Маурицио Лаццарато
Маурицио Лаццарато | |
---|---|
![]() Лаззарато в 2014 году | |
Рожденный | 1955 (68–69 лет) |
Национальность | итальянский |
Занятие | ученый |
Академическое образование | |
Образование | доктор философии |
Альма-матер | Парижский университет VIII |
Диссертация | « Машины для кристаллизации времени: восприятие и работа в постфордизме». [1] (1996) |
Докторантура | Жан-Мари Винсент |
Влияния | Маркс , Ницше , Делез |
Академическая работа | |
Дисциплина | Социолог |
Субдисциплина | марксизм |
Маурицио Лаццарато (род. 1955) — итальянский социолог и философ, проживающий в Париже , Франция . В 1970-е годы он был активистом рабочего движения ( Autonomia Operaia ) в Италии. Лаццарато был одним из основателей редакционной коллегии журнала Multitudes . [2] Он является исследователем в Матиссе/CNRS, Университете Пантеон-Сорбонна (Университет Париж I) и членом Международного философского колледжа в Париже. [ нужна ссылка ]
Биография
[ редактировать ]Лаццарато учился в Падуанском университете в 1970-х годах, где принимал активное участие в движении Autonomia Operaia . Он покинул Италию в конце 1970-х годов и отправился в изгнание во Францию, чтобы избежать политического преследования, хотя обвинения против него были сняты в 1990-х годах. [3]
Мысль
[ редактировать ]Лаццарато известен своим эссе « Нематериальный труд », которое появилось в сборнике современной итальянской политической теории под редакцией -марксистов философов Майкла Хардта и Паоло Вирно под названием «Радикальная мысль в Италии» (1996). [4] [5] Его исследования сосредоточены на нематериальном труде , трансформации наемного труда и труда, а также когнитивном капитализме . Он также интересуется концепциями биополитики и биоэкономики .
Работает в долг
[ редактировать ]Лаццарато написал две тесно связанные между собой работы на тему долга : «Создание человека-должника». [6] и управление долгом . [7] Обе книги были переведены на английский язык и опубликованы как часть серии Semiotext(e) Intervention Series . В обеих работах Лаццарато использует континентальную философию и экономические данные для критики долга и неолиберализма с левой точки зрения.
Создание человека-должника
[ редактировать ]В книге «Становление человека-должника » Лаццарато исследует долг так, как его переживают отдельные люди, в частности субъект ; он также приводит доводы в пользу того, что отношения должник-кредитор являются центральной категорией экономики, более важной, чем, например, деньги или финансы. В современной экономике считается само собой разумеющимся, что долги должны быть погашены, и большая часть экономической деятельности обусловлена кредитованием с ожиданием (или: обещанием) будущего погашения. Лаццарато отмечает, что для того, чтобы такая экономика функционировала, ее субъекты должны сначала социализироваться, чтобы принять предпосылку о том, что долги должны быть погашены. Это означает, что они становятся способными давать обещания (погасить долг) и чувствовать вину (за невыплату долга). Чтобы проиллюстрировать этот процесс, он ссылается на второй трактат « Ницше » Генеалогии морали , в котором рассматриваются понятия вины, долга и социализации.
Что такое кредит/долг в самом элементарном смысле? Обещание оплаты. Что такое финансовый актив, акция или облигация? Обещание будущей ценности. «Обещание», «ценность» и «будущее» также являются ключевыми словами во «Втором эссе» Ницше. Для Ницше «самые старые и самые личные отношения» - это отношения между кредитором и должником, отношения, в которых «человек впервые встретил человека и сопоставил себя человек с человеком». Следовательно, задача сообщества или общества заключалась прежде всего в том, чтобы породить человека, способного обещать , человека, способного выступить гарантом за себя в отношениях кредитор-должник, т. е. способного уплатить свой долг. Сделать человека способным сдержать обещание — значит построить для него память, наделить его внутренней сущностью, совестью, которые служат защитой от забвения. Именно в сфере долговых обязательств начинают формироваться память, субъективность и совесть.
- Создание человека-должника , стр. 39-40.
Лаццарато называет процесс социализации создания отдельных субъектов «субъективацией». [8] Он также противопоставляет ницшеанский взгляд на кредит/долг взглядам Маркса , Делёза и Гваттари в «Анти-Эдипе» . Последняя часть книги представляет собой критику долга, используемого в европейском неолиберальном управлении, и представляет идеи, которые более полно развиты в «Управлении долгом» .
Создание человека-должника оказалось решающим для применения теоретизирования неолиберального долга по отношению к материальной культуре и современному искусству. [9]
Управление за счет долга
[ редактировать ]В книге «Управление с помощью долга » Лаццарато использует словарный запас, разработанный в книге «Создание человека-должника» , чтобы изучить, как долг используется государством и частными предприятиями, а не отдельными людьми. Книга представляет собой критику неолиберализма и правления , где последнее относится к форме правления, которая реагирует на экономические требования, - понятие, тесно связанное с ордолиберализмом . Лаззарато характеризует американские студенческие долги как идеальный пример кредитно-долговой экономики, а также использует историю и антропологию, чтобы проследить культурное понятие «бесконечного долга» (например, пожизненный долг, первородный грех ), которое, как он утверждает, повлияло на современную экономику. [10]
Центральная идея книги состоит в том, что основные категории экономической и политической сфер (которые обычно противопоставляются или о которых говорят как об отдельных предметах) на самом деле не являются отдельными, а тесно связаны и перекрываются. Например, правительства и предприятия тесно координируют свою политику, законы, деловую практику и ожидания и, следовательно, связаны друг с другом. Лаццарато цитирует работу Карла Шмитта , чтобы проиллюстрировать эту мысль. [а] Лаззарато также цитирует Фуко работу «Рождение биополитики», чтобы проиллюстрировать социальный опыт долга; однако он критикует различие, которое Фуко проводит между государствами и экономиками, используя классический либерализм в качестве посредника. [12] Далее, различие между промышленным капитализмом и финансовым капитализмом подвергается сомнению; однако Лаццарато сохраняет это различие в том смысле, что финансовый капитализм является «самой чистой» формой капитализма, поскольку он просто преобразует одну форму денег в другую форму денег посредством повышения стоимости (например, посредством обращения и торговли финансовыми продуктами ), без использования товар как промежуточный этап. В марксистской терминологии это выражается как ММ' (деньги создают разные деньги), в отличие от ДМК' (деньги создают товар, который дает разные деньги). Лаццарато также цитирует Ленина работу «Империализм, высшая стадия капитализма», чтобы указать на главенство финансового капитализма, возникшего в период Ленина. [13]
Лаццарато завершает текст, предлагая отказ от работы как метод разрушения современной экономики. Он выступает за эту цель, поскольку возлагает ответственность за человеческие страдания во время финансовых кризисов на капиталистов и государственных деятелей, а не на какое-либо население страны. Однако (по мнению Лаццарато) население страны, тем не менее, вынуждено платить за такие кризисы и социализируется, чтобы чувствовать ответственность за них посредством налогообложения, мер жесткой экономии и сообщений в СМИ:
Государство, технократические правительства и средства массовой информации [должны поэтому] вкладывать значительные усилия, чтобы гарантировать вину населения за долги, в которые оно никогда не вступало, и, следовательно, его ответственность за ошибки, которых оно никогда не совершало. Применяемые с этой целью законы, речи, статьи и лозунги прямо пропорциональны масштабам мошенничества. Во время кризиса технократические правительства начали создавать память о долге не для отдельных людей, а для целых стран. Насилие налогов и присвоений является привилегированным инструментом, поскольку в памяти запечатлевается только то, что причиняет боль, только то, что причиняет вред, регистрируется и остается вписанным в сознание (Ницше).
— Управление долгом , с. 42.
Капитал ненавидит всех и невыносимое настоящее
[ редактировать ]В начале 2020-х годов Лаццарато опубликовал еще пару тесно связанных между собой работ, посвященных теме антикапитализма . «Капитал ненавидит всех» — это антикапиталистическая полемика , а «Невыносимое настоящее, необходимость революции» — это текст, в котором доказывается необходимость глобальной революции, а также необходимость включения расы и пола в классическую марксистскую концепцию истории, которая вместо этого сосредотачивается на классе . [14] [15]
В книге «Капитал ненавидит всех » Лаццарато утверждает, что установление либеральной или неолиберальной формы правления является необходимым, но недостаточным условием для существования капитализма в данной стране или регионе. Он утверждает, что для того, чтобы капитализм функционировал, необходимо также иметь место исторический конфликт, который затем создает класс побежденных «проигравших». [16] которые затем либо погружаются в капитализм, либо убивают. Примеры включают жертв европейского колониализма и работорговли в Атлантике , жертв чилийского правительства Пиночета , поддерживаемого Соединенными Штатами, и других левых или революционеров, потерпевших поражение в исторических конфликтах. Поэтому в полемике Лаццарато приписывает капитализму несколько негативных черт, утверждая, что война [17] расизм и другие негативные явления не случайны для функционирования капитализма, а необходимы для него.
Лаццарато также исследует концепцию машины применительно как к капитализму, так и к антикапиталистическим движениям. В одном из примеров Лаццарато цитирует Франца Фанона, чтобы указать на важность радиопередач на протяжении всей войны в Алжире . Радиопередачи, первоначально использовавшиеся французами в качестве инструмента для передачи сообщений французскому государству в Алжире, позже были присвоены алжирскими боевиками для передачи своих собственных антиколониальных посланий. [18] Хотя Лаццарато обсуждает технические машины, такие как радио, он также указывает на «социальные машины» или «военные машины», заимствуя последнюю концепцию из «Тысячи плато» , работы философов Жиля Делёза и Феликса Гваттари . [19] Для Лаццарато социальные машины и военные машины относятся не к буквальным техническим машинам, а скорее к человеческим организациям , члены которых разделяют определенные мировоззрения, идеи или идеологии и, следовательно, работают вместе для достижения конкретных целей. Этот процесс приводит к использованию или изобретению некоторых технических машин с целью реализации целей организации, и поэтому Лаццарато придает большее значение социальным/военным машинам, чем техническим машинам. В приведенном выше примере французское правительство стремилось сохранить контроль над Алжиром и поэтому использовало (уже существовавшую) технологию радио как инструмент для достижения этой цели. Техническая машина — радио — позже была присвоена другой военной машиной — алжирскими боевиками — для достижения противоположной цели — независимости Алжира.
В «Невыносимом настоящем » Лаццарато утверждает, что обычное функционирование капитализма зависит не только от наемного труда (европейского мужского пола) пролетариата, но также требует постоянного притока неоплачиваемой или недостаточно оплачиваемой рабочей силы из других слоев мирового населения для его социального воспроизводства. . [20] Эти другие сектора включают рабский труд, выполняемый черными рабами, захваченными во время работорговли в Атлантике, неоплачиваемый « женский труд », выполняемый во многих домохозяйствах, и низкооплачиваемый труд, выполняемый рабочими по всей «периферии» Глобального Юга , и все это способствует функционированию капитализма в «центре» Глобального Севера . По мнению Лаццарато, эти формы труда и угнетения обычно не подчеркиваются классическим или ортодоксальным марксизмом , который вместо этого фокусируется на отношениях между буржуазией и пролетариатом в Европе. Поэтому он утверждает, что классическая марксистская идеология должна быть пересмотрена, чтобы учесть явления, основанные на расе и поле, чтобы лучше понять функционирование капитализма как глобального явления. [21]
Лаццарато также отмечает, что предсказание Маркса о том, что пролетарская революция произойдет сначала в развитых странах Западной Европы, исторически оказалось ложным революциями, произошедшими в России, Китае, Вьетнаме, на Кубе и по всей Африке. По мнению Лаццарато, люди в этих регионах не могли позволить себе ждать развития идеальных революционных условий - идея, связанная с классическим европейским марксизмом. Скорее, они были вынуждены сделать немедленный революционный прорыв, потому что их обстоятельства были «невыносимыми», как следует из названия книги:
Время для действий свободных рабочих революций было уже не будущим , как это было для европейского рабочего движения в девятнадцатом веке, а настоящим , что поднимало вопросы для историзма и уверенности социалистов в прогрессе. Неотложность происходящего здесь и сейчас означала, что революция не могла ждать, пока будет заполнен какой-либо технологический разрыв или догонит ее с точки зрения развития, потому что насилие, эксплуатация и нищета были невыносимы!
- Невыносимое настоящее, необходимость революции , с. 103.
Ближе к концу «Невыносимого настоящего » Лаццарато признает концепцию интерсекциональности , предложенную Кимберли Креншоу , которая утверждает, что человек может испытывать множественные формы дискриминации из-за одновременной принадлежности к различным демографическим группам: например, чернокожая женщина может одновременно испытывать расизм, потому что она черная, и сексизм, потому что она женщина. Хотя Лаззарато признает, что идея интерсекциональности уместна для его дискуссии, он отдает предпочтение Коллективному заявлению реки Комбахи , манифесту, выпущенному в 1977 году группой американских чернокожих лесбиянок. В «Коллективном заявлении реки Комбахи» кратко изложен опыт ее членов в американских социальных движениях, ориентированных на расу и пол, особенно в движении за гражданские права и феминизме второй волны . [22] По мнению Лаццарато, хотя концепция интерсекциональности тесно связана с американским юридическим контекстом, Коллективное заявление реки Комбахи имеет больший революционный потенциал, поскольку оно влечет за собой одновременную борьбу с расизмом и сексизмом, двумя формами дискриминации, которые, как утверждает Лаццарато, поддерживают капитализм на глобальном уровне. .
Как и в своих более ранних работах о долге, Лаццарато в заключение выступает за отказ от труда как метода остановки функционирования капитализма.
Работает
[ редактировать ]- «Нематериальный труд». В: Вирно, Паоло и Майкл Хардт. 2010. Радикальная мысль в Италии: потенциальная политика . Миннеаполис, Миннесота [ua]: Univ. Миннесота Пресс.
- Марсель Дюшан и отказ от работы; (далее следует:) Нищета социологии. 2014 Париж: Обыкновенные прерии.
- Создание человека-должника . 2012. Южная Пасадена, Калифорния: Semiotext(e).
- Знаки и машины: капитализм и производство субъективности. 2014. Лос-Анджелес: Семиотекст (е).
- Управление за счет долга . 2015. Южная Пасадена, Калифорния: Semiotext(e). [23]
- «Неолиберализм, финансовый кризис и конец либерального государства». Теория, культура и общество . 1 декабря 2015. 32, 67-83.
- Аллиес, Эрик и Маурицио Лаццарато. 2016. Войны и капитал . Париж: Издания Амстердам.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Шмитт критикует «либеральное» мышление и его претензии на нейтрализацию политической природы экономики путем преобразования ее в «экономику». С высокой точки зрения своих научных знаний экономика утверждает, что политическое решение «социального вопроса» зависит от рост производства и потребления, которые можно понять и функционировать только в соответствии с законами рынка. И наоборот, Шмитт утверждает, что экономика представляет собой современную форму политики, так что международное разделение труда представляет собой «истинную конституцию мира». Земля сегодня». [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лаццарато, Маурицио (1996). Машины для кристаллизации времени: восприятие и работа в постфордизме (доктор философии). Парижский университет VIII . OCLC 491240299 . Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ «Анжела Мелитопулос и Маурицио Лаццарато - Сборки» . Форум Арсенала . Арсенал – Институт кино и видеоарта. 2010 . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ Мерфи, Тимоти; Лаццарато, Маурисио (2007). «Стратегии политического предпринимателя». Субстанция . 36 (112): 86. doi : 10.1353/sub.2007.0018 . JSTOR 415285 . S2CID 144820927 .
- ^ Хан, Сэм (2008). Навигация в техномедиа: в сети . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд.
- ^ Вирно, Хардт, Паоло, Майкл (1996). Радикальная мысль в Италии: потенциальная политика . Миннеаполис, Миннесота: Издательство Университета Миннесоты.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Лаццарато, Маурицио (2012). Создание человека-должника . Полутекст(e) Серия вмешательств. Том. 13. Полутекст(д). ISBN 9781584351153 .
- ^ Лаццарато, Маурицио (2015). Управление за счет долга . Полутекст(e) Серия вмешательств. Том. 17. Полутекст(д). ISBN 9781584351634 .
- ^ Создание должника , с. 42.
- ^ Саймон, Джошуа (2013). Неоматериализм . Берлин: Штернберг Пресс. стр. 39–60. ISBN 978-3-943365-08-5 .
- ^ Управление долгом , стр. 61-79.
- ^ Управление долгом , стр. 46-47.
- ^ Управление долгом , стр. 91-92.
- ^ Управление долгом , стр. 213-222.
- ^ Лаццарато, Маурицио (2021). Капитал ненавидит всех: фашизм или революция . Полутекст(e) Серия вмешательств. Том. 29. Полутекст(д). ISBN 9781635901382 .
- ^ Лаццарато, Маурицио (2023). Невыносимое настоящее, необходимость революции: меньшинства и классы . Полутекст(e) Серия вмешательств. Том. 35. Полутекст(д). ISBN 9781635901818 .
- ^ Капитал ненавидит всех , с. 21.
- ^ Капитал ненавидит всех , стр. 66-67.
- ^ Капитал ненавидит всех , стр. 137-144.
- ^ Делёз, Жиль ; Гваттари, Феликс (1987). «1227: Трактат о кочевничестве - Военная машина» Тысяча плато . Университет Миннесоты Пресс . стр. 100-1 351–423. ISBN 9780816614028 .
- ^ Невыносимое настоящее , с. 25.
- ^ Невыносимое настоящее , с. 21.
- ^ «(1977) Коллективное заявление реки Комбахи» . Черное прошлое . 16 ноября 2012 г.
- ^ Граттон, Питер (15 июля 2015 г.). «Компания одного: судьба демократии в эпоху неолиберализма» . Обзор книг Лос-Анджелеса.
- ^ Шарбонно, М., и Хансен, член парламента (2014). Долг, неолиберализм и кризис: интервью с Маурицио Лаццарато о состоянии задолженности. Социология, 48(5), 1039-1047.