Нематериальный труд
Нематериальный труд — это марксистская концепция, описывающая, как создается стоимость в результате аффективной и познавательной деятельности, которая различными способами превращается в товар в капиталистических экономиках. Концепция нематериального труда была придумана итальянским социологом и философом Маурицио Лаццарато в его эссе 1996 года «Нематериальный труд», опубликованном как вклад в журнал «Радикальная мысль в Италии » под редакцией Вирно и Хардта. [1] Он был переиздан в 1997 году под названием « Нематериальная работа». Формы жизни и производство субъективности. (Короткие тени). [2] Лаццарато был участником группы «Годы лидерства» (Италия), будучи студентом в Падуе в 1970-х годах, и является членом редакционной группы журнала Multitudes. Постмарксистские ученые, в том числе Франко Берарди , Антонио Негри , Майкл Хардт , Джудит Ревель и Паоло Вирно , среди других, также использовали эту концепцию.
Области применения
[ редактировать ]Цифровой капитализм
[ редактировать ]Исследования нематериального труда включали анализ высокотехнологичных отраслей, хотя нематериальный труд понимается как концепция, намного предшествовавшая цифровым технологиям, особенно в выполнении гендерных и домашних ролей, а также других аспектах аффективной и когнитивной работы. [3]
Темы, обычно связанные с нематериальным трудом в контексте Интернета, включают в себя: цифровой труд , совместное производство на основе общего доступа и производство контента, генерируемого пользователями , которые могут включать в себя открытый исходный код , бесплатное программное обеспечение , краудсорсинг и гибкие лицензионные соглашения, а также крах авторского права на фоне двусмысленности обмена творческими произведениями в эпоху цифровых технологий, цифровой работы по уходу и других условий, возникающих в результате участия в социальной среде в рамках цифровой экономики знаний . [3] [4]
Феминизм
[ редактировать ]Феминизм принял дискуссии о нематериальном труде для описания отчуждающих условий и труда, связанных с работой по уходу, выполнением гендерных и домашних работ. Кампания по социальной заработной плате « Заработная плата за работу по дому» , основанная в 1972 году в Италии Сельмой Джеймс , призывала к повышению заработной платы за домашний труд на фоне неравномерной и гендерно обусловленной приватизации труда общественного производства, где традиционно женские роли, такие как работа по уходу, недооцениваются. . [5]
Постколониальная писательница-феминистка Лиза Накамура и другие описали нематериальный труд по реализации онлайн-идентичности, а также расовой идентичности и реализации идентичности , или «аватаризации себя». [6] [7] Накамура озабочена ролью цветных женщин, интегрированных и часто подрываемых в производственную цепочку. В книге «Коренные цепи: женщины навахо и расизация раннего электронного производства» Накамура опирается на «Манифест киборга» феминистского теоретика Донны Харауэй , чтобы понять роль производственной цепочки и превращения в товар текстильного труда женщин навахо. Эти отношения между ремеслом и промышленным трудом связаны с более широкими концепциями гендерных стереотипов, надзора и политики идентичности в условиях глобализации. Ее исторические исследования подходят для этой более широкой дискуссии: «Они были приведены в качестве доказательства того, что цифровая работа – работа руки и ее пальцев – может быть безболезненно перенесена из местного культурного контекста в мир технологических коммерческих инноваций, принося пользу как в процесс." [8]
Соглашения или контракты о согласии между социальными сетями и платформами пользовательского контента и их пользователями были предложены как способ минимизировать нематериальный труд, позволяя пользователям иметь больший контроль над использованием и распространением контента, данных и метаданных , которые они производят.
Творческие работы
[ редактировать ]Идея «творческого труда» анализируется в контексте нематериального труда. [9] [10] [11]
Также утверждалось, что повсеместный обмен информацией, ставший возможным в эпоху цифровых технологий, усложнил художникам и создателям возможность заявлять об авторстве своих работ, создавая неизбежную ситуацию нематериального труда при участии на многих онлайн-платформах. [12]
Критика
[ редактировать ]Дебаты о материальном и нематериальном труде
[ редактировать ]Материальные последствия того , что нематериальный труд называет когнитивной и аффективной деятельностью, постоянно использовались для дискредитации идеи нематериального труда. [13] Критики этого термина утверждали, что, хотя труд может производить эмоциональные и когнитивные товары, которые можно определить как нематериальный труд, он, тем не менее, всегда воплощается, сохраняя корреляты в физическом, материальном мире. [14]
Автономистские феминистки также не согласны с использованием слова «нематериальный» для описания аффективной работы и работы по уходу , которая обязательно сохраняет аффективный и воплощенный компонент. [15]
См. также
[ редактировать ]- Цифровой труд
- Аффективный труд
- Эмоциональный труд
- Микроработа
- Постфордизм
- Постмарксизм
- Компьютерное и сетевое наблюдение
- Гиперреальность
- Зарплата за работу по дому
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лаццарато, Маурицио (1996). «Нематериальный труд». В Вирно, Паоло; Хардт, Майкл (ред.). Радикальная мысль в Италии: потенциальная политика . Университет Миннесоты Пресс. стр. 142–157.
- ^ Лаццарато, Маурицио, «Нематериальный труд». Поколение онлайн.
- ^ Jump up to: а б Терранова, Тициана. «Свободный труд: создание культуры для цифровой экономики». Архивировано 21 июля 2018 г. в обзоре электронных книг Wayback Machine . 20 июня 2003 г.
- ^ Богост, Ян. «Гиперзанятость или изнурительный труд пользователя технологий». Атлантика. 08 ноября 2013 г.
- ^ «Больше улыбок? Больше денег». Журнал Н+1. Выпуск 17, осень 2013. Дайна Торторичи.
- ^ Накамура, Лиза. 2002. Кибертипы: раса, этническая принадлежность и идентичность в Интернете. Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Накамура, Лиза. 2008. Оцифровка расовых визуальных культур Интернета. Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты.
- ^ Накамура, Лиза (15 декабря 2014 г.). «Коренные народы: женщины навахо и расизация раннего производства электроники» . Американский ежеквартальный журнал . 66 (4): 919–941. дои : 10.1353/aq.2014.0070 . ISSN 1080-6490 . S2CID 143975328 .
- ^ Сара Бруйетт «Творческий труд». «Возвращение к марксизму и литературе». Том. 24. № 2. Весна 2009 г. mediationsjournal.org.
- ^ Джек Братич, Цифровое прикосновение: Ремесленная работа как нематериальный труд и онтологическое накопление. Эфемера: теория и политика в организации. 2010.
- ^ «Продолжайте улыбаться – вопросы по нематериальному труду» . 2007.
- ^ Розалинда Гилл и Энди Пратт. 2008. «На социальной фабрике?: Нематериальный труд, нестабильная занятость и культурный труд». Теория, культура и общество. 25 (7-8): 1-30.
- ^ «Глобальные сети и материальность нематериального труда» с. 50–121: Уилки, Роберт. 2011. Цифровое состояние: класс и культура в информационной сети. Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета.
- ^ «Женственность как технология». Страницы общества, Киборгология. 29 ноября 2013 г.
- ^ Лануа, Моник. 2013. «Труд как воплощенная практика: уроки работы по уходу». Гипатия. 28 (1): 85-100.
Библиография
[ редактировать ]- Берарди, Франко. 2009. Душа за работой: от отчуждения к автономии. Лос-Анджелес, Калифорния: Семиотекст (e).
- Майкл Хардт и Антонио Негри . 2004. Множество: война и демократия в эпоху Империи . Нью-Йорк: Пингвин Пресс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Искусство и нематериальный труд . Панель с участием: Маурицио Лаццарато, Джудит Ревель, Франко Берарди (предисловие), Антонио Негри. МАЗИН.WS