Грануляция (ювелирные изделия)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2021 г. ) |

Грануляция — это технология изготовления ювелирных изделий, при которой поверхность покрывается сферулами или гранулами драгоценного металла. Считается, что эта техника зародилась в Шумере около 5000 лет назад. Затем эта техника распространилась на южную Европу в период ориентализации , также благодаря роли финикийцев , основавших колонии на Сардинии , Сицилии и Испании , или ближневосточных мастеров.
В первом тысячелетии до нашей эры эту технику использовали этруски, жившие на территории современной Италии. Греческие мастера также использовали эту технику, но именно работы из Этрурии прославились, отчасти из-за тайн, окружающих этот процесс. [ 1 ]
Методы
[ редактировать ]Эта техника известна своей сложностью и загадочностью в ювелирном мире. Настолько, что древние греки заставляли маленьких детей размещать гранулы из-за чрезвычайного терпения и почти идеального зрения, необходимых для размещения каждой гранулы на основе сплавляемого металла.
Грануляцию можно использовать тремя сложными способами: контурным стилем, в котором линии зерен используются как дополнение к рельефным формам; силуэтный стиль, в котором фигуры передаются сплошными массами зерен; и сдержанный силуэтный стиль - очень редкая техника, в которой фон заполнен зернами, а основные детали рельефны, но в остальном остаются неукрашенными.
Существует три основных метода прикрепления гранул к металлической поверхности: твердая пайка, плавление и коллоидная пайка. Металлы, используемые при грануляции, обычно представляют собой сплавы золота и/или серебра высокой чистоты – сплавы ниже 18 кт . золото и серебро непригодны. В каждой технологии процесс начинается с изготовления самих гранул. [ 2 ]
Гранулы изготавливаются из того же материала, что и основа, к которой они будут прикреплены. По краю тонкого листа металла можно разрезать очень узкую бахрому, при этом в результате дальнейшего разреза образуются небольшие квадраты или прямоугольники металла. После расплавления в шарики их можно рассортировать по размерам с помощью соответствующих сеток или вручную. Другой вариант — использовать тонкую проволоку, намотанную на оправку, а затем нарезать катушку на небольшие кольца — при плавлении образуются гранулы одинакового размера.
Коллоидная пайка
[ редактировать ]Коллоидная или эвтектическая пайка использовалась этрусками и использовала коллоидную смесь трагаканта и солей меди. Смесь снижает температуру плавления как гранул, так и основы, а также заставляет медь диффундировать в оба в точке контакта, создавая прочную металлическую связь. Коллоидный припой наносится на поверхность основы, а гранулы раскладываются по влажному припою с помощью тонкой кисточки, после чего деталь оставляют сохнуть. Затем его обжигают в восстановительной печи, в результате чего трагакант сгорает и выделяется соль меди. При эвтектической температуре (890 °C или 1630 °F) медь диффундирует в гранулы и основу, соединяя их вместе.
Слияние
[ редактировать ]Плавление соединяет металлы, состоящие из одного и того же сплава, за счет использования только тепла. Лист металла толщиной, близкой к диаметру гранул, обеспечивает равномерное распределение тепла. Гранулы наносятся с помощью разбавленного флюса и тонкой кисточки, после чего лист обжигается в восстановительной печи. При температуре плавления гранулы и листовой металл плавятся, не оставляя флюса и припоя. Этот метод использовался этрусками в первом тысячелетии до нашей эры. Современные методы достигают плавления с помощью электрического тока, и этот процесс известен как сварка плавлением . Электрический ток проходит через каждую гранулу, выделяя достаточно тепла для приваривания гранул к основе. Этот метод можно использовать для готовых изделий, даже с вставленными камнями.
Твердая пайка
[ редактировать ]При пайке металлических предметов твердым методом используется капиллярное действие припоя с более низкой температурой плавления, протекающего между соединяемыми предметами. Пайка обычно используется ювелирами и представляет собой древнюю технику, но ее с большим трудом применяют к мелким металлическим зернам. Чрезвычайно маленькие кусочки припоя располагаются вблизи точки контакта гранулы и металла, а затем нагреваются до температуры плавления. Необходимость повторения этого процесса много сотен раз делает этот метод непрактичным и дорогим, а также усложняет возможность смещения уже прикрепленных гранул. Усовершенствованием этого метода является засыпка припоя в порошок и смешивание его с флюсом. Рабочая зона окрашивается трагакантом и тонкой кистью наносятся на него гранулы. После высыхания работу посыпают порошком флюса-припоя и нагревают до температуры плавления. Излишки припоя оседают в зазорах между гранулами, и этого эффекта невозможно избежать.
Примечания
[ редактировать ]Хотя точная техника остается загадкой, коллоидная пайка является наиболее признанной и желанной из-за ее сходства с оригинальными древними предметами при анализе с использованием химических и передовых методов визуализации.
Соединения между металлами позволяют определить, была ли использована данная техника. После окончания процесса нагрева гранулы необходимо прикрепить к основе, а затем прикрепить друг к другу. [ 4 ] Это создает более прочную и желательную структуру. В настоящее время в мире осталось всего несколько специалистов по этой технике, поскольку многие секреты техники были утеряны в древние времена, хотя Плиний Старший увековечил эту технику в своих биографических отчетах. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ши, Юн; Вэнь, Яди; Ли, Сяоцзюнь; Лю, Чжаоцзян; Хуан, Юмин; Хэ, Бэй (4 августа 2022 г.). «Передача и инновации в области грануляции золота: применение олова для пайки в древнем Китае» . Наука о наследии . 10 (122 (2022)). дои : 10.1186/s40494-022-00753-y .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Грануляция» . Университет антикварных ювелирных изделий .
- ^ «Метод грануляции – Сообщество ювелиров Ганоксин» . Ганоксин . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ «Введение» . Творческая студия Нелли . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ «Техника золотых украшений: грануляция» . metmuseum.org . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ Пол Юл, Золотые бусы Самада позднего железного века, Султанат Оман, в: И. В. Зайцев (ред.), Исследования арабских древностей, посвященные Александру Седову по случаю его семидесятилетия, Москва, 2020, 285–294, ISBN 978-5-6044950-5-6