Jump to content

Русский кукольный театр

Современные кукольники Саратова.

Русский кукольный театр, судя по всему, зародился либо в результате миграции из Византийской империи в шестом веке, либо, возможно, благодаря монголам, прибывшим из Китая. Странствующие славянские менестрели уже в тринадцатом веке представляли кукольные спектакли на западе России и прибыли в Москву в середине шестнадцатого века. Хотя в восемнадцатом веке русские традиции все больше находились под влиянием кукольников из Западной Европы, Петрушка продолжал оставаться одной из главных фигур. Помимо перчаточных кукол и марионеток , какое-то время были представлены стержневые и плоские куклы , но исчезли в конце девятнадцатого века.

Сегодняшние кукольные театры во многом обязаны своей популярностью Нине Симонович-Ефимовой получили поддержку российских властей и ее мужу, которые вскоре после Октябрьской революции на создание кукольного театра в Москве. Они представили ряд инновационных проектов и представили ряд представлений как для детей, так и для взрослых. Сергей Образцов , исполнявший классические народные сказки с перчаточными куклами и марионетками, в 1938 году основал собственный театр. Кукольные спектакли получили все большее распространение в советское время и с тех пор остаются популярными.

Происхождение русского кукольного театра далеко не ясно. Его часто относят к Италии из-за сходства Петрушки и Пульчинеллы . Другие теоретики полагают, что их кукольные театры могли мигрировать из Византии в восточнославянские регионы, известные как Киевская Русь, или что монголы могли принести этот подход из Китая . Кукольный театр был популярен на Западе в двенадцатом веке, и данные указывают на то, что он начал процветать еще в шестом веке в Византийской империи. [1] Из-за характера странствующих артистов многие культурные традиции вполне могли находиться под влиянием иностранного взаимодействия. [2] Древние славянские обычаи празднования циклов солнцестояния показывают, что существовала традиция использования масок и манекенов в церемониях, отмечающих конец одного сезона и начало другого. В одном из таких обрядов Купальской ночи куклы-мужчины, называемые Купало , и куклы-женщины, называемые Мареной из соломы изготавливаются . Женских кукол неоднократно похищают, вынуждая женщин возобновлять запасы, пока в перетягивании каната куклы не разрываются на части и не разбрасываются. [3]

Скоморочь исполнители

Между одиннадцатым и тринадцатым веками для обозначения театра в России было слово «позорище» , которое отличалось от термина «игрище» , драматического представления с участием живых актеров. [4] Кукла , современный русский термин, обозначающий театр кукол, впервые был использован в 1699 году. [5] Странствующие менестрели, известные как скоморохи, были первыми кукловодами в России и к тринадцатому веку переселились из Киевской Руси в Новгород . К середине шестнадцатого века они перенесли свою деятельность в Москву, когда Иван IV приказал отвезти их туда со своими выступающими медведями. [6] К 1630-м годам куклы стали неотъемлемой частью выступлений менестрелей, включая новаторский способ создания сцены с одеялами, завязанными на талии и поднятыми над головами с помощью шестов, чтобы их руки могли свободно перемещать марионеток. [7] В 1648 году скоморохи были отстранены от дальнейших выступлений законом, направленным на искоренение суеверий в интересах русской нравственности. С тех пор куклы и традиции все чаще импортировались из Германии и Дании . [8] К середине XVIII века в России также были обычным явлением регулярные выступления французских, немецких и итальянских кукольных трупп. [9]

Сохранившиеся афиши того периода показывают, что к 1730-м годам Петрушку в значительной степени заменили западные герои, хотя двадцать три пьесы, в которых он все еще фигурировал, показывают, что он определенно не был забыт и на него практически не повлияло иностранное влияние. [9] К восемнадцатому веку стержневые куклы в кабинках регулярно выступали . Традиция возникла в России и соседних странах, включая Литву , Польшу и Украину, когда рождественские представления в церквях запретили проводить . Поскольку переносные ясли были установлены в более светской обстановке, сами представления также стали менее религиозными. [10]

Нина Ефимова: рисуем куклу-кошку

Иван Финогенович Зайцев был одним из русских кукольников XIX века, работавших с плоскими марионетками, вырезанными из металла. Они появлялись на сцене через прорези, прорезанные в столе, и разыгрывали сцены тюрко-русских войн или комедий. Подобные куклы из дерева делала одна из его современниц, Иоковлевич Сезова. [11] но представления с такими марионетками прекратились в конце девятнадцатого века. [12] Пародия 1908 года на «Синюю птицу» , поставленная во МХАТе, была исполнена с куклами Станиславского в кабаре «Летучая мышь»; Андрей Белый и Николай Евреинов оба потерпели неудачу в своих попытках создать кукольные театры; и две женщины, Ольга Глебова-Судейкина [ фр ] и Любовь Шапорина , создавали куклы, но не смогли добиться успеха со своим театром марионеток в дореволюционный период . [13]

В 1916 году, когда Нина Симонович-Ефимова выступала для Московского товарищества художников, этим искусством занимались немногие. [14] [15] В том же году Юлия Слонимская Сазонова создала марионетку спектакль- « Силы любви и волшебства» с роскошными костюмами, оркестровкой и постановкой, получивший признание. [16] Шапорина начала делать эскизы сцен и костюмов для кукольного театра, который с успехом открыла в 1918 году в Петрограде . [13] [17]

И Слонимская, и Ефимова работали не только над развитием кукольного искусства, но и писали театральные теории о куклах, их применении, дизайне и развитии. [15] К 1918 году Ефимовой и ее мужу, скульптору Ивану Ефимову , было предложено создать детский театр в соответствии с государственной политикой социалистической реструктуризации , став первыми профессиональными кукловодами в России, заслужившими титул Адама и Евы Русский кукольный театр. [18] [19] Взяв с собой в дорогу кукольный спектакль, единственное средство к существованию Ефимовы в течение шести лет зарабатывали на своем театре. [14] На протяжении своей карьеры Ефимова, которая была движущей силой кукол, запатентовала инновационные конструкции для теней с использованием силуэтов , кукол-стержней , а также манекенов в натуральную величину. [20] [21] [22] [23] в ее попытках «подтвердить ценность кукольного театра как уникальной дисциплины». [24] Творчество Слонимской было сосредоточено в основном на марионетках, которых она позже привезла во Францию , Португалию и США. [25]

Sergey Obratsov

К 1924 году в нескольких местах возникли политически мотивированные театры, такие как Театр Петрушки, основанный Евгением Деммени [ ru ] в Санкт-Петербурге. Этот театр объединился с Петроградским театром марионеток и позже был переименован в Ленинградский театр кукол. В 1929 году открылась «Детская театральная книга», а в 1931 году в Ленинграде открылся Большой театр кукол. [26] К 1930-м годам государственные постановления требовали, чтобы все представления, то есть цирки, развлекательные шоу, музыкальные представления и кукольные театры, контролировались ГОМЕТами, Государственным департаментом, созданным специально для их регулирования. Одна из мер, принятых ГОМЕТом, заключалась в том, что спектакли должны проводиться на существующих театральных площадках и больше не могут быть бродячими уличными представлениями. [27] Свой первый сольный спектакль в качестве кукольника Сергей Образцов дал в 1923 году, но работал в основном как актер театра до 1931 года, когда к нему обратились руководители Центральной детской художественной студии с просьбой создать кукольный театр. Став художественным руководителем Центрального государственного театра кукол, Образцов ставил пародийные спектакли, ориентированные как на взрослых, так и на детей. [28] [29] Он выступал как с перчаточными куклами , так и с марионетками, путешествуя по Москве и ее окрестностям до 1938 года, когда он основал свой собственный театр. После того, как его театр разбомбили во время войны, он переехал в Новосибирск до окончания войны. [30] Образцовские персонажи вызывали реалистическую экспрессию и исполняли как классические народные сказки , так и сложные литературные произведения. [31]

В советское время театры распространились по всему СССР в провинциальные города, такие как Архангельск , Иваново , Нижний Новгород , Ростов , Рыбинск , Самара и Ярославль , а также в другие советские государства. В Грузинской Советской Социалистической Республике сложилась сильная традиция марионеток, а в Хакасской Республике кукольный театр в Абакане приобрел известность . Была предпринята попытка сделать марионеток более гуманными и отойти от их корней в народном искусстве , что привело к отказу от использования марионеток и сосредоточению внимания почти исключительно на перчаточных или стержневых марионетках. [31] В 1959 году в Ленинградском институте музыки, кино и театра было создано кукольное отделение, оформившее государственную подготовку кукольников. Во время политических реформ в эпоху Горбачева эксперименты начались с появления на сцене кукольников в своих манекенах и даже с актерами, изображавшими кукольных персонажей. [32] Реваз Габриадзе был одним из самых известных кукольников конца советской эпохи. [33]

Нижегородский театр кукол.

В 2000 году в Музее архитектуры в Москве прошла выставка кукол, изготовленных выдающимися артистами, чтобы продемонстрировать вариации дизайна и артистизма, связанные с манекенами. Театр кукол, лишенный ограничений реализма, вернулся к своим прежним истокам. Марионетки вновь появились, и в них снова используется ряд подходов к представлению, включая пьесы теней и традиционные движения марионеток. Театр отошел от места исключительно для детей и часто представляет тексты, написанные, а не адаптированные из других произведений, специально для кукольных спектаклей. [32]

Некоторые из наиболее известных театров включают: Екатеринбургский театр кукол известен тем, что в нем работают одни из самых известных дизайнеров кукол в России. Хакасский театр кукол «Сказка» в Абакане известен своими деревянными манекенами, исполняющими типично библейские темы. Архангельский театр кукол стремится ориентироваться на культурные традиции, а петербургский театр «Потудань» и театр «Тень» известны как инновационные площадки. [34] На момент открытия театра «Потудань» в 2002 году его репертуар составляла повесть Андрея Платонова «Река Потудань». Позже в том же году он был расширен за счет экранизации Николая Гоголя повести «Невский проспект ». Спектакли рассчитаны на взрослую аудиторию и затрагивают общечеловеческие жизненные темы. [35] Театр «Десять» воссоздает замысловатые пьесы теней, пародируя спектакли Большого театра. Здесь также проводятся мероприятия, на которых артисты знакомят детей с театральным представлением, объясняя нюансы различных жанров. [36]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0c653f64ed9c124b87f8131d73f078d0__1710177960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/d0/0c653f64ed9c124b87f8131d73f078d0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian puppet theater - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)