Скопофилия
В психологии и психиатрии скопофилия или скоптофилия ( древнегреческий : σκοπέω skopeō , «смотреть», «исследовать» + φῐλῐ́ᾱ philíā , «склонность к») — это эстетическое удовольствие, получаемое от взгляда на объект или человека. В человеческой сексуальности термин скоптофилия описывает сексуальное удовольствие , которое человек получает от просмотра похотливых объектов эротизма, таких как порнография , обнаженное тело и фетиши , в качестве замены фактического участия в сексуальных отношениях. [1]
Психоанализ
[ редактировать ]Зигмунд Фрейд использовал термин скопофилия для описания, анализа и объяснения концепции Шаулюста , удовольствия от смотрения. [2] любопытство, которое он считал частичным инстинктом, врожденным для детского процесса формирования личности ; [3] и что такой инстинкт удовольствия может быть сублимирован либо в эстетику , рассматривая предметы искусства , либо сублимирован в навязчивый невроз «жгучее и мучительное любопытство увидеть женское тело», который поразил пациента Человека-Крысы психоаналитика Фрейда. . [4] Из этой первоначальной интерпретации Шаулюста возникло психомедицинское убеждение, что подавление зрительного влечения может привести к реальным физическим заболеваниям, таким как физиологические нарушения зрения и зрения. [5] Фрейдом В отличие от интерпретации скопического влечения , другие психоаналитические теории предполагали, что практика скопофилии может привести к безумию — либо безумию , либо психическому расстройству — которое представляет собой отступление скопофилического человека от конкретного мира реальности в абстрактный мир фантазий . [6]
Теоретические основы скопофилии были разработаны психоаналитиком Отто Фенихелем с особым упором на процесс и этапы психологической идентификации . [7] Что при развитии личностной идентичности «ребенок, преследующий либидозные цели... хочет смотреть на объект, чтобы [он] «чувствовал себя вместе с ним»». [8] Что безличное взаимодействие скопофилии (между смотрящим и смотрящим) иногда заменяет личные взаимодействия в психологической жизни человека социально тревожного , стремящегося избежать чувства вины . [9]
Лаканом Концептуальное развитие взгляда связало удовольствие от скопофилии с восприятием человеком Другого ( человека), который не является Самостью ; то есть: «Взгляд есть этот объект, потерянный и внезапно вновь найденный в пожаре стыда введением Другого». [10] человека Практика скопофилии заключается в том, как желание захватывается воображаемым представлением Другого. [11] Теории, альтернативные лакановским интерпретациям скопофилии и взгляда, предполагают, что обнаружение ребенком генитальных различий и сопровождающая его тревога по поводу незнания различий Другого пола - это опыт, который впоследствии побуждает ребенка к зрительному стремлению удовлетворить желание смотреть и смотреть. посмотреть. [12]
Литературные примеры
[ редактировать ]- ( В «Сатириконе» « Книга сатироподобных приключений» , I в. н. э.) Гая Петрония Арбитра представлено скопофильское описание жрицы Приапа как женщины, которая «первой приложила пытливый взгляд к трещине, которую она непослушно открой дверь и с похотливым рвением подглядывай за их игрой». [13]
- Тайная сексуальность: сборник произведений 17-го и 18-го веков (2003), написанный Яном Маккормиком, показывает, что трансгрессивная сексуальность состоит из взаимосвязей между публичной и частной сферами, а также между открытыми и тайными аспектами жизни человека. Примером могут служить «Мемуары женщины-удовольствия» (1749), в которых главная героиня Фанни Хилл дает свои скоптофильские наблюдения за двумя содомитами , которые включают описания обстановки и декора комнаты, в которой они совокупляются: «... В длину я заметил бумажный участок того же цвета, что и обшивка, который я использовал, чтобы скрыть какой-то изъян, но тогда он был настолько высоким, что мне пришлось встать на стул, чтобы дотянуться до него, что я и сделал, как можно мягче; и, острием бородки, вскоре пронзил его и открыл себе достаточно просторной комнаты. И теперь, прижав глаз, я прекрасно владел комнатой и мог видеть, как две мои молодые искры возились и таскали друг друга, полностью, моему воображению, в веселой и невинной игре». [14]
Раса
[ редактировать ]Критические расовые теоретики , такие как Белл Крюки , [15] Шеннон Виннабст , [16] и Дэвид Марриотт [17] представить и описать скопофилию и скопическое влечение как психологические и социальные механизмы, которые реализуют практику «иного» человека, чтобы исключить его из общества (см. также скопофобия ). Предполагается, что социальная практика скопофилии фиксирует внешний вид и идентичность Другого (человека), который не является Самостью , посредством взгляда , который объективирует и дегуманизирует их как «не я» и, следовательно, «не один из нас». В этом смысле практика культурной скопофилии ограничивает количество и тип видимых представлений «чужаков» в обществе. [18]
Кино
[ редактировать ]В фильме «Психо» (1960) режиссера Альфреда Хичкока главный герой Норман Бейтс — вуайерист , в номерах мотеля которого есть глазки. По ходу истории менеджер мотеля Норман шпионит за антигероиней , когда она раздевается в своей якобы отдельной комнате. В фильме «Подглядывающий Том» (1960) режиссера Майкла Пауэлла скопофилия упоминается как психологическое заболевание главного героя Марка Льюиса. Как повествовательное кино, «Подглядывающий Том» представляет собой преднамеренное упражнение в вуайеризме для главного героя и для зрителя, которое демонстрирует, насколько легко главный герой и зритель мысленно готовы и морально способны наблюдать за злодеяниями (пытками, увечьями, смертью), на которые не следует смотреть. как повествовательные фильмы. Психически больной главный герой вел себя так, как он вел себя после жестокого обращения с психическими расстройствами в детстве со стороны его отца-режиссера; жестокое обращение со стороны отца превратило Марка в замкнутого, замкнутого человека, которому комфортно пытать и убивать людей.
В 1970-е годы, отходя от положений Лакана, психоаналитики кино использовали термин скопофилия для выявления и описания эстетических и эмоциональных удовольствий (часто патологических) и других бессознательных психических процессов, происходящих в сознании зрителей, смотрящих фильм. [19] [20] Однако вуайеризм и мужской взгляд — это психологические практики, лежащие в основе эмоционального опыта зрителей при просмотре массового коммерческого кино; [21] в частности, мужской взгляд полностью представлен, описан, объяснен и противопоставлен женскому взгляду в эссе Лоры Малви «Визуальное удовольствие и повествовательное кино» (1975) . [22] Последующие ученые бросили вызов влиятельному прочтению Малви скопофилии как «грубого сведения эротики и эстетики к политике репрезентации». [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Третий новый международный словарь английского языка Вебстера (полный) (1976), стр. 2036 год
- ^ Лакан, Жак. Четыре фундаментальные концепции психоанализа (1994), с. 194.
- ^ Фрейд, Зигмунд Фрейд о сексуальности (PFL 7), стр. 109–110.
- ^ Фрейд, Зигмунд. Истории болезни II (PFL 9), стр. 41–42.
- ^ Фрейд, Зигмунд. О психопатологии (PFL 10), стр. 112–113.
- ^ Фенихель, Отто. Психоаналитическая теория неврозов (1946), с. 177.
- ^ Отто Фенихель, Скоптофильный инстинкт и идентификация (1953) ISBN 0-393-33741-3
- ^ Фенихель, Отто. Теория , с. 71.
- ^ Фенихель, Отто. Теория , с. 348.
- ^ Лакан, Жакс, с. 183.
- ^ Лакан, Жак. Телевидение (1990) с. 86.
- ^ Шнайдерман, Стюарт (1980). Возвращаясь к Фрейду: Клинический психоанализ в школе Лакана . Издательство Йельского университета. п. 224. ИСБН 9780300039320 .
- ^ Петроний, Сатирикон (Пингвин, 1986), стр. 50; 188.
- ^ Маккормик, Ян. Тайная сексуальность: справочник по письменности 17 и 18 веков . Рутледж, 1997. стр. 1–11; п. 158. См. также Джордж Э. Хаггерти. «Свидетельство замочной скважины: свидетельство содомии в восемнадцатом веке», Восемнадцатый век 44, вып. 2/3 (2003): стр. 167–182.
- ↑ Белл Хукс, «Поедание другого» , 2006 г. ISBN 1-4288-1629-1
- ^ Шеннон Виннубст, «Является ли зеркало расистским?: Исследование пространства белизны» , (2006) ISBN 0-253-21830-6
- ^ Дэвид Марриотт, «На границе: черный пенис», (1996), Текстовая практика 10 (1), стр. 9–28.
- ^ Тодд В. Ризер, Мужественность в теории (2011), стр. 164–5.
- ^ Джейн Миллс, «Денежный выстрел» (2001) ISBN 1-86403-142-5 , с. 223
- ^ Джон Торнтон Колдуэлл, Телевизуальность: стиль, кризис и авторитет на американском телевидении (1995) ISBN 0-8135-2164-5 , с. 343
- ^ Дж. Чилдерс, Г. Хенци. Колумбийский словарь современной литературной и культурной критики (1995), стр. 316–17.
- ^ Малви, Лаура (2009). Визуальные и другие удовольствия . Англия: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 14–27. ISBN 978-1-4039-9246-8 .
- ^ Миклич, Роберт (2006). Переверните Адорно: критическая теория, популярная культура, аудиовизуальные медиа . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . п. 94. ИСБН 978-0791467336 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джон Бергер , Способы видения (1972)
- Лаура Малви , «Визуальные и другие удовольствия» (1989)