Исихий Иерусалимский
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
![]() |
Обзор |
Исихий Иерусалимский , также пишется Исихий и также известный как Исихий Священник , был христианским священником и экзегетом , действовавшим в первой половине пятого века. Ничего определенного не известно ни о датах его рождения и смерти (450-е годы?), ни о событиях его жизни. Нося титул πρεσβύτερος «священник», его не следует путать с епископом Иерусалимским Исихием, современником Григория Великого .
Атрибуция
[ редактировать ]Сочинения Исихия Иерусалимского частично утеряны, частично переданы и отредактированы как произведения других авторов, а некоторые до сих пор захоронены в библиотеках в рукописном виде. Кто захочет собрать и систематизировать дошедшие до нас фрагменты Исихия, тот должен вернуться к рукописям; ибо в Отцы издании Мине « церкви» [ 1 ] произведения разных писателей по имени Исихий собраны без соблюдения порядка под заголовком «Исихий, пресвитер Иерусалимский». Около половины дела, относящегося к «Исихию», следует отбросить. Однако комментарий к Левиту [ 2 ] ), который полностью сохранился только на латыни, является подлинным, хотя его библейский текст соответствует тексту Вульгаты , а не Септуагинты . Его подлинность доказана публикацией греческого фрагмента, который, к тому же, показывает, что латинский текст находится в плохом состоянии. [ 3 ] Сборник аскетических изречений [ 4 ] это дело Исихия Синайского , а не его тезки из Иерусалима. Полное критическое издание проповедей, как подлинных, так и поддельных, переданных на греческом языке под именем Исихия, было опубликовано Мишелем Обино. [ 5 ]
Метод и значение его экзегетических сочинений
[ редактировать ]Судя по сохранившимся фрагментам — разбросанным и переведенным на армянский , грузинский и латынь. [ 6 ] — Исихий, должно быть, был очень плодовитым автором библейской, особенно ветхозаветной , экзегетики. Заметка в греческой менологии от 28 марта, в которой упоминается изложение всего Священного Писания, не может относиться ни к кому иному, как к Исихию Иерусалимскому. В герменевтике он близко придерживается аллегорико-мистического метода александрийцев; он находит в каждом предложении Библии тайну догмата и вчитывает в тексты Ветхого Завета весь комплекс идей Нового Завета . Он следует за Оригеном Александрийским , выбирая для излагательной формы экзегезы как можно более краткие пояснения на полях (paratheseis).
Его комментарий к Исаии (19:1): «Взойдёт Господь на быстром облаке и войдет в Египет» — это « Христос в объятиях Богородицы » . Вода всегда представляет для него «мистическую воду» ( крещения ), а хлеб — «мистическую трапезу» (евхаристии ) . Именно этот гипераллегорический и глоссарный метод составляет особую характеристику его экзегезы и оказывает ценную помощь литературному критику в различении подлинной Исихии от недостоверной.
Антисемитский ; тон многих схолий может найти объяснение в местных условиях , можно было бы ожидать географических и топографических намеков на святые места Палестины точно так же от экзегета, живущего в Иерусалиме . Важность Исихия для текстологической критики заключается в том факте, что многие из его парафразов перекликаются с формулировкой его образца, и еще больше в его частом цитировании вариантов из других колонок Гексаплы или Тетраплы , особенно чтений Симмаха , благодаря чему он сохранил много редких вариантов.
Он также важен в библейской стихометрии . Его «Капитула» [ 7 ] а комментарии показывают раннехристианское деление на главы, по крайней мере, Двенадцати малых пророков и Исайи, что лучше соответствует внутренней последовательности идей соответствующих книг, чем современное деление. В случае с некоторыми отдельными книгами Исихий ввел оригинальное стихическое деление Священного текста, поскольку «гражданин Святого Града» (hagiopolites), упоминаемый в древнейших рукописях катен Псалмов как и Песней , не кто иной, чем Исихий Иерусалимский. обнаружил Джованни Меркати , что в некоторых рукописях начальная буква каждого деления по Исихию обозначена цветом. Исихий, должно быть, был широко известен как авторитет, поскольку его цитируют просто как Агиополита или, в другом месте, по столь же лаконичному выражению «его из Иерусалима» (tou Hierosolymon).
Отдельные комментарии
[ редактировать ]Несомненно, Исихий был автором последовательных комментариев к Левиту , Псалмам и Луке (глава I?), а также схолий к Двенадцати малым пророкам, Исайе и Иезекиилю. [ 8 ] Его имя встречается в катенах в связи со случайными схолиями к текстам из других книг ( Бытие , 1 и 2 Царств , Даниил [ 9 ] , Матфея , Иоанна , Деяний , Католических посланий ), которые, однако, если не считать вопроса об их подлинности, не обязательно взяты из полных комментариев к соответствующим книгам. Точно так же цитаты Исихия в аскетической флорилегии [ 10 ] взяты из экзегетических произведений. Самую запутанную проблему представляет связь Исихия с тремя приписываемыми ему комментариями к псалмам. Многочисленные цитаты Исихия в катенах Псалмов и экзегетические труды по Псалмам, переданные от его имени, особенно в оксфордских и венецианских рукописях, настолько сильно расходятся друг с другом, что исключают любой вопрос о простых различиях в различных транскрипциях. один оригинал; либо Исихий был автором нескольких комментариев к псалмам, либо вышеупомянутые комментарии следует отнести к нескольким авторам, возможно, по имени Исихий. В действительности испанские рукописи четко различают Исихия Монаха, автора комментариев к Псалмам и Песням, и Исихия Священника. В 1900 году комментарий к Псалмам включен в число сочинений святителя Афанасия. [ 11 ] объяснялось как глоссарий Исихия, выпущенный под псевдонимом. Эта гипотеза с тех пор была подтверждена дополнительными доказательствами. [ 12 ]
Полный комментарий Исихия к Песням Ветхого и Нового Завета, которые, как известно, составляли отдельную книгу в раннехристианской Библии, сохранился в рукописи; любое издание этого документа должно быть основано на Бодле. Разное., 5, сац. 9. Другой кодекс, который имел бы особую ценность для этого издания и для решения проблемы Исихия, — туринская рукопись B. VII. 30, сэк. 8-9, к сожалению, сгорел. Мехитаристы имеют в Сан-Лазаро своем распоряжении армянский комментарий к Иову по имени Исихия Иерусалимского, который был опубликован с французским переводом Шарлем Мерсье и Шарлем Рену в 1983 году. [ 13 ] Схолии Исихия Двенадцати Малым Пророкам, сохранившиеся в шести рукописях в Риме, Париже и Москве, были опубликованы Матсом Эрикссоном. [ 14 ] Его комментарий к Исайе был обнаружен в 1900 году в анонимных заметках на полях к ватиканской рукописи одиннадцатого века ( Vatic ., 347) и опубликован с факсимиле; [ 15 ] подлинность этих схолий 2860 года позже была подтверждена Бодлианской рукописью девятого века (Miscell., 5).
Схолии к Магнификату , в катенах Песней и рукописях в Париже и на Афоне несомненно устанавливают тот факт, что Исихий оставил комментарий к Евангелию от Луки, по крайней мере, к первой главе. Для доказательства подлинности «Гармонии Евангелий» [ 16 ] трактат о Воскресении сначала следует изучить . Оно сохранилось в двух формах: более длинная (при Григории Нисском [ 17 ] и более короткий, последний представляет собой сокращение первого и еще не опубликован. В рукописях десятого, одиннадцатого и двенадцатого веков к первому из них к «Исихию Пресвитеру Иерусалимскому» добавляется дополнительный титул «богослов». [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Патрология Грека , XCIII, 787-1560.
- ^ Патрология Грека, XCIII, 787-1180.
- ^ А. Венгер, Исихий Иерусалимский. Греческий фрагмент комментария «In Leuiticum» , в Revue des études augustiennes , 2, 1956, стр. 464-470.
- ^ Патрология Грека, XCIII, 1479-1544 гг.
- ^ М. Обино, Les homélies festales d'Hésychius de Jérusalem. I. Домашние животные 1–15; II. Les homélies XVI-XXI и таблицы двух томов , Брюссель, 1978-80 (Subsidia hagiographica, 59). См. также М. Обино, Index verborum homiliarum festalia Исихия Иерусалимского , Хильдесхайм, 1983.
- ^ Каждан, Александр П., изд. (1991). «Исихий Иерусалимский». Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета. п. 925. ИСБН 0-19-504652-8 .
- ^ Патрология Грека , XCIII, 1345-86.
- ^ Вианес, Лоуренс, «Глосы об Иезекииле Исихии Иерусалимском в Лаврентиане Плутеусе XI 4», Revue des Études Augustiniennes 41, 1995, стр. 315-323.
- ^ «Исихия, στιχηρόν на XII, Исайи и Даниила» - титул, найденный перед схолиями XII: PG 93 col. 1340, и см. Rahlfs, Verzeichnis , p. 157.
- ^ Как и в Бодле. Барокко 143, век 12.
- ^ PG, XXVII, 649-1344.
- ^ Эскориал, пси, 1, 2, сек. 12.
- ^ Ch. Mercier - Ch. Renoux, Исихий Иерусалимский, Проповеди об Иове, Париж, 1983 (Patrologia orientalis, 42, 1-2 = 190-191).
- ^ М. Эрикссон, Схолия Исихия Иерусалимского о малых пророках , Уппсальский университет, 2012.
- ^ М. Фаульхабер, Интерпретация Исайи Иеросолимитани пророка Исайи, Фрайбург i. Братан. 1906 год
- ^ PG, XCIII, 1391-1448.
- ^ PG, XLVI, 627-52.
- ↑ Опубликованные до сих пор работы Исихия Иерусалимского можно найти в PG, XCIII, 787–1560 (более старые литературные и исторические заметки см. также в loc. cit., 781–88), Майкла Фаулхабера , «Hesychii Hierosolymitani Interpretation Isaiah». пророков, теперь впервые опубликованных в свете» (Фрайбург, 1900 г.) и Ватрослав Ягич , «Ein unedierter griechischer Psalmenkommentar» (Вена, 1906 г.), а также Меркати, «Studi e Testi».
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Исихий Иерусалимский ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.