Вариации (Клетка)
«Вариации» — серия произведений американского композитора Джона Кейджа . Ряд произведений из этой серии являются яркими примерами неопределенной музыки , другие - хеппенингами : пьесами-перформансами, исполняемыми в соответствии с партитурой .
Серия
[ редактировать ]Вариации I (1958)
[ редактировать ]Первое произведение из серии посвящено Давиду Тюдору и стало запоздалым подарком на день рождения. Партитура состоит из шести прозрачных квадратов: один с 27 точками четырех разных размеров, пять с пятью линиями в каждом. Квадраты комбинируются любым способом, точки обозначают звуки, а линии служат осями различных характеристик этих звуков: наименьшей частоты, простейшей структуры обертонов и т. д. Указанные характеристики получают путем отбрасывания перпендикуляров от точек и измерения этих перпендикуляров. Произведение исполняется любым количеством исполнителей на любом виде и количестве инструментов.
Вариации II (1961)
[ редактировать ]Данное произведение предназначено «для любого количества исполнителей и любых средств звукозаписи». Партитура состоит из одиннадцати прозрачных листов: шесть с линиями и пять с точками. Механизм тот же, что и в Варианте I : от точек к линиям опускаются перпендикуляры для определения характеристик звука, но список характеристик другой: частота, амплитуда, тембр и т. д.
Вариации III (1962)
[ редактировать ]Третий в серии предназначен «для одного или любого количества людей, совершающих какие-либо действия». Это первая запись в серии, в которой нет никаких упоминаний о музыке , музыкальных инструментах или звуках. Партитура состоит из двух листов прозрачного пластика: один пустой, другой отмечен 42 одинаковыми кружками. Кейдж поручает исполнителям разрезать лист кружочками так, чтобы в итоге получилось 42 маленьких листа, по полному кругу на каждом. Затем их следует положить на лист бумаги. Затем отдельные круги удаляются, а остальные интерпретируются в соответствии со сложными правилами, объясненными в партитуре. Полученная информация включает количество действий и количество переменных, характеризующих действие. Кейдж не уточняет действия исполнителей, но отмечает, что они могут включать в себя наблюдение или реагирование на «изменения окружающей среды». Он также заявляет, что, хотя некоторые элементы выступления могут быть запланированы заранее, исполнителям следует «оставлять место для непредвиденных обстоятельств»; и что «любые другие действия происходят одновременно» с выполнением работы. Последнее — не инструкция, а просто наблюдение.
Вариации IV (1963)
[ редактировать ]Эта пьеса является второй в группе, в которую входили Atlas Eclipticalis в качестве первой пьесы и 0'00" в качестве третьей. Вариации IV предназначены для любого количества исполнителей, производящих любые звуки любыми способами, «с другими действиями или без них». посвящен Петеру Пешичу. Партитура состоит из семи точек и двух кругов на прозрачном листе. Лист разрезается на девять небольших листов. Затем один из кругов помещается в любое место на карте, где должно состояться выступление. Затем остальные листы опускаются в любое место на той же карте и от первого круга до семи точек проводятся прямые линии, если линия пересекается или касается другого круга, к этому кругу применяется та же процедура. В пояснительной записке к партитуре даны инструкции о том, как интерпретировать результаты. Кейдж также упоминает, что исполнителям не нужно ограничиваться исполнением произведения в течение всего выступления и они могут свободно заниматься любой другой деятельностью в любое время.
Популярные граммофонные записи премьеры (выпущенные Everest Records ) этого произведения обычно ошибочно воспринимаются как звуковой коллаж из классической музыки, звуковых эффектов, окружающих шумов и т. д. Хотя именно так произведение звучит как концепция, лежащая в его основе. не имеет ничего общего с записями и звуками, которые использовались в спектакле как таковом. На самом деле эта работа воплощает в себе расположение источников звука в заданном внутреннем пространстве. В этом отношении запись полностью искажает основу произведения.
Вариации V (1965)
[ редактировать ]У этой работы есть партитура, которая представляет собой просто описание первого выступления, включающего электронику, танцоров и другие элементы. Часть установки для работы включала световые лучи, которые вызывали звуки электроники, когда их прерывали движения танцоров.
Вариации VI (1966)
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2014 г. ) |
Вариации VII (1966)
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2014 г. ) |
Вариации VIII (1967 г., переработка 1978 г.)
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2014 г. ) |
Ссылки
[ редактировать ]- Опубликованные партитуры: Edition Peters 6767, 6768, 6797, 6798, 6799, 6802 и 66766.
- Формы неопределенности: вариации I и вариации II Джона Кейджа, Дэвид П. Миллер