Карл Рудольф Хагенбах
Карл Рудольф Хагенбах (4 марта 1801 — 7 июня 1874) — швейцарский церковный теолог и историк. Его особенно интересовала протестантская Реформация и ее деятели.
Жизнь
[ редактировать ]Хагенбах родился в Базеле , где его отец был практикующим врачом. [ 1 ] и профессор анатомии и ботаники в университете. [ 2 ] Его предварительное образование было в школе Песталоцца , а затем в гимназии , откуда со временем он перешел в недавно реорганизованный местный университет. Он рано посвятил себя богословским исследованиям и служению церкви, одновременно лелея и развивая широкие «гуманистические» тенденции, нашедшие свое выражение во многих отношениях и особенно в восторженном преклонении перед сочинениями Гердера . [ 1 ]
1820–1823 годы прошли сначала в Бонне , где Г.К.Ф. Люке на его мысль оказал мощное влияние Шлейермахер и Неандер (1791–1855), а затем в Берлине, где его учителями стали . Вернувшись в 1823 году в Базель, где В.М.Л. де Ветте недавно был назначен на богословскую кафедру, он значительно отличился своей пробной диссертацией « Историко-герменевтические наблюдения около Origenis Methodum Interpretendae Sacrae Scripturae» ; в 1824 году он стал экстраординарным профессором, а в 1829 году — ординарным профессором богословия . [ 1 ]
Помимо своей академической работы, связанной с историей догмы и церкви, он прожил жизнь, полную и разнообразную, как теолог, проповедник и гражданин; и на его юбилее в 1873 году не только университет и город Базель, но и различные церкви Швейцарии объединились, чтобы воздать ему честь. Он умер в Базеле 7 июня 1874 года. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Хагенбах был выдающимся писателем, известным как писатель по истории церкви. Хотя его лекции не столь образованы и сжаты, как работы Гизелера , и не столь оригинальны и глубоки, как лекции Неандера, они ясны, привлекательны и свободны от узких сектантских предрассудков. В догматике, хотя он и был явным поборником теологии посредничества ( нем . Vermittelungstheologie ), основанной на фундаментальных концепциях Гердера и Шлейермахера, он был гораздо менее революционным, чем многие другие представители его школы. Он стремился сохранить старые конфессиональные документы и добиться преобладания объективного подхода над чисто субъективным подходом к богословским вопросам. Но он сам сознавал, что в своих попытках сделать это он не всегда добивался успеха и что его изложение христианских догм часто выдавало колеблющуюся и неуверенную руку. [ 1 ]
Его работы включают: [ 1 ]
- Табличный обзор истории догматов (1828 г.).
- Энциклопедия и методология теол. наук (1833/1889; англ. пер., 1884/1891 ).
- Лекции о природе и истории Реформации и протестантизма (1834–1843; т. 1–2 ; т. 3 ; т. 4 ; английский пер., т. 1, 1878 ; т. 2, 1879 ).
- Учебник истории догмы (1840–1841, 5-е изд., 1867; английский перевод, т. 1, 1850 , т. 2, 1861 ).
- Церковная история XVIII и XIX веков: С точки зрения евангелического протестантизма ( Часть I, 1848 г .; английский пер., т. 1, 1870 г .; т. 2, 1870 г. ).
- Лекции по истории старой церкви (1853–1855).
- Лекции по истории церкви в средние века (1860–1861).
- Немецкий рационализм в его взлете, прогрессе и упадке по отношению к теологам, ученым, поэтам, философам и людям (1865 г.).
- Основные принципы гомилетики и литургии (1863 г.)
- Иоганн Эколампад и Освальд Миконий, реформаторы Базеля. Жизнь и избранные сочинения (1859).
- История духовной школы Базеля (1860 г.).
- Проповеди («Проповеди», Базель, 1858–1875).
- Лютер и его времена , сборник стихов («Лютер и его времена», 1838)
- Стихи («Стихи», Базель, 1846).
Лекции были по истории церкви под общим названием «Лекции по истории церкви с древнейших времен до XIX века» переизданы в семи томах (1868–1872; [ 1 ] полет. 1 ; полет. 2 ; полет. 3 ; полет. 4 ; полет. 5 ; полет. 6 ; полет. 7 ).
Он редактировал «Kirchenblatt für diereformierte Schweiz » (с 1845 по 1868 год), а также серию биографий реформаторов реформатской церкви с отрывками из их сочинений ( «Жизнь и сочинения отцов и основателей реформатской церкви» , Эльберфельд, 1857–1862, 10 томов), в который он внес жития Эколампадия и Освальда Микония (1859, см. выше). [ 2 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Р. Штелин, «Хагенбах, Карл Рудольф», в книге П. Шаффа, Дж. Дж. Херцога, А. Хаука, ред., Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога , том. 5 (Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс, 1909), с. 115.
- Воспоминания о К. Р. Хагенбахе , краткая автобиография (Базель, 1874)
- Эпплер, более полный набросок (Гютерсло, 1875 г.)
- Андреас Урс Зоммер «Двойственность «посредничества». Карл Рудольф Хагенбах (1801–1874)». В: Андреас Урс Зоммер (ред.): В области напряжения между Богом и миром. Вклад в историю и настоящее Института Фрея-Гринеана (Базель: Schwabe 1997, ISBN 3-7965-1063-9), стр. 91–110.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Хагенбах, Карл Рудольф ». Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 814. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: а б Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.