ирландии»). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2014. ISBN 978-03-001-7919-4
- О'Буачалла, Брендан. «F-будущее в современном ирландском языке: переоценка». Королевская ирландская академия , 1985. JSTOR 25506124.
- Флойнн, Рональд . «Молезское Евангелие». Clogher Record , том 13, вып. 2, 1989. JSTOR 27699291.
- О Флойнн, Рагналл. «Описание» «Книги-святилища» на Миссале Стоу из Королевской Ирландской академии с хорошими изображениями и каталожной информацией — выберите «Королевская Ирландская академия» в раскрывающемся меню «Коллекции» в левом нижнем углу, затем выберите «Стоу». Миссал» из следующего меню.
- О'Нил, Тимоти. Ирландская рука: писцы и их рукописи с древнейших времен . Корк: Издательство Коркского университета, 2014. ISBN 978-1-7820-5092-6
- Оверби, Карен. Сакральная география: святые, святыни и территории в средневековой Ирландии . Тюрнхаут: Брепольс, 2012. ISBN 978-2-503-52767-3
- Скотт, Брендан. «Создание Книги Фенаха». История Ирландии , том 25, вып. 3, 2017. JSTOR 90014529.
- Стоукс, Маргарет , Раннее христианское искусство в Ирландии , 1887 г., фотоперепечатка 2004 г., Kessinger Publishing, ISBN 0-7661-8676-8 , ISBN 978-0-7661-8676-7 , Google Книги
- Миссал Стоу: MS. Д. II. 3 в Библиотеке Королевской ирландской академии в Дублине , под редакцией Джорджа Ф. Уорнера (1906 г.), из Интернет-архива.
- Стэлли, Роджер . «Ирландское искусство в романский и готический периоды». В: Сокровища раннего ирландского искусства, 1500 г. до н.э. - 1500 г. н.э.: Из коллекций Национального музея Ирландии, Королевской ирландской академии, Тринити-колледжа в Дублине . Нью-Йорк: Метрополитен-музей , 1977. ISBN 978-0-8709-9164-6
- Стевик, Роберт. «Храм Колокола Святого Патрика: форма и расположение пластин». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии , том 138, 2008 г. JSTOR 27920487.
- Стоукс, Рой. Библиографический спутник . Пугало Пресс, 2011. ISBN 978-1-4617-3662-2
- Янгс, Сьюзен (ред.). «Работа ангелов», Шедевры кельтской металлообработки, VI–IX вв. н.э. Издательство Британского музея, Лондон, 1989. ISBN 0-7141-0554-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отчет о лекции Пола Малларки перед Королевским обществом антикваров Ирландии , 10 октября 2005 г.