Лестадизм в Америке
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2022 г. ) |
Часть серии о |
лестадизм |
---|
Лестадская иммигрантами из церковь прибыла в Северную Америку вместе с стран Северной Европы (особенно финнами и саамами ) во второй половине XIX века, многие из которых приехали работать на медные рудники полуострова Кевино . Некоторые из этих новых иммигрантов оказались в конфликте со старшими, устоявшимися иммигрантами из тех же стран, будучи, как правило, более бедными и менее устоявшимися и придерживавшимися нового фундаменталистского учения Ларса Леви Лестадиуса , шведско-саамского проповедника и ботаника, родившегося в Арьеплуге . Швеция. Лестадианские общины, отдельные от сохранившихся скандинавских лютеранских церквей, были сформированы в Кокато, штат Миннесота , в 1872 году и в Калумете, штат Мичиган , в 1873 году.
Группы в Америке в 2013 году
[ редактировать ]Всего в мире насчитывается 171 000 лестадианцев , из них 26 000 проживают в Америке. [ 1 ] [ 2 ]
- Первенец лестадианства («Esikoinens») – 10 000 членов в США ( Староапостольская лютеранская церковь )
- Группа маленьких первенцев – (группа Раухана Сана) (Федерация) («Микельсоны» [ 3 ] [ 4 ] ) 6000 членов в США и Канаде ( Апостольская лютеранская церковь Америки ) и в Гватемале.
- Консервативный лестадизм - («Хейдеманс») 5000 членов в США и Канаде ( Лестадианская лютеранская церковь ) и в Эквадоре.
- Группа Торола - 4000 членов в США (Первая апостольская лютеранская церковь)
- Ридиты (поллариты) - 3500 членов в США (Независимая апостольская лютеранская церковь)
- Аунеситы - 550 членов в США (Апостольская лютеранская церковь)
- Апостольская лютеранская церковь Грейс - около 200 членов в Южной Каролине.
- Давидиты - 40 членов в США.
- Мельвиниты - 20 членов в США.
Терминология
[ редактировать ]У каждой общины обычно есть имя, которое они называют сами, которое часто отличается от имени, используемого в этой статье. В частности, приверженцы Первоапостольской церкви отвернулись бы, если бы их назвали «лестадианцами», потому что для них «лестадианцы» являются противоположной стороной раскола 1973 года. В целях редакционной ясности в этой статье используется внутренне согласованная схема именования, которая отличается от имен, которые общины применяют к себе. Термин «лестадиан» используется как общий термин для обозначения всех церквей с четкой преемственностью верований от учения Ларса Леви Лестадиуса . Соответствующие ветви лестадианских церквей в разной степени признают свои корни в учении Ларса Леви Лестадиуса. Староапостольская лютеранская церковь, например, будет читать постиллу (проповедь) Лестадия вместе с текстом из Библии на каждой церковной службе. Напротив, общины Поллари не признают Лестадиуса ни в одной из своих литургий, и ему не уделяется особого внимания в их учениях.
Термин «апостольский» не относится к доктрине апостольской преемственности ; скорее, это означает стремление жить как можно ближе, придерживаясь взглядов Лестада, к доктринам и практикам Апостола.
Конгрегации и концентрации
[ редактировать ]По состоянию на 2017 год значительные концентрации лестадианских приверженцев и церквей, корни которых уходят в лестадианство, существуют в следующих регионах: [ нужна ссылка ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Долина Мат-Су , Аляска
- Финикс, Аризона
- Прескотт, Аризона
- Хемет, Калифорния
- Мартинес, Калифорния
- Гленвуд-Спрингс, Колорадо
- Бетел, Коннектикут
- Лейк-Уорт, Флорида
- Уокеган и Сион, Иллинойс
- Элктон, Мэриленд
- Сентервилл, Массачусетс
- Фитчбург, Массачусетс
- Калумет , Хэнкок , Хоутон и близлежащие города в Мичигане (« Медная страна »)
- Брайтон, Мичиган
- Хауэлл, Мичиган
- Айронвуд, Мичиган
- Айрон-Ривер, Мичиган
- Эбен-Джанкшен, Мичиган
- Негони и Ишпеминг, Мичиган
- Миннеаполис, Миннесота (северо-западный пригород)
- Брейнерд, Миннесота
- Кокато, Миннесота
- Дейтон, Миннесота (пригород на северо-западе Миннеаполиса)
- Дир-Ривер, Миннесота
- Дулут и Клоке, Миннесота
- Игл-Лейк-Тауншип, Миннесота
- Элк-Ривер, Миннесота
- Эско, Миннесота
- Фладвуд, Миннесота
- Менахга, Миннесота и окрестности
- Нью-Йорк Миллс, Миннесота
- Рокфорд, Миннесота
- Вирджиния, Миннесота
- Калиспелл, Монтана
- Нью-Ипсвич, Нью-Гэмпшир
- Нью-Йорк (хоть и небольшой, но есть сообщество)
- Хай-Пойнт, Северная Каролина
- Дикинсон, Северная Дакота
- Портленд, Орегон
- Грир, Южная Каролина
- Округ Хэмлин, Южная Дакота
- Округ Юта, штат Юта (в основном к югу от Прово, штат Юта )
- Гринбриер, Теннесси
- Поле битвы, Вашингтон
- Давенпорт, Вашингтон
- Лонгвью, Вашингтон
- Сиэтл, Вашингтон (северо-западный пригород)
- Колвилл, Вашингтон
- Спокан, Вашингтон
- Маренго, Висконсин
- Кеноша, Висконсин
- Оулу, Висконсин
- Уилмингтон, Северная Каролина
Канада
[ редактировать ]Убеждения и характеристики
[ редактировать ]Американские лестадианцы исповедуют фундаменталистскую христианскую веру в различной степени. Большинство лестадианцев избегают алкоголя; разное количество приверженцев избегают ряда «мирских» практик, включая танцы, игру в карты, кино, телевидение, популярную музыку и исполнительские виды искусства (перечислены в приблизительном порядке избегания). Тем не менее, кофеин широко потребляется, и табак, как правило, терпим, но проповедуется против лиц младше 18 лет, поскольку в большинстве юрисдикций действуют законы, запрещающие несовершеннолетним покупать табачные изделия. Размер семьи, как правило, больше, чем в среднем по Америке; в большинстве семей за пределами города имеется от 4 до 10 детей, в то время как в большинстве церквей есть несколько семей с 12 или 15 детьми. Контроль над рождаемостью обычно не практикуется; это проповедуется как грех, если только после рассмотрения и консультации с врачами не будет установлено, что это необходимо для здоровья матери. Контроль над рождаемостью недопустим, потому что он препятствует рождению ребенка, а каждый ребенок – это дар Божий.
Лестадианский аскетизм отличается от других американских христиан-фундаменталистов тем, что ни одно из вышеупомянутых развлечений официально не запрещено ; скорее, лестадианцы советуют друг другу и используют подкрепляющую систему социальной обратной связи, чтобы побудить воздерживаться от курения. Активные общины предоставляют социальные возможности в соответствии с верованиями церкви; почти каждые выходные вечером лестадианские подростки собираются в том или ином доме (тусовки), желательно в присутствии взрослых.
Лестадианские церкви, в соответствии со Священной Библией, учат, что каждый человек является грешником и что каждый грех может быть прощен; прощение исходит из сердец лестадианцев, а не из церемоний или иерархии. Некоторые лестадианцы практикуют мирскую исповедь , при которой один член исповедуется другому члену; В хайдеманской традиции некоторые остатки этой практики сохраняются в литургии, но исповедь не практикуется широко.
Некоторые лестадские общины считают себя единственной истинной христианской церковью и проповедуют, что все остальные христианские церкви (включая другие ветви лестадской традиции) не являются истинными христианами.
Церемония и служба в хайдеманской традиции.
[ редактировать ]Американские лестадские церкви в разной степени предоставляют услуги на финском языке; По состоянию на 2000 год [update], в некоторых общинах каждое служение ведется на двух языках, в других только особые случаи заслуживают перевода, а в третьих все проповеди проводятся на английском языке. В любом случае лестадиец может попросить причаститься на финском языке; другой мирянин из общины может причастить, если пастор не владеет языком. Причастие - единственная регулярно практикуемая церемония (проводимая один или два раза в месяц или каждую неделю, в зависимости от прихожан) и состоит из пресных облаток и вина (иногда виноградного сока), которые в конце доставляются на конвейере к рельсам для причастия. воскресных служб.
Подростки проходят конфирмацию примерно в возрасте от 13 до 15 лет, после чего они имеют право на причастие. Другими важными жизненными церемониями являются крещение (проводимое в первые месяцы жизни и редко для взрослых новообращенных) и бракосочетание.
Староапостольские лютеранские общины проводят ежегодные собрания старейшин, часто совмещаемые с летними службами Святого Иоанна , продолжительностью от нескольких дней до одной недели, при этом приглашенные проповедники читают вечерние проповеди каждый будний день и проводят две или более церковные службы в ближайшие воскресенья. старейшины (старшие проповедники) из Лапландии Для преподавания приглашаются . Многие члены церкви следуют за старейшинами, когда они путешествуют по Америке, посещая разные собрания. Другие апостольские лютеранские организации проводят аналогичные «большие службы», на которых члены нескольких общин собираются в одном месте, чтобы послушать ораторов из США и Скандинавии (если у них есть сотрудничающий с ними европейский коллега).
Источники
[ редактировать ]- Талонен, Йоуко (2001). «Рассеивание активности Лесты» (PDF) . Люстиция (на финском языке). 14 . Финский теологический институт. ISBN 952-9857-11-Х . Архивировано из оригинала (PDF) 16 января 2014 г.
- Талонен, Йоуко (7 октября 2012 г.). «Наследие и наследники Лестадиуса: происхождение, распространение и распространение лестадианства» . Виртуальная церковь (на финском языке). Епархия Оулу , Pohjoinen Kulttuuri-instituutti и Евангелическо-лютеранская общины Оулу. Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Проверено 17 октября 2012 г.
- Лэнктон, Ларри (1991). От колыбели до могилы: жизнь, работа и смерть на медных рудниках озера Верхнее . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-506263-9 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ферма 2001, с. 25.
- ^ Осень 2012 г.
- ^ «Спорт – дело хорошее» . Учимся жить свободно: жизнь после лестадианства . 8 мая 2008 г.
- ^ «Церковная история» . Апостольская лютеранская церковь Кингстона, Миннесота . Архивировано из оригинала 14 августа 2015 года . Проверено 2 мая 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Талонен, Йоуко (2019). Джарлет, Андерс (ред.). «Интернациональный Лестадиус» (PDF) . Ежегодник по истории Церкви . 119 (1): 109–127. ISBN 978-91-982192-8-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видеоархив лекции Йоуко Талонена о Laestadius (на финском языке), 4–5 октября 2012 г., Оулу, Финляндия.
- Информация о хронологии
- Полный список исторических и нынешних финских церквей в Северной Америке ( [1] мертвая ссылка )
- Полный список активных общин всех церквей, называющих себя «Апостольскими».
- Официальный сайт Лестадианской лютеранской церкви
- История того, как ботаник стал основателем церкви, История Ларса Леви Лестадиуса
- История и книги об истории движения в Лапландии и его влиянии на иммигрантов в США.
- Диссертация по социальным проблемам в церкви , факультет психологии Университета Йоэнсуу, Финляндия.
- Проповеди Лестадиуса в текстовых и аудиофайлах на английском, шведском и финском языках.
- История Лестадианской лютеранской церкви , включая ее различные верования и практики.