Соната для флейты ми мажор, BWV 1035
Соната ми мажор для флейты и бассо континуо ( BWV 1035) — соната для поперечной флейты и фигурного баса, написанная И. С. Бахом в 1740-х годах. Оно было написано в результате визита в 1741 году ко двору Фридриха Великого в Потсдаме , где в прошлом году сын Баха Карл Филипп Эммануил был назначен главным клавесинистом короля. Он был посвящен Михаэлю Габриэлю Фредерсдорфу , камердинеру и личному секретарю короля, который, как и король, был флейтистом-любителем. [ 1 ] [ 2 ]
Происхождение и музыкальная структура
[ редактировать ]Сохранившиеся источники сонаты девятнадцатого века содержат посвящения Фридриха Великого личному секретарю Михаэлю Габриэлю Фредерсдорфу : одна из самых ранних ручных копий BWV 1035 снабжена примечанием «после автографа композитора, написанного в 17-м году». когда он был в Потсдаме, у тайного камергера Фредерсдорфа». Фредерсдорфа научил играть на флейте его отец, Stadtpfeifer во Франкфурте . Он выступал посредником с дрезденским флейтистом-композитором Иоахимом Кванцем , который не только сочинял для Фридриха, но и давал ему уроки и снабжал инструментами. Когда Фридрих стал королем в 1740 году, он назначил сына Баха Карла Филиппа Эммануэля главным придворным клавесинистом. Полтора года спустя, в декабре 1741 года, Кванц также присоединился ко двору, где до конца своей карьеры служил композитором и учителем игры на флейте. Перед этим летом 1741 года Бах впервые посетил Берлин, остановившись возле королевского дворца на Унтер-ден-Линден вместе со своим другом Георгом Эрнстом Сталем, придворным врачом. Как показывает его переписка с семьей в Лейпциге, во время этого первого визита Бах не имел официальной аудиенции у короля, но — ввиду посвящения — должен был посовещаться с Фредерсдорфом. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Движения
[ редактировать ]- Медленно, но не так сильно, Ми мажор
- Аллегро, 2
4 ми мажор - сицилийский, 6
8 С ♯ минор - Очень веселый, 3
4 ми мажор
Вступительная часть , Adagio ma non tanto, содержит множество выразительных и тщательно продуманных орнаментов в стиле барокко, включая любимые королем «tierces ornées» — промежуточные ноты, добавляемые к падающей трети, создавая вздыхающий Affekt . Как комментирует Олескевич (1999 , стр. 95), это был, пожалуй, единственный раз, когда Бах использовал орнамент такого рода.
Для лейпцигского стиля Баха характерно также чередование полукваверных мелизм с полукваверными тройными отрывками и отрывками спаренных полукваверных фигур. Точно так же танец, подобный Аллегро, в оживленном 2
Размер 4 соответствует образцу его лейпцигских работ, что является признанием галантного стиля, столь популярного в то время. В медленном Сицилиано вступительная тема флейты звучит в каноническом такте позже в басовой партии. Сама часть выполнена в тональности до минор , но модулируется множеством тональностей, прежде чем вернуться к исходной тональности. В последнем Allegro assai также есть галантные элементы, с его бинарной формой — как вторая и третья части — и причудливыми танцевальными ритмами. Обе быстрые части содержат трели и блестящие полукваверные пассажи. Эппштейн (1972 , стр. 15, 23) предположил, что BWV 1035 можно рассматривать как сонату да камера , где первая часть играет роль прелюдии, а последующие бинарные части соответствуют танцам. Он предположил, что быстрые движения соответствуют определенным танцевальным формам: вторая часть — ригодону , французскому танцу, появляющемуся, например, в четвертом из Франсуа Куперена » «Руайских концертов (1722); и четвертая часть к спрайту полонез . Третья медленная часть, как указано в партитуре, — сицилиано . [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Аранжировки и транскрипции
[ редактировать ]- Транскрипция фа мажор для альтовой блокфлейты и клавесина, изданная Шоттом , [ 9 ] Верлаг Генрихсхофена, [ 10 ] Универсальный [ 11 ] и Dowani International (с практическим компакт-диском). [ 12 ]
- Транскрипция до мажор для гобоя и клавесина Гонсало X. Руиса , 2005.
- Переложение для флейты и гитары Михаэля Лангера, Доблингер, 1997.
Избранные записи
[ редактировать ]Соната написана для поперечной флейты и континуо , но переложена и для других инструментов (см. выше). Соната и ее транспонированная версия фа мажор для блокфлейты-альта являются частью стандартного экзаменационного репертуара ABRSM и других национальных экзаменационных комиссий. [ 13 ]
Фигурный бас на клавесине
- Жан-Пьер Рампал и Робер Вейрон-Лакруа (клавесин) Эрато , 1973 год (есть много записей периода 1950–1981 годов).
- Элейн Шаффер , Эмброуз Гонтлетт ( виола да гамба ), Джордж Малкольм (клавесин), Энджел
- Максенс Ларье , Рафаэль Пуяна (клавесин), Виланд Куйкен (виола да гамба), Philips, 1967. [ 14 ]
- Петер-Лукас Граф , Манфред Сакс ( фагот ), Йорг Эвальд Далер (клавесин), клавесы , 1968.
- Петер-Лукас Граф, Йоханнес Кох (виола да гамба) и Генриетта Барбе (клавесин), Жеклин, 1984. [ 15 ]
- Франс Брюгген , Аннер Бильсма ( виолончель ), Густав Леонхардт (клавесин), Pro-Arte, 1986.
- Марк Бокудре, Уильям Кристи (клавесин), Harmonia Mundi , 1982.
- Орель Николе , Мари Фудзивара (клавесин), Denon , 1992.
- Эшли Соломон , Теренс Чарлстон (клавесин), Channel Classics , 2000.
- Бартольд Куйкен , Эвальд Демейер (клавесин), Accent , 2003.
- Эммануэль Пахуд , Тревор Пиннок (клавесин), Warner Classics , 2008.
- Джеймс Голуэй , Сара Каннингем (виола да гамба), Филип Молл (клавесин), Sony Classical , 2009.
- Рэйчел Браун, Кэтрин Шарман (виолончель), Лоуренс Каммингс (клавесин), Uppernote, 2016.
Figured bass on fortepiano
- Кристофер Крюгер, Лаура Джеппесен (альт да гамба), Джон Гиббонс (фортепиано), Centaur Records , 1997.
- Сьюзан Ротхольц, Кеннет Купер (фортепиано), Bridge Records , 2002.
Фигурный бас на лютне
- Лиза Безносюк , Ричард Танниклифф (виолончель) и Элизабет Кенни (лютня), Hyperion , 2002.
Фортепианный аккомпанемент
- Жорж Лоран , Гарри Кампсон (фортепиано), Колумбия [между 1933 и 1936 годами, одна из самых ранних записей произведения] [ 16 ] [ 17 ]
- Петер-Лукас Граф , Аглая Граф (фортепиано), Клавиши ,
- Андреа Олива, Анджела Хьюитт (фортепиано) Hyperion , 2013.
Гитарное сопровождение
- Гэри Шокер , Джейсон Вьео (гитара), Азика, 2004 г.
- Марина Пиччинини , Жоао Луис и Дуглас Лора (гитары), Ави, 2010 г.
Транскрипции
- Марион Вербрюгген (альт-флейта), Кристина Малер (виолончель), Джон Гиббонс (клавесин), «Титаник» , 1988 год.
- Микала Петри (альт-флейта), Кейт Джарретт (клавесин), RCA , 1992.
- Уго Рейн (альт-флейта), Эммануэль Гиж (альт да гамба), Пьер Хантай (клавесин), Мираре, 2009.
- Гонсало X. Руис ( гобой в стиле барокко ), Джоанна Блендульф (виолончель), Кэтрин Шао (клавесин), И.С. Бах, Транскрипции для гобоя в стиле барокко , La Riche & Co,
Распоряжения
- Эрик Руске ( валторна ), Педжа Музиевич (фортепиано), The Classic Horn - транскрипции мировой премьеры , Albany Records , 2003
- Эжен Руссо (саксофон), Ганс Граф (фортепиано), Saxophone Colors , Delos Records , 1992
Примечания
[ редактировать ]- ^ Маршалл 1978 , с. 493.
- ^ Джонс 2013 , стр. 363–364.
- ^ Jump up to: а б Пауэлл 2002 , с. 99.
- ^ Вольф 2002 , с. 425.
- ^ Jump up to: а б Олескевич 1999 , стр. 95.
- ^ Джонс 2013 , стр. 363–64.
- ^ Вольф 1994 , с. 263
- ^ Вольф 1985
- ^ Бах 1954 .
- ^ Бах 1986 .
- ^ Бах 1992 .
- ^ Бах 2006 .
- ^ Барочная флейта середины восемнадцатого века имела только одну клавишу и была настроена на барочную высоту звука , более низкую, чем нынешняя концертная высота звука , на которую настроена современная поперечная флейта. Партию континуо можно играть на одном или нескольких инструментах. Наряду с другими сонатами Баха для флейты, соната вошла в стандартный репертуар, используемый для экзаменационных целей как для флейты, так и для блокфлейты в нескольких странах, когда она обычно исполняется под аккомпанемент фортепиано из авторизованного издания с фиксированной реализацией фигурного баса. Более подробную информацию см. в Powell (2002) .
- ^ Сонаты для флейты = Полные сонаты для флейты, ОСЛК 10773875
- ^ Сонаты для флейты, ОСЛК 724993095
- ^ Соната нет. 1, си минор, для фортепиано и флейты Соната №. 6, ми мажор, для фортепиано и флейты, ОСЛК 49740183
- ^ Ранние записи флейты Кристофера Стюарда: Жорж Лоран на страницах флейты Роберта Биджио
Ссылки
[ редактировать ]Опубликованные издания
- Бах, Дж.С. (1978), Ханс Эппштейн (редактор), Сонаты для флейты, Том I (Четыре аутентичные сонаты - с партией виолончели) (PDF) (изд. Urtext), Henle-Verlag, ISMN 979-0-2018-0269 -5
- Бах, JS (1992), Бартольд Куйкен (редактор), Соната для флейты и бассо континуо ми мажор, BWV 1035 , Висбаден: Breitkopf
- Бах, Дж.С. (2002), Ханс-Петер Шмитц; Ульрих Лейзингер (ред.), Четыре сонаты: BWV 1034–1035 для флейты и бассо континуо. BWV 1030, 1032 для флейты и облигато чембало (изд. Urtext), Bärenreiter
- Бах, JS (1992b), Уте Деуссен (редактор), Соната для тройной блокфлейты и бассо континуо фа мажор, после BWV 1035 (транскрипция, реализация фигурного баса Зигфрида Петренца) , Вена: Universal Edition, ISBN 978-3-7024-1198-5
- Бах, Дж.С. (1954), Дом Грегори Мюррей (редактор), Соната для тройной блокфлейты и фортепиано или клавесина фа мажор, по BWV 1035 , Шотт
- Бах, JS (1986), Мартин Ниц (редактор), Три сонаты для тройной флейты и бассо континуо, BWV 1033–1035 , Verlag Генрихсхофена
- Бах, Дж. С. (1954b), Луи Мойз (редактор), Сонаты для флейты и фортепиано, Vol. II , Г. Ширмер
- Бах, JS (1997), Конрад Хампе (редактор), Сонаты для флейты и клавесина (Urtext), CF Peters, ISMN 979-0014106645
- Бах, Дж.С. (2006), Манфредо Циммерманн (редактор), Соната для скрипки (альт) блокфлейты и бассо континуо фа мажор (на основе Сонаты для флауто траверсо ми мажор, BWV 1035) , Лихтенштейн : Dowani International, ISBN 3905477335
Книги и журнальные статьи
- Эппштейн, Ганс (1972), «О сонатах для флейты И. С. Баха с континуо» , Ежегодник Баха , 58 : 12–23, doi : 10.13141/bjb.v19721958
- Джонс, Ричард Д.П. (2013), Творческое развитие Иоганна Себастьяна Баха, Том II: 1717–1750: Музыка для наслаждения духа , Oxford University Press , ISBN 9780199696284
- Маршалл, Роберт Л. (1978), «Сочинения Дж. С. Баха для флейты соло: пересмотр их подлинности и хронологии», Журнал Американского музыковедческого общества , 32 (3): 463–98, doi : 10.1525/jams.1979.32. 3.03a00050 , JSTOR 831251
- Олескевич, Мэри (1999). «Трио в музыкальном предложении Баха: приветствие вкусам Фредерика и флейтам Кванца?». В Шуленберге, Дэвид (ред.). Музыка И.С. Баха: анализ и интерпретация . Перспективы Баха. Том. 4. Издательство Университета Небраски . стр. 79–110. ISBN 9780803210516 .
- Пауэлл, Ардал (2002), Флейта , издательство Йельского университета , ISBN 9780300094985
- Вольф, Кристоф (1985). «Лейпцигская камерная музыка Баха» . Ранняя музыка . 13 (2). Издательство Оксфордского университета : 165–175. дои : 10.1093/earlyj/13.2.165 .
- Вольф, Кристоф (1994), «Лейпцигская камерная музыка Баха», Бах: Очерки его жизни и творчества , издательство Гарвардского университета , стр. 263, ISBN 0674059263 (также перепечатка публикации 1985 года в журнале Early Music )
- Вольф, Кристоф (2002). Иоганн Себастьян Бах: ученый музыкант . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-924884-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эрикссон, Лена Веман (2008). «...мир в тишине фигуриста перед Бахом», «Исторически обоснованное исполнение с точки зрения контекстуальной музыкальной онтологии, иллюстрированное на примере сонаты ми мажор, BWV 1035», И.С. Баха (PDF) (докторская диссертация) . Технологический университет Лулео . Проверено 12 сентября 2016 г. (перевод со шведского Джоэла Спирстры)
- Зон, Стивен (2013), «Бах: Камерная музыка», в Мюррее Стейбе (ред.), Путеводитель по музыке для читателей: история, теория и критика , Routledge, стр. 39–41, ISBN 978-1135942625