Jump to content

Свободомыслие и официальная пропаганда

Свободомыслие и официальная пропаганда
Автор Бертран Рассел
Язык Английский
Предмет политическая философия
Дата публикации
1922
Место публикации Великобритания
Тип носителя Распечатать

« Свободная мысль и официальная пропаганда » — речь (и последующая публикация), произнесенная в 1922 году Бертраном Расселом о важности неограниченной свободы выражения мнений в обществе, а также о проблеме вмешательства государства и политического класса в это посредством контроля над образованием, штрафов , экономические рычаги и искажение доказательств.

Свобода слова

[ редактировать ]

Рассел начинает с описания более распространенного использования термина «свободная мысль», означающего, что человек не принимает безоговорочную веру в популярную религию региона или, в идеале, в какую-либо религию вообще. Но далее он говорит, что более важным и глобальным видом свободы мысли является свобода принуждения к вере в любые конкретные идеи, возможность иметь и выражать любое мнение без наказания.

Он отмечает, что это не разрешено вообще ни в одной стране, за исключением, возможно, тогдашнего Китая. Нельзя, например, иммигрировать в США, не поклявшись, что они не анархисты и не полигамны , а оказавшись внутри, не должны быть коммунистами . В Великобритании он не должен выражать неверие в христианство , в Японии — в синтоизм .

Рассел отмечает, что подобные страны могут считать, что у них есть свобода выражения мнений, но некоторые идеи настолько очевидно «чудовищны и аморальны», что такая терпимость к ним неприменима. Но, указывает он, это та же самая точка зрения, которая допускала пытки во время инквизиции : необходимо разрешить выражение всем идеям, какими бы очевидно плохими они ни были.

Далее Рассел описывает случаи из своей жизни, иллюстрирующие отсутствие свободы мысли.

  1. Его отец был вольнодумцем (агностиком или атеистом), который организовал, чтобы трехлетний Бертран был воспитан как вольнодумец, когда он умирал, но суды отменили это и заставили его воспитать христианином.
  2. В 1910 году Расселу не удалось выдвинуть кандидатуру Либеральной партии в парламент, когда ближайшее окружение партии узнало, что он агностик. [1]
  3. Когда он стал преподавателем в Тринити-колледже , Расселу не разрешили стать научным сотрудником (например, иметь постоянный срок), потому что руководство колледжа не хотело добавлять «антиклерикальное» голосование к правительству колледжа. Когда Рассел впоследствии выразил несогласие с Первой мировой войной , его уволили.

Эти репрессии со стороны политического класса, отмечает Рассел, не ограничиваются религией. С верующими в свободную любовь или коммунизм обращаются еще хуже.

Будет сомневаться

[ редактировать ]

Нам нужно не желание верить, а желание узнать. [1]

Далее Бертран Рассел описывает важность воли к сомнению . [2] В 1896 году американский философ Уильям Джеймс написал о воле верить , и Рассел использует это как фон, чтобы выразить свою противоположную позицию. Джеймс утверждал, что даже без (или при наличии противоречивых) доказательств можно просто выбрать веру во что-то (он цитирует христианство) просто потому, что человек думает, что эта вера имеет полезные результаты.

Рассел, вместе с Альфредом Генри Ллойдом и другими, отвечает на это, описывая волю к сомнению , выбор оставаться скептичным, потому что это более логичная, рациональная позиция, которая приведет к пониманию большего количества истины, в то время как «воля верить» будет неизбежно каким-то образом связывает человека с неправдой. «Ни одно из наших убеждений не является полностью истинным; во всех есть хотя бы некоторая неясность и ошибка. Методы повышения степени истинности наших убеждений хорошо известны; они заключаются в том, чтобы выслушать все стороны, попытаться выяснить все соответствующие факты, контролировать нашу собственную предвзятость путем обсуждения с людьми, имеющими противоположную предвзятость, и культивировать готовность отбросить любую гипотезу, которая оказалась неадекватной». [3]

В качестве примера преимуществ такого рода фактического скептицизма Рассел описывает опрокидывание Альбертом Эйнштейном общепринятых взглядов физики того времени, сравнивая его с Дарвином, противоречащим библейским буквалистам прошлого века.

Что, спрашивает Бертран, если бы вместо того, чтобы опрокинуть физику, Эйнштейн предложил нечто столь же новое в сфере религии или политики? [2]

Англичане нашли бы в его теории элементы пруссачества; антисемиты сочли бы это сионистским заговором; националисты во всех странах сочли бы его запятнанным легкомысленным пацифизмом и объявили бы его простой уловкой для побега от военной службы. Все старомодные профессора обратились бы в Скотленд-Ярд с просьбой запретить ввоз его сочинений. Учителя, благосклонные к нему, были бы уволены. Он тем временем захватил бы правительство какой-нибудь отсталой страны, где стало бы незаконно преподавать что-либо, кроме его учения, которое превратилось бы в загадочную, никем не понимаемую догму. В конечном итоге истинность или ложность его доктрины будет решена на поле битвы, без сбора каких-либо новых доказательств за или против нее. Этот метод является логическим результатом воли Уильяма Джеймса верить.
Требуется не желание верить, а желание узнать, что является его полной противоположностью. [3]

Предполагая, что необходимость в рациональном сомнении или фаллибилизме считается важной, Рассел затем переходит к вопросу о том, почему иррациональная уверенность так распространена. По его словам, это во многом связано с тремя факторами.

  • Образование . Вместо того, чтобы государственное образование использовалось для обучения детей здоровому отношению к обучению, оно используется в противоположных целях, чтобы внушить детям догмы, часто явно ложные, даже если чиновники, навязывающие образование, заявляют, что они ложные. [4]
  • Пропаганда . После того, как детей научили читать, но не взвешивать доказательства и формировать оригинальное мнение, они становятся взрослыми, которых затем всю оставшуюся жизнь подвергают сомнительным или явно ложным утверждениям.
  • Экономическое давление . Государство и политический класс будут использовать свой контроль над финансами и экономикой, чтобы навязывать свои идеи, ограничивая выбор тех, кто не согласен.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6cfe6e327acf24ead5bd85f5b22b53d5__1705413300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/d5/6cfe6e327acf24ead5bd85f5b22b53d5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Free Thought and Official Propaganda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)