Джованни Артузи
Джованни Мария Артузи (ок. 1540 — 18 августа 1613) — итальянский теоретик музыки , композитор и писатель.
Артузи яростно осуждал новые музыкальные новшества, определившие стиль раннего барокко, развивавшийся около 1600 года, в своем трактате «Артуси, оверо делле имперфеттиони делла модерна музыка» [Артуси, или О несовершенстве современной музыки]. Он также был учёным и священнослужителем Конгрегации Сантиссимо Сальваторе в Болонье . [ 1 ] и всю свою жизнь оставался преданным своему учителю Джозеффо Зарлино (главному теоретику музыки конца шестнадцатого века). Когда Винченцо Галилей впервые напал на Зарлино в « Диалоге» 1581 года, это побудило Артузи защитить своего учителя и стиль, который он представлял.
В 1600 и 1603 годах Артузи критиковал «грубость» и «разрешенность», проявленные в произведениях композитора, имя которого он первоначально отказывался назвать (это был Клаудио Монтеверди ). Монтеверди ответил во введении к своей пятой книге мадригалов (1605 г.) обсуждением разделения музыкальной практики на два потока: то, что он называл prima pratica и Seconda Pratica : prima pratica была предыдущим полифоническим идеалом шестнадцатого века, с плавный контрапункт , подготовленный диссонанс и равенство голосов; и Seconda Pratica - новый стиль монодии и сопровождаемого речитатива , который подчеркивал голоса сопрано и баса и, кроме того, демонстрировал зачатки сознательной функциональной тональности .
Основным вкладом Артузи в литературу по теории музыки стала его книга о диссонансе в контрапункте « L'Arte del contraponto» (1598). [ 2 ] Он признал, что в развернутом контрапункте может быть больше диссонанса, чем созвучия, и попытался перечислить причины и способы использования диссонансов, например, в качестве набора слов, выражающих печаль, боль, тоску, ужас. По иронии судьбы, использование Монтеверди во второй практике во многом соответствовало его книге, по крайней мере концептуально; Различия между музыкой Монтеверди и теорией Артузи заключались в важности разных голосов и точных интервалах, используемых при формировании мелодической линии.
Сочинений Артузи было немного, и они были выполнены в консервативном стиле: одна книга канцонетты для четырех голосов (опубликована в Венеции в 1598 году) и Cantate Domino для восьми голосов (1599). [ 1 ]
В 1993 году Сюзанна Кьюсик представила феминистский анализ полемики вокруг Артузи, в котором она заявила, что нападение Артузи на Монтеверди представляет собой «попытку дискредитировать современную музыку как неестественную, женственную и феминизирующую как ее исполнителей, так и ее слушателей». По ее словам, ответы Клаудио Монтеверди и его брата «можно понимать как защиту мужественности композитора, которая признает и подтверждает женственность самой музыки». [ 3 ] Другие ученые, такие как Илиас Криссохоидис и Чарльз С. Браунер, оспорили анализ Кьюсика как избирательный и неполный: «[Любой] может спроецировать что-либо в прошлое с целью узаконить свой собственный набор ценностей или даже фиксации». [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Источники
- Артузи, Джованни Мария (1598). Искусство контрапункта (на итальянском языке). Венеция – через Мюнхенский центр оцифровки .
- Криссохоидис, Илиас (январь 2004 г.). «Спор «Артуси-Монтеверди»: предыстория, содержание и современные интерпретации» . Британский аспирант музыковедения . 6 . Проверено 19 июня 2022 г.
- Кьюсик, Сюзанна Г. (весна 1993 г.). «Гендеринг современной музыки: мысли о споре Монтеверди-Артуси». Журнал Американского музыковедческого общества . 46 (1): 1–25. дои : 10.1525/jams.1993.46.1.03a00010 . JSTOR 831804 . (требуется подписка)
- Джованни Марии Артузи, запись (на итальянском языке) Гастоне Росси-Дориа в Энциклопедии Треккани (1929)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джованни Артузи, «Артуси, или несовершенства современной музыки», тр. Оливер Странк , в «Источниках по истории музыки» . Нью-Йорк, WW Нортон, 1950 год.
- Манфред Букофзер , Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк, WW Нортон, 1947 год. ISBN 0-393-09745-5
- Тим Картер : «Артуси, Монтеверди и поэтика современной музыки», Музыкальный гуманизм и его наследие. Очерки в честь Клода В. Палиски , изд. Нэнси Ковалефф Бейкер и Барбара Руссано Хэннинг (Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press, 1992), 171–194.
- Палиска, Клод В. (nd). «Артуси, Джованни Мария» , Oxford Music Online , по состоянию на 12 июля 2017 г. (требуется подписка)
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Нортон, 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Джованни Артузи, на Викискладе?
- musicologie.org Полная запись, произведения, источники, места, библиография (на французском языке)