Во славу праздности и другие очерки
![]() | |
Автор | Бертран Рассел |
---|---|
Язык | Английский |
Предметы | Социология , философия , экономика, политика, архитектура |
Издатель | Джордж Аллен и Анвин Лтд. |
Дата публикации | 1935 |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 242 |
ISBN | 978-0-04-304001-0 |
«Похвала праздности и другие эссе» — сборник эссе философа Бертрана Рассела 1935 года . [1] [2] [3]
Краткое содержание
[ редактировать ]В сборник вошли очерки по предметам социологии , этики и философии . В одноименном эссе Рассел приводит ряд аргументов и рассуждений с целью заявить, как «вера в ценность труда вызывает огромное зло в современном мире и что вместо этого путь к счастью и процветанию лежит через сокращение труда». и что работа «ни в коем случае не является одной из целей человеческой жизни».
Рассел утверждает, что если бы труд был справедливо распределен между всеми, что привело бы к сокращению рабочих дней, безработица снизилась бы, а человеческое счастье увеличилось бы за счет увеличения свободного времени, что в дальнейшем привело бы к более широкому участию в искусстве и науке. [4]
Рассел защищает этот тезис двумя основными аргументами:
- Во-первых, ценность труда — это моральный предрассудок привилегированных классов, которые считают, что отсутствие активности приведет большинство людей, особенно представителей более бедных классов, к праздности и разврату. Следовательно, эксплуатация была бы в интересах людей; [5]
- Во-вторых, промышленное производство теперь достаточно, чтобы с минимумом рабочей силы обеспечить потребности всех людей. [6]
Рационализация военного производства показала, что небольшое количество людей может производить предметы первой необходимости для всего населения. [6] Более того, если эту работу разделяет все население, из этого следует, что человеку не нужно много работать, чтобы производить ресурсы, необходимые для жизни, и даже больше.
Поэтому Рассел утверждает, что четырех часов работы в день будет достаточно, чтобы все население жило в достаточном комфорте, а остальное время было бы посвящено досугу. [7] Концепция досуга Рассела подобна латинскому otium, восхваляемому Сенекой . Этот досуг будет посвящен всем формам культуры (от самых популярных до самых интеллектуальных), практика которых будет поощряться свободным образованием.
В книге возникают и другие родственные темы: пацифизм, политика (которая высмеивается Расселом), осуждение землевладельцев, живущих праздно за счет других. [8] Он также осуждает советский режим, который также авторитарно подчинялся догме работы, культ эффективности, проблему заключения интеллектуалов в свою сферу, вдали от реальности людей, которые должны работать, и отчуждение рабочих. от хорошего досуга (того, что непассивно и обогащает цивилизацию). [9]
Также присутствует понятие досуга уже не как простого восстановления сил, необходимого организму, а как возможности открыть для себя новый жизненный опыт.
История публикаций
[ редактировать ]Книга «Похвала безделью и другие эссе» была впервые опубликована в Великобритании издательством George Allen & Unwin Ltd в 1935 году. В 2004 году книга была опубликована издательством Routledge с новым предисловием историка Энтони Готлиба . [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рассел, 2004 г.
- ^ Трамбле, Жан-Мари (2 февраля 2005 г.). «Бертран Рассел, Éloge de l'oisiveté. Английская версия Мишеля Пармантье. Английская версия доступна под названием: In Praise of Idleness» . текст . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ Рассел, Бертран (1937). Благодаря лени . Стлм.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Рассел 2004 , стр. iv–163.
- ^ Рассел 2004 : «Исторически концепция долга была средством, используемым обладателями власти, чтобы побудить других жить ради интересов своих хозяев, а не ради своих собственных. Конечно, обладатели власти скрывают этот факт от себя, сумев поверить, что их интересы тождественны более широким интересам человечества».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рассел 2004 , с. 5: «Исторически понятие долга было средством, используемым обладателями власти, чтобы побудить других жить ради интересов своих хозяев, а не ради своих собственных. Конечно, обладатели власти скрывают этот факт от себя, им удалось поверить, что их интересы совпадают с более широкими интересами человечества. Иногда это правда, например, афинские рабовладельцы использовали часть своего досуга, внося постоянный вклад в цивилизацию, что было бы невозможно при справедливой экономической системе; Досуг необходим для цивилизации, и в прежние времена досуг для немногих был возможен только благодаря труду большинства. Но их труд был ценен не потому, что работа хороша, а потому, что досуг был хорош. можно справедливо распределять досуг, не нанося ущерба цивилизации. Современная техника позволила значительно сократить количество труда, необходимого для обеспечения жизненных потребностей каждого».
- ^ Рассел 2004 , с. 12: «Когда я предлагаю сократить рабочее время до четырех, я не имею в виду, что все оставшееся время обязательно должно проводиться в чистом легкомыслии. Я имею в виду, что четыре часа работы в день должны давать человеку право на самое необходимое. и элементарные жизненные удобства, а остальное время он должен использовать по своему усмотрению. Существенной частью любой такой социальной системы является то, что образование должно идти дальше, чем обычно в настоящее время, и должно быть направлено на это. Я имею в виду, в частности, вкусы, которые позволили бы человеку разумно использовать досуг. вызывающие их культивирование, должны по-прежнему существовать в человеческой природе. Удовольствия городского населения стали в основном пассивными: посещение кинотеатров, просмотр футбольных матчей, прослушивание радио и т. д. Это происходит из-за того, что их активная энергия полностью израсходована. приступил к работе; если бы у них было больше досуга, они снова наслаждались бы удовольствиями, в которых принимали активное участие».
- ^ Рассел 2004 : «Есть люди, которые благодаря владению землей могут заставить других платить за привилегию, позволяющую им существовать и работать. Эти землевладельцы бездельничают, и поэтому можно ожидать, что я буду их хвалить. К сожалению, их праздность становится возможной только благодаря трудолюбию других; действительно, их стремление к комфортному безделью исторически является источником всего евангелия труда. Последнее, чего они когда-либо желали, — это чтобы другие следовали их примеру с самого начала цивилизации. Во время промышленной революции мужчина, как правило, мог производить тяжелым трудом немногим больше, чем требовалось для существования его самого и его семьи, хотя его жена работала, по крайней мере, так же усердно, как и он, а его дети добавляли свой труд, как только поскольку они были достаточно взрослыми для этого, небольшие излишки сверх необходимого не оставлялись тем, кто их производил, а присваивались воинами и священниками».
- ^ Рассел 2004 : «Университетская жизнь настолько отличается от жизни в мире в целом, что мужчины, живущие в академической среде, как правило, не знают о занятиях и проблемах обычных мужчин и женщин; более того, об их способах самовыражения». обычно таковы, что лишают их мнения того влияния, которое они должны оказывать на широкую общественность. Еще одним недостатком является то, что в университетах организованы исследования, и человек, который думает о каком-то оригинальном направлении исследований, скорее всего, будет обескуражен академическими учреждениями. Поэтому, какими бы полезными они ни были, они не являются адекватными защитниками интересов цивилизации в мире, где все за пределами ее стен слишком заняты для бесполезных занятий».
- ^ Рассел 2004 , стр. iv – x.
Библиография
[ редактировать ]- Рассел, Бертран (2004). «Похвала праздности» и другие очерки . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-0-415-32506-6 .
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на английском языке) Похвала безделью (аудио)