Соната для альта No. 1 (Хиндемит)
Соната для альта № 1 | |
---|---|
Пол Хиндемит | |
Опус | 11, № 4 |
Составленный | 1919 |
Движения | три (без перерыва) |
Первая соната для альта и фортепиано ( нем . Sonate für Bratsche und Klavier ), также известная как Соната фа мажор , соч . 11, № 4 Пауля Хиндемита была написана в 1919 году. Это четвертая из пяти инструментальных сонат, составляющих его опус 11. Эта соната и последующая соч. 11 № 5 для альта соло знаменуют решение Хиндемита отказаться от игры на скрипке в пользу ее более крупного кузена.
Обычное выступление длится от 15 до 18 минут.
Движения
[ редактировать ]Соната состоит из трех частей , которые исполняются без перерыва:
- Фантазии
- Тема с вариациями
- Финал (с вариациями)
Фантазии
[ редактировать ]Рухиг – Sehr Breit – Im Zeitmaß – Breit Продолжительностью около трех минут, это самая короткая из частей, а также самая свободная по форме и гармоническому исследованию, проходящая примерно через десять тональностей на протяжении 41 такта. Альт представляет основную тему сонаты в тональности фа под приглушенный аккомпанемент фортепиано; фортепиано вскоре подхватывает эту мелодию, и два инструмента начинают создавать ритмическую фигуру, которая служит своего рода кодом темы. Затем фортепиано возвращается на второстепенную роль с мерцающим тридцатисекундным аккомпанементом, в то время как тема альта переходит в мощную до-мажорную каденцию . Музыка на фортепиано снова тихо звучит в ми миноре, а альт играет декоративную ритмичную фигуру. Тема быстро возвращается и передается между инструментами, демонстрируя виртуозность солиста. После финального мощного заявления музыка останавливается в ноте D; Фортепиано пытается перейти в минорный лад с аккордами соль минор и фа-диез, но альт настаивает на повышении до фа-диеза. Теперь одна, альт поднимается целыми ступенями до ля-диеза, который устойчиво энгармонически си-бемоль как начало следующей части.
Тема с вариациями
[ редактировать ]Тихо и просто, как народная песня
- Вар. I Та же мера времени
- Вар. Я немного капризен
- Вар. III Живой и очень плавный
- Вар. IV еще оживленнее
Темой второй части, как следует из маркировки, является простая народная мелодия, введенная альтом ми-бемоль минор. Тема примечательна тем, что имеет размер как 2/4, так и 3/4; Хиндемит считает это удобным решением для записи фраз разной длины, не прибегая к отмене тактовых линий или записи изменений тактового размера почти в каждом такте. В вариации III и третьей части также широко используется эта техника.
Вариации происходят следующим образом: Вариация I выполнена в размере 6/8, с мелодией, теперь ми-бемоль минор, сокращенной до нот одинаковой длины, исполняемой в контрапунктическом перекрытии фортепиано и альта. Вариация II возвращается к размеру 2/4 и представляет собой живое, ритмичное исполнение темы на альте под аккомпанемент стаккато терций и секст. Третья вариация лирична и размашиста, в тональности ми-бемоль. Длинные линии альта контрастируют с аккомпанементом moto perpetuo шестнадцатых и тридцать вторых нот фортепиано. Вариация IV достигает кульминации с аккомпанементом остинато, обеспечивающим основу для нестандартной ритмической постановки темы. Хиндемит вводит нетрадиционную тональность (только соль-диез и фа-диез), которая переводит музыку в полнотональный режим; в то время как альт иногда играет полутона и фразы, фортепиано продолжает играть фигуру G#-F#-ED, над которой альт приближается к кульминации до-диез минор, которая является первой нотой третьей части.
Финал (с вариациями)
[ редактировать ]- Очень живой – Широкий – Легко плавный
- Вар. V Спокойно течет
- Очень живой
- Вар. VI Фугато, исполненный с причудливой неуклюжестью.
- В основной шкале времени – Как и прежде, слегка течет – Спокойно течет.
- Двоюродный брат. VII Кода
- Дикие – Езди еще больше – Шире
Это движение является апофеозом мастерства Хиндемита в классических формах. Она функционирует и как необычный набор вариаций, как следует из названия, и как полноценная часть Сонаты-Аллегро . Как видно из продолжения номеров вариаций из предыдущей части, варьируется тема из этой части, которая функционирует как вторая тема в терминологии Соната-Аллегро. Первая тема, представленная сразу в начале движения, представляет собой весьма характерную фигуру поворота, за которой следует восходящая гамма. Эту фигуру играет и дорабатывает солист, а пианист обеспечивает тонизирующие изменения гармонии в каждом моменте поворотной фигуры. Затем альт преобразует эту фигуру в начало более лирической темы, что снижает темп и динамику музыки. Основная тема на мгновение возвращается, но затем замирает и уступает место новой тихой теме, которая является продолжением ритмического развития первой, более мягкой части. Эта тема, быстрые шаги вниз, за которыми следует нежный Мангеймскую ракету и еще один набор нисходящих ступеней можно легко принять за вторую тему, хотя на самом деле это продолжение и трансформация начального жеста движения.
Музыка полностью успокаивается, прежде чем альт вновь вводит тему второй части в вариации 5. После простой постановки темы фортепиано и альт начинают призывать и отвечать на тему, заимствованную из ритма второй части. первая вариация. После некоторых разнообразных тональных блужданий происходит сильная подготовка доминанты к ля-бемоль мажору, в которой фортепиано повторяет тему народной песни, в то время как альт играет ритмический вариант коды как своего рода контр-сюжет , создавая блестящий и красивый синтез. Это приводит к стремительному ускорению, когда восьмые ноты фортепьяно звучат на фоне нестандартных связанных нот альта. Солист повторяет тему второй части в ее первоначальной форме, хотя и с головокружительной скоростью, и это возвращает нас к вступительной теме части, теперь уже в ми мажоре. Эта уверенность быстро угасает в гармонической двусмысленности, оставляя два такта нетонической тишины, в которых можно начать следующую вариацию.
Фугальная трактовка темы в вариации VI тщательно избегает функциональной тональной гармонии, за которой может уследить слух. Контур мелодии сделан так, чтобы очертить уменьшенное трезвучие , а не привычное мажорное трезвучие , а аккомпанемент состоит из лязгающих, гармонически несвязанных доминирующих септаккордов, у которых отсутствуют пятые ступени, что в значительной степени придает музыке направление композитора как «причудливое и неуклюжее». '. К моменту появления пианиста альт взял фигуру коды, почти в той же форме, что и в предыдущих частях, и превратил ее в контр-сюжет фуги. Текстура остается тонкой повсюду, но музыка увеличивается по громкости по мере того, как пианист добавляет октавы обеим рукам, а альтист вносит двух- и трехнотное пиццикати, давая сильную, но неожиданную тонизацию ми-бемоль минор, в тональности которой происходит перепросмотр сонаты. . Этот раздел представляет собой транспонированное и сжатое повторение вступления, в котором первая тема переходит в самозванную вторую тему, а сразу переходит ко второй. Этот раздел также повторяется почти по нотам. Альт замолкает, когда фортепиано вновь вводит тему второй части, вступая в то, что раньше было ролью аккомпанемента - исполнением кодовой фигуры. Если раньше инструменты меняли эту фигуру взад и вперед, то теперь альт сохраняет ее исключительно по мере того, как фортепиано достигает идентичной кульминации и играет тему второй части, сопровождаемую, как и раньше, фигурой-кодой в альте. Инструменты снова ускоряются до изложения темы второй части альта и, казалось бы, знакомого перехода к теме третьей части. Теперь, однако, фортепиано отказывается от твердых тонических трезвучий в пользу более ведущего доминирующего септаккорда, и оба инструмента устремляются вверх к кульминации, за которой в унисон следует нисходящая гармоническая минорная гамма, которая с конца второй части переходит в остинато. , что, по-видимому, приводит к аналогичной, сокрушительной кульминации.
После мощного цельнотонового остинато предыдущих тактов в высшей степени неожиданным является приглушенное повторение темы второй части ми-бемоль минор. Фортепиано играет необычные аккорды, а затем контрмелодию , гармонии которой движутся быстрыми квинтами и энгармонической прогрессией. После нескольких небольших экспериментов с ритмическим смещением темы альт начинает фигуру восходящих триолей, в то время как фортепиано в точности повторяет (хотя и в другой тональности и с фактурными изменениями) кульминацию Тематического раздела Части II. При маркировке «Wild» фортепиано принимает фигуру триоли, а альт играет нестандартные восемь нот, которые, кажется, постепенно трансформируются в восьмые с точками, за которыми следует шестнадцатая, затем в одну восьмую, за которой следуют две шестнадцатые, в то время как фортепиано теперь переходит к широкой формулировке темы второй части ми-бемоль минор. В заключительных тактах эта тема используется в различных ритмах, в конечном итоге сводя ее к одной мощной фразе. Фортепиано делает акцент на ми-бемоль мажоре, но бемоль шестой темы тяготеет к минору, и ее финальное утверждение, в унисон между альтом и тройными двойными октавами фортепиано, модально неоднозначно, хотя и несомненно триумфально.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для альта, соч. 11, № 4 : Партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Исполнение Сонаты для альта соч. 11 № 4 Бет Гутерман (альт) и Матана Порат (фортепиано) из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 . формате