Соната для кларнета (Клетка)
Соната для кларнета — раннее произведение Джона Кейджа , написанное в 1933 году. Оно также известно под ранним названием «Соната для одного голоса ».
История
[ редактировать ]Произведение было создано в 1933 году (первая и последняя части написаны 3 и 5 сентября соответственно), когда Кейдж изучал музыку у Ричарда Булига (Николлс 2002, 63). Булиг убедил Кейджа отправить сонату, а также некоторые другие пьесы Генри Коуэллу для публикации в New Music ; таким образом, это стало самым ранним опубликованным произведением Кейджа. Позже Коуэлл предложил исполнить сонату на семинаре Калифорнийского общества новой музыки в Сан-Франциско. Когда Кейдж прибыл, оказалось, что кларнетист не может сыграть эту пьесу, и Кейджу пришлось играть ее самому, на фортепиано (Nicholls 1990, 176). Кейдж также пытался уговорить кларнетиста Лос-Анджелесского филармонического оркестра сыграть сонату, но кларнетист отказался по эстетическим соображениям (Kostelanetz 2003, 103). Позже Кейдж внес некоторые изменения, и соната была наконец опубликована издательством Edition Peters, главным издателем Кейджа, в 1963 году. Хотя ему не нравились некоторые из его ранних работ, он считал сонату, согласно недавнему интервью, «очень интересной» ( Дакворт 1999, 8).
Анализ
[ редактировать ]Соната написана для кларнета соло си-бемоль. Нет признаков динамики, артикуляции или фразировки (Nicholls 1990, 176). В целом, этот стиль, по словам исследователя Кейджа Джеймса Притчетта, «хроматичен, ритмически сложен и неметричен» (Притчетт 1993, 7). Есть три движения:
- Живой
- Этот
- Живой
Первая часть находится под влиянием двенадцатитоновой техники , но не связана ее формальными процедурами: здесь нет ряда в строгом смысле слова, но музыка построена на ретроградах различных мелодических и ритмических фрагментов. Например, содержание тактов 1–2 представлено ретроградно в тактах 20–21, с тем же ритмом, и схожие симметрии и трансформации наполняют всю часть (Николлс 2002, 64).
Напротив, вторая часть использует технику тонального ряда гораздо более строго, хотя все еще лишь незначительно связана с . методом Шенберга Он начинается с того, что различные формы ряда следуют друг за другом в тесной последовательности: штриховые (1–5 такты), транспонированные (5–9 такты), ретроградные (10–12 такты). Такты 12–19 заполнены фрагментами каждой из трех использованных форм, а движение завершается ретроградной инверсией (такты 20–24). Последние ноты повторяют (по высоте) ноты из такта 5, где основная форма перекрывается транспонированной формой (Николлс 2002, 63–64).
Третья часть представляет собой точную ретроградную подачу первой.
Ссылки
[ редактировать ]- Дакворт, Уильям. Говорящая музыка: беседы с Джоном Кейджем, Филипом Глассом, Лори Андерсон и пятью поколениями американских композиторов-экспериментаторов . Да Капо Пресс, 1999. ISBN 0-306-80893-5
- Костеланец, Ричард. Разговор с Джоном Кейджем . Рутледж, 2003. ISBN 0-415-93792-2
- Николлс, Дэвид. Американская экспериментальная музыка, 1890–1940 . Издательство Кембриджского университета, 1990. ISBN 0-521-42464-X
- Николлс, Дэвид. Кембриджский компаньон Джона Кейджа . Издательство Кембриджского университета, 2002. ISBN 0-521-78968-0
- Притчетт, Джеймс. Музыка Джона Кейджа . Издательство Кембриджского университета, 1993. ISBN 0-521-56544-8