Mise en abyme
В истории западного искусства мизанс абим (mise en abyme ). Французское произношение: [miz ɑ̃n‿abim] ; также mise en abîme ) — техника помещения копии изображения внутрь себя, часто таким образом, что предполагает бесконечно повторяющуюся последовательность. В теории кино и теории литературы это относится к истории в технике рассказа .
Этот термин заимствован из геральдики и означает «погруженный в бездну». Впервые для современной критики его использовал французский писатель Андре Жид . Общий смысл этой фразы — зрительный опыт стояния между двумя зеркалами и наблюдения бесконечного воспроизведения своего изображения. [1] Другой эффект — эффект Дросте , при котором изображение появляется внутри себя, в том месте, где можно было бы реально ожидать появления аналогичного изображения. [2] Эффект Дросте назван в честь упаковки какао Дросте 1904 года , на которой изображена женщина, держащая поднос с пакетом какао Дросте, на котором изображена уменьшенная версия ее изображения. [3]
Геральдика [ править ]

В терминологии геральдики абим — или абисме центр герба . Термин «mise en abyme» (также называемый inescutcheon ) тогда означал «поместить/поместить в центр». В нем описывался герб, который выглядит как меньший щит в центре большего (см. Эффект Дросте ).
Сложный пример мизансцены можно увидеть на гербе Соединенного Королевства периода 1801–1837 годов , который использовался королями Георгом III , Георгом IV и Вильгельмом IV . Корона Карла Великого помещена en abyme на гербе Ганновера en , который, в свою очередь, находится abyme на гербах Англии, Шотландии и Ирландии.
Средневековые примеры [ править ]

В то время как историки искусства, работающие в период раннего Нового времени, приняли эту фразу и интерпретировали ее как проявление художественного «самосознания», медиевисты, как правило, не использовали ее. [ нужна ссылка ] Однако множество примеров можно найти и в досовременную эпоху, например, в мозаике собора Святой Софии, датированной 944 годом. Слева Юстиниан I предлагает Деве Марии собор Святой Софии, в котором находится сама мозаика. Справа Константин I предлагает город Константинополь (ныне известный как Стамбул), в котором находится собор Святой Софии.
Больше средневековых примеров можно найти в сборнике статей Средневековая мизансцена: объект, изображенный внутри себя , [4] в котором Джерси Эллис предполагает, что ссылки на самого себя иногда используются для усиления символизма дарения подарка путем документирования самого акта дарения объекта. Пример этого самореферентного дарения подарка можно увидеть в Триптихе Стефанески в Музее Ватикана , в котором кардинал Джакомо Гаэтани Стефанески изображен как даритель алтаря. [5]
искусства Критическая и история теория
В искусства западной истории мизансцена — это формальная техника, при которой изображение содержит уменьшенную копию самого себя в последовательности, которая кажется повторяющейся бесконечно; « Рекурсия » — это еще один термин для этого. Современное значение этой фразы исходит от автора Андре Жида , который использовал ее для описания саморефлексивных вложений в различные формы искусства и для описания того, что он искал в своей работе. [4] В качестве примеров Жид приводит как такие картины, как «Менины» Диего Веласкеса , так и литературные формы, такие как использование Уильямом Шекспиром приема «игра внутри пьесы» в «Гамлете» , где театральная труппа представляет спектакль для персонажей, освещающий тематическую тему. аспект самой пьесы. Такое использование фразы « mise en abyme» было подхвачено учеными и популяризировано в книге 1977 года « Le recit spéculaire». «Эссе sur la mise en abyme» Люсьена Делленбаха . [6]
В СМИ [ править ]

Mise en abyme возникает в тексте, когда происходит дублирование образов или понятий, относящихся к текстовому целому. Mise en abyme — это игра означающих внутри текста, подтекстов, зеркально отражающих друг друга. [7] Это зеркалирование может достичь уровня, на котором значение может стать нестабильным и в этом отношении может рассматриваться как часть процесса деконструкции . Фильм в фильме, где фильм содержит сюжет о создании фильма, является примером мизансцены . Фильм, снимаемый в фильме, через свою мизансцену отсылает к реальному снимаемому фильму. Зритель видит кинооборудование, звезд, готовящихся к съемкам, и съемочную группу, решающую различные режиссерские задачи. Повествование фильма в фильме может напрямую отражать повествование в реальном фильме. [8] Примером может служить Бьорк видео Bachelorette . [9] Режиссер Мишель Гондри . Примером является «Американская ночь » (1973) Франсуа Трюффо .
В кино значение мизансцены аналогично художественному определению, но также включает в себя идею «сна во сне». Например, персонаж просыпается ото сна и позже обнаруживает, что все еще спит . Действия, подобные сну, такие как бессознательное состояние и виртуальная реальность, также описываются как мизансцены . Это видно в фильме «ExistenZ» , где два главных героя никогда по-настоящему не знают, вышли ли они из игры или нет. Он также становится заметным элементом Чарли Кауфмана «Синекдохи » , Нью-Йорк (2008). Более свежие примеры можно найти в фильмах «Внутренняя империя» (2007) и «Начало» (2010). Примеры классических фильмов включают снежный шар в «Гражданине Кейне» (1941), который дает ключ к разгадке основной тайны фильма, а также обсуждение Эдгара Аллана По письменных произведений (особенно « Похищенное письмо ») в Жана-Люка Годара фильме «Группа ». аутсайдеров (1964).
В литературной критике мизансцена — это тип рамочного рассказа , в котором основное повествование может использоваться для освещения некоторых аспектов обрамляющей истории. Этот термин используется в деконструкции и деконструктивной литературной критике как парадигма интертекстуальной природы языка, то есть, кстати, язык никогда полностью не достигает основы реальности, потому что он относится в рамках «кадра в кадре», к другой язык, который относится к другому языку и так далее. [10] [ нужна страница ]
В видеоиграх первая глава игры There Is No Game: Wrong Dimension (2020) называется «Mise en abyme».
В комедии заключительный акт «Внутренних событий » (2022) Бо Бернэма содержит главу под названием «Mise en abyme». На нем показано, как отснятый материал проецируется на монитор и захватывается камерой с небольшой задержкой на каждом этапе. Этот эффект подчеркивает разрыв между Бёрнемом и проектом во время художественного процесса. [ нужна ссылка ]
См. также [ править ]


- Примеры мизансцены в других средствах массовой информации – литературная техника.
- Эффект Дросте – рекурсивный визуальный эффект
- Фрактал - бесконечно подробная математическая структура.
- Матрешка – русская вложенная деревянная игрушка, созданная в 1890 году.
- Гёдель, Эшер, Бах (книга 1979 г.) - книга Дугласа Хофштадтера 1979 г.
- Макбет (фильм 1971 года) - фильм Романа Полански 1971 года.
- Мета-ссылка - Тип ссылки на самого себя.
- Галерея печати (М. К. Эшер) – Литография, напечатанная в 1956 году голландским художником М. К. Эшером.
- Quine (вычисления) - Самовоспроизводящаяся программа
- Рекурсия - процесс повторения элементов самоподобным образом.
- Самоподобие - весь объект математически подобен части самого себя.
- История в истории – Литературный прием.
- Таманна (фильм, 2014 г.) - фильм 2014 г., режиссер Стивен Мур
Ссылки [ править ]
- ^ Рейнхардт, Дагмар (2012). Ютопия. Страсть к темноте: архитектура на стыке цифровых процессов и театрального представления . Фрирейндж Пресс. п. 42. ИСБН 978-0-9808689-1-3 .
- ^ Нэнни. Макс и Фишер, Ольга, Мотивированный знак: иконичность в языке и литературе с. 37, Издательская компания Джона Бенджаминса и Джерси Эллиса (2001) ISBN 90-272-2574-5
- ^ Торнквист, Эгиль. Ибсен: Кукольный дом , стр. 105, издательство Кембриджского университета (1995). ISBN 0-521-47866-9
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Средневековая мизансцена : объект, изображенный внутри самого себя (сборник документов). Архивировано 2 ноября 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Джотто ди Бондоне и помощники: триптих Стефанески.
- ^ Люсьен Делленбах, Зеркальное повествование. Эссе о мизансцене , Париж, Сеоль, 1977 г.
- ^ Хейворд, Сьюзен. «Миз-ан-абим» в исследованиях кино: ключевые понятия (третье издание). Рутледж, 2006. стр. 252–253.
- ^ Сьюзен. Ключевые понятия киноведения . Нью-Йорк: Routledge, 2006. По состоянию на 27 мая 2009 г.
- ^ Бакленд, Уоррен (26 апреля 2018 г.). «Неестественные и невозможные миры-истории музыкальных клипов Мишеля Гондри: The Mise en Abyme из 'Bachelorette' » . Объем !. Обзор популярной музыки (14:2). дои : 10.4000/том.5689 . ISSN 1634-5495 .
- ^ Росс Чемберс (1984). История и ситуация: повествовательное соблазнение и сила вымысла .