Белый Дьявол
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2008 г. ) |
Белый Дьявол | |
---|---|
Написал | Джон Вебстер |
Дата премьеры | 1612 |
Место премьеры | Театр Red Bull , Клеркенвелл |
Язык оригинала | Английский |
Жанр | месть, трагедия |
Параметр | Падуя и Рим, Италия, 1585 г. |
Белый Дьявол (полное оригинальное название: Белый Дьявол; или Трагедия Пауло Джордано Урсини, герцога Бракиано. Вместе с жизнью и смертью Виттории Коромбоны, знаменитого венецианского Куртизана ) — трагедия английского драматурга Джона Вебстера . Согласно собственному предисловию Вебстера к изданию-кварто 1612 года «Читателю» , первое представление пьесы в том году было печально известным провалом; он жаловался, что пьеса разыгрывалась в разгар зимы перед невосприимчивой публикой. Сложность, изысканность и сатира пьесы плохо вписывались в репертуар « Слуг королевы Анны» в театре Red Bull , где она была впервые показана. Он был успешно возрожден в 1630 году труппой королевы Генриетты в Театре «Кокпит» и снова опубликован в 1631 году.
Фон
[ редактировать ]История во многом основана на событии, произошедшем в Италии за тридцать лет до написания пьесы: убийстве Виттории Аккорамбони в Падуе 22 декабря 1585 года. Инсценировка этого события Вебстером превратила итальянскую коррупцию в средство изображения «политического и морального состояния Англия в его дни», [1] особенно коррупция в королевском дворе.
В пьесе исследуются различия между реальностью людей и тем, как они изображают себя хорошими, «белыми» или чистыми.
Персонажи
[ редактировать ]- Монтисельсо – кардинал, впоследствии Папа Павел IV.
- Франсиско Де Медичи – герцог Флоренции; в пятом акте замаскированный под мавра Мулинасара.
- Бракиано - иначе Пауло Джордано Орсини, герцог Бракиано, муж Изабеллы, влюбленный в Витторию.
- Джованни – сын Бракиано от Изабеллы.
- Лодовико - Иногда Лодовик, итальянский граф, влюбленный в Изабеллу.
- Антонелли – друг и заговорщик Людовико.
- Гаспаро – друг и заговорщик Людовико.
- Камилло – муж Виттории, племянник Монтисельсо.
- Карло - служитель Брахиано в союзе с Франциско.
- Педро - помощник Брачиано в союзе с Франциско.
- Гортензио – один из офицеров Брачиано.
- Марчелло – слуга герцога Флорентийского; Младший брат Виттории.
- Фламинео – брат Виттории. Секретарь Брачиано.
- Изабелла – сестра Франсиско Медичи; первая жена Брачиано
- Виттория Коромбона – венецианская дама, сестра Фламинео. сначала замужем за Камилло, затем за Брачиано.
- Корнелия — мать Виттории, Фламинео и Марчелло.
- Занче – мавританский слуга Виттории; влюблена в Фламинео, затем в Франциско
- Послы, придворные, юристы, офицеры, врачи, фокусник, оружейник, слуги, матрона Дома новообращенных, дамы.
- Доктор Хулио.
- Кристоферо, один из бесстрочных «призрачных» персонажей, который помогает доктору Хулио убить Изабеллу.
Источники
[ редактировать ]Вебстер основал «Белого дьявола» на версиях информационных бюллетеней истории убийства Виттории Аккорамбони, структурируя историю на основе демокритовой и эпикурейской философии. [2]
В информационных бюллетенях подробно рассказывалось, как Виттория из гордой, но бедной семьи вышла замуж за племянника кардинала Монтальто, который позже стал папой Сикстом V. В 1580 году она познакомилась с Паоло Джордано Орсини, герцогом Браччано, ранее женатым на Изабелле Медичи из знаменитого рода Медичи . Встретив Витторию, герцог отчаянно влюбился в нее и устроил убийство племянника кардинала, чтобы он мог тайно жениться на Виттории. Папа Григорий вскоре узнал об этом и приказал Виттории и герцогу расстаться и даже прибегнул к заключению Виттории в тюрьму в замке Сант-Анджело по подозрению в убийстве ее мужа. В 1585 году был избран новый папа, и в суматохе перемен Виттория и Браччано поженились и покинули Рим. В пьесе Папа ошибочно назван Павлом IV (на самом деле он был бывшим кардиналом Монтальто Сикстом V , Павел IV умер в 1559 году). Восемь месяцев спустя герцог умер, и семья Медичи, желая защитить свои семейные интересы, оспорила его завещание, согласно которому Виттория стала распоряжаться его состоянием. Согласно пьесе, когда Виттория отказалась сотрудничать, Медичи устроили ее убийство. Она была зарезана в Падуе Людовико Орсини, родственником ее второго мужа. [3]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Граф Лодовико изгнан из Рима за разврат и убийства; его друзья, Гаспаро и Антонелли, обещают добиться отмены его приговора. Герцог Бракиано влюбился в Витторию Коромбону, дочь знатного, но обедневшего венецианского рода, несмотря на то, что они оба женаты на других людях. Брат Виттории Фламинео, работавший секретарем у Бракиано, замышлял свести свою сестру и герцога вместе в надежде продвинуться по карьерной лестнице, к большому разочарованию их матери Корнелии. План сорван прибытием жены Бракиано Изабеллы в сопровождении ее брата и кардинала Монтисельсо. Они оба возмущены слухами об измене Брачиано и намереваются предать дело огласке; Прежде чем это произойдет, Брахиано и Фламинео устраивают убийство Камилло (мужа Виттории) и Изабеллы.
Виттория предстает перед судом за убийство мужа, и, хотя реальных улик против нее нет, кардинал приговаривает ее к заключению в монастыре для кающихся шлюх. Фламинео притворяется сумасшедшим, чтобы защитить себя от неловких предложений. Изгнанный граф Лодовико помилован и возвращается в Рим; признавшись, что был тайно влюблен в Изабеллу, он клянется отомстить за ее смерть. Брат Изабеллы Франциско тоже замышляет месть. Он пишет любовное письмо Виттории, намеренно позволяя ему попасть в руки Брачиано, чтобы разжечь его ревность. Хотя поначалу кажется, что его план сработал, Виттории удается убедить Брачиано, что она верна, и они оба сбегают. Кардинал Монтисельсо избирается Папой и первым делом отлучает от церкви Витторию и Брахиано, бежавших из Рима.
Виттория и Бракиано, теперь женатые, держат суд в Падуе. Трое загадочных незнакомцев прибыли, чтобы поступить на службу к Брачиано. Это Франциско, замаскированный под Мулинассара (мавриата), Лодовико и Гаспаро (замаскированный под монахов-капуцинов), все они сговорились отомстить за смерть Изабеллы. Они начинают свою месть с отравления Брахиано. Когда он умирает, ему открываются Лодовико и Гаспаро. Затем Занче, мавританская горничная Виттории, влюбившаяся в своего предполагаемого земляка Мулинассара, рассказывает ему об убийствах Изабеллы и Камилло и участии в них Фламинео.
Фламинео изгнан из суда за убийство своего брата Марчелло сыном Бракиано Джованни, новым герцогом, и, чувствуя, что его преступления настигают его, он идет к Виттории. Он пытается убедить ее и Занче совершить тройное самоубийство, застрелив его, а затем себя. Виттория и Занче стреляют во Фламинео и, думая, что он мертв, радуются его смерти и побегу. К их большому удивлению, Фламинео воскресает из «мертвых» и сообщает им, что пистолеты не были заряжены. Пытаясь отомстить Виттории, Лодовико и Гаспаро затем выходят на сцену и завершают свою месть, убивая ее. На сцену выходят Джованни и офицеры, и пьеса заканчивается тем, что Джованни узнает об участии своего дяди в кровавых действиях и отправляет Лодовико на пытки.
Производство
[ редактировать ]Пьеса была написана и впервые исполнена труппой «Слуги королевы Анны» в театре «Ред Булл» в Клеркенвелле в первые месяцы 1612 года. Труппа обычно предлагала более простые и оптимистичные пьесы, подобные тем, которые написал их драматург Томас Хейвуд . Спектакль, поставленный перед спектаклем Вебстера, похоже, был Если это будет нехорошая пьеса» трагикомедией « Томаса Деккера . Дебютная пьеса Вебстера провалилась. В предисловии к кварто Вебстер похвалил актеров, упомянув Ричарда Перкинса ; но жаловался на зимнюю погоду и, прежде всего, на публику, интеллект которой он сравнивал с интеллектом ослов.
Первой успешной современной постановкой стала постановка Общества Марлоу (Театр ADC, Кембридж, март 1920 г.) на музыку К. Армстронга Гиббса и Эрика Машвица в роли Виттории. Общество специализировалось на возрождении елизаветинской и якобинской эпохи в неразрезанных текстах, исполняемых с их оригинальной экономностью и быстротой, а также с женскими ролями, исполняемыми мужчинами. «Любой, кто любит слушать прекрасную поэзию в красивом исполнении, — писал редактор Cambridge Review , — и трагическую страсть, «с достоинством разыгранную», не должен упустить эту замечательную возможность. Какая великолепная пьеса!» [4] «Спустя триста лет поэту в его Элизиуме должно быть утешением знать, что наконец его пьеса была с успехом сыграна перед «полной и понимающей аудиторией». Мы должны признаться, что для нас это был ритуал посвящения в мистерии. о пьесе, которую мы всегда считали великой, но которая никогда не осознавала, что она настолько замечательна». [5] Эта постановка вдохновила кембриджского ученого Ф. Л. Лукаса отредактировать все пьесы Вебстера. «Но в чем именно состоит обаяние Вебстера?» - спросил он в New Statesman . [6] «Что могло заставить Кембриджскую постановку « Белого дьявола» в 1920 году показаться неподвижной, по крайней мере двоим, кто смотрел ее тогда без каких-либо предубеждений, самым ошеломляющим представлением, которое они когда-либо знали?»
В 1925 году Театр «Ренессанс» поставил сильно урезанную версию с участием Виолы Три и Седрика Хардвика . Постановка не получила хорошей рецензии, возможно, главным образом из-за непонимания особых требований драматургии эпохи Возрождения . Ученый из Вебстера Ф.Л. Лукас спросил в газете New Statesman : «Кто может надеяться произнести страстные стихи, лежа на одном локте на полу?» [7]
В лондонской постановке 1947 года в Театре «Герцогиня» под руководством Майкла Бенталла сыграл Хью Гриффит Монтисельсо, Патрик Макни — Гортензио/посла Испании, Клэр Блум — одной из придворных дам Бракиано, Маргарет Роулингс — Виттории и Эндрю Крукшенк — герцога Флорентийского. .
была поставлена внебродвейская постановка В 1965 году в «Круге на площади» с Фрэнком Ланджеллой в роли Фламинео, Кэрри Най в роли Виттории, Полом Стивенсом в роли Брачиано, Робертом Берром в роли Франциско, Эриком Берри в роли Монтисельсо и Кристиной Пиклз в роли Корнелии. Спектакль проходил с 6 декабря 1965 года по 17 апреля 1966 года и получил премию Оби за выдающиеся достижения (Фрэнк Ланджелла).
В ноябре 1969 года Национальный театр «Олд Вик» в Лондоне представил пьесу в постановке Фрэнка Данлопа (который впоследствии основал «Янг Вик»). Актерский состав в основном был набран из компании. Джеральдин Макьюэн сыграла Витторию, Эдварда Вудворда Фламинео, Эдварда Петербриджа Лодовико , Бенджамина Уитроу Камилло, Дерека Годфри Браччиано, Джейн Лапотайр Занче, Хейзел Хьюз Корнелию, Джона Моффатта Монтисельсо, Джейн Уэнам Изабеллу, Энтони Николлса Франциско и Эдварда Хардвика Марчелло. В более поздних выступлениях Дерек Якоби играл Лодовико. Он был задуман Пьеро Герарди как разрушающаяся стена, из которой, словно ползающие насекомые, вылезали персонажи в фантастических и экстравагантных костюмах. Уильям Хоббс поставил бои и сыграл посла Испании. Мимическую работу выполнил Клод Чагрен. Помощником режиссера был Роланд Иоффе (с тех пор режиссер «Полей смерти» и «Миссии»).
Королевская шекспировская труппа исполнила «Белого дьявола» в 1996 году в театре «Лебедь» в Стратфорде-на-Эйвоне (позже переведенном в Лондон в «Яму в Барбакане») в постановке Гейла Эдвардса с Ричардом Маккейбом в роли Фламинео, Филипом Квастом в роли Людовико, Рэем Фироном. в роли Брачиано, Джейн Гернетт в роли Виттории, Стивен Боксер в роли Франциско и Филип Восс . Компания вернулась к спектаклю в 2014 году с постановкой в Театре «Лебедь» в Стратфорде-на-Эйвоне под руководством Марии Аберг с Дэвидом Стурзакером в роли Браччиано, Кирсти Бушелл в роли Виттории, Дэвидом Ринтулом в роли кардинала Монтисельсо, Саймоном Скардифилдом в роли Франциско и Джозефом Аркли. как Людовико; в этой постановке Фламинео, брата Виттории, сыграла женщина (Лора Эльфинстоун).
1 марта 1997 года Всемирная служба BBC транслировала адаптацию с Антоном Лессером и Хелен Баксендейл в главных ролях .
15 августа 2010 года BBC Radio 3 постановку транслировало адаптированную и поставленную Марком Биби , в которой, согласно веб-сайту BBC Radio 3, «действие разворачивается в мрачном преступном мире 1950-х годов – мире, который пытается скрыть свои изменчивые союзы и предательства». и внезапное насилие под шелушащейся видимостью чести и респектабельности». В постановке приняли участие Патрик Кеннеди в роли Фламинео, Анна Максвелл Мартин в роли Виттории, Фрэнсис де ла Тур в роли Корнелии, Шон Дингуолл в роли Брачиано, Питер Райт в роли Франциско, Шон Бейкер в роли Монтисельсо и Гарри Майерс в роли Людовико.
26 января 2017 года стартовал спектакль в Театре Сэма Уонамейкера в Лондоне (место проведения, воплощающее черты типичного театра периода оригинальной постановки семнадцатого века). [8]
В 2019 году театр Red Bull в Нью-Йорке представил «Белого дьявола» .
На сегодняшний день эту пьесу ни разу не снимали и не показывали по телевидению.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вебстер, Джон (1960). Рассел Браун, Джон (ред.). Белый Дьявол . Лондон: Метуэн. п. 4. ОСЛК 317509591 .
- ^ Вебстера «Белый дьявол», Норма Кролл, «Демокритовая вселенная в сравнительной драме том. 7, № 1 (весна 1973 г.), стр. 3–21 https://www.jstor.org/stable/41152599.
- ^ Мерфи, Кэролайн П. (2008). Убийство принцессы Медичи . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 346 . ISBN 9780195314397 .
- ↑ Cambridge Review , 12 марта 1920 г.
- ↑ Cambridge Review , 30 апреля 1920 г.
- ↑ New Statesman , 1 марта 1924 г.
- ↑ New Statesman , 17 октября 1925 г.
- ^ Шентон, Марк (2 февраля 2017 г.). «Рецензия на «Белого дьявола» в театре Сэма Ванамейкера в Лондоне – «захватывающая и свирепая» ». Этап .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вебстер, Джон (1612). Белый дьявол, или Виттория Коромбона: трагедия (Первое изд.). Лондон: Томас Арчер. OCLC 46303316 .
- Вебстер, Джон (1996). Белый Дьявол (ред. Саймона Трасслера). Лондон: Книги Ника Херна . ISBN 978-1854593450 .
- Рассказ «Рождество в Падуе» из Ф.Л. Лукаса романа «Женщина, одетая в солнце» (1937) пересказывает последние часы декабря 1585 года Виттории Аккорамбони (оригинал «Белого дьявола» Вебстера), рассматривая повествование с ее точки зрения.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Белый Дьявол в базе данных Off-Broadway в Интернете
- Джон Вебстер на IMDb
- Аудиокнига «Белый дьявол», являющаяся общественным достоянием, на LibriVox