Андреа Сальвадори
Андреа Сальвадори (1591 — похоронен 25 августа 1634) — итальянский поэт и либреттист . Он родился во Флоренции и получил образование в Римской коллегии . С 1616 года и до своей смерти во Флоренции в возрасте 43 лет он был главным придворным поэтом семьи Медичи . [ 1 ] Помимо многочисленных театральных постановок и стихов, он написал либретти к пяти операм , четыре из которых сохранились, хотя только «Флора», сочиненная Марко да Гальяно и Якопо Пери дошедшую до нас партитуру имеет . Он был женат дважды: сначала на Эмилии Ригогли, от которой у него было трое сыновей, а затем на художнице Алессандре Фурини. Коллекция основных работ Сальвадори, куратором которой был его сын Франческо, была опубликована в 1668 году.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Сальвадори родился во Флоренции в 1591 году. Как и его коллега-поэт Габриэлло Кьябрера , он получил образование у иезуитов в Римской коллегии при финансовой поддержке Козимо II Медичи . [ 2 ] Описанный итальянским филологом XIX века Франческо Тручки как «одаренный в науках, очень эрудированный и хорошо знающий латынь и греческий языки», [ 3 ] Сальвадори был членом как Академии Фиорентины , так и Академии делла Круска к 1608 году. Он начал работать на семью Медичи в 1613 году, когда он сотрудничал с четырьмя другими поэтами, чтобы написать стихи для имитации битвы, исполненной в честь прибывшего герцога Урбино . [ 4 ] В 1616 году ему была предоставлена постоянная должность главного придворного поэта. В этом качестве он предоставил тексты и либретти для многочисленных музыкальных спектаклей и придворных развлечений, как священных, так и светских, многие из которых были посвящены королевским праздникам.
Одной из отличительных особенностей оперного либретто Сальвадори было широкое использование припева не только для завершения каждого акта, но и для соединения сцен внутри акта или для создания сольных произведений певцов. [ 1 ] Он был пионером жанра священной оперы ( azione Sacra ), для которого он написал La regina Sant'Orsola (Королева Святая Урсула ) в 1624 году и Istoria di Iudit (История Юдит ) в 1626 году. По словам музыковеда Келли Харнесс, La История Юдит легла в основу Мартина Опица либретто к «Юдифи» (1635) и вполне могла повлиять на Джулио. Роспильози Поздние либретти на религиозные темы. Роспольози присутствовал на представлении «Истории Юдита» , посвященном визиту кардинала Франческо Барберини ко двору Медичи. [ 1 ] Ярким примером светских опер Сальвадори была «Флора» , которая была исполнена в рамках празднования свадьбы Маргариты Медичи и Одоардо Фарнезе, герцога Пармского в 1628 году.
Композиторы «Флоры » Марко да Гальяно и Якопо Пери ранее работали с ним над другими операми, как и певица и композитор Франческа Каччини . По словам флорентийского летописца Андреа Кавальканти, [ 5 ] Сальвадори и Каччини поссорились, когда она начала публично высмеивать его за то, что он выбрал на роль певицу, которую он преследовал в то время. В ответ он написал женоненавистническое стихотворение «Donne musiche parlano dall'Inferno» («Женщины-музыканты говорят из ада»), которое, вероятно, было исполнено на придворных празднованиях Крещения Господня в 1621 году. [ 6 ] Их вражда продолжалась из-за возрождения «Королевы Сант-Орсола» 1625 года и достигла кульминации в 1627 году во время подготовки к свадьбе Маргариты Медичи и Одоардо Фарнезе. Оперой Сальвадори, первоначально запланированной для торжества, была его «Иоле эд Эрколе» ( «Иола и Геркулес» ), для которой Якопо Пери написал музыку. Каччини отомстила, убедив Маргариту и ее мать, великую княгиню Марию Маддалену , что сюжет оперы можно интерпретировать как отражение желания Маргариты контролировать своего нового мужа. [ 7 ] Таким образом, Сальвадори пришлось в относительно короткие сроки написать новое либретто — «Флора» , основанное на сказке о Хлорисе и Зефире . Вскоре после этого Каччини покинул двор Медичи.
Хотя подавляющее большинство театральных произведений Сальвадори было поставлено во Флоренции для Медичи, по крайней мере два из них были исполнены в других местах. набор Его промежуточный , Olimpia abbandonata da Bireno (Олимпия, покинутая Бирено), был исполнен в Парме в 1622 году для двора Фарнезе , а его конный балет La selva d'Armida ( Армиды Лес ) был исполнен в Вене в 1631 году в честь Брак Марии Анны Испанской и Фердинанда III Австрийского. [ 8 ] Сальвадори также имел связи с двором Гонзага в Мантуе . Еще в 1608 году он провел там некоторое время и во время своего пребывания написал оду Франческо Гонзаге, герцогу Мантуи . Сестра герцога, Элеонора, попросила копию его оперы Lo sposalizio di Medoro e Angelica («Брак Медоро и Анжелики »), которая была исполнена во Флоренции в 1619 году, с целью ее исполнения в Мантуе. Ее брак с императором Священной Римской империи вмешался, и она не успела получить копию. переработанную версию произведения. Однако Сальвадори и его композитор Марко да Гальяно в 1622 году отправили Фердинандо Гонзаге В итоге она не была исполнена, но либретто было опубликовано в 1623 году при поддержке Фердинандо и было посвящено ему. . По словам Киркендейла, Сальвадори получил еще одно приглашение ко двору в 1623 году после того, как Фердинандо и его жене Катерине Медичи были отправлены копии его священных стихов. [ 9 ]
В 1628 году Сальвадори женился на Эмилии Ригольи, принадлежавшей к известному флорентийскому роду. (Ее братом был поэт Бенедетто Ригольи). В браке родилось трое сыновей: Франческо (1630 г.), Якопо (1631 г.) и Эмилио (1633 г.). Франческо стал священником и служил переписчиком кардинала Джироламо Фарнезе . Он также был самостоятельным поэтом и писателем и опубликовал несколько произведений, в том числе сборник стихов и трактат о Сенеке , Il filosofo cortigiano . [ 10 ] Через четыре месяца после смерти Эмилии в декабре 1633 года Сальвадори женился на художнице Алессандре Фурини, сестре Франческо Фурини . [ 11 ] Андреа Сальвадори умер в августе 1634 года в возрасте 43 лет и был похоронен в церкви Санти Симоне и Джуда во Флоренции, где его сыновья установили мраморную доску с его портретом. [ 12 ]
Работает
[ редактировать ]Ле Поэзи дель Сиг. Андреа Сальвадори , куратором которого был сын Сальвадори Франческо и опубликованный в 1668 году, включал все произведения, опубликованные при его жизни, а также несколько ранее не публиковавшихся стихотворений. Он имеет посвящение и предисловие Франческо Сальвадори с цитируемыми описаниями характера и поэтического стиля его отца Джаном Витторио Росси и кардиналом Сфорца Паллавичино . [ 13 ] Ниже приводится список основных работ Сальвадори.
- Буклеты Опера
- Lo sposalizio di Medoro e Angelica (Свадьба Медоро и Анжелики ), в прологе и трех актах, музыка Марко да Гальяно и Якопо Пери , исполнена в 1619 году, исправленная версия опубликована в 1623 году как Медоро (партитура утеряна). Либретто было исполнено как комическая пьеса без музыки в 1626 году. [ 14 ]
- La Regina Sant'Orsola (Королева Святая Урсула ), в прологе и пяти действиях, музыка Марко да Гальяно и Франчески Каччини , исполнена в 1624 году, возрождена в 1625 году (партитура утеряна) [ 15 ]
- Istoria di Iudit (История Юдит ), в прологе и трех действиях плюс два промежуточных , музыка Марко да Гальяно, исполнена в 1626 году (партитура утеряна)
- Иоле эд Эрколе ( Иола и Геркулес ), музыка Якопо Пери, написанная в 1627 году (не исполнена, либретто и партитура утеряны)
- «Флора » в прологе и пяти действиях на музыку Марко да Гальяно и Якопо Пери, исполнена в 1628 году.
- Другие театральные работы
Двор Медичи во времена Сальвадори отличался количеством и разнообразием театральных развлечений. Самыми грандиозными из них были фестивали (фестивали), посвященные великим придворным событиям, которые включали инструментальную музыку, сольное и хоровое пение, танцы и драму. Неизменно сопровождаясь пышными зрелищами, они часто сопровождались публичными зрелищами и маскарадами . Festa di ballo был посвящен балету, festa d'armi - имитационным сражениям, а festa a cavallo - демонстрации верховой езды, включая тщательно поставленные конные балеты. Сценические произведения меньшего масштаба включали интермедии , кантаты и поэмы, исполняемые для сопровождения турниров . Их часто исполняли как часть вельи (вечернего развлечения). Если не указано иное, все представленные ниже выступления проходили во Флоренции.
- Comparsa d'Araspe, re de persiani (Явление Араспа, царя персов), праздник , исполненный в феврале 1613 г.
- Guerra d'amore (Битва любви), праздник Козимо II Медичи (козимо II и его брат Лоренцо играют роли конкурирующих королей Индаморо и Градамето), представленный во время карнавала , февраль 1616 года. [ 16 ]
- Guerra di belle (Битва красоты), праздник верхом на лошадях в честь визита принца Федерико Убальдо Урбино и его помолвки с Клаудией Медичи , состоялся в октябре 1616 года.
- Освобождение Тиррена и Арнеи, основателей тосканской расы), intermedi, музыка Марко да Гальяно, исполненная на королевском бдении по случаю свадьбы Фердинандо Гонзаги, герцога Мантуи, и Катерины Медичи , февраль 1617 г. (партитура утеряна)
- Канзонетта в лоде делла Бефана (Маленькие песни в честь Бефаны ) в исполнении Франчески Каччини во время празднования Крещения при дворе Медичи, 6 января 1620 г. [ 17 ]
- Олимпия, покинутая Бирено (Олимпия, покинутая Бирено), интермеди по мотивам эпизода из «Орландо Фуриозо» , исполненного в Парме 1622 года.
- Le Fonti d'Ardenna источники ( Арденнские ), Festa d'Arme и Festa di Ballet в ознаменование визита Анри, принца Конде , музыка Марко да Гальяно в исполнении членов Академии Руджинози во время карнавала 1623 года (партитура потерянный)
- Canto d'Amore e di'Imeneo (Песнь об Амуре и Гименее ), исполненная для свадьбы графа Франческо Бонси и Кристины ди Риарио, 1624 г.
- La Predenza delle Dame (Приоритет дам), музыка Якопо Пери, исполненная во время турнира в честь Сигизмунда III Польского, 1625 г. (партитура утеряна)
- Il monte Atlante ( Гора Атлас ), Il контрасто де'венти (Спор ветров), L'isola degli Eroi (Остров героев ) , La nave d'Argo (Корабль Арго ), интермедии в честь Дом Габсбургов в ознаменование визита Леопольда V, эрцгерцога Австрии , состоявшегося в январе 1626 года.
- Il serraglio degl'amori купидонов ( Сераль ), Эпиталамий и балет для свадьбы Якопо Сальвиати, герцога Сан-Джулиано и Вероники Чибо, исполнено в 1628 году.
- La disfida d'Ismeno (Вызов Исмено), праздник , исполненный по случаю бракосочетания Маргариты Медичи и Одоардо Фарнезе, герцога Пармского , 1628 г.
- I caramogi (Гномы), комический маскарад, исполненный в августе 1629 г.
- Applausi del Sole, e d'Anfitrite (Аплодисменты Солнца и Амфитриты ), пастораль в честь визита Марии Анны Испанской , 1630 г.
- La сельва д'Армида ( Лес Армиды ), конный балет в честь свадьбы Марии Анны Испанской и Фердинанда III Австрийского, исполненный в Вене, 1631 г.
- Стихи
- «Per le Stelle Medicee temerariamente oppugnate» («За опрометчиво отвергнутые звезды Медичи»), написанное около 1613 года. Стихотворение представляет собой защиту Галилеем открытия спутников Юпитера (в то время называвшихся звездами Медичи), существование которых было допрошен флорентийским астрономом Джованни Маджини . Оно было опубликовано посмертно в Le Poesie del Sig. Андреа Сальвадори . 20-томное полное собрание сочинений Галилея под редакцией Антонио Фаваро содержит факсимиле собственной копии стихотворения Галилея, написанной рукой Галилея, с его исправлениями. [ 18 ]
- «Il Danubio» ( Дунай ), панегирик в честь вступления Фердинанда II на престол императора Священной Римской империи, сентябрь 1619 г.
- «Il pianto di Toscana» (Слёзы Тосканы), панегирик в первую годовщину смерти Козимо II Медичи, прочитанный Сальвадори в зале заседаний Палаццо Веккьо 28 февраля 1622 года.
- «La Natura al Presepe» (Природа на вертепе ), священный панегирик на Рождество, опубликованный в 1623 году.
- Fiori del Calvario («Цветы Голгофы »), сонеты о страстях Христовых, опубликованы в 1623 году. Этот сборник сонетов, как и «La Natura al Presepe», был посвящен принцессе Марии Маддалене Медичи , ушедшей в монастырь.
- Sonetti in lode del Campo Imperiale e in morte del re di Svezia (Сонеты, восхваляющие имперское поле битвы и смерть короля Швеции), опубликованные в 1633 году. Название отсылает к битве при Лютцене 1632 года , в которой Густав Адольф протестантский король Швеции, был убит войсками Священной Римской империи .
- «I corsali vinti» (Корсары побеждены), панегирик победе кораблей Святого Стефана над турками, дата неизвестна, опубликован посмертно в Le Poesie del Sig. Андреа Сальвадори 1668 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б с Упряжь (2001)
- ^ Киркендейл (1993) с. 611
- ^ Трюки (1847), с. 268. Оригинальный итальянский: «Он был мудрым, предусмотрительным и религиозным человеком; очень сведущим в науках, очень эрудированным и сведущим в греческом и латинском языках.
- ^ Группу поэтов возглавлял Джованни Вилифранчи, в нее входили также Оттавио Ринуччини , Алессандро Адимари и Якопо Чиконьини . См. Солерти (1905), с. 70
- ^ Андреа Кавальканти (1610-1672) принадлежал к влиятельной флорентийской семье, связанной с Медичи. Как и Сальвадори, он был членом Академии делла Круска и публиковал биографии, а также судебные хроники.
- ^ Harness (2006), стр. 179-180.
- ^ Harness (2006) с. 179.
- ^ Гаравалья (2005) с. 84; Негри (1722) с.37
- ^ Архив Медичи. Сальвадори, Андреа ди Франческо. Архивировано 21 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Негри (1722) с. 218; Трюки (1847) с. 268.
- ↑ Алессандра Фурини, описываемая как «женщина необычайной живости и духа», была ученицей Кристофано Аллори . Ее сестра Анжелика вышла замуж за композитора Доменико Белли и была известной певицей при дворе Медичи. Подробности о браках Сальвадори взяты из Грегори (2007), стр. 21–28.
- ^ Рича (1754) стр. 251.
- ^ Стихи г-на Андреа Сальвадори . Рим: Микеле Эрколе, 1668. Расширенные списки работ Сальвадори можно также найти у Негри (1722), стр. 37-38; Киркендейл (1993), стр. 611-613; Франки (1988), стр. 411-413
- ^ Солерти (1905) с. 186
- ^ Подробный анализ La regina Sant'Orsola см. в Harness (2002), стр. 81-91.
- ^ Британская библиотека . Фестиваль: Турнир карнавала во Флоренции . Проверено 14 июня 2016 г.
- ^ Сальвадори организовал торжество, которое продолжалось до 3 часов ночи. Полные тексты его канцонеты утеряны, хотя краткий отрывок, цитируемый современным дневником, появляется у Солерти (1905), с. 151.
- ^ Бьяджоли (1994) с. 139
- Источники
- Бьяджоли, Марио (1994). Галилей, Придворный: Научная практика в культуре абсолютизма . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-04560-9
- Франки, Саверио (1988). Римская драма , исторические издания и чтение. (на итальянском языке)
- Гаравалья, Андреа (2005). Сигизмондо Д'Индия «драматург» . ЭДТ срл. ISBN 88-6040-018-X (на итальянском языке)
- Грегори, Мина (2007). Еще одна красавица. Франческо Фурини (каталог выставки работ Фурини во дворце Питти , 22 декабря 2007 г. - 27 апреля 2008 г.). Мандрагора. ISBN 88-7461-105-6 (на итальянском языке)
- Харнесс, Келли (2001). «Сальвадори, Андреа» в Стэнли Сэди (ред.) Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е издание), том 22.
- Харнесс, Келли Энн (2002). «Целомудренные воины и девственницы-мученики во флорентийском музыкальном спектакле» в книге Тодда Майкла Боргердинга (ред.) «Гендер, сексуальность и старинная музыка» , стр. 73–122. Рутледж. ISBN 0-8153-3394-3
- Харнесс, Келли Энн (2006). Отголоски женских голосов: музыка, искусство и женский покровительство во Флоренции раннего Нового времени . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-31659-9
- Киркендейл, Уоррен (1993). Придворные музыканты во Флоренции во времена принципата Медичи: с реконструкцией художественного заведения . Л.С. Ольшки. ISBN 88-222-4108-8
- Негри, Джулио (1722). История флорентийских писателей . Бернардино Помателли (на итальянском языке)
- Рича, Джозеф (1754). Исторические новости флорентийских церквей: разделены по соседству. О районе Санта-Кроче , Том 1. Пьетро Гаэтано Вивиани (на итальянском языке)
- Солерти, Анджело (1905), Музыка, танец и драма при дворе Медичи с 1600 по 1637 год . Бемпорад и Фиглио (на итальянском языке)
- Тручки, Франческо (1847). «Андреа Сальвадори» в собранных и иллюстрированных неопубликованных итальянских стихах двухсот авторов от зарождения языка до семнадцатого века , том 4, стр. 268–273. Раньери Гуасти. (на итальянском языке)
- Дальнейшее чтение
- Гарджуло, Пьеро (2000) «И это 'l cantar sia, соответствующая сцене': Театр музыки Андреа Сальвадори (1613-1630)», Музыкальные исследования , Том 29, № 1, стр. 59–70 (на итальянском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фестивальные книги из Британской библиотеки (сканы оригинальных страниц)
- Сальвадори Любовная война 1616 г. (иллюстрации Жака Калло )
- Сальвадори «Флора» 1628 г. (иллюстрации Альфонсо Париджи )