Стефатон


Стефатон , или Стивен , — это имя, данное в средневековых христианских традициях римскому солдату или прохожему, не названному в Библии , который предложил Иисусу губку, пропитанную уксусным вином, во время Распятия . В более поздних изображениях Распятия Стефатон часто изображается с Лонгином , солдатом, который пронзил Иисусу бок копьем.
Его не следует путать с Xylospongium — губкой, пропитанной уксусом, прикрепленной к палочке, которую римляне использовали после дефекации.
Евангельские рассказы
[ редактировать ]Рассказ о том, как Иисус получил на кресте губку, смоченную уксусом, с некоторыми вариациями встречается во всех четырех канонических Евангелиях . И в Евангелии от Марка 15:35–36 , и в Евангелии от Матфея 27:47–48 , сразу после того, как Иисус говорит: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты оставил Меня», прохожий намачивает губку в уксусе и поднимает ее на трости, чтобы Иисус мог напиток. В Луки 23:36–37 упоминается, что сопровождающие солдаты предлагают Иисусу уксус, насмехаясь над ним, перенося насмешливый мотив, который встречается ранее у Марка и Матфея, к Распятию. [ 1 ] В Иоанна 19:28–30 Иисус заявляет: «Я жажду» (одно из его последних слов ), и ему дают пропитанную уксусом губку «на иссопе ». [ 2 ]
Значение этого поступка неясно, хотя обычно его интерпретируют как акт милосердия со стороны солдат (Уильям Честер Джордан предполагает, что слово, обозначающее уксус ( оксос ), возможно, на сленге обозначало вино). [ 3 ] Другие предположили, что это могла быть поска — смесь воды, уксуса и вина, которую употребляли простые солдаты и низшие классы римского мира. [ 4 ] [ 5 ] Этот эпизод также может быть отсылкой к Псалму 69:21: «В жажде моей напоили меня уксусом». [ 1 ]
Средневековая интерпретация
[ редактировать ]Многие средневековые христианские писатели считали подношение уксусного вина актом пытки, а не милосердия. [ 3 ] Традиция, поддерживаемая святым Августином и другими отцами церкви , сложилась, что носителем губки был еврей. [ 3 ]
В искусстве
[ редактировать ]Солдат, который предложил Иисусу губку, часто сочетается с Лонгином , именем, позже данным безымянному солдату, который пронзил Христу бок копьем во время Распятия. Неизвестно, когда и как для этого персонажа возникло имя «Стефатон», хотя оно стало обычным явлением задолго до конца первого тысячелетия. [ 6 ]
В иконографической традиции, берущей начало в византийском искусстве и продолжающейся в Каролингов и искусстве Оттонов , [ 7 ] в изображениях Распятия его регулярно показывали рядом с Лонгином, причем их действия показывались одновременно, хотя в библейском повествовании они происходили в разное время (действия Стефатона происходят перед смертью Иисуса, действия Лонгина произошли после). Это также видно в изображениях Распятия. Ирландское искусство [ 8 ] Колум Хурихейн и другие полагают, что изображения следует рассматривать не как простое повествование, а скорее как смесь символизма и репрезентации, типичную для средневекового искусства. [ 9 ]
Средневековые христианские художники указывали, что носитель губки был неисправимо злым (в отличие от Лонгина), используя условности, такие как изображение его слева от Иисуса, без нимба и / или с каким-либо физическим уродством. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джонсон, Люк Тимоти и Дэниел Дж. Харрингтон (1991) Евангелие от Луки , с. 375 и примечание. Литургическая пресса.
- ^ Молони, Фрэнсис Дж. и Дэниел Дж. Харрингтон (1998). Евангелие от Иоанна , с. 501 и примечание. Литургическая пресса.
- ^ Jump up to: а б с д Джордан, Уильям Честер (1987). «Последний мучитель Христа: образ еврея в древней и средневековой экзегезе, искусстве и драме». Еврейский ежеквартальный обзор . 78 (1/2): 24, 25, 33, 34. дои : 10.2307/1454082 . ISSN 0021-6682 . JSTOR 1454082 .
- ^ Гилфорд, Гвинн (2 сентября 2018 г.). «Мой любимый напиток — энергетический напиток из Древнего Рима, которому 2000 лет» . Кварц .
- ^ Прескар, Питер (20 ноября 2022 г.). «Римская поска — последний напиток Иисуса Христа» .
- ^ Шиллер, 93-94.
- ^ Шиллер, 93-94, 101, 105.
- ^ Шиллер, 102-103; [1]
- ^ Шиллер, 93-94; [2]
- Шиллер, Гертруда , Иконография христианского искусства, Vol. II , 1972 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN 0-85331-324-5