Гомидас Кеумурджян
Гомидас Кеумурджян | |
---|---|
![]() Иллюстрация блаженного Гомидаса Кеумурджяна | |
Мученик | |
Рожденный | в. 1656 г. Константинополь , Османская империя |
Умер | 5 ноября 1707 г. (51 год) Константинополь , Османская империя |
Почитается в | Католическая церковь |
Беатифицированный | 23 июня 1929 года, Собор Святого Петра, построенный Папой Пием XI. |
Праздник | 5 ноября |
Атрибуты | Часослов , мученическая ладонь |
Покровительство | Армения |
Гомидас Кеумурджян ( арм . Կոմիտաս Քէօմիւրճեան) (ок. 1656 — 5 ноября 1707), известный как Косма де Карбоньяно , был священником Армянской Апостольской церкви , а затем обращенным в Армянскую католическую церковь . считает его Католическая церковь и мучеником почитает как Блаженного .
Биография
[ редактировать ]Гомидас Кеумурджян родился в Константинополе в семье армянского священника. Он учился у ученого Вардапета и, прежде чем был рукоположен в дьякона, женился примерно в двадцать лет и в конечном итоге стал отцом семерых детей. [ 1 ] Как и его отец, он тоже стал приходским священником Армянской Апостольской церкви и служил при церкви Св. Георгия в Галате . Его проповедь привлекла большую аудиторию, состоящую не только из армян, но и из османских греков и настолько многих мусульман , что Тер-Гомидасу приходилось регулярно читать проповеди на турецком языке . [ 2 ] Он также был автором христианской поэзии и сочинил стихотворный пересказ Деяний апостолов . [ 3 ]
При поддержке французских миссионеров -иезуитов и капуцинов возникло движение в различных восточных православных и восточно-православных церквях , выступавшее за воссоединение с Римом. Благодаря чрезвычайно высокому уровню образования, укорененному как в средневековой схоластике , так и в ренессансном гуманизме , который требовался до рукоположения католических священников после Контрреформации , это движение было чрезвычайно успешным. Так много восточных христиан перешло на сторону восточно-католических церквей только в Стамбуле, что д-р Поль Рико , англиканский капеллан британского посла в Блистательной Порте , прокомментировал: «Пока что латиняне имеют преимущество перед греками, поскольку они богаты имеет над бедностью, или ученость над невежеством». [ 4 ]
В 1694 году, в возрасте сорока лет, Тер Гомидас и его семья обратились в Армянскую католическую церковь . [ 5 ] Вместе с другими священниками Мхитаром Себастаци и Хачатуром Аракеляном Тер Гомидас почти сразу стал одной из движущих сил восточно-католического движения среди османских армян . [ 6 ]
Несмотря на то, что католические и миафизитские армянские священники и миряне служили и посещали одни и те же приходы бок о бок, устойчивый рост Восточно-католических церквей в конечном итоге спровоцировал интенсивные антикатолические религиозные преследования со стороны Османского государства по настоянию иерархов Восточные православные церкви . Это резко обострилось против армян-католиков после того, как Аведик I , недавно свергнутый Константинопольский армянский патриарх , был похищен в 1706 году по приказу Шарля д'Аржанталя, графа де Фериоля , французского посла в Блистательной Порте . Тем временем патриарх Аведик, который с тех пор был предложен в качестве подозреваемого по делу знаменитого Человека в железной маске , был тайно вывезен в Марсель , а затем заключен в тюрьму в Мон-Сен-Мишеле и в Бастилии. [ 7 ] [ 8 ] за оскорбление величества против короля Людовика XIV . [ 9 ]
Тем временем граф де Фериоль неоднократно предупреждал, что жизнь Тер-Гомидаса находится в опасности, и предлагал помочь ему и его семье бежать из Османской империи . Однако, основываясь на своих собственных снах и снах, рассказанных ему другими, Тер Гомидас полагал, что на то была Божья воля, чтобы он оставался в своем приходском служении в Галате, даже если это означало его собственную мученическую смерть. [ 10 ]
Мученичество
[ редактировать ]Вечером 23 октября 1707 года (по юлианскому календарю ) или 3 ноября 1707 года (по григорианскому календарю ) Тер Гомидас был арестован новоназначенным Патриархом Ованесом VII , который также приказал арестовать нескольких армянских епископов, 40 священников. и 180 мирян. [ 11 ] [ 12 ]
Вместе с восемью другими армянскими священниками, которые также подозревались в переходе в католичество, Тер Гомидас предстал перед армянским миллетным судом за измену султану и нарушение спокойствия армянского народа , став «франкцем». Тер Гомидас, выступая в качестве «представителя группы», утверждал, что они действительно стали католиками, но не франками. Католицизм означал религию, а не национальность. турецкий кади и там представлен как предатели». [ 13 ]
Кади поначалу не хотел продолжать это дело, пока патриарх Ованес также не обвинил Тер-Гомидаса в том, что он тайно инструктировал , а затем крестил большое количество мусульман , а затем организовал для графа де Фериоля контрабанду из Османской империи , чтобы его новообращенные могли открыто исповедовать свою новую веру. В ответ Тер Гомидас был приговорен к смертной казни за измену султану Ахмету III и за нарушение предписаний шариата, регулирующих пособничество отступничеству . Как было принято в Османской империи того времени, кади предложил Тер-Гомидасу и восьми его сообщникам-священникам полное помилование и свободу в обмен на их немедленное обращение в ислам . Хотя остальные восемь священников сразу же согласились, только Тер Гомидас отказался, сказав: «Я не променяю свое золото на вашу медь». [ 14 ]
В сопровождении жены, детей и трехтысячной толпы свидетелей Тер Комидас был выведен из тюрьмы 5 ноября 1707 года в квартал Саматья в Стамбуле . Как и многих других священников-мучеников при цезарях, Тер-Гомидаса сопровождали к месту казни жена и дети. Жена Тер Гомидаса призвала его сохранять твердость, а его сестра Ирена умоляла Тер Гомидаса не лишать его семью. Ирена призвала своего брата вместо этого притвориться, что принял ислам, оставаясь при этом криптохристианином . [ 15 ]
Невозмутимый Тер Гомидас продолжал путь, пока не достиг перекрестка под названием Пармак Капу, где ему было приказано встать на колени. Тер Гомидас сделал это, повернувшись лицом к Иерусалиму , к большому разочарованию толпы, которая неоднократно и тщетно призывала его повернуться лицом к Мекке . Когда палач подошел с обнаженным мечом и также призвал Тер-Гомидаса спасти свою жизнь путем обращения в ислам , Тер-Гомидас ответил: «Нет, делайте свое дело», и начал читать Никейский Символ веры на классическом армянском литургическом языке . Его молитва прекратилась только тогда, когда его обезглавили . [ 16 ] [ 17 ]
Наследие
[ редактировать ]После смерти Тер Гомидас был похоронен на армянском кладбище Константинополя, где мнемосинон предложили ему греко-православные священники Вселенского патриархата , поскольку ни один армянский католический священник не осмелился выйти из укрытия, чтобы сделать это. Позже его тело было повторно эксгумировано и доставлено для поклонения в иезуитский послушник в Лионе , где оно было потеряно во время правления террора . [ 18 ]
Из-за тайных операций графа де Фериоля Дональд Аттуотер назвал Тер Гомидаса «двойной жертвой злобы его врагов и беспринципности его друзей, поскольку происки второго дали повод и повод для первые, хотя, несомненно, они нашли бы и других». [ 19 ]
Казнь Тер-Гомидаса, однако, вызвала такое возмущение даже среди армян -миафизитов , что граф де Фериоль сумел путем разумного подкупа придворных и чиновников султана добиться свержения патриарха Ованеса и замены его патриархом Саагом I , который был известен как быть умеренным. Преследования армян-католиков соответственно прекратились, но лишь временно. [ 20 ]
По словам Дональда Аттуотера, для поощрения католического движения среди османских армян Ватикан предоставил чрезвычайно редкую привилегию Communicatio in Saris между Католической и Армянской Апостольской церквями в надежде, что принятие Халкидонского Собора , Флорентийского Собора , и полное общение . в конечном итоге может быть достигнуто [ 21 ] Однако религиозные преследования армян-католиков со стороны Армянской апостольской церкви и Дома Османа в конечном итоге сделали это невозможным. По этой причине Авраам Петрос I Ардзивян стал первым Патриархом Киликии и главой Армянской Католической Церкви в 1742 году. [ 22 ]
1915 года До тех пор, пока Геноцид армян не уничтожил исторически большую армянскую католическую общину в Стамбуле , годовщина мученической кончины блаженного Гомидаса ежегодно отмечалась крестным ходом к месту его смерти.
Почитание
[ редактировать ]23 июня 1929 года Папа Пий XI беатифицировал Кеумурджяна, и его праздник отмечается каждый год 5 ноября. [ 23 ]
Семья
[ редактировать ]Одним из его сыновей был Жан де Карбоньяно (ок. 1706–1763), который, став сиротой, был принят и обучен миссионерами латинского обряда . службу Неаполитанского королевства драгманом Он поступил на . Его собственный сын, Козимо де Карбоньяно (1749–1807), поступил на службу Неаполитанского королевства , а затем короля Испании и стал кавалером ордена Золотой шпоры . Он опубликовал на латыни принципы турецкой грамматики для использования католическими миссионерами в Османской империи . [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Bienheureux Gomidas Keumurdjian", Имена
- ^ Дональд Аттуотер (1938), Золотая книга восточных святых , стр. 114.
- ^ Дональд Аттуотер (1938), Золотая книга восточных святых , стр. 115.
- ^ Чарльз Э. Фрейзи (1983), Католики и султаны: Церковь и Османская империя, 1453-1923 , Издательство Кембриджского университета. Страницы 97-98.
- ^ Дональд Аттуотер (1938), Золотая книга восточных святых , стр. 113.
- ^ Чарльз Э. Фрейзи (1983), Католики и султаны: Церковь и Османская империя, 1453-1923 , Издательство Кембриджского университета. Страницы 178.
- ^ Дональд Аттуотер (1938), Золотая книга восточных святых , страницы 115-116.
- ^ Пол Нун (1994), Человек за железной маской , St. Martins Press , Нью-Йорк . Страницы 99-103.
- ^ Пол Нун (1994), Человек за железной маской , St. Martins Press , Нью-Йорк . Страница 100.
- ^ Дональд Аттуотер (1938), Золотая книга восточных святых , страницы 116-117.
- ^ Дональд Аттуотер (1938), Золотая книга восточных святых , стр. 117.
- ^ Чарльз Э. Фрейзи (1983), Католики и султаны: Церковь и Османская империя, 1453-1923 , Издательство Кембриджского университета. Страницы 180.
- ^ Чарльз Э. Фрейзи (1983), Католики и султаны: Церковь и Османская империя, 1453-1923 , Издательство Кембриджского университета. Страница 181.
- ^ Чарльз Э. Фрейзи (1983), Католики и султаны: Церковь и Османская империя, 1453-1923 , Издательство Кембриджского университета. Страницы 181.
- ^ Дональд Аттуотер (1938), Золотая книга восточных святых , стр. 120.
- ^ «Блаженный Гомидас Кеумургян» . ru.santopedia.com . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ Дональд Аттуотер (1938), Золотая книга восточных святых , стр. 120.
- ^ Дональд Аттуотер (1938), Золотая книга восточных святых , стр. 121.
- ^ Дональд Аттуотер (1938), Золотая книга восточных святых , стр. 120.
- ^ Чарльз Э. Фрейзи (1983), Католики и султаны: Церковь и Османская империя, 1453-1923 , Издательство Кембриджского университета. Страницы 181.
- ^ Дональд Аттуотер (1938), Золотая книга восточных святых , страницы 109-121.
- ^ Чарльз Э. Фрейзи (1983), Католики и султаны: Церковь и Османская империя, 1453-1923 , Издательство Кембриджского университета. Страницы 185-189.
- ^ «Армяне празднуют Благовещение – от Арарата до Стамбула» . ЦНЕВА . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ Далледжио д'Алессио Э. «Рыцарь Козимо Комидас де Карбоньяно, внук почтенного Дер-Комидаса Кеумурджиана» В: Echos d'Orient , том 28, № 153, 1929. стр. 42-47.
- 1656 рождений
- 1707 смертей
- Армянские поэты 17 века.
- Армянские поэты XVIII века.
- Восточно-католические мученики XVIII века
- Армянская католическая церковь в Турции
- Священники Армянской Католической Церкви
- Армяне из Османской империи
- Беатификации Папы Пия XI
- Католицизация
- Католические святые
- Католицизм и ислам
- Христиан казнили за отказ принять ислам
- Христианские мученики казнены через обезглавливание
- Христианские святые убиты мусульманами
- Переходит в восточный католицизм из восточного православия.
- Восточно-католические беатифицированные люди
- Восточно-католические поэты
- Преследования христиан в Османской империи