Восточно-православное учение о Филиокве
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Позиция Восточной Православной Церкви относительно спора о Филиокве определяется их интерпретацией Библии , учением Отцов Церкви , символами веры и определениями семи Вселенских Соборов , а также решениями некоторых конкретных Соборов Восточно-Православной Церкви. Церковь.
Уильям Ла Дью описывает современную восточно-православную богословскую науку как расколовшуюся на группу ученых , придерживающихся «строгого традиционализма, восходящего к Фотию», и других ученых, которые «не столь категорически против (филиокве)». Владимир Лосский утверждал, что любое представление о двойном исхождении Святого Духа от Отца и Сына несовместимо с православным богословием. [ 1 ] Православные ученые, разделяющие точку зрения Лосского, включают Думитру Станилоаэ , Иоанна Романидеса и Михаила Помазанского . Сергий Булгаков , однако, придерживался мнения, что «Филиокве» не представляет собой непреодолимого препятствия на пути воссоединения Восточной Православной и Римско-Католической церквей. [ 1 ]
Восточно-православная интерпретация Троицы заключается в том, что Святой Дух происходит, имеет причину существования или существования (способ существования) только от Отца. [ 2 ] как «Один Бог, Один Отец» [ 3 ] и что filioque сбивает с толку богословие, как оно было определено на соборах в Никее и Константинополе. [ 4 ] Позиция, согласно которой в вероучении говорится: «Святой Дух, исходящий от Отца и Сына», не означает, что Святой Дух теперь имеет два начала, — это позиция, которую Запад занял на Флорентийском соборе, поскольку Собор провозгласил Святой Дух «имеет Свою сущность и Свое существующее существо от Отца вместе с Сыном и исходит от вечности, как от одного начала и единого дуновения. [ 5 ]
Взгляды православных святых
[ редактировать ]Добавление Филиокве к Никейско-Константинопольскому Символу веры было осуждено как еретическое многими важными отцами и святыми Восточной Православной Церкви, в том числе Фотием I Константинопольским , Григорием Паламой и Марком Эфесским , иногда называемыми Тремя Столпами Православия. . Однако утверждение «Дух Святой исходит от Отца и Сына» можно понимать в православном смысле, если из контекста ясно, что «исхождение от Сына» относится к ниспосланию Духа во времени , а не к ниспосланию Духа во времени. вечное двойное шествие внутри Самой Троицы. Следовательно, Максим Исповедник защищал западное использование Филиокве в контексте, отличном от Никео-Константинополитского Символа веры. [ а ] и «защищал Filioque как законную вариацию восточной формулы, согласно которой Дух исходит от Отца через Сына» ( Concordia Theological Quarterly, январь-апрель 1995 г., стр. 32, и ср. стр. 40).
О Святом Духе говорится не о том, что Он существует от Сына или через Сына, а о том, что Он исходит от Отца и имеет ту же природу , что и Сын, фактически есть Дух Сына, будучи Единым в Сущность с Ним. [ 7 ]
Иерофей Влахос , митрополит Нафпактский, писал, что, согласно восточно-православной традиции, Григорий Нисский составил раздел о Святом Духе в Никео-Константинопольском Символе веры Второго Вселенского Собора 381 года. [ 8 ] Сеченский сомневался, что Григорий Нисский «принял бы филиокве , как оно позже было понято на Западе, хотя он свидетельствует о важной истине (часто игнорируемой на Востоке), что существует вечная, а не просто экономическая связь Духа к Сыну». [ 9 ]
Восточно-православное богословие
[ редактировать ]В восточном православии богословие начинается с ипостаси Отца, а не с сущности Бога, поскольку Отец — это Бог Ветхого Завета. [ 3 ] Отец есть начало всего сущего и это основа и отправная точка православного тринитарного учения о едином Боге в Отце, едином Боге, о сущности Отца (так как нетварное происходит от Отца, так и Отец является). [ 3 ] В восточно-православном богословии несотворенность, бытие или сущность Бога по-гречески называется ousia . [ 10 ] Иисус Христос – Сын (Богочеловек) нетварного Отца (Бога). Святой Дух – это Дух нетварного Отца (Бога). [ 11 ]
Деятельность и действительность Троицы в творении называются энергиями Бога, поскольку Бог как Творец есть свет , и этот нетварный свет (энергия) является основой, из которой все вещи получают свое существование. [ нужна ссылка ] У Бога есть существования ( ипостаси ) бытия; на Западе это понятие переводится как слово «человек». [ 12 ] Каждая ипостась Бога есть специфическое и неповторимое бытие Бога. [ 12 ] Каждое имеет одну и ту же сущность (исходя от начала, без начала Отца (Бога) они нетварны). [ 12 ] Каждое конкретное качество, составляющее ипостась Бога, нередукционистское и неразделяемое. [ 12 ]
Именно эта имманентность Троицы была определена в окончательном Никейском Символе веры. Домостроительство Божие, как Бог выражает себя в действительности (его энергии), не было тем, к чему непосредственно обращался Символ веры. [ 13 ] Ни специфика взаимоотношений Бога в Его существованиях также не является тем, что определено в Никейском Символе веры. [ 13 ] Попытка использовать Символ веры для объяснения энергий Бога путем сведения существования Бога к простым энергиям (действиям, действиям, потенциалам) может быть воспринята как ересь семимодализма . [ 14 ] [ 15 ] Восточно-православные богословы жаловались на эту проблему в догматическом учении римско-католической церкви о actus purus . [ 16 ]
Заявление Феодорита против Кирилла
[ редактировать ]Феодорит , епископ Кирра в римской провинции Евфратенсис , отказался одобрить свержение Нестория , архиепископа Константинополя, на Первом Эфесском соборе в 431 году . [ 17 ] Феодорит обвинил Кирилла Александрийского в ошибочном учении о том, что Сын играет роль в происхождении Святого Духа. [ 18 ] [ не удалось пройти проверку ] [ 19 ] [ не удалось пройти проверку ] [ 6 ] [ не удалось пройти проверку ] [ 20 ] [ не удалось пройти проверку ] Фактически, существует несколько высказываний Кирилла, в которых он мимолетно заявляет, что Святой Дух исходит от Отца и Сына (с аналогичными утверждениями, что Дух исходит от Отца через Сына). [ 21 ] : 107 во внутритринитарных отношениях. [ 21 ] : 105 [ 22 ] : 101 [ 23 ] [ 24 ] Антоний Маас писал, что Теодорит отрицал не вечное исхождение Святого Духа от Отца и Сына, а только утверждение о том, что Святой Дух был создан Сыном или через него. [ 25 ] Позиция Фотия о том, что Святой Дух исходит только от Отца , была описана как повторение позиции Феодорита. Несмотря на нападки Феодорита на него за то, что он говорит: «Дух существует либо от Сына, либо через Сына», Кирилл продолжал пользоваться такими формулами. [ 22 ] : 119 [ 26 ]
По настойчивым настояниям отцов Халкидонского собора (451 г.) Феодорит наконец произнес анафему Несторию. [ 27 ] [ б ] Он умер в 457 году. Почти ровно сто лет спустя Пятый Вселенский Собор (553 год) объявил анафеме всякого, кто будет защищать писания Феодорита от святителя Кирилла и его Двенадцати Анафем, [ 29 ] девятый из которых Феодорит подверг критике за то, что в нем говорилось об исхождении Святого Духа. [ 19 ] (См. «Спор из трех глав» ). Феодорит — святой в восточном православии, но его называют отлучённым . в западном православии и Римской церкви [ 30 ] Кирилл говорил о деле, в котором Феодорит обвинил его как в недоразумении. Сам Кирилл учил, что латинское учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, по-видимому, смешивает три ипостаси Бога с общими признаками каждой ипостаси и с энергетическим проявлением Бога в мире. [ с ]
Джон Дамаск
[ редактировать ]До Фотия святой Иоанн Дамаскин ясно писал об отношении Святого Духа к Отцу и Сыну.
О Святом Духе мы и говорим, что Он от Отца, и называем Его Духом Отца; при этом мы никоим образом не говорим, что Он от Сына, а только называем Его Духом Сына. (Теол., lib. lc 11, т. 4.) [ 33 ] [ 34 ]
Позиция Иоанна Дамаскина гласила, что исхождение Святого Духа происходит только от Отца, но через Сына как посредника, в этом отличие от Фотия. [ 35 ] Иоанн Дамаскин вместе с Фотием никогда не поддерживал Филиокве в Символе веры.
Фотий и монархия отца
[ редактировать ]Фотий настаивал на выражении «от Отца» и исключал «через Сына» (Христа как со-причину Святого Духа, а не первопричину) в отношении вечного исхождения Святого Духа: «через Сына» применялось только к временной миссии Святого Духа (посланию во времени). [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Фотий во всей своей работе над «Филиокве» обращается к мистагогике Святого Духа . Что любое дополнение к Символу веры означало бы усложнить и запутать и без того очень ясное и простое определение онтологии Святого Духа, которое уже дали Вселенские Соборы. [ 4 ]
Позицию Фотия назвали подтверждением православного учения о монархии Отца. Позиция Фотия о том, что Святой Дух исходит только от Отца , также была описана как повторение каппадокийской антиохийской школы. [ 38 ] [ 39 ] (в отличие от Александрийского) [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] учение о «монархии Отца». [ 43 ]
Об учении восточно-православных («только от Отца») Владимир Лосский говорит, что, хотя «на словах оно может показаться новым», в своем доктринальном содержании оно выражает традиционное учение, которое считается православным. [ 44 ] [ нужна страница ] Фраза « только от Отца » возникает из-за того, что само Символ веры имеет только «от Отца». Так что слово «один», которое Фотий и православные предлагают добавить к Символу веры, было названо «истолкованием Символа веры», уточнением, объяснением или толкованием его значения. [ 45 ]
Фотий, как и православные, никогда не видели необходимости и никогда не предлагали добавить слово «один» к самому Символу веры. При этом Восточная Православная Церковь обычно считает добавленную фразу Filioque «от Отца и Сына» еретической. [ д ] от Отца и, соответственно, шествие « только » было названо «главным догматом Греческой церкви». [ 47 ] Эйвери Даллес исхождение Духа только от Отца. не заходит так далеко и лишь утверждает, что формулой, которую предпочитал Фотий и его строгие ученики, было [ 48 ]
Восточно-православные богословы утверждают, что выражением «только от Отца» [ 43 ] и оппозиция Фотия Филиокве, Фотий подтверждал то, что является православным и соответствует церковной традиции. Учение об Отце как единственной причине (их интерпретация Монархии Отца) они черпают из таких выражений различных святых и библейского текста. Как, например, у святого Иринея , когда он назвал Слово и Дух «двумя руками Божиими». [ 43 ] [ и ] Они интерпретируют фразу «монархия Отца» иначе, чем те, кто считает ее не противоречащей исхождению Святого Духа от Отца через Сына или от Сына. Как Отец дал Сыну все, что принадлежит Отцу, кроме того, чтобы быть Отцом (см. приведенные выше примеры тех, кто таким образом поддерживает монархию Отца).
Настаивая на «Филиокве», православные представители заявляют, что Запад, по-видимому, отрицает монархию Отца и Отца как основное происхождение Троицы. Это действительно было бы ересью модализма (который утверждает сущность Бога, а не Отца, являющегося источником Отца, Сына и Святого Духа). Идея о том, что Фотий изобрел, что Отец является единственным источником причины Святой Троицы, состоит в том, чтобы приписать ему что-то, что предшествовало существованию Фотия, то есть Афанасия , Григория Назианзена , Иоанна Златоуста , Феодора Мопсуестийского , Феодорита Кира и Иоанна Дамаскина . [ ж ] «Фотий никогда не исследовал более глубокий смысл формулы «через Сына» ( διὰ τοῦ Υἱοῦ ) или необходимые вечные отношения между Сыном и Духом, хотя это было традиционное учение предыдущих греческих отцов», — согласно Сеченскому. . [ 50 ] [ нужна ссылка ]
Фотий действительно признавал, что можно сказать, что Дух исходит во времени через Сына или от Сына . [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ г ] Фотий заявил, что на самом деле в Символе веры определяются не вечные тринитарные отношения. [ 43 ] Никейский Символ веры на греческом языке говорит об исхождении Святого Духа «от Отца», а не «от одного Отца», ни «От Отца и Сына», ни «От Отца через Сына».
Фотий учил этому в свете учения таких святых, как Ириней, чья монархия Отца противоположна субординационизму, поскольку православные официально осудили субординационизм на 2-м Константинопольском соборе. То, что Монархия Отца, которая содержится в Никейском Символе веры, Фотий (и восточно-православные) подтверждает как официальную доктрину. [ ч ]
Восточно-православный взгляд на римско-католическое богословие
[ редактировать ]Восточно-православные богословы (например, Помазанский) говорят, что Никейский символ веры как символ веры , как догма , призван обратиться и определить церковное богословие именно православного тринитарного понимания Бога. В ипостасях Бога, как правильно выражалось, против учения, рассматриваемого вне церкви. Отца Ипостась Никейского Символа веры есть начало всего. [ я ] Восточно-православные богословы заявили, что отрывки Нового Завета (часто цитируемые латинянами) говорят об экономике, а не об онтологии Святого Духа, и что для разрешения этого конфликта западные богословы внесли дальнейшие доктринальные изменения, включая объявление всех лиц Троица возникла в сущности Божией (ересь савеллианства ). [ 56 ] Восточно-православные богословы рассматривают это как учение о философских спекуляциях, а не как о реальном опыте Бога через теории .
Отец есть вечная, бесконечная и нетварная реальность, что Христос и Святой Дух также вечны, бесконечны и нетварны, в том, что их начало не в усии Божией , но в том, что их начало в ипостаси Божией, называемой Отец. Двойное шествие Святого Духа имеет некоторое сходство. [ Дж ] [ к ]
Ниже приведены некоторые римско-католические догматические декларации Filioque, которые противоречат восточному православию:
- Четвертый Латеранский собор (1215 г.): «Отец ни от кого, Сын только от Отца, и Святой Дух одинаково от обоих». [ 59 ]
- Второй Лионский собор , сессия 2 (1274 г.): «[...] Дух Святой исходит вечно от Отца и Сына, не как от двух начал, но как от одного, не двумя дуновениями, но только одним». [ 60 ]
- Флорентийский собор, 6-е заседание в Laetentur Caeli (1439 г.), о союзе с греками: «Мы заявляем, что когда святые Учителя и отцы говорят, что Святой Дух исходит от Отца через Сына, это стремится к тому пониманию, которое означает, что Сын, как и Отец, есть также то, что греки называют «причиной», а латиняне — «принципом» существования Святого Духа.
А так как Сам Отец дал единородному Сыну Своему, рождая Его, все, что имеет Отец, кроме того, что Он является Отцом, то и Сам Сын вечно имеет от Отца, из которого Он вечно рожден, именно то, что Дух Святой исходит от Сына». [ 5 ] [ л ] - Флорентийский собор, 8-е заседание (1439 г.), о: «Святой Дух вечно исходит от Отца и Сына; Он имеет Свою природу и существование одновременно (одновременно) от Отца и Сына. Он вечно исходит от обоих, как от одно начало и одно устремление... И так как Отец через род дал Единородному Сыну все, что принадлежит Отцу, кроме того, что Он был Отцом, то и Сын имеет вечно от Отца, от Которого Он вечно. рожденный, что Дух Святой исходит от Сына». [ 61 ]
- Флорентийский собор, сессия 11 (1442 г.), в Cantate Domino , о союзе с коптами и эфиопами: «Отец, Сын и Святой Дух; один по существу, три в лицах; нерожденный Отец, Сын, рожденный от Отца, Святой Дух исходя от Отца и Сына; [...] только Дух Святой исходит одновременно от Отца и Сына [...] Все, что есть или имеет Святой Дух, Он имеет от Отца вместе с Сыном. Но Отец и Сын — не два начала Святого Духа, а одно начало, как Отец, Сын и Святой Дух — не три начала творения, а одно начало». [ 62 ]
- В частности, осуждение [ 63 ] сделанное на Втором Лионском соборе, 2-я сессия (1274 г.), тех, «кто [...] отрицает, что Святой Дух исходит вечно от Отца и Сына, или кто [...] утверждает, что Святой Дух исходит от Отец и Сын как из двух начал, а не из одного». [ 60 ]
По мнению этих православных, [ ВОЗ? ] Римско-католическая церковь фактически учит в рамках римско-католической догмы, что Святой Дух получает свое происхождение и бытие (в равной степени) как от Отца, так и от Сына, что делает Filioque двойной процессией. [ м ] [ 65 ] [ обсуждать ] Именно это Максим Исповедник утверждал в своем сочинении VII века, что было бы неправильно и чего Запад не делал. [ 66 ] [ не удалось пройти проверку ]
Они [ ВОЗ? ] воспринимают Запад как учение посредством более чем одного типа богословского Filioque о различном происхождении и причине Святого Духа. Что через догматическое римско-католическое Filioque Дух Святой подчиняется Отцу и Сыну, а не является свободной, независимой и равной Отцу, ипостасью, получающей свою нетварность от начала всех вещей, ипостасью Отца. Троица выражает идею послания, посланника и открывателя, или разума, слова и значения. Восточно-православные христиане верят в единого Бога-Отца, личность которого беспричинна и безначальна, который, поскольку Он есть любовь и общение, всегда существует со Своим Словом и Духом. [ н ] [ о ]
Томус Григория Паламы 1351 года.
[ редактировать ]В «Томусе» св. Григория Паламы (1351) по вопросу о «Филиокве» он очень четко обозначает различие позиций Восточной и Западной Церквей по вопросу исхождения Святого Духа. Здесь св. Григорий не только следовал восточной традиции в том, о чем говорилось. в Никейском Символе веры греческих отцов, но он также разъясняет, в чем расходятся фразы тех на Востоке, кто, по-видимому, поддерживает Filioque, и какое различие на самом деле проводят восточные отцы, которые выступают против использования Filioque.
- «Великий Максим, святой Тарасий и даже святой Иоанн [Дамаскин] признают, что Дух Святой исходит от Отца, от Которого он существует по своей ипостаси и причине своего бытия. В то же время они признают что Дух дан, открыт и, проявляется, выходит и познается через Сына». [ 68 ]
Православные богословы, не осуждающие Филиокве
[ редактировать ]Не все православные богословы разделяют мнение Лосского, Станилоаэ, Романида и Помазанского, осуждающих « Филиокве» . В православной традиции существует либеральная точка зрения, которая более приемлет Филиокве. [ не удалось пройти проверку ] [ п ] В «Энциклопедии христианского богословия» упоминается, что Василий Болотов, Павел Евдокимов, И. Воронов и Булгаков относят «Филиокве » к теологумену – допустимому богословскому мнению. [ 69 ] [ q ] Поскольку теологумен - это богословское мнение о том, что определяется за пределами догмы, в случае каких-либо православных богословов, открытых для филиокве как мнения, неясно, согласятся ли они с тем, что филиокве когда-либо будет добавлено в Символ веры для всей церкви. или просто что-то эксклюзивное для церкви Запада, основанной на латинском языке. [ р ] Для Василия Болотова это подтверждают и другие источники: [ 73 ] даже если они сами не придерживаются этого мнения. Однако Болотов решительно отвергает Филиокве в исхождении Духа от Отца. [ 74 ]
Булгаков в «Утешителе» писал :
расхождение, выраженное двумя традициями, Filioque и Dia ton Huiou , не является ересью или даже догматической ошибкой. Это различие богословских взглядов, которое было догматизировано преждевременно и ошибочно. Догмата об отношении Святого Духа к Сыну не существует, и поэтому отдельные мнения по этому поводу являются не ересями, а лишь догматическими гипотезами, превращенными в ереси раскольническим духом, утвердившимся в Церкви и активно эксплуатирует всевозможные литургические и даже культурные различия. [ 75 ]
Как православный богослов Булгаков признавал, что догмат может быть установлен только Вселенским собором.
Борис Бобринской видит в «Филиокве» положительное богословское содержание. [ 76 ] [ 77 ] Уэр предполагает, что проблема заключается в семантике, а не в основных доктринальных различиях. [ п ] [ нужна ссылка ] Святой Феофилакт Охридский также считал, что это различие носит лингвистический характер, а не собственно богословский. [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Максим Исповедник, «желая защитить западников, оправдывал их именно тем, что словами «от Сына» они намеревались указать, что Дух Святой дан тварям через Сына, что Он явлен , что Он есть послан , но не то, что Святой Дух имеет свое существование от Него». [ 6 ]
- ↑ В 451 году Феодорит «был частично оправдан» Халкидонским собором, который признал «православие Феодорита при условии, что он произнесет» анафемы Кирилла от 431 года против Нестория, «фактически отвергая свои собственные [...] обвинения в аполлинарианстве против Кирилла. " [ 28 ]
- ↑ Джозеф Фаррелл писал, что «возможно, что» Сирил «понимал исхождение Святого Духа в филиоквистском смысле», но, по мнению Фаррелла, Сирил «мог означать послание Духа в экономику. чтобы лучше соответствовать тому, что Кирилл писал Иоанну Антиохийскому , – что латинский спор «разумно считался православными как ведущий к смешению трех ипостасных лиц с общими свойствами каждого человека, а также к их проявлениям и отношениям с мир." [ 31 ] Фаррелл писал, что разногласия между Сирилом и Теодоритом «не следует отбрасывать слишком легкомысленно». [ 32 ]
- ^ «Вот некоторые из причин, по которым православные считают филиокве опасным и еретическим. Филиоквизм сбивает с толку людей и разрушает надлежащий баланс между единством и многообразием в Божестве... Таково в общих чертах православное отношение к филиокве , хотя не все изложили бы это дело в такой бескомпромиссной форме» ( Епископ Каллист Уэр, Православная Церковь (выдержки). [ 46 ]
- ^ Тем не менее, общая восточная традиция, поскольку она подчеркивает библейское и доникейское учение о Монархии Отца, предпочитает пирамидальное видение Слова и Духа св. Иринея как «двух рук Бога». [ 49 ] [ нужна страница ] [ самостоятельный источник ]
- ^ Авторитет Никейского Символа веры и греческих отцов, особенно Афанасия, Григория Назианзена, Златоуста, Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Иоанна Дамасского. Антиохийская школа явно находится на греческой стороне; но александрийская школа склонялась к формуле через Сына ( dia tou Hiou , per Filium ). Греки претендуют на всех греческих отцов и считают Августина изобретателем латинского догмата о двойной процессии.
- ↑ Позиция Фотия о том, что «Дух исходит только от Отца», не направлена на отрицание тесной связи между рождением Сына и исхождением Духа. Это лишь для того, чтобы совершенно ясно показать, что только Отец является причиной существования и Сына, и Духа. Наделяя их всеми своими атрибутами и силами, кроме своего ипостасного свойства, т. е. того, что он есть Отец, нерожденный, источник, происхождение и причина божественности. [ 51 ] [ самостоятельный источник ]
- ^ Под заголовком римско-католического учения Filioque Евангелическо-Лютеранской Церкви в Америке и Постоянной конференции канонических православных епископов в Америке было одобрено «Общее лютеранско-православное заявление о вере в Святую Троицу». 1998. Православные не считают учение о том, что Святой Дух исходит как от Сына, так и от Отца, как учение, которое они могут принять. Это учение противоречит монархии Отца и равенству Духа Отцу и Сыну как Богу. ипостась или личность, отличная от обеих, как это выражено в первоначальном Символе веры... Что Святой Дух вечно исходит от Сына, чтобы свое бытие и обладание единой божественной природой зависеть как от Сына, так и от Сына. Отец — это учение, против которого единодушно выступают православные. [ 52 ] Казалось бы, это выражение того, что Уэр называет ригористической позицией внутри Православной Церкви. [ 53 ] Как и Иоанн Дамаскин , который учил, что Дух Святой исходит из бытия Божия (как и Зизилиус). Что такое Отец, выраженный в концепции «монархии Отца» через Иоанна 14:28 («Отец больше Меня»). [ 54 ]
- ↑ В византийский период православная сторона обвиняла латиноязычных христиан, поддерживавших Филиокве , во введении двух Богов именно потому, что они считали, что Филиокве подразумевает две причины — а не просто два источника или начала — в Святой Троице. Греческая патристическая традиция, по крайней мере, с тех пор, как каппадокийские отцы отождествляли Бога с личностью Отца, тогда как Св. Августин, кажется, отождествлял Его с одной божественной субстанцией ( deitas или divinitas ). [ 55 ]
- ^ Фотий утверждает в разделе 32: «И еще, если Дух исходит от Отца, и Сын также рожден от Отца, то именно в этом факте распознается личная собственность Отца. Но если Сын рожден и Дух исходит от Сына (как хотелось бы этому их бреду ), то Дух Отца отличается более личными свойствами, чем Сын Отца: с одной стороны, как исходящий из равенства Сына и Духа , Дух далее дифференцируется двумя различиями, вызванными двойным исхождением, тогда Дух не только дифференцируется большим количеством различий, чем Сын Отца, но Сын ближе к сущности Отца. И это именно потому. Дух отличается двумя особыми свойствами. Поэтому Он ниже Сына, Который, в свою очередь, имеет ту же природу, что и Отец! Таким образом, равное достоинство Духа хулится, что вновь порождает македонское безумие против Духа». [ 57 ] к учению Македония I Константинопольского и его секты, называемой пневмомахианами, в том, что Святой Дух создан Сыном и слугой Отца и Сына. Именно позиция Македония стала причиной специфической формулировки раздела о Святом Духе святителя Григория Нисского в окончательном Никейском символе веры . [ 58 ]
- ^ "Однако главным из еретиков, исказивших апостольское учение о Святом Духе, был " Македоний I Константинопольский , в IV веке, нашедший последователей" среди бывших ариан и полуариан. Он называл Святого Духа творением Сына, и слуги Отца и Сына, обвинителями Его ереси были «Отцы Церкви, подобные Василию Кесарийскому , Назианзину , Афанасию Александрийскому , Григорию Нисскому , , Амвросию , Амфилохию Иконийскому Григорию Диодору Тарсийскому » и другие, написавшие сочинения против еретиков. Лжеучение Македония было опровергнуто сначала на ряде поместных соборов и наконец на «Константинопольском I». Сохраняя православие, «Никейский I» завершил Никейский Символ веры «такими словами:» И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, равнопоклоняемого и прославляемого с Отцом и Сыном, говорившего через пророков», а также в следующих за ними символах веры. это в Никейско-Константинопольском Символе веры». [ 58 ]
- ^ Другой перевод см. «Вселенский собор Флоренции и Базельский собор» . Ewtn.com . Проверено 25 апреля 2013 г.
- ↑ Лосский писал: «Если Дух Святой исходит от одного только Отца, как ипостасная причина единосущных ипостасей, мы находим «простую Троицу», где монархия Отца обуславливает личностное многообразие Трех и в то же время выражая их сущностное единство». [ 64 ]
- ^ В византийский период православная сторона обвиняла христиан, говорящих на латыни, которые поддерживали Филиокве , во введении двух Богов именно потому, что они считали, что Филиокве подразумевает две причины, а не просто два источника или принципа, в Святой Троице. Греческая патристическая традиция, по крайней мере, с тех пор, как каппадокийские отцы отождествляли Бога с личностью Отца, тогда как Августин, кажется, отождествлял Его с одной божественной субстанцией ( deitas или divinitas ). [ 55 ]
- ↑ Григорий Палама утверждал в 1351 году, «что Святой Дух «имеет Отца как основание, источник и причину», но «покоится в Сыне» и «посылается – то есть проявляется – через Сына». (там же 194) В терминах трансцендентной божественной энергии, хотя и не в терминах субстанции или ипостасного бытия, «Дух изливается от Отца через Сына, и, если хотите, от Сына на всех достойных это», сообщение, которое можно даже широко назвать «шествием» (ekporeusis)». [ 67 ]
- ^ Перейти обратно: а б «Общее лютеранско-православное заявление о вере в Святую Троицу», параграф 11. Казалось бы, это выражение того, что Каллистос Уэр называет «ригористической» позицией внутри Православной Церкви. («Христианская теология на Востоке», в «Истории христианской доктрины» под редакцией Хьюберта Канлиффа-Джонса [Филадельфия: Fortress Press, 1980], стр. 209.) Уэр утверждает, что более «либеральная» позиция по этому вопросу такова: « также придерживаются многие православные в настоящее время». Он пишет, что «согласно «либеральной» точке зрения, греческое и латинское учения об исхождении Святого Духа могут одинаково считаться богословски оправданными. Греки утверждают, что Дух исходит от Отца через Сына, латиняне что Он исходит от Отца и от Сына; но применительно к отношению Сына и Духа эти два предлога «через» и «от» означают одно и то же». [ не удалось пройти проверку ] (Уэр, стр. 208)
- ^ Теологумен — это богословское мнение в дискуссии, в которой обе стороны строго ортодоксальны. [ нужна ссылка ]
- ↑ Аналогично, англиканское мнение об удалении filioque из Символа веры, но в то же время о продолжении подтверждения его богословской ценности как дополнительного западного понимания Святой Троицы. [ 70 ] [ 71 ] Олчин сообщает об официальном предложении Англиканской церкви, сделанном англиканским членом Англикано-православной доктринальной комиссии. Сам он, кажется, критически относится к последствиям филиокве. См. стр. 95–96. Хотя это и приветствуется, по сути это зависит от того, соответствует ли filioque хотя бы догматической истине, официально провозглашенной вселенскими синодами. Ни формула filioque, ни толкования в ее поддержку или против нее не могут рассматриваться как теологумены, как полагают некоторые, если только не будет ясно показано, что они, по крайней мере, не противоречат раннехристианскому учению и Никейскому символу веры. Теологумена не может противоречить провозглашенной догматической истине, поскольку в противном случае, как замечает Станилоаэ, «было бы невозможно отличить теологумена от ошибки». [ 72 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уильям Дж. Ла Дуэ (1 февраля 2003 г.). Путеводитель по Троице . Международная издательская группа «Континуум». п. 63. ИСБН 978-1-56338-395-3 . Проверено 22 декабря 2011 г.
- ^ Религиозные организации: 1906: Отдельные конфессии: история, описание и статистика Уильям Чемберлин Хант (автор), США. Бюро переписи населения [1]
- ^ Перейти обратно: а б с Гопко&нд(а) , « Один Бог, Один Отец ».
- ^ Перейти обратно: а б Мистагогия Святого Духа святителя Фотия стр. 75-76 Издательство: Holy Crossправославная пресса Язык: английский ISBN 978-0-916586-88-1
- ^ Перейти обратно: а б ДХ 2012 , н. 1301.
- ^ Перейти обратно: а б Помазанский 1984 , « Об исхождении Святого Духа ».
- ↑ Феодорит Кирский, О Третьем Вселенском Соборе, перевод цитаты Помазанского (1984 , « Об исхождении Святого Духа »).
- ^ Влахос, Иерофей. «Жизнь после смерти» . pelagia.org . Архивировано из оригинала 10 февраля 2001 г.
- ^ Сеченский 2010 , стр. 44–45.
- ^ Папаниколау 2011 , с. 312.
- ^ «Православная вера – Том I – Учение – Святая Троица – Единый Бог: Единая Божественная природа и бытие» . ОСА. Архивировано из оригинала 8 марта 2011 г. Проверено 31 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гопко&nd(а) , « Три Божественных Лица ».
- ^ Перейти обратно: а б Православная церковь: введение в ее историю, учение и духовную... Джон Энтони МакГакин, стр. 170–171. [2]
- ^ Мейендорф 1996a , с. 178.
- ↑ Православная церковь Каллиста (епископа Диоклеи), стр. 213.
- ^ Мейендорф 1996b , с. 86.
- ^ Рорбахер, Дэвид (2002). «Теодорит» . Историки поздней античности . Лондон [ua]: Рутледж. стр. 127–128. ISBN 9780415204583 .
- ^ МакБрайен, Ричард П.; Атридж, Гарольд В., ред. (1995). Энциклопедия католицизма HarperCollins . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. п. 529 . ISBN 9780006279310 https://archive.org/details/harpercollinsenc00mcbr/page/529 .
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б «Против анафемы IX Кирилла» . Архивировано из оригинала 7 июня 2011 г. Проверено 21 декабря 2011 г.
- ^ Гарнак, Адольф фон (1898). История догмы . Том. 4. Перевод Спирса, Э.Б.; Миллар, Джеймс. Лондон: Уильямс и Норгейт. стр. 118–119. OCLC 613197187 .
- ^ Перейти обратно: а б Булнуа, Мари-Одиль (2003). «Тайна Троицы по Кириллу Александрийскому: развертывание триады и ее повторение в единстве Божества» . В Вайнанди, Томас Г.; Китинг, Дэниел А. (ред.). Богословие святителя Кирилла Александрийского . Эдинбург: Т&Т Кларк. стр. 105–107. ISBN 978-0-567-08900-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Фаррелли, Джон (2005). «Поздние зондирования: пятый-девятнадцатый век» . Троица: новое открытие центральной христианской тайны . Лэнхэм [ua]: Роуман и Литтлфилд. стр. 101, 119. ISBN. 9780742532267 .
Конгар вспоминает трёх восточных отцов церкви с четвёртого по восьмой век, которые так или иначе утверждали определённое происхождение Духа от Сына внутри Троицы: Кирилла Александрийского, Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина .
- ^ Булгаков 2004 , с. 83. «Кирилл Александрийский даже в большей степени, чем св. Епифаний , может представлять трудности для полемистов с католиками и оказывать поддержку сторонникам Filioque, ибо он имеет обыкновение не только называть собственно Святого Духа, idios , Сыну , при всей двусмысленности этого выражения, но и говорить о происхождении ( proeisi ) Святого Духа от Отца и Сына или даже от «Оба» православные полемисты пытаются показать, с небольшим успехом, что св. Кирилл имеет в виду лишь временное, «экономическое» шествие».
- ^ Китинг, Дэниел А. (2009). «Кирилл Александрийский (ок.378–444) и Несторий Константинопольский (ок.381–ок.451)» . В Маркхэме, Ян С. (ред.). Спутник богословов из Блэквелла . Том. 1. Чичестер [ua]: Уайли-Блэквелл. п. 83. ИСБН 978-1-4051-3507-8 .
Кирилл говорит о том, что Дух присущ не только Отцу, но и Сыну. Иногда он говорит о Духе, исходящем от Отца и Сына, но чаще он использует фразу «от Отца через Сына». Для Кирилла существует преемственность между «теологией» и «экономикой», то есть между тем, как божественные личности действуют в мире и как они относятся друг к другу.
- ^ Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Маас, Энтони (1909). « Филиокве ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 6. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Конгар, Ив (1983). Я верю в Святого Духа . Том. 3. Перевод Смита, Дэвида. Нью-Йорк: Сибери Пресс. п. 35. ISBN 9780225663556 .
- ^ Джексон, Бломфилд (1892). Wikisource . . В Шаффе, Филип; Уэйс, Генри (ред.). Избранная библиотека никейских и постникейских отцов христианской церкви . 2. Том. 3. Перевод Джексона, Бломфилда (американское издание). Буффало: христианская литература. стр. 9–11 – через
- ^ «Феодорит Киррский» . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 11 июня 2016 г.
- ^ Клейтон, Пол Б. (2007). Христология Феодорита Кира: антиохийская христология от Эфесского собора (431 г.) до Халкидонского собора (451 г.) . Оксфордские раннехристианские исследования. Оксфорд [ua]: Издательство Оксфордского университета. п. 1. ISBN 978-0-19-814398-7 .
- ^ Бишой из Дамиетта (1998). «Взгляд Коптской Православной Церкви на Феодора Мопсуестийского и Нестория Константинопольского» . Metroplit-bishoy.org . Архивировано из оригинала 8 марта 2016 г. Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ Кармирес, Иоаннес Н. (1973). Краткое изложение догматического богословия Православной Католической Церкви . Перевод Димопулоса, Джорджа. [sl]: Христианское православное издание. п. 18. OCLC 1234388 , цитируется по Фарреллу (1987 , стр. 39).
- ^ Фаррелл, Джозеф П. (1987). «Богословское введение в мистагогику святителя Фотия» . У Фотия I, Константинопольского Патриарха (ред.). Мистагогия Святого Духа . Отцы церкви. Том. 2. Перевод Фаррелла, Джозефа П. Бруклина, Массачусетс: Holy Crossправославная пресса. п. 39. ИСБН 9780916586881 – через anthonyflood.com.
- ^ «История христианской церкви, том IV: Средневековое христианство. 590–1073 гг. Н. Э. - Эфирная библиотека христианской классики» . Ccel.org. 13 июля 2005 г. Проверено 31 июля 2012 г.
- ^ Шафф, Филип (1885). История христианской церкви — Филип Шафф, Дэвид Шлей Шафф — Google Книги . Проверено 31 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Иоанн Дамаскин, придавший учению греческих отцов его схоластическую форму, около 750 г. по Р.Х., за сто лет до спора между Фотием и Николаем, утверждал, что исхождение происходит только от Отца, но через Сына как посредника. Эту же формулу Ex Patre per Filium использовал Тарасий, патриарх Константинопольский, председательствовавший на VII Вселенском Соборе (787 г.), одобренный Папой Адрианом I, и был положен в основу компромисса на Феррарском Соборе ( 1439 г.), а на Старокатолической конференции в Бонне (1875 г.) Фотий и более поздние восточные полемисты отбросили или отвергли термин per Filium как почти эквивалентный ex Filio или Filioque, или поняли его как применимый только к миссии. Духа и подчеркивал исключительность исхождения от Отца» ( Филип Шафф, История христианской церкви, том IV, §108).
- ^ Перейти обратно: а б «Вообще, и уже со времен Фотия, позиция греков заключалась в различении вечного исхождения Сына ( sic: recte Spirit?) от Отца и ниспослания Духа во времени через Сына и через Сына» ( Иоанн Мейендорф, Богословие в тринадцатом веке: методологические контрасты ).
- ^ Перейти обратно: а б Чедвик, Генри (2003). Восток и Запад: возникновение раскола в церкви . Издательство Оксфордского университета. п. 154 . ISBN 0-19-926457-0 .
Фотий мог допустить, что Дух исходит через Сына в его временной миссии в тварном порядке, а не в его действительном вечном существе.
- ^ Пападакис 1997 , с. 113.
- ^ Уильямс, Джордж Хантстон; Петерсен, Родни Лоуренс; Патер, Кальвин Августин (1999). Спорный треугольник: церковь, государство и университет: праздничная статья в честь профессора Джорджа Ханстона Уильямса . Издательство Университета Томаса Джефферсона. п. 104. ИСБН 978-0-943549-58-3 .
- ^ PCPCU 1995 .
- ^ Джордж К. Бертольд, «Кирилл Александрийский и Филиокве » в Studia Patristica XIX, доклады, представленные на Десятой Международной конференции по патристическим исследованиям в Оксфорде, 1987 г.
- ^ Мольнар, Пол Д. (2005). Томас Ф. Торренс, богослов Троицы . Издательская компания Ашгейт. п. 65. ИСБН 978-0-7546-5228-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Пападакис 1997 , с. 113?.
- ^ Лосский 2003 .
- ^ Пункт Filioque Архивировано в истории и теологии. . 29 мая 2012 г. в Wayback Machine
- ^ Уэр 1993 .
- ^ Шмаус 1975 , с. 646.
- ^ Даллес 1995 , с. 38.
- ^ Клиневерк 2007 .
- ^ Сеченский 2010 , стр. 10, 104.
- ^ Клиневерк 2007 , с. 331.
- ^ «Общее лютеранско-православное заявление о вере в Святую Троицу», параграф 11.
- ^ Уэр 2006 , с. 209.
- ^ Bulgakov 2004 , p. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Зизиулас 1996 .
- ^ Лосский 1997 , стр. 48–57.
- ^ Фаррелл 1987 , стр. 75–76.
- ^ Перейти обратно: а б Помазанский 1984 , «Равенство чести и Божественность Святого Духа» .
- ^ DH 2012 , н. 800.
- ^ Перейти обратно: а б ДХ 2012 , н. 850.
- ^ DH 2012 , nn.1300–1301, цитируется по Катехизис католической церкви (2-е изд.). Библиотека Эдитрис Ватикана . 2019. Пункт 246 .
- ^ DH 2012 , стр. 1330–1331.
- ^ НАОКТС 2003 .
- ^ Лосский 2003 , с. 176.
- ^ Kulakov 2007 , p. 177.
- ^ Романидес, Джон С. «Франки, римляне, феодализм и доктрина» . romanity.org .
- ^ Григорий Палама, Исповедь (PG 160:333–352), цитируется в NAOCTC (2003) из пер. у Мейендорфа (1974 , стр. 231–232)
- ^ Пападакис 1997 , с. 124.
- ^ Лакост, Жан-Ив, изд. (2005). «Филиокве» . Энциклопедия христианского богословия . Нью-Йорк: Рутледж. п. 583. ИСБН 9780203319017 .
- ^ Олчин 1981 .
- ^ Дональд М. Олчин, «Пункт о Filioque: англиканский подход», Дух Божий, Дух Христа, стр. 85-87.
- ^ Stăniloae 1981 , с. 175, цитируется по Stylianopoulous (1984) .
- ^ Дель Коул 1997 , с. 2 онлайн-текста.
- ^ Мольтманн 1993 , с. 180.
- ^ Bulgakov 2004 , p. 148.
- ^ Дель Коул 1997 , с. 3 онлайн-текста.
- ^ Лосский, Николас (1991). Ланселот Эндрюс-проповедник (1555-1626): истоки мистического богословия англиканской церкви . Перевод Лаута, Эндрю. Оксфорд [ua]: Издательство Оксфордского университета. п. 236, н. 992. ИСБН 9780198261858 .
Источники
[ редактировать ]- Булгаков, Сергей (2004). «Шествие Святого Духа» . Утешитель . Перевод Якима Бориса. Гранд-Рапидс, Мичиган: Уильям Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2112-6 .
- Клиневерк, Лоран (2007). Его сломанное тело: понимание и исцеление раскола между Римско-католической и Восточной Православной церквями . Издательство Евклидского университета. стр. 321–347. ISBN 978-0-615-18361-9 . [ самостоятельный источник ]
- Дель Коул, Ральф (весна 1997 г.). «Размышления о Филиокве» . Журнал экуменических исследований . 34 (2). Филадельфия, Пенсильвания: Университет Темпл. ISSN 0022-0558 . [ мертвая ссылка ] Ранее доступ через «Размышления о Филиокве» . Findarticles.com . Архивировано из оригинала 3 сентября 2015 г. Проверено 25 апреля 2013 г.
- Канлифф-Джонс, Хьюберт (2006). История христианского учения . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 978-0-567-04393-1 .
- Уэр, Каллистос. «Христианское богословие на Востоке 600–1453». В Канлифф-Джонс (2006) .
- Денцингер, Генрих; Хюнерманн, Питер; и др., ред. (2012). «Сборник символов веры, определений и деклараций по вопросам веры и морали». Enchiridionsymbolorum: сборник вероучений, определений и деклараций Католической церкви (43-е изд.). Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. ISBN 978-0898707465 .
- Даллес, Эйвери (апрель 1995 г.). «Филиокве: что поставлено на карту?» . Concordia Theological Quarterly . 59 (1–2). Форт-Уэйн, Индиана: Факультет Теологической семинарии Конкордия: 31–47, стр. 32, 40. ISSN 0038-8610 . Архивировано из оригинала 21 октября 2004 г.
- Фаррелли, Джон (2005). «Поздние зондирования: пятый-девятнадцатый век» . Троица: новое открытие центральной христианской тайны . Лэнхэм [ua]: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-916586-88-1 .
- Хопко, Томас (nd). Доктрина . Православная вера. Том. 1. Православный христианский издательский центр / Православная Церковь Америки. Архивировано из оригинала 21 февраля 2015 г. Получено 21 декабря 2011 г. - через oca.org.
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - Кулаков, Михаил (2007). «Владимир Николаевич Лосский (1903-1958) – Комментарий» . В Витте, Джон; Александр, Фрэнк С. (ред.). Учение современного православного христианства о праве, политике и человеческой природе . Нью-Йорк [ua]: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-14265-6 .
- Лосский, Владимир (1997) [1957]. Мистическое богословие Восточной Церкви . Перевод членов Содружества святителей Альбана и Сергия. Кембридж, Великобритания: Джеймс Кларк. стр. 48–57. ISBN 978-0-22767919-7 .
- Лосский, Владимир (2003) [1974]. «Исхождение Святого Духа в православном тринитарном богословии» . В Кленденине, Дэниел Б. (ред.). Восточно-православное богословие: современный читатель (2-е изд.). Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic. ISBN 978-0-8010-2651-5 . Глава была впервые опубликована в Лосский, Владимир (1974). По образу и подобию Божию . Перевод Эриксона, Джона Х.; Берд, Томас Э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. стр. 71–96. ISBN 9780913836132 .
- МакГакин, Джон А., изд. (2011). «Энциклопедия восточного православия: Новая Зеландия». Энциклопедия восточного православия . Издательство Блэквелл. ISBN 9781405185394 – через Blackwell Reference Online.
- Папаниколау, Аристотель. « Святая Троица ». В МакГакине (2011) .
- Мейендорф, Джон (1974). Св. Григорий Палама и православная духовность . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 978-0-913-83611-8 .
- Мольтманн, Юрген (1993) [©1981]. Троица и Царство: учение о Боге . Перевод Маргарет Коль (переиздание). Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. ISBN 978-0-8006-2825-3 .
- Североамериканская православно-католическая богословская консультация (25 октября 2003 г.). «Филиокве: проблема разделения церкви?» . usccb.org . Вашингтон, округ Колумбия: Конференция католических епископов США. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 г. Также заархивировано с сайта scoba.us . Нью-Йорк: Постоянная конференция канонических православных епископов Америки.
- Пападакис, Аристейдес (1997) [1983]. Кризис в Византии: спор о Филиокве в Патриархате Григория II Кипрского (1283-1289) (Перед. Ред.). Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881411768 .
- Помазанский, Михаил (1984). Роуз, Серафим (ред.). Православное догматическое богословие: краткое изложение . Перевод Роуз, Серафим (изд. IntraText CT). Рим: Èulogos SpA (опубликовано 4 мая 2007 г.). OCLC 13126159 – через Intratext.com.
- Папский совет по содействию христианскому единству (13 сентября 1995 г.). «Греческие и латинские традиции об исхождении Святого Духа». Оссерваторе Романо . № 38 (еженедельное издание на английском языке). Ватикан (опубликовано 20 сентября 1995 г.). С. 3, 6. ISSN 1563-6178 . с помощью: «Греческие и латинские традиции об исхождении Святого Духа» (PDF) . Информационная служба (83). Ватикан: Папский совет по содействию христианскому единству: 88–92. 1995. OCLC 826628354 . Архивировано (PDF) из оригинала 23 декабря 2015 г.
- Шмаус, Майкл (1975). «Святой Дух» . В Ранере, Карл (ред.). Энциклопедия богословия: краткий Sacramentum mundi . Нью-Йорк: Перекресток. стр. 646–647. ISBN 9780816411825 .
- Сеченский, Энтони Эдвард (2010). Филиокве: история доктринального спора . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195372045 .
- Стилианопулус, Теодор (1984). «Филиокве: догма, теологумен или ошибка?». В Стилианопулосе, Теодор Г; Хайм, С. Марк (ред.). Дух истины: экуменический взгляд на Святой Дух . Консультация Святого Духа, 24–25 октября 1985 г., Бруклин, Массачусетс. Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста (опубликовано в 1986 г.). ISBN 978-0-91765139-7 . - также заархивировано с goecities.com транскрипции «Филиокве: догма, теологумен или ошибка?». Греческий православный богословский обзор . 31 (3–4). Бруклин, Массачусетс: Издательство Греческого православного богословского института: 255–288. 1986. ISSN 2169-6861 .
- Вишер, Лукас, изд. (1981). Дух Божий, Дух Христов: экуменические размышления о споре о Филиокве . Бумага «Вера и порядок». Том. 103. Женева: Всемирный совет церквей. ISBN 9780281038206 .
- Олчин, Дональд М. «Оговорка о филиокве: англиканский подход». В Вишере (1981) .
- Станилоаэ, Дмитрий. «Исхождение Святого Духа от Отца и Его отношение к Сыну, как основа нашего обожения и усыновления». В Вишере (1981) , стр. 174–186.
- Уэр, Тимоти (позже религиозное имя Каллистос) (1993). Православная церковь (изд. IntraText CT). Рим: Èulogos SpA (опубликовано 29 мая 2007 г.). стр. 52–61 – через Intratext.com.
- Зизиулас, Иоаннис (1996). «Один единственный источник: православный ответ на разъяснения по поводу Филиокве» . 30 дней в Церкви и в мире . 9 . Ньютон, Нью-Джерси: Italcoser: 42–. ISSN 0897-2435 . Записано на Зизиулас, Джон (nd). «Один единственный источник: православный ответ на разъяснения по поводу Филиокве» . ordoxresearchinstitute.org . [sl]: Православный научно-исследовательский институт. Архивировано из оригинала 13 января 2013 г. Проверено 23 декабря 2011 г. Комментарий к PCPCU (1995)
Библиография
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Вуд, Джеймс , изд. (1907). « Спор о Филиокве ». Энциклопедия Наттолла . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн.
- «Филиокве», статья в Оксфордском словаре христианской церкви Oxford University Press, 2005, стр. 614.
- Дэвид Брэдшоу. Аристотель Восток и Запад: Метафизика и разделение христианского мира . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2004, стр. 214–220.
- Джозеф П. Фаррелл. Бог, история и диалектика: теологические основы двух Европы и их культурные последствия . Издание в переплете 1997 г. Электронное издание 2008 г.
- Джон Ст. Х. Гибо, « Cursus Honorum и дело Запада против Фотия», Logos 37 (1996), 35–73.
- Элизабет Тереза Гроппе. Теология Святого Духа Ива Конгара . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2004. См. особенно. стр. 75–79, краткое изложение работы Конгара над Filioque . Конгар широко считается самым важным римско-католическим экклезиологом двадцатого века. Он оказал влияние на составление нескольких документов Второго Ватиканского собора. Но самое главное, он сыграл важную роль в объединении на Западе пневматологии и экклезиологии, что стало новым явлением.
- Дэвид Гурецки Карл Барт о «Филиокве» . Фарнем, Великобритания: Ашгейт, 2009. ISBN 978-0-7546-6704-9 . Тщательное исследование защиты Filioque Карлом Бартом и того, почему его позиция ближе к восточной перспективе, чем обычно предполагалось.
- Ричард Хо. Фотий и Каролинги: Тринитарный спор . Бельмонт, Массачусетс: Издательская компания Nordland, 1975.
- Йозеф Юнгманн , Пастырская литургия . Лондон: Чаллонер, 1962. См. «Христос, Бог наш», стр. 38–48.
- Джеймс Ликудис . Прекращение византийско-греческого раскола . Нью-Рошель, Нью-Йорк: 1992. Извиняющийся ответ на полемические нападки. Полезная книга, поскольку в нее включены важные тексты и документы; см. особенно цитаты и работы Фомы Аквинского , OP, Деметриоса Кидонеса , Никоса А. Ниссиотиса и Алексиса Ставровского. Избранная библиография превосходна. Автор показывает, что спор о Филиокве понимается лишь как часть спора о папском первенстве и не может рассматриваться в отрыве от экклезиологии .
- Брюс Д. Маршалл, « Ex Occidente Lux?» Фома Аквинский и восточно-православное богословие», Modern Theology 20:1 (январь 2004 г.), 23–50. Пересмотр взглядов Фомы Аквинского, особенно на обожение и благодать, а также его православных критиков. Автор предполагает, что Фома Аквинский может иметь более точную точку зрения, чем его критики, на систематические вопросы богословия, связанные со спором о Филиокве .
- Мейендорф, Джон (1983). Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы (пересмотренное 2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. ISBN 9780823209675 .
- Мейендорф, Джон (1996a). Православная церковь: ее прошлое и ее роль в современном мире (пересмотренное 4-е изд.). Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780913836811 .
- Мейендорф, Джон (1996b). Рим, Константинополь, Москва: Историко-богословские исследования . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881411348 .
- Аристейдес Пападакис. Христианский Восток и возвышение папства . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии, 1994, стр. 232–238 и 379–408.
- Дункан Рид. Энергии духа: тринитарные модели в восточно-православном и западном богословии . Атланта, Джорджия: Scholars Press, 1997.
- А. Эдвард Сеченский. Использование сочинения Максима Исповедника о Филиокве на Ферраро-Флорентийском соборе (1438–1439) . Анн-Арбор, Мичиган: Диссертационные службы UMI, 2005.
- Мэлон Х. Смит, III. И взятие хлеба: Керуларий и спор об Азиме 1054 года . Париж: Beauschesne, 1978. Эта работа по-прежнему ценна для понимания культурного и теологического отчуждения Востока и Запада на рубеже тысячелетий. Теперь очевидно, что ни одна из сторон не поняла другую; как греческие, так и латинские антагонисты полагали, что их собственные практики являются нормативными и аутентичными.
- Тимоти [Каллистос] Уэр. Православный путь . Переработанное издание. Крествуд, Нью-Йорк: 1995, стр. 89–104.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Филиокве в Православной Вики
- Запись в христианской циклопедии