лестадизм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2013 г. ) |
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на финском языке . (Июнь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Часть серии о |
лютеранство |
---|
Лестадианство ( швед . Læstadianism , фин . Lestadiolaisuus ), также известное как лестадианское лютеранство и апостольское лютеранство , — пиетистское лютеранское движение возрождения, зародившееся в Сапми в середине XIX века. [1] Названное в честь администратора шведской лютеранской государственной церкви и движения за воздержание лидера Ларса Леви Лестадиуса , это крупнейшее пиетистское движение возрождения в странах Северной Европы . [2] В состав организации входят в основном представители Финляндии , Северной Америки , Норвегии , России и Швеции . Есть также меньшие общины в Африке , Южной Америке и Центральной Европе . Кроме того, лестадские лютеране имеют миссионеров в 23 странах. [3] Число лестадианцев во всем мире оценивается от 144 000 до 219 000 человек.
Организация в Финляндии и Северной Америке
[ редактировать ]Большинство лестадианцев в Финляндии являются частью национальной лютеранской церкви Финляндии (ср. Община лютеранских епархий северных стран ); но в Америке , где нет официальной лютеранской церкви, они основали собственную деноминацию, [4] которые в середине 20 века разделились на три подгруппы. Последующие расколы в американской церкви позже привели к образованию 19 отделений, из которых около 15 действуют сегодня.
Три крупные основные ветви, в которых проживают около 90 процентов лестадианцев: [5]
- Консервативный лестадизм известен другим лестадианцам как «Хайдеманы» в честь лидера 20-го века Пола А. Хайдемана. В Северной Америке они представлены Лестадианской лютеранской церковью .
- Первенцы известны другим лестадианцам как «Эсикойнен». Они представлены в Северной Америке Староапостольской лютеранской церковью .
- Раухан Сана («Слово мира») известен другим лестадианцам как «Микельсены» в честь лидера 20-го века Эндрю Микельсена. В Северной Америке они представлены Апостольской Лютеранской Церковью Америки .
Остальные филиалы небольшие и некоторые из них неактивны.
В Финляндии группа Elämän Sana («Слово жизни»), как наиболее «основная линия» различных ветвей лестадианства, занимала видное место в иерархии Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии : два члена были избраны епископами Оулу , а один служил генеральным капелланом (главным капелланом Сил обороны Финляндии , эквивалентом генерал-майора ).
Различие доктрин и практик
[ редактировать ]Акцент на оправдании
[ редактировать ]Все ветви разделяют многие важные учения, включая центральный акцент на лютеранской доктрине оправдания ( прощения и благодати ).
истинного христианина Учение
[ редактировать ]Другое основное учение касается существенных различий в образе жизни и убеждениях между истинными верующими, с одной стороны, и лжехристианами и неверующими (иногда отличающимися живой верой от мертвой веры), с другой.
Исключение и включение среди лестадских подгрупп
[ редактировать ]Лидеры двух крупнейших лестадианских подгрупп, консервативных лестадианцев и первенцев лестадианцев , на протяжении десятилетий исключали друг друга и все другие лестадианские подгруппы из Царства Небесного, хотя основные доктрины этих деноминаций практически неотличимы. [6] Руководство меньшей третьей основной подгруппы, Федерации , продолжало считать другие подгруппы приверженцами живой веры после того, как безуспешно пыталось сохранить единство внутри лестадианства, когда к этому призывали лидеры его более крупных коллег в 1930-х годах, и позже потребовалось отделение от Федерации и других лестадских конфессий. [7]
Декларация о прощении
[ редактировать ]Церковь учит, что каждый верующий имеет право свидетельствовать о прощении грехов других, что иногда называют звуковым заявлением о прощении грехов. Лестадианцы обычно провозглашают прощение грехов «во имя и кровь Иисуса».
На практике
[ редактировать ]Лестадианство считает, что когда христианин совершил грех, будь то в мыслях или поступках, он или она должны исповедоваться в грехе перед другим верующим. Таким образом, среди лестадианцев, находящихся в церкви или вне ее, в любое время, но особенно во время церковной службы перед чином святого причастия, принято исповедоваться в своих грехах друг перед другом или, изредка, перед одним из служителей церкви, совершающим обряд святого причастия. таинство. Распространенным заявлением является: «Верьте, что ваши грехи прощены во имя Иисуса и (пролитую) кровь». Эта процедура, укоренившаяся в лестадианстве, отличается от отпущения грехов в основных лютеранских церквях в нескольких аспектах, в том числе тем, что просьба о прощении не обязательно должна обращаться (и чаще всего не обращается) к священнику; признание часто делается открыто; исповедь не производится по предварительной записи, а легко доступна любому верующему от любого другого верующего в любое время; и конкретная формулировка декларации гласит, что средством искупления является пролитая кровь Христа .
Самый торжественный обряд
[ редактировать ]Поскольку лестадианцы очень серьезно относятся к утверждению, что благодать существует только для того, чьи грехи были конкретно прощены, вряд ли в этом движении существует другой обряд, который мог бы соперничать с важностью провозглашения прощения. Эта доктрина является уникальным продолжением доктрины священства верующего .
Определение приветствия и прощания
[ редактировать ]Приветствуя друг друга, лестадианцы говорят «Божий мир» по-английски, а Джумалан терве , что означает «Божье приветствие» или «добро пожаловать», по-фински. Прощаясь друг с другом, они произносят по-английски «Божье благословение», то же самое, что и финское прощание Jumalan rauhaa .
Акцент на избегании греха и «мирского»
[ редактировать ]«Мирское» не приветствуется, и лестадианцы не одобряют добрачный секс и употребление алкоголя , за исключением таинства святого причастия. Консервативные лестадианцы не одобряют мирские пороки, такие как танцы, телевидение, противозачаточные средства, ритмичная музыка , макияж , серьги, фильмы, татуировки и ругательства. Некоторые консервативные элементы внутри церкви идут еще дальше, отвергая уклад мира, например, отказываясь покупать страховку, запрещая своим детям участие в организованных школьных спортивных состязаниях и снимая радиоприемники из своих автомобилей. Простота в доме, включая запрет на занавески и цветы, также является распространенным требованием, особенно среди Первенцев Лестадиан , но не является церковной доктриной. [8]
Контроль над рождаемостью
[ редактировать ]Особенно большое количество первенцев-апостольских лютеран и многие члены наиболее консервативных общин в группе «Слово мира» не используют противозачаточные средства, потому что верят, что ребенок — это дар от Бога; поэтому многие лестадские семьи большие. [ нужна ссылка ]
Общественные мероприятия
[ редактировать ]Основными видами деятельности лестадианцев являются ежегодные или более частые церковные съезды, в том числе летние службы консервативных лестадианцев , на которых присутствуют члены общин со всего мира; а для молодежи — хапсы (собрания подростков и молодых людей, чтобы спеть «Песни и гимны Сиона» и посетить их), песенные службы, костры, молодежные дискуссии, встречи опеки и встречи возрождения .
В рамках первенцев лестадианства в Скандинавии наиболее важными ежегодными событиями являются рождественские службы в Елливаре и летние службы в Лахти , где каждый год собираются тысячи первенцев лестадианцев из разных стран.
Публикации
[ редактировать ]Различные филиалы издают свои газеты и журналы.
Избранное Писание
[ редактировать ]В Финляндии версией Библии, в основном используемой лестадианцами, является финская Библия 1776 года , которая, в отличие от более новых переводов, основана на Textus Receptus . Центральная ассоциация финских ассоциаций мира (SRK) публикует тройной финский перевод [9] (1776, 1933/1938 и 1992), которая используется консервативными лестадианскими проповедниками как учебная, так и служебная Библия. Американский и канадский лестадизм использует версию короля Якова , также основанную на Textus Receptus.
История
[ редактировать ]Корни движения
[ редактировать ]Название движения происходит от Ларса Леви Лестадиуса (1800–1861), шведского саамского проповедника и администратора шведской государственной лютеранской церкви в Сапми, который также был известным ботаником. Лестадиус основал это движение, когда работал пастором Шведской церкви на севере Швеции в 1840-х годах. Лестадиус встретил саамскую женщину по имени Милла Клементсдоттер из Фёллинге в муниципалитете Кроком в Емтланде во время инспекционной поездки в Оселе в 1844 году . Она принадлежала к движению возрождения внутри Шведской церкви, возглавляемому пастором Пером Бранделлом из прихода Нора в муниципалитете Крамфорс в Онгерманланде и характеризующемуся пиетистскими и моравскими влияниями. Она рассказала Лестадиусу о своем духовном опыте на пути к истинно живому христианству, и после встречи Лестадиус почувствовал, что пришел к пониманию секрета живой веры. У него был глубокий опыт вхождения в состояние благодати, получения Божьего прощения за свои грехи и, наконец, истинного видения пути, ведущего к вечной жизни. Его проповеди приобрели, по его собственным словам, «новую окраску», на которую стали откликаться люди. Движение начало распространяться из От Швеции до Финляндии и Норвегии , особенно среди саамов и квенов . Он предпочитал, чтобы его последователей называли просто «христианами», но другие стали называть их «лестадианцами».
Первоначальный эффект на саамских прихожан Лестадиуса
[ редактировать ]вынудило Двумя серьезными проблемами, с которыми Лестадиус столкнулся с первых дней своего пребывания на посту церковного служителя, были безразличие его саамских прихожан, которых шведское правительство перейти из шаманской религии в лютеранство, а также страдания, причиненные им алкоголизмом. Духовное понимание, которое Лестадиус приобрел и которым поделился в своих новых проповедях, «наполненных яркими метафорами из жизни саамов, которые они могли понять, ... о Боге, который заботился о жизни людей», оказало глубокое положительное влияние на обе проблемы. . Отчет с точки зрения саамской культуры вспоминает новое желание саамов научиться читать, а также суету и энергию в церкви, когда люди исповедовались в своих грехах, плакали и молились о прощении - в лестадианстве это было известно как liikutukset , своего рода экстаз . Уменьшилось пьянство и кражи скота, что положительно сказалось на отношениях, финансах и семейной жизни саамов. [10]
Подъем лестадианства среди саамов
[ редактировать ]Быстрый рост лестадианства среди саамов был обусловлен несколькими факторами. Лестадиус с гордостью называл себя саамом через свою мать, южную саамку. Он говорил и проповедовал на двух саамских диалектах. Кроме того, он выбрал необразованных проповедников-мирян из саамских оленеводов, чтобы они путешествовали с ними круглый год и проповедовали нераскаявшимся среди них. Кроме того, на заре движения Лестадиус, чтобы найти общий язык со своими прихожанами, позаимствовал у саамов знакомые языческие божества и концепции и адаптировал их к христианству. Еще одним фактором роста лестадианства среди саамов было то, что государственные школы-интернаты вскоре стали заселяться лестадианским персоналом. Затем саамам понравился строгий моральный кодекс, включающий строгую умеренность лестадианства. Целые сообщества, разрушенные алкоголизмом, протрезвели практически за одну ночь. Это имело дополнительный положительный эффект в виде улучшения социального положения саамов во внешнем мире. Наконец, лестадианство было верой, которую саамы могли определить как происходящую изнутри, поскольку сам Лестадиус утверждал, что познал истинную живую веру только после встречи с бедной, подвергшейся насилию саамской женщиной Миллой Клементсдоттер. [11]
«Непрерывная линия живого христианства»
[ редактировать ]Фракция внутри лестадианства считает, что это движение является современным потомком непрерывной линии живого христианства через Лютера , богемских братьев , лоллардов и вальденсов , вплоть до первобытной церкви . Мартин Лютер , Ян Гус , Джон Уиклиф и Питер Уолдо считаются духовными предками лестадианства.
Демография
[ редактировать ]Группы в 2024 году
[ редактировать ]- 1. Консервативное лестадианство 115 000 человек (в Финляндии ( SRK ), США ( Лестадианская лютеранская церковь ), Швеции ( SFC ), России, Того (ELLT), Канаде ( LLOP ), Кении (LLOP), Гане ( LLP ), Гамбии ( LLC ), Эквадор, Норвегия, Эстония ( ELR ), Латвия, Лондон, Германия, Венгрия, Испания, Швейцария, Турция и др.)
- 2. Первенец лестадианства, неизвестная численность членства (в США ( Староапостольская лютеранская церковь ), Финляндии (Esikoislestadiolaiset ry), Швеции, Норвегии, России, Латвии)
- 3. Группа Little Firstborn (группа Раухана Сана) 21 000 человек (в Финляндии (LFF и LYRS), США ( Апостольская Лютеранская Церковь Америки ), Швеции, Норвегии, Канаде ( ALC ), Гватемале, Нигерии, Индии, Того (ALC) и Кения)
- 4. Группа Торола 4000 человек (в США (Первоапостольская лютеранская церковь), Швеции и Финляндии (СВР))
- 5. Группа Рида (Поллариты) 3500 человек в США (Независимая апостольская лютеранская церковь)
- 6. Пробуждение 3000 человек (в Финляндии (LLK) и Норвегии)
- 7. Esikoiset ry 1500 человек (в Финляндии)
- 8. Старые Эрикианцы (группа Люнгена) 1200 человек в Норвегии.
- 9. Алайокитес, 1000 человек (в Миннеаполисе и Вулф-Лейк в Миннесоте, США)
- 10. Новые Эрикианцы, 800 человек в Норвегии.
- 11. Группа Аунес 550 человек в США (Апостольская лютеранская церковь) [12]
- 12. Группа Элямян Сана (клерикалисты) 300 человек (в Финляндии, Швеции (SFK) и Норвегии)
- 13. Группа Леви 200 человек (в Финляндии и Швеции)
- 14. GALC 50 человек в США (Апостольская лютеранская церковь Грейс)
- 15. Группа Лескинен 50 человек (в Швеции и Норвегии)
- 16. Группа Квенанген (свармери) 50 человек в Норвегии.
- 17. Давидиты 40 человек в США.
- 18. Группа Гундерсена из 30 человек в Норвегии.
- 19. Группа Ханка (Мельвиниты) 20 человек в США.
- 20. Группа Стен 15 человек в Финляндии
- 21. Группа Kontio 5 человек в Финляндии.
- Генеалогическое древо лестадианства в России и Ингерманландии (не столько в Карелии), включая несуществующие группы
- Мировое генеалогическое древо лестадианства, не включая несуществующие группы
- Генеалогическое древо лестадианства в Финляндии и Карелии, включая несуществующие группы
- Генеалогическое древо лестадианства в Америке, включая несуществующие группы
- Генеалогическое древо лестадианства в Швеции, включая несуществующие группы
- Генеалогическое древо лестадианства в Норвегии, включая несуществующие группы
- Генеалогическое древо лестадианства в Вадсё (Норвегия) в 1860–1960 гг., включая несуществующие группы.
Фертильность
[ редактировать ]По западным стандартам у членов, как правило, большие семьи. В Финляндии их демографическое преимущество выросло по мере падения национального уровня рождаемости: в 1940-х годах их уровень рождаемости был вдвое выше среднего по стране, а в 1980-х — в четыре раза. «К 1985–1985 годам лестадский и финский составляли 5,47 и 1,45 соответственно СКР . консервативный кластер занимается безудержным воспроизводством.
Никаких исследований уровня эндогамии и сохранения членства у лестадианцев не проводилось [по состоянию на 2010 год]. Однако они интегрированы по месту жительства и по профессии, поэтому теряют больше членов из-за ассимиляции. Например, в маленьком городке Ларсмо , несмотря на некоторые потери из-за внебрачных браков и эмиграции, их доля населения всего за тридцать лет удвоилась и составила примерно 40% в 1991 году, и, по прогнозам, она составляла «две трети большинства города в поколение." [13]
В популярной культуре
[ редактировать ]В литературе
[ редактировать ]- «Исследование жемчужины» , книга, написанная Эдвином А. Суоминеном. Исследование Жемчужины — это исследование доктрины и истории консервативного лестадианства. В книге также рассматриваются учения Мартина Лютера, раннее христианство, христианский фундаментализм и сектантство, а также Библия.
- «Приготовить медведя» Микаэль Ниеми . Вымышленная история, действие которой происходит на крайнем севере Швеции в 1852 году, о сбежавшем саамском мальчике и его наставнике, знаменитом пасторе Лестадиусе .
- Ларс Леви Лестадиус и саамы
- Лестадианство и его роль в утрате традиционного саамского мировоззрения , Виктор «Вулле» Корнелл
- лестадизм
- Ларс Леви Лестадиус и Возрождение в Лапландии , с картины Уоррена Х. Хепокоски
- Лестадианское движение: предварительные записи и свидетельства , составленные Уорреном Х. Хепокоски.
- Лестадианское движение: споры и разногласия 1861–2000 гг. , Уоррен Х. Хепокоски.
- «Мы, грешники» , роман бывшей участницы ООО Ханны Пюльвяйнен о лестадианстве. [1]
- Конец времени барабанов , роман Ханны Пилвяйнен 2023 года, действие которого происходит в северной Скандинавии в 1850-х годах, в котором главными героями являются Ларс Леви Лестадиус (вымышленный) и саамские оленеводы ISBN 9781250822901
- Автор научной фантастики Уолтер Джон Уильямс обсуждает историю своей семьи с лестадианством
В кино и на телевидении
[ редактировать ]- «Все грехи» — финский телесериал, действие которого происходит в городке Лестадиан на севере Финляндии.
- Лестадианство – США (короткометражный документальный фильм)
- Запретный плод
- Восстание Каутокейно
- Земля — грешная песня
- Элина: Как будто меня там не было
- Полярный круг (фин. Ivalo) – сериал
- Bordertown (финский сериал) , сезон 3, эпизоды 7 и 8, рассказывает о загадочных смертях в консервативном лестадском сообществе.
Знаменитые лестадианцы
[ редактировать ]- Юха Сипиля Финляндии , член парламента , бывший премьер-министр Финляндии и лидер Центристской партии , на протяжении всей жизни является приверженцем Слова Мира Лестадиана.
- Сексмане (настоящее имя Эдвард Максимилиан Сене), финский артист, продающий платину, родился и вырос в семье Лестадиан в Сиилинярви . [14]
См. также
[ редактировать ]- Каутокейно восстание
- Корпела движение
- Читатели , родственное шведское движение
- Ханс Нильсен Хауге , нелестадианский деятель возрождения Пробуждения в Норвегии, чьи труды сегодня изучаются некоторыми лестадианцами.
- Ушковайзет – православные лестадианцы (статья на русском языке). [15]
Источники
[ редактировать ]- Талонен, Йоуко (2001). Юстиция 14, журнал СТИ, Многоликий Лестадио. Дисперсия активности Лесты (PDF) . Финский теологический институт (STI). ISBN 952-9857-11-Х . Архивировано из оригинала (PDF) 16 января 2014 г. Проверено 17 октября 2012 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гранквист, Марк А. (2015). Скандинавские пиетисты: духовные сочинения из Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии XIX века . Паулист Пресс. п. 34. ISBN 9781587684982 .
Первоначально Лестадиус осуществлял свое служение в основном среди коренных саамов, но вскоре его влияние распространилось на территории северной Финляндии, и лестадианское (или апостольско-лютеранское) движение стало преимущественно финским. Несмотря на то, что он был пастором и ученым с университетским образованием (он был известным ботаником), его мощная проповедь и духовный пример положили начало движению пробуждения мирян на севере, движению, которое известно своими отличительными религиозными практиками, включая мирское исповедание и отпущение грехов.
- ^ Холмквист, Джун Дреннинг (1 января 1981 г.). Они выбрали Миннесоту: исследование этнических групп штата . Пресса Исторического общества Миннесоты. п. 306. ИСБН 9780873511551 .
Финские иммигранты в Миннесоту в первые два десятилетия после 1864 года были в основном лестадианцами или апостольскими лютеранами, последователями Ларса Леви Лестадиуса, лютеранского священника, который возглавил пиетистское возрождение, охватившее северные регионы Скандинавии.
- ^ Талонен, Йоуко (октябрь 2012 г.). «Зарождение, распространение и распространение лестадиолизма. Лекция исследователя лестадиализма, профессора церковной истории Йоуко Талонена, наследие и наследники Лестадиуса – семинар в Оулу, 4-5 октября 2012 г.» . Оулуская епархия, Северный институт культуры и Оулуский ев.-лут. собрания . Проверено 1 января 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Майер, Ф.Е.; Пипкорн, Артур Карл (1961). Религиозные организации Америки (4-е изд.). Сент-Луис, Миссури: Издательство Concordia. п. 189.
- ^ «Научиться жить свободно: спорт – это хорошо» . extoots.blogspot.com . 5 августа 2008 г.
- ^ « Осмотр жемчужины » . 2012. с. 67 и далее . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ « Осмотр жемчужины » . 2012. с. 73 и далее . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ «Старый стадианизм больше, чем просто предубеждение» .
- ^ «Трио Библия» . Проверено 24 апреля 2016 г.
- ^ «Лестадизм – Samer.se» . 6 августа 2006 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ « Лестадианство и его роль в утрате традиционного саамского мировоззрения. Раздел: Лестадианство и саамский народ » . Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ Осень 2012 г.
- ^ Кауфманн, Эрик (2010). Унаследуют ли религиозные люди Землю? : демография и политика в XXI веке (2-е печатное изд.). Лондон: Профильные книги. стр. 161 ф. ISBN 978-1-84668-144-8 .
- ^ «Нежный и меланхоличный — Сексмейн, получивший четыре номинации на Эмму, не гангстер, но и не образец для подражания — Rumba.fi» . www.rumba.fi (на финском языке). 2021-12-15 . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ "Карельское религиозное движение ушковайзет" . Uralistica (in Russian). August 13, 2010. Archived from the original on August 3, 2020.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- NPR , Вера, семья и прощение в романе Ханны Пылвайнен «Мы, грешники»
- Уоррен Х. Хепокоски, Сочинения и письма проповедников
- Lestadiolaisuus.info: Фотографии об американском лестадианстве
- Lestadiolaisuus.info: Газетные статьи о лестадианстве в Америке.