Русский кукольный театр
Русский кукольный театр, судя по всему, зародился либо в результате миграции из Византийской империи в шестом веке, либо, возможно, благодаря монголам, прибывшим из Китая. Странствующие славянские менестрели уже в тринадцатом веке представляли кукольные спектакли на западе России и прибыли в Москву в середине шестнадцатого века. Хотя в восемнадцатом веке русские традиции все больше находились под влиянием кукольников из Западной Европы, Петрушка продолжал оставаться одной из главных фигур. Помимо перчаточных кукол и марионеток , какое-то время были представлены стержневые и плоские куклы , но исчезли в конце девятнадцатого века.
Сегодняшние кукольные театры во многом обязаны своей популярностью Нине Симонович-Ефимовой получили поддержку российских властей и ее мужу, которые вскоре после Октябрьской революции на создание кукольного театра в Москве. Они представили ряд инновационных проектов и представили ряд представлений как для детей, так и для взрослых. Сергей Образцов , исполнявший классические народные сказки с перчаточными куклами и марионетками, в 1938 году основал собственный театр. Кукольные спектакли получили все большее распространение в советское время и с тех пор остаются популярными.
История
[ редактировать ]Происхождение русского кукольного театра далеко не ясно. Его часто относят к Италии из-за сходства Петрушки и Пульчинеллы . Другие теоретики полагают, что их кукольные театры могли мигрировать из Византии в восточнославянские регионы, известные как Киевская Русь, или что монголы могли принести этот подход из Китая . Кукольный театр был популярен на Западе в двенадцатом веке, и данные указывают на то, что он начал процветать еще в шестом веке в Византийской империи. [1] Из-за характера странствующих артистов многие культурные традиции вполне могли находиться под влиянием иностранного взаимодействия. [2] Древние славянские обычаи празднования циклов солнцестояния показывают, что существовала традиция использования масок и манекенов в церемониях, отмечающих конец одного сезона и начало другого. В одном из таких обрядов Купальской ночи куклы-мужчины, называемые Купало , и куклы-женщины, называемые Мареной из соломы изготавливаются . Женских кукол неоднократно похищают, вынуждая женщин возобновлять запасы, пока в перетягивании каната куклы не разрываются на части и не разбрасываются. [3]
Между одиннадцатым и тринадцатым веками для обозначения театра в России было слово «позорище» , которое отличалось от термина «игрище» , драматического представления с участием живых актеров. [4] Кукла , современный русский термин, обозначающий театр кукол, впервые был использован в 1699 году. [5] Странствующие менестрели, известные как скоморохи, были первыми кукловодами в России и к тринадцатому веку переселились из Киевской Руси в Новгород . К середине шестнадцатого века они перенесли свою деятельность в Москву, когда Иван IV приказал отвезти их туда со своими выступающими медведями. [6] К 1630-м годам куклы стали неотъемлемой частью выступлений менестрелей, включая новаторский способ создания сцены с одеялами, завязанными на талии и поднятыми над головами с помощью шестов, чтобы их руки могли свободно перемещать марионеток. [7] В 1648 году скоморохи были отстранены от дальнейших выступлений законом, направленным на искоренение суеверий в интересах русской нравственности. С тех пор куклы и традиции все чаще импортировались из Германии и Дании . [8] К середине XVIII века в России также были обычным явлением регулярные выступления французских, немецких и итальянских кукольных трупп. [9]
Сохранившиеся афиши того периода показывают, что к 1730-м годам Петрушку в значительной степени заменили западные герои, хотя двадцать три пьесы, в которых он все еще фигурировал, показывают, что он определенно не был забыт и на него практически не повлияло иностранное влияние. [9] К восемнадцатому веку стержневые куклы в кабинках регулярно выступали . Традиция возникла в России и соседних странах, включая Литву , Польшу и Украину, когда рождественские представления в церквях запретили проводить . Поскольку переносные ясли были установлены в более светской обстановке, сами представления также стали менее религиозными. [10]
Иван Финогенович Зайцев был одним из русских кукольников XIX века, работавших с плоскими марионетками, вырезанными из металла. Они появлялись на сцене через прорези, прорезанные в столе, и разыгрывали сцены тюрко-русских войн или комедий. Подобные куклы из дерева делала одна из его современниц, Иоковлевич Сезова. [11] но представления с такими марионетками прекратились в конце девятнадцатого века. [12] Пародия 1908 года на «Синюю птицу» , поставленная во МХАТе, была исполнена с куклами Станиславского в кабаре «Летучая мышь»; Андрей Белый и Николай Евреинов оба потерпели неудачу в своих попытках создать кукольные театры; и две женщины, Ольга Глебова-Судейкина и Любовь Шапорина , создавали куклы, но не смогли добиться успеха со своим театром марионеток в дореволюционный период . [13]
В 1916 году, когда Нина Симонович-Ефимова выступала для Московского товарищества художников, этим искусством занимались немногие. [14] [15] В том же году Юлия Слонимская Сазонова создала марионетку спектакль- « Силы любви и волшебства» с роскошными костюмами, оркестровкой и постановкой, получивший признание. [16] Шапорина начала делать эскизы сцен и костюмов для кукольного театра, который с успехом открыла в 1918 году в Петрограде . [13] [17]
И Слонимская, и Ефимова работали не только над развитием кукольного искусства, но и писали театральные теории о куклах, их применении, дизайне и развитии. [15] К 1918 году Ефимовой и ее мужу, скульптору Ивану Ефимову , было предложено создать детский театр в соответствии с государственной политикой социалистической реструктуризации , став первыми профессиональными кукловодами в России, заслужившими титул Адама и Евы Русский кукольный театр. [18] [19] Взяв с собой в дорогу кукольный спектакль, единственное средство к существованию Ефимовы в течение шести лет зарабатывали на своем театре. [14] На протяжении своей карьеры Ефимова, которая была движущей силой кукол, запатентовала инновационные конструкции для теней с использованием силуэтов , кукол-стержней , а также манекенов в натуральную величину. [20] [21] [22] [23] в ее попытках «подтвердить ценность кукольного театра как уникальной дисциплины». [24] Творчество Слонимской было сосредоточено в основном на марионетках, которых она позже привезла во Францию , Португалию и США. [25]
К 1924 году в нескольких местах возникли политически мотивированные театры, такие как Театр Петрушки, основанный Евгением Деммени в Санкт-Петербурге. Этот театр объединился с Петроградским театром марионеток и позже был переименован в Ленинградский театр кукол. В 1929 году открылась «Детская театральная книга», а в 1931 году в Ленинграде открылся Большой театр кукол. [26] К 1930-м годам государственные постановления требовали, чтобы все представления, то есть цирки, развлекательные шоу, музыкальные представления и кукольные театры, контролировались ГОМЕТами, Государственным департаментом, созданным специально для их регулирования. Одна из мер, принятых ГОМЕТом, заключалась в том, что спектакли должны проводиться на существующих театральных площадках и больше не могут быть бродячими уличными представлениями. [27] Свой первый сольный спектакль в качестве кукольника Сергей Образцов дал в 1923 году, но работал в основном как актер театра до 1931 года, когда к нему обратились руководители Центральной детской художественной студии с просьбой создать кукольный театр. Став художественным руководителем Центрального государственного театра кукол, Образцов ставил пародийные спектакли, ориентированные как на взрослых, так и на детей. [28] [29] Он выступал как с перчаточными куклами , так и с марионетками, путешествуя по Москве и ее окрестностям до 1938 года, когда он основал свой собственный театр. После того, как его театр разбомбили во время войны, он переехал в Новосибирск до окончания войны. [30] Образцовские персонажи вызывали реалистическую экспрессию и исполняли как классические народные сказки , так и сложные литературные произведения. [31]
В советское время театры распространились по всему СССР в провинциальные города, такие как Архангельск , Иваново , Нижний Новгород , Ростов , Рыбинск , Самара и Ярославль , а также в другие советские государства. В Грузинской Советской Социалистической Республике сложилась сильная традиция марионеток, а в Хакасской Республике кукольный театр в Абакане приобрел известность . Была предпринята попытка сделать марионеток более гуманными и отойти от их корней в народном искусстве , что привело к отказу от использования марионеток и сосредоточению внимания почти исключительно на перчаточных или стержневых марионетках. [31] В 1959 году в Ленинградском институте музыки, кино и театра было создано кукольное отделение, оформившее государственную подготовку кукольников. Во время политических реформ в эпоху Горбачева эксперименты начались с появления на сцене кукольников в своих манекенах и даже с актерами, изображавшими кукольных персонажей. [32] Реваз Габриадзе был одним из самых известных кукольников конца советской эпохи. [33]
Подарок
[ редактировать ]В 2000 году в Музее архитектуры в Москве прошла выставка кукол, изготовленных выдающимися артистами, чтобы продемонстрировать вариации дизайна и артистизма, связанные с манекенами. Театр кукол, лишенный ограничений реализма, вернулся к своим прежним истокам. Марионетки вновь появились, и в них снова используется ряд подходов к представлению, включая пьесы теней и традиционные движения марионеток. Театр отошел от места исключительно для детей и часто представляет тексты, написанные, а не адаптированные из других произведений, специально для кукольных спектаклей. [32]
Некоторые из наиболее известных театров включают: Екатеринбургский театр кукол известен тем, что в нем работают одни из самых известных дизайнеров кукол в России. Хакасский театр кукол «Сказка» в Абакане известен своими деревянными манекенами, исполняющими типично библейские темы. Архангельский театр кукол стремится ориентироваться на культурные традиции, а петербургский театр «Потудань» и театр «Тень» известны как инновационные площадки. [34] На момент открытия театра «Потудань» в 2002 году его репертуар составляла повесть Андрея Платонова «Река Потудань». Позже в том же году он был расширен за счет экранизации Николая Гоголя повести «Невский проспект ». Спектакли рассчитаны на взрослую аудиторию и затрагивают общечеловеческие жизненные темы. [35] Театр «Десять» воссоздает замысловатые пьесы теней, пародируя спектакли Большого театра. Здесь также проводятся мероприятия, на которых артисты знакомят детей с театральным представлением, объясняя нюансы различных жанров. [36]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Згута 1974 , с. 709.
- ^ Згута 1974 , с. 711.
- ^ Згута 1974 , стр. 712–713.
- ^ Згута 1974 , стр. 716–717.
- ^ Згута 1974 , с. 715.
- ^ Згута 1974 , стр. 717–718.
- ^ Згута 1974 , с. 718.
- ^ Згута 1974 , с. 719.
- ^ Jump up to: а б Згута 1974 , с. 720.
- ^ Батчелдер 1947 , стр. 122–123.
- ^ Батчелдер 1947 , с. 140.
- ^ Батчелдер 1947 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б Познер 2012 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б Батчелдер 1947 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Познер 2014 , с. 130.
- ^ Слонимский 2012 , с. 8.
- ^ Фрумкина 2011 .
- ^ Познер 2012 , стр. 126–127.
- ^ Карпова 2016 .
- ^ Ридер 1989 , с. 112.
- ^ Батчелдер 1947 , с. 174.
- ^ Познер 2014 , с. 140.
- ^ Липецкая областная универсальная научная библиотека 2013 .
- ^ Познер 2012 , с. 127.
- ^ Слонимский 2012 , с. 8-9.
- ^ Рубин, Надь и Руйер 2001 , с. 730.
- ^ Боймерс 2005 , с. 161.
- ^ Инфоцентр 2012 .
- ^ Tsarevskaya 2005 .
- ^ Бальфур 2001 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б Боймерс 2005 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б Боймерс 2005 , с. 163.
- ^ Боймерс 2005 , с. 167.
- ^ Боймерс 2005 , стр. 163–164.
- ^ Боймерс 2005 , с. 164.
- ^ Боймерс 2005 , стр. 166–167.
Библиография
[ редактировать ]- Бальфур, Майкл (2001). Театр и война, 1933–1945: Спектакль в «Экстремисе» . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Berghahn Books. ISBN 978-1-57181-497-5 .
- Батчелдер, Марджори Хоуп (1947). Род-марионетки и человеческий театр . Вклада в изобразительное искусство нет. 3. Колумбус, Огайо: Издательство Университета штата Огайо. OCLC 537308814 .
- Боймерс, Биргит (2005). Поп-культура России!: СМИ, искусство и образ жизни . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-85109-459-2 .
- Фрумкина (Frumkin), Ревекка (Rebekah) (29 July 2011). "Дневник цельного человека" [Diary of the whole man]. Polit.ru (in Russian). Moscow, Russia. Archived from the original on 20 September 2016 . Retrieved 1 April 2017 .
- Карпова (Karpova), Татьяна Игоревна (Tatyana Igorevna) (2016). "Симонович-Ефимова Нина Яковлевна: Биографическая Статья" [Simonovich-Efimova, Nina Yakovlevna: Biographical article]. Муравейник 53 (in Russian). Veliky Novgorod, Russia: Novgorod Electronic Library. Archived from the original on 21 March 2017 . Retrieved 21 March 2017 .
- Познер, Дассия Н. (2014). «Жизнь-Смерть и непокорное послушание: русские модернистские переосмысления марионетки» . У Познера, Дасия Н.; Оренштейн, Клаудия; Белл, Джон (ред.). Routledge Companion по кукольному театру и материальному представлению . Лондон, Англия: Рутледж. стр. 131–143. ISBN 978-1-317-91172-2 .
- Познер, Дассия Н. (2012). «Скульптура в движении: Нина Симонович-Ефимова и театр Петрушки» . Во Фрайере, Пол (ред.). Женщины в искусстве Прекрасной эпохи: очерки влиятельных художников, писателей и исполнителей . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc., стр. 118–135. ISBN 978-0-7864-6075-5 .
- Ридер, Роберта (зима 1989 г.). «Марионетки: движущаяся скульптура». Журнал декоративно-пропагандистского искусства . 11 (2). Юниверсити-Парк, Флорида: Попечительский совет Международного университета Флориды от имени Wolfsonian-FIU: 106–125. ISSN 0888-7314 . JSTOR 1503985 .
- Рубин, Дон; Надь, Питер; Руйе, Филипп (январь 2001 г.). Всемирная энциклопедия современного театра: Европа . Том. 1. Лондон, Англия: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-25157-0 .
- Слонимский, Николас (2012). Дорогая Дороти: Письма Николаса Слонимского Дороти Адлоу . Рочестер, Нью-Йорк: University Rochester Press. ISBN 978-1-58046-395-9 .
- Tsarevskaya, Lyubov (2005). "Sergei Obraztsov's Puppet Theater" . The Voice of Russia . Moscow, Russia: Rossiya Segodnya . Archived from the original on 30 September 2007 . Retrieved 5 April 2017 .
- Згута, Рассел (декабрь 1974 г.). «Истоки русского театра кукол: альтернативная гипотеза» . Славянское обозрение . 33 (4). Питтсбург, Пенсильвания: Ассоциация славянских, восточноевропейских и евразийских исследований Питтсбургского университета: 708–720. дои : 10.2307/2494509 . ISSN 0037-6779 . JSTOR 2494509 .
- «Сергей Образцов» . Российский информационный центр . Москва, Россия: Центр «Гарант», МГУ. 2012. Архивировано из оригинала 1 марта 2012 года . Проверено 5 апреля 2017 г.
- "Симонович-Ефимова, Нина Яковлевна (1877-1948)" [Simonovich-Efimova, Nina Yakovlevna (1877-1948)]. Лоунб.ru (in Russian). Lipetsk, Russia: Липецкая областная универсальная научная библиотека (Lipetsk Regional Universal Scientific Library). 2013. Archived from the original on 20 March 2017 . Retrieved 20 March 2017 .