История западной философии
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Бертран Рассел |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Западная философия |
Издатель | Саймон и Шустер (США) Джордж Аллен и Анвин Лтд. (Великобритания) |
Дата публикации | 1947 (США) 1946 (Великобритания) |
Тип носителя | Распечатать |
ISBN | 0-415-32505-6 |
История западной философии [а] — книга британского философа Бертрана Рассела (1872–1970), вышедшая в 1946 году. Обзор западной философии от философов -досократиков до начала 20-го века. Каждый основной раздел книги предваряется описанием исторического фона, необходимого для понимания описываемых в нем течений мысли. [1] Когда Расселу была присуждена Нобелевская премия по литературе в 1950 году, «История западной философии» была названа одной из книг, принесших ему эту награду. Его успех обеспечил Расселу финансовую безопасность на последнюю часть его жизни. Однако книгу критиковали за чрезмерные обобщения и упущения, особенно в посткартезианский период , но, тем не менее, она имела популярный и коммерческий успех и продолжала издаваться с момента своей первой публикации.
Фон
[ редактировать ]Книга была написана во время Второй мировой войны и берет свое начало в серии лекций по истории философии , которые Рассел читал в Фонде Барнса в Филадельфии в 1941 и 1942 годах. [2] Большая часть исторических исследований была проведена третьей женой Рассела Патрисией . В 1943 году Рассел получил от издателей аванс в размере 3000 долларов, а между 1944 и 1945 годами он написал книгу, живя в колледже Брин-Мор . Книга была опубликована в 1946 году в Великобритании, а годом позже — в США. В 1961 году оно было переименовано в «новое издание», но никакого нового материала добавлено не было. Исправления и незначительные изменения были внесены в печатные издания первого британского издания и нового издания 1961 года; никакие исправления, похоже, не были перенесены в американское издание (даже год рождения Спинозы остается неправильным).
Краткое содержание
[ редактировать ]Работа разделена на три книги, каждая из которых подразделена на главы; каждая глава обычно посвящена одному философу, философской школе или периоду времени.
Древняя философия
[ редактировать ]- Досократики , включая Фалеса , Пифагора , Гераклита , Парменида , Эмпедокла , Анаксимандра , Анаксимена , Анаксагора , Левкиппа Демокрита и Протагора ) (
- Сократ , Платон и Аристотель
- Античная философия после Аристотеля (включая киников , скептиков , эпикурейцев , стоиков и Плотина )
Католическая философия
[ редактировать ]- Отцы (включая развитие еврейской философии , исламской философии (которую он повсюду называет мусульманской, по моде своего времени), святого Амвросия , святого Иеронима , святого Августина , святого Бенедикта и папы Григория Великого )
- Схоласты (в том числе Иоанн Скотт и святой Фома Аквинский )
Современная философия
[ редактировать ]- От Возрождения до Юма (включая Макиавелли , Эразма , Мора , Бэкона , Гоббса , Декарта , Спинозу , Лейбница , Локка , Беркли и Юма )
- От Руссо до наших дней (включая Руссо , Канта , Гегеля , Байрона , Шопенгауэра , Ницше , утилитаристов , Маркса , Бергсона , Уильяма Джеймса и Джона Дьюи )
- Последняя глава этого раздела, «Философия логического анализа» , посвящена собственным философским взглядам Рассела того времени.
Прием
[ редактировать ]Современные обзоры
[ редактировать ]По словам британского философа А.С. Грейлинга Рассела, , «почти все те, кто рецензировал ныне знаменитую «Историю западной философии» когда она впервые появилась в 1945 году, были согласны в двух вещах: во-первых, что она написана красиво, остроумно, ясно, ясно и авторитетно; и, во-вторых, что она написана красиво, остроумно, ясно, ясно и авторитетно; , что он не всегда точен в своих оценках мыслителей, которых он охватывает, и не всегда справедлив по отношению к ним». [3] Рассел был несколько встревожен неоднозначным приемом, особенно со стороны академических рецензентов. [4] Сам он назвал этот текст произведением социальной истории и просил относиться к нему соответствующим образом. [5] Рассел также заявил: «Я рассматривал раннюю часть моей « Истории западной философии» как историю культуры, но в более поздних частях, когда наука становится важной, мне труднее вписаться в эти рамки. Я сделал все, что мог, но я Я вовсе не уверен, что мне это удалось. Рецензенты иногда обвиняли меня в том, что я пишу не правдивую историю, а предвзятое изложение событий, о которых я произвольно решил написать. Но, на мой взгляд, человек без предвзятости не может писать интересную историю — если вообще такой человек существует». [5]
В 1947 году в « Журнале истории идей » философ Джордж Боас написал, что « История западной философии постоянно ошибается в этом отношении. Ее автор, кажется, никогда не может решить, пишет ли он историю или полемику. ... [Его метод] наделяет умерших философов своего рода ложной современностью, из-за чего они могут показаться важными непосвященным, но, тем не менее, это неправильное прочтение истории». [6] В 1948 году в «Изиде » Лео Робертс написал, что, хотя Рассел был ловким и остроумным писателем, «История западной философии» была, пожалуй, худшей из книг Рассела. По его мнению, Рассел был на высоте, когда имел дело с современной философией, и что, напротив, «его трактовка древних и средневековых доктрин почти бесполезна». [7] Несмотря на это, «История западной философии» получила высокую оценку физиков Альберта Эйнштейна и Эрвина Шредингера . [5] [8]
Философ Фредерик Коплстон в книге «История философии» (1946–75) охарактеризовал книгу Рассела как «необычайно живую и занимательную», но добавил, что «трактовка Рассела с рядом важных философов одновременно неадекватна и вводит в заблуждение». Он отметил, что Рассел привлек внимание к логической стороне философии Лейбница, но поставил под сомнение точку зрения Рассела о том, что существует резкое различие между «популярной философией» Лейбница и его «эзотерической доктриной». [9]
Более поздние оценки
[ редактировать ]Критик Джордж Штайнер , писавший в «Хайдеггере» (1991), охарактеризовал «Историю западной философии» как «вульгарную», отметив, что Рассел опускает какое-либо упоминание о Мартине Хайдеггере . [10] В антологии Джона Стюарта «Мифы и легенды Гегеля» (1996) работа Рассела указана как книга, пропагандирующая «мифы» о Гегеле. [11] Стивен Ульгейт пишет, что утверждение Рассела о том, что доктрина Гегеля о государстве оправдывает любую форму тирании, невежественно. [12] Философ Роджер Скрутон в своей книге « Краткая история современной философии» (2001) описал «Историю западной философии» как элегантно написанную и остроумную, но обвинил ее в концентрации Рассела на докартезанской философии, непонимании Иммануила Канта и т. д. -обобщения и пропуски. [13]
Британский философ А.С. Грейлинг писал в 2002 году: «Части этой знаменитой книги схематичны... в других отношениях это удивительно читаемый, великолепно всеобъемлющий обзор западной мысли, отличающийся тем, что информативно помещает ее в исторический контекст. Расселу нравилось ее писать. и это удовольствие показывает; его более поздние замечания по этому поводу в равной степени показывают, что он осознавал ее недостатки». [14] В 2004 году Грейлинг подробно изложил и резюмировал работу:
Из-за партийного характера взглядов и быстрого и остроумного стиля их изложения он никогда не был основным учебным пособием. Вместо этого она принадлежала любителям философии, то есть как тем, кто любит заниматься философией, так и тем, кто читал ее в свое время для собственного наставления. Написанная в конце жизни одним из великих авторов философии и логики, который также был человеком глубоких и непоколебимых либеральных принципов, это уникальная книга. Легко читаемый, очень забавный, полный поучений, даже когда он нуждается в корректировках более тщательного исследования, он является одним из памятников философии и литературы двадцатого века... [15]
См. также
[ редактировать ]- История философии Фредерика Коплстона
- Лекции по истории философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
- Новая история западной философии Энтони Кенни
- Мечта о разуме (2000) и Мечта о просветлении (2016) Энтони Готлиба
Примечания
[ редактировать ]- ^ Полное название « История западной философии и ее связь с политическими и социальными обстоятельствами с древнейших времен до наших дней » - неопределенный артикль был удален в британских изданиях.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Грейлинг, AC , Введение в: Бертран Рассел, История западной философии (2004); Лондон: Общество фолио , стр. xi.
- ^ Рассел, Б.: «История западной философии», страница xi. Саймон и Шустер, Инк., 1972 г.
- ^ Грейлинг (2004), соч. цит. , стр. ix.
- ^ Монк с. 296
- ^ Перейти обратно: а б с Рассел, Б.: «Автобиография Бертрана Рассела», Routledge, 2000 г.
- ^ Боас, Г.: «Обзор истории западной философии », Журнал истории идей , 8 (1947): 117–123.
- ^ Робертс, Л.: «Обзор истории западной философии », Isis , 38 (1948): 268–270.
- ^ Эрвин Шредингер (1996). «Природа и греки» и «Наука и гуманизм» . Издательство Кембриджского университета. п. 4. ISBN 9780521575508 .
- ^ Коплстон, Фредерик (1994). История философии, том IV. Современная философия: от Декарта до Лейбница . Нью-Йорк: Даблдей. стр. 270–272, 315. ISBN. 0-385-47041-Х .
- ^ Штайнер, Джордж (1991). Мартин Хайдеггер . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 4 . ISBN 0-226-77232-2 .
- ^ Стюарт, Джон, изд. (1996). Гегелевские мифы и легенды . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. п. 383 . ISBN 0-8101-1301-5 .
- ^ Ульгат, Стивен; Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1998). Читатель Гегеля . Оксфорд: Издательство Блэквелл. п. 2 . ISBN 0-631-20347-8 .
- ^ Скратон, Р.: «Краткая история современной философии», Routledge, 2001.
- ^ Грейлинг, AC: «Рассел: очень краткое введение (очень краткое введение)», Oxford University Press, 2002 г.
- ^ Грейлинг (2004), соч. цит. , стр. XIV.
Источники
[ редактировать ]- Рэй Монк (2000). Бертран Рассел: Призрак безумия . Лондон. ISBN 9780743212151 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с «Историей западной философии» в Wikiquote
- История западной философии (1947)