Отличие (философия)
Различие , фундаментальная философская абстракция , предполагает признание различия . [1]
В классической философии существовали различные способы различения вещей. Просто логическое или виртуальное различие, такое как разница между вогнутостью и выпуклостью, предполагает мысленное постижение двух определений, но которое не может быть реализовано вне ума, поскольку любая вогнутая линия была бы выпуклой линией, рассматриваемой с другой точки зрения. Реальное различие предполагает уровень онтологического разделения, например, когда белок отличается от ламы (поскольку ни одна белка не является ламой, и ни одна лама не является белкой). [2] Таким образом, реальное различие отличается от чисто концептуального тем, что в реальном различении один из терминов может быть реализован в реальности без реализации другого.
Более поздние разработки включают Дунса Скота формальное различие , которое частично развилось из признания предыдущими авторами того, что между логическими и реальными различиями должен быть посредник. [3]
Некоторые важные различия в истории западной философии включают:
Различия в современной мысли
[ редактировать ]Хотя это различие предвосхищалось еще до Канта в британских эмпириках (и даже в схоластической мысли), именно Кант ввел эту терминологию. Различие касается отношения субъекта к его предикату: аналитические утверждения — это те, в которых субъект содержит предикат, как в высказывании «Все тела протяженны». Синтетические утверждения объединяют две концепции, например: «Все события обусловлены». Это различие недавно было поставлено под сомнение У.В.О. Куайном в его статье « Две догмы эмпиризма ».
Истоки этого различия менее ясны и касаются истоков знания . Апостериорное знание возникает из опыта или обусловлено им. Априорное знание может прийти во времени после опыта, но его достоверность не выводится из самого опыта. Саул Крипке был первым крупным мыслителем, который предположил, что существуют аналитические утверждения об апостериорном знании.
Заметные различия среди исторических авторов
[ редактировать ]Аристотель
[ редактировать ]Аристотель проводит различие между действительностью и потенциальностью . [4] Актуальность — это реализация того, какой вещь могла бы быть, тогда как возможность относится просто к тому, какой вещь могла бы быть. У каждого есть два уровня: материя сама по себе может быть чем угодно и фактически становится чем-то по причинам , делая ее чем-то, что затем имеет способность существовать определенным образом, и эта способность затем может быть реализована. Материя топора может быть топором, а затем превращается в топор. Таким образом, топор способен резать и достигает новой формы действительности, действительно рубя.
Фома Аквинский
[ редактировать ]Основное различие, которое проводит Фома Аквинский, — это различие сущности и существования . Это различие уже есть у Авиценны , но Фома Аквинский отображает это различие на различие актуальности и потенциальности Аристотеля, так что сущность вещи заключается в возможности существования вещи, которая и есть действительность этой вещи. [5]
Кант
[ редактировать ]У Канта различие между явлением и вещью в себе лежит в основе всего его философского проекта. [6] Различие разделяет то, как вещь кажется нам, с одной стороны, и то, как вещь есть на самом деле.
См. также
[ редактировать ]- Различие между использованием и упоминанием — разница между использованием слова и его упоминанием.
- Различие типов и токенов — различение объектов и классов объектов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Соколовский, Роберт (1 января 1998 г.). «Метод философии: проведение различий» . Обзор метафизики . 51 (3): 515–532.
- ^ Коплстон, Фредерик (12 июня 2003 г.). История философии Том 2: Средневековая философия . А&С Черный. ISBN 9780826468963 .
- ^ Венгерт, Р.Г.; Институт, Гегелер (1 ноября 1965 г.). «Развитие учения о формальном различении в Lectura Prima Иоанна Дунса Скота» . Монист . 49 (4): 571–587. дои : 10.5840/monist196549435 .
- ^ Коэн, С. Марк (1 января 2016 г.). «Метафизика Аристотеля». В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2016 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- ^ «Фома Аквинский: Метафизика | Интернет-энциклопедия философии» . www.iep.utm.edu . Проверено 05 апреля 2017 г.
- ^ Колин, Маршалл (2013). «Единое Я» Канта и различие явления/вещи в себе» . Кант-Штудьен . 104 (4). ISSN 0022-8877 .