Иорданес
Иордан ( Ιορδάνης Jornandes . пишется ) , греч или Jordanis ; Greek как Jordanis or , также [ а ] бюрократом VI века был восточно-римским , [ б ] Широко распространено мнение, что он имел готское происхождение и позже стал историком.
Он написал два труда: один по римской истории ( Романа ), а другой — по готам ( Гетика ). Последний, наряду с Исидора Севильского » «Историей Готорума , является одним из двух сохранившихся древних сочинений, посвященных ранней истории готов . Другие писатели, например Прокопий , писали труды по позднейшей истории готов. Getica стала объектом многочисленных критических обзоров. Иордан писал на поздней латыни, а не на классической цицероновской латыни. Согласно его собственному представлению, у него было всего три дня, чтобы просмотреть то, что написал Кассиодор , и поэтому он, должно быть, также полагался на свои собственные знания.
Жизнь
[ редактировать ]Йордан пишет о себе почти вскользь:
Более того, скиры Нижнюю , садагарии и некоторые аланы с их предводителем по имени Кандак получили Малую Скифию и Мезию . Пария, отец моего отца Алановииамута (то есть моего деда), был секретарем этого Кандака, пока он был жив. Сыну его сестры Гунтигису, также называемому База, Военному Мастеру, который был сыном Андага, сына Анделы, который происходил из рода Амали , также и я, Иордан, хотя и был необразованным человеком до моего обращения, был секретарем. [ 1 ] [ 2 ]
Пария был дедом Джордана по отцовской линии. Иордан пишет, что он был секретарем Кандака , герцога Аланорума , неизвестного вождя алан.
Друг попросил Иордана написать «Гетику» как краткое изложение многотомной истории готов государственного деятеля Кассиодора , которая существовала тогда, но с тех пор была утеряна. Йордан был выбран из-за его известного интереса к истории и собственного готического происхождения. Он был нотариусом высокого уровня , или секретарем, небольшого государства-клиента на римской границе в Малой Скифии , современной юго-восточной Румынии и северо-восточной Болгарии . [ 3 ]
Иордан был нотариусом или секретарем Базы , племянником Кандака и военным магистром ведущего остготского клана Амали. Гунтигиса
Это было ante communicationem meam («до моего обращения»). Характер и детали преобразования остаются неясными. Готы были обращены с помощью Ульфилы (гота), который по этой причине стал епископом. Однако готы приняли арианство . Обращение Иордана, возможно, было обращением в тринитарный Никейский символ веры , который может быть выражен в антиарианстве в некоторых отрывках в Гетике . [ 4 ] В письме к Вигилиусу он упоминает, что его разбудил veris interrogationibus – «вашим допросом».
Иордана Альтернативно, conversio может означать, что он стал монахом , религиозным человеком или членом духовенства. В некоторых рукописях говорится, что он был епископом, а в некоторых даже говорится, что епископ Равенны , но имя Иордан не известно в списках епископов Равенны.
Работает
[ редактировать ]Иордан написал «Роману » об истории Рима , но его самая известная работа — «Гетика» , написанная в Константинополе. [ с ] около 551 года нашей эры. [ д ] Иордан написал свою «Роману» по указанию некоего Вигилиуса. Хотя некоторые ученые отождествляли этого человека с Папой Вигилием , кроме имени нет ничего, что могло бы подтвердить эту идентификацию. Форма обращения, которую использует Иордан, и его наставление Вигилиусу «обратиться к Богу », по-видимому, исключают такую идентификацию. [ 5 ] [ 6 ]
В предисловии к своей «Гетике » Иордан пишет, что прерывает работу над « Романой» по велению брата Касталиуса, который, по-видимому, знал, что Иордан владеет двенадцатью томами «Истории готов» Кассиодора . Касталиус хотел написать короткую книгу на эту тему, и Иордан согласился предоставить отрывок, основанный на памяти, возможно, дополненный другими материалами, к которым у него был доступ. Гетика начинается с географии/ этнографии Севера, особенно Скандзы (16–24). [ 7 ]
Он позволяет истории готов начать с эмиграции Берига на трех кораблях из Скандзы в Готискандзу (25, 94) в далеком прошлом. Под пером Иордана гетский полубог Геродота Залмоксис становится царем готов (39). Иордан рассказывает, как готы разграбили « Трою и Илион» сразу после того, как немного оправились от войны с Агамемноном (108). Говорят также, что они столкнулись с египетским фараоном Весосисом (47). Менее вымышленная часть творчества Иордана начинается, когда готы сталкиваются с римскими вооруженными силами в третьем веке нашей эры. Завершается произведение разгромом готов византийским полководцем Велисарием . Йордан завершает работу заявлением, что он пишет в честь тех, кто одержал победу над готами после истории, охватывающей 2030 лет.
Споры
[ редактировать ]Иордан ошибочно отождествил гетов с готами. Таким образом, многие исторические записи, первоначально относящиеся к дакам и гетам, были ошибочно отнесены к готам. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Арне Сёби Кристенсен [ 5 ] и Михаил Куликовский [ 12 ] утверждают, что в своей « Гетике Иордан» также дополнил свою готскую историю многими вымышленными событиями, такими как готская война против Египта. [ 5 ]
Каракалла в 214 г. получил титулы «Geticus Maximus» и «Quasi Gothicus» после битв с гетами и готами. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Согласно Шанцу-Хозиусу ( Geschichte der Römischen Literatur , 4, vol. 2 (1920), стр. 115, 118), в лучших рукописях его работы его имя представлено как Jordanes , как и в «Geographus Ravennas» . Иорданис — это «вульгарная» форма, которая также используется, тогда как Йорнандес появляется только в небольших рукописях. Однако форма Jornandes часто использовалась в старых публикациях.
- ^ «Если Иордан был епископом (как часто предполагается) и если он жил в Италии (также часто предполагается), то эти элементы его происхождения не оставили никаких следов в его двух историях». ( Крок 1987 , стр. 119)
- ^ «Константинополь — это« наш город »» ( Getica 38).
- ↑ Он упоминает великую чуму 542 года, произошедшую «девять лет назад» ( Getica 104). Тем не менее, есть некоторые современные ученые, которые отдают предпочтение более поздней дате, см. Peter Heather, Goths and Romans 332-489, Oxford 1991, pp. 47-49 (552 год), Walter Goffart, The Narrators of Barbarian History, Princeton 1988, п. 98 (554 год).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Гетика , 266 .
- ^ Getica (латиница) 266 .
- ^ Крок 1987 .
- ^ Getica 132, 133, 138, отмечено Кроуком 1987 : 125
- ^ Перейти обратно: а б с Кристенсен 2002 .
- ^ О'Доннелл 1982 .
- ^ Тунберг 2012 , стр. 44–46.
- ^ Уолтер Гоффарт, Рассказчики истории варваров, Принстон, 1988, стр. 70.
- ^ Парван, Василе (1928). Дакия: Очерк ранней цивилизации Карпато-Дунайских стран. Университетская пресса
- ^ Оцетя, Андрей (1970). История румынского народа. Научный паб. Хуз.
- ^ Иоан Болован, Флорин Константиниу, Пол Э. Майкельсон, Иоан Аурел Поп, Кристиан Попа, Марсель Попа, Курт Трептов, История Румынии, Intl Specialized Book Service Inc. 1997 год
- ^ Куликовский 2007 , стр. 130.
Источники
[ редактировать ]- Брэдли, Деннис Р. (1993). « «Глубоко ослабляя паруса шока»: «Гетика» Иордана». Гермес 121 (2): 211–236. JSTOR 4476955 .
- Бродерсен, Кай (2013). «Короли Карпат». Журнал трансильванских региональных исследований (на немецком языке) (36). Гейдельберг: 129–146. ISSN 0344-3418 .
- Кристенсен, Арне Соби (2002). Кассиодор, Иордан и история готов: исследования миграционного мифа . Издательство Чикагского университета . ISBN 978-8-772-89710-3 .
- Крок, Брайан (1987). «Кассиодор и Гетика Иордана». Классическая филология . 82 (2): 117–134. дои : 10.1086/367034 . S2CID 162232630 .
- Крок, Брайан (2005). «Джорданс и ближайшее прошлое». Historia: Журнал древней истории . 54 (4): 473–494. JSTOR 4436790 .
- Долежал, Станислав (2014). «Кто такой Иордан?». Византия . 84 : 145–164. JSTOR 44173397 .
- Гоффарт, Уолтер (апрель 2005 г.). «Гетика» Йорданса и спорная подлинность готического происхождения из Скандинавии». Зеркало . 80 (2): 379–398. дои : 10.1017/S0038713400000038 . JSTOR 20463271 . S2CID 163064058 .
- Гриллоне, Антонино (декабрь 2004 г.). «Другие вклады третьей семьи в «Гетику» Джорданеса». Музей Гельветикум (на итальянском языке). 61 (4): 208–221. JSTOR 24825243 .
- Хизер, Питер (1989). «Кассиодор и восстание амалов: генеалогия и готы под властью гуннов». Журнал римских исследований . 79 : 103–128. дои : 10.2307/301183 . JSTOR 301183 . S2CID 162977685 .
- Иордан. Вандерспул, Дж. (ред.). Гетика: Происхождение и деятельность готов . Перевод Чарльза К. Мирова. 266 .
- Иордан. О происхождении и деятельности гетов L (на латыни) Архивировано из оригинала 13 февраля 2008 года.
- Куликовский, Майкл (2007). Готические войны Рима: от третьего века до Алариха . Ключевые конфликты классической античности (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 130. ИСБН 978-052184633-2 .
- Миров, Чарльз Кристофер (1966). Готическая история Иордана: на английском языке с введением и комментариями . Зеркало Историале.
- О'Доннелл, Джеймс Дж. (1982). «Цели Иордана» . История . 31 : 223–240. Архивировано из оригинала 9 ноября 2007 года.
- Тунберг, Карл Л. (2012). Толковать Свитёда [ Толковать Свитёда ]. Университет Гетеборга/CLTS. стр. 44–46. ISBN 978-91-981859-4-2 .
- Ван Хоф, Лив; Ван Нуффелен, Питер (2017). «Историография кризиса». Журнал римских исследований . 107 : 275–300. дои : 10.1017/S0075435817000284 . JSTOR 26576052 . S2CID 232343702 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Джордана в Project Gutenberg
- Работы Джордана или о нем в Интернет-архиве
- Иордан, «Происхождение и деяния готов» в переводе Чарльза К. Мирова. альтернатива .
- Происхождение и деятельность готов
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Джорданис (Jornandes) ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.