Jump to content

Соната для фортепиано № 5 (Скрябин)

(Перенаправлено из Сонаты №5 (Скрябин) )

Александр Скрябин (1872–1915)

Соната для фортепиано № 5 , соч. 53 — произведение, написанное Александром Скрябиным в 1907 году. Это была его первая соната , написанная в одной части, формат, который он сохранил с тех пор. Обычное выступление длится от 11 до 12 минут. Произведение считается одним из самых сложных произведений Скрябина как в техническом, так и в музыкальном плане. [ 1 ]

Avenue de la Harpe 14, Лозанна, Швейцария, где Скрябин жил между 1907 и 1908 годами. Здесь он переработал партитуру своей «Поэмы экстаза» и сочинил Пятую сонату для фортепиано.
Титульный лист одного из первых изданий произведения. Russischer Musikverlag , 1910. Гравюра Ивана Билибина.

Окончив симфоническую поэму «Поэма экстаза» , соч. 54 , Скрябин почувствовал себя неуютно, живя в Париже . В начале сентября 1907 года он писал:

Жизнь ужасно дорогая, а климат гнилой. Воздух в тех районах, где мы могли найти достаточно большую для нас квартиру по разумной цене, ужасен... нельзя шуметь. После 10 вечера нужно носить домашние тапочки. [ 2 ]

Скрябин решил переехать жить в Лозанну со своей беременной женой Татьяной. [ номер 1 ] поскольку он нашел это место дешевле, тише и здоровее и всего в 7 часах езды от Парижа. Кроме того, там печатались его ноты, так как недавно он разорвал долгосрочное партнерство с издателем М.П. Беляевым из-за финансовых несоответствий. [ 3 ]

В своем новом мирном доме на площади C Place de la Harpe , [ номер 2 ] Скрябин мог играть на фортепиано, не опасаясь жалоб соседей, и вскоре снова начал сочинять, параллельно внося изменения в партитуру «Поэмы» . 8 декабря Татьяна написала подруге:

Выходим немного, отоспавшись. Мы снова начинаем выглядеть нормально. Саша даже начал сочинять – 5-ю Сонату!!! Я не могу поверить своим ушам. Это невероятно! Эта соната льется из него фонтаном. Все, что вы слышали до сих пор, — ничто. Даже не скажешь, что это соната. Ничто не сравнится с этим. Он проиграл ее несколько раз, и все, что ему нужно сделать, это записать ее... [ 4 ]

В конце декабря Скрябин писал Морозовой о скором завершении своей новой работы:

«Поэма экстаза» отняла у меня много сил и истощила терпение. ... Сегодня я почти закончил свою 5-ю Сонату. Это большое стихотворение для фортепиано, и я считаю его лучшим произведением, которое я когда-либо писал. Не знаю, каким чудом мне это удалось... [ 5 ]

Хотя фактическое написание заняло всего шесть дней, с 8 по 14 декабря 1907 года, некоторые идеи были задуманы гораздо раньше. Первые девять тактов первой темы экспозиции Presto . con allegrezza (мм. 47 сл.) , можно найти в записной книжке с 1905 по 1906 год, когда Скрябин был в Чикаго. [ номер 3 ] Еще одна тетрадь 1906 года содержит Империозо. тему (мм. 96 сл.) , а элементы Meno vivo (мм. 120 футов.) также можно разобрать, а также наброски отрывков из некоторых других разделов. [ 3 ] [ 6 ] [ номер 4 ]

эпиграф Скрябин включил к этой фортепианной сонате , взятый из его эссе «Поэма экстаза» : [ кол. 5 ]

Оригинальный русский текст
Я к жизни призываю вас, скрытые стремленья!
Вы, утонувшие в темных глубинах
Духа творящего, вы, боязливые
Жизни зародыши, вам дерзновенье приношу!

Оригинальный французский перевод
Я призываю вас к жизни, о таинственные силы!
Утонул в темных глубинах
Творческого духа, боязливого
Зарисовки жизни, вам я несу дерзость!

английский перевод
Я призываю вас к жизни, о таинственные силы!
Утопленный в неясных глубинах
Творческого духа, робкого
Тени жизни, я несу вам дерзость! [ 7 ]

Через пять месяцев после завершения Скрябин сам опубликовал произведение в Лозанне, выпустив тираж в 300 экземпляров. [ 3 ] Позже он подарил автограф своему ученику Альфреду Ла Либерте . В 1971 году вдова пианиста передала рукопись вместе с другими документами в музей Скрябина. [ 6 ]

Премьера произведения состоялась 18 ноября 1908 года в Москве пианистом Марком Мейчиком. [ 3 ]

Структура

[ редактировать ]

Произведение написано в сонатной форме. [ 8 ] со вступлением. Структура работы описана в таблице ниже:

Раздел Подраздел Отрывок мм. Описание
Введение 1
Мм. 1–3. Импульсивная тема Аллегро . Все ноты относятся к диатонической гамме, но четко выраженной тональности нет.
1–12 Соната начинается со вступления. Первая его часть состоит из взволнованной темы, обозначенной allegro-impetuoso-con stravaganza . Он включает в себя трели и глиссандо и заканчивается взволнованным восходящим порывом, за которым следует пауза.
2
Мм. 13–24. Тема Лангидо . Все гармонии связаны с доминантным аккордом F .
13–46 Вторая тема следует в m. 13, отмечено томлением . [ номер 6 ]
Экспозиция Первая тема
Мм. 47–53 и 68–69. Presto con allegrezza тема. В своем первом появлении он гармонизируется как доминантный одиннадцатый аккорд. Позже это повторяется через тонику.
47–95 Экспозиция начинается по адресу м. 47. Первая тема, помеченная presto con allegrezza, написана фа мажором и задана в бинарной форме . Первая половина начинается с 6-тактовой фразы (гармонизированной как доминантный одиннадцатый аккорд), за которой следует та же фраза, транспонированная на кварту выше (гармонизированная с септаккордом C минор). После этого следуют 4-тактная и производная 5-тактная фразы. Вторая половина (мм. 69 сл.) начинается как A, но теперь поверх тоники. После повторения первых 12 тактов серия более коротких фраз привносит в отрывок больше волнения, что приводит к переходному отрывку.
Переход
Мм. 96–99. Imperioso и Sotto voce mysterioso affanato Мотивы . Первый представляет собой угловатую мелодию поверх арпеджио доминантного аккорда. Второй построен на блоке французских шестых аккордов.
Мм. 114–117. Мотив квазитромбы , построенный на септаккорде Eb мажор в первом обращении. За ним следует девятый аккорд с доминантой до, который подготавливает вторую тему.
96–119 Переход начинается с м. 96, и состоит из трех двухтактных мотивов. Он постепенно переходит от начальной тональности C к мажорной тональности Bb второй темы. Первый мотив отмечен империозо . Второе отмечено sotto voce mysterioso affanato . Эти два мотива представлены попеременно трижды, затем второй продлевается и вливается в третий двухтактный мотив, отмеченный квазитромб-империозо . Доминантный девятый аккорд подготавливает начало второй темы.
Вторая тема
Мм. 120–124 и 134–135. Meno vivo Тема . В своем первом появлении он гармонизируется как доминантный аккорд. Позже это повторяется через тонику.
120–139 Вторая тема начинается с м. 120. Он отмечен meno mosso , написан в си мажоре и также установлен в двоичной форме. Первая половина начинается с хроматической фразы, построенной на доминантном аккорде. Второй (мм. 134 сл.) цитирует первое, но теперь поверх тонизирующей педали.
Кодетта
Мм. 140–148. Мотив Allegro Fantastico , за которым следует тема presto tumultuoso esaltato . В первом представлены мажорные септаккорды. Вторая построена на мотивах первой темы и заканчивается мотивом квазитромба-империозо и септаккордом B мажор.
140–165 Кодетта следует по адресу m. 140, прерывая вторую тему. Он состоит из трех мотивов. Сначала новый двухтактный мотив, отмеченный allegro Fantastico , за которым следует более длинная идея, отмеченная presto tumultuoso esaltato , которая повторяется дважды. Он завершается сокращенной версией темы трели, перенесенной на большую секунду вверх.
Разработка 1
Мм. 166–171. Буквальное повторение темы томления выдвинуло на первый план важную секунду.
166–184 Развитие на м.166 начинается с того, что первые 17 тактов темы томления транспонируются на вторую ступень выше.
2
Мм. 185–197. Первая тема несколько раз прерывалась темой империозо .
185–226 За развитием следует эпизод с первой темой, которая несколько раз «перебивается» мотивом империозо .
3
Мм. 227–230. Отрывок заимствован из вскоре бурной возвышенной темы.
Мм. 247–248 и 251–252. Пародии на тему трелей и тему томления .
227–270 В следующем разделе представлены материалы, взятые из кода и введения. Сначала presto tumultuoso esaltato развивается . Кратко цитируется тема трелей. (мм. 247–250) . Затем томления высмеивается тема (мм. 251сл.) .
4
Мм. 271–273. Фрагментарные изложения темы мено мосо .
Мм. 281–284. Мено моссо дважды прерывается темой аллегро фантастического .
271–288 У м. Появляется 271 фрагмент темы мено моссо . Сначала оно частично изложено дважды, а затем дважды прерывается темой allegro fantstico .
5
Мм. 289–293. Отрывок на тему аллегро фантастического .
289–312 У м. 289 мотив аллегро фантастического преобладает над темой мено моссо , и начинается построенный на этом мотиве пассаж, создающий возрастающее напряжение.
6 313–329 У м. 313 отрывок из аллегро фантастического разразился кульминацией, основанной на теме мено моссо . Четырехтактная фраза произносится три раза, каждый на пятую часть ниже, сначала в ре мажор, затем в соль и, наконец, в си. Однако ожидаемая финальная кульминация прерывается повторным изложением первой темы на стр .
Перепросмотр 329–400 Экспозиция (вторая половина первой темы, переход, вторая тема) повторяется нота в ноту с транспонированием квинты вниз.
Кода 401–457 Кода видоизменяется таким образом, чтобы привести к климатическому изложению темы томности , за которым следует восходящий порыв первой музыкальной идеи.

Гармоничный язык

[ редактировать ]

По словам Самсона, в отличие от его более поздних сонат, [ номер 7 ] сонатная форма этого произведения все еще имеет некоторое значение для тональной структуры произведения. Это означает, что соната, возможно, написана в фа-диез мажоре (из-за первоначальной тональности из шести диезов), но сонату также можно назвать атональной из-за отсутствия определенного тонального центра. [ 8 ]

В произведении нет ни идеальной каденции , ни согласного аккорда. [ номер 8 ]

В произведении представлен один из странных случаев полного мистического аккорда, написанного четвертями (мм. 264 и 268). Джим Самсон [ 9 ] указывает на то, что оно хорошо сочетается с преимущественно доминирующими качествами звучности и гармонии Скрябина, поскольку может приобретать доминирующее качество на C или F . Это тритоновое соотношение между возможными разрешениями важно для гармонического языка Скрябина, и это свойство присуще французской шестой части (также заметной в его творчестве).

Произведение также содержит зарождающийся пример мистического аккорда, который помогает пролить свет на его происхождение в тональном языке; впервые появившись у м. 122, набор [0 2 4 6 T] представлен как доминантный аккорд с бемольной пятой ступенью в басу, позже выяснилось, что это расширенная апподжиатура к тонике (м. 134), над которой те же ноты образуют мажорную ноту. 13-й аккорд в основной позиции. Сравните это представление со «зрелым» мистическим аккордом [0 1 3 5 7 9].

Это самая записываемая соната Скрябина. Пианист Святослав Рихтер назвал это произведение самым трудным во всем фортепианном репертуаре. [ 10 ]

Известные записи включают записи Алексея Султанова , Владимира Ашкенази , Владимира Горовица , Святослава Рихтера , Владимира Софроницкого , Михаэля Понти , Сэмюила Фейнберга , Гленна Гулда , Гаррика Олссона , Марка-Андре Хамелина , Бернда Глемсера, Марии Леттберг , Игоря Жукова и Пьетро Скарпини .

Примечания

[ редактировать ]
  1. В феврале 1908 года она родит сына Джулиана .
  2. Сейчас авеню де ла Арп, 14.
  3. По словам Бауэрса, эта тема связана с пьесой «Fragilité», Op.51 No.1, которая выступает в качестве предварительного исследования.
  4. Известные эскизы по Рубцовой: Три листа в двух разных тетрадях 1905 и 1906 годов. Москва, Музей Глинки, Фонд 31, № 1. 92 и 93. Два листа, вероятно, 1907 года. Москва, Музей Глинки, Фонд 31, вып. 21
  5. Не путать с его Симфонией № 4 «Поэма экстаза» , соч. 54.
  6. ^ Скрябин написал двойную черту между мм. 46 и 47, тем самым четко выделяя этот раздел в экспозиции.
  7. ^ По словам Самсона, в Сонате № 6 и Сонате № 7 формальная напряженность создается из-за отсутствия гармонического контраста и «между совокупным импульсом музыки, обычно достигаемым текстурными, а не гармоническими средствами, и формальными ограничениями трехсторонняя форма».
  8. ^ Не включая проходящие ноты, которые создают случайные гармонии согласных, арпеджио, разорванные аккорды (т. е. диссонансный аккорд, разбитый на подмножества согласных) или инверсии. Согласного тонического аккорда нет.
  1. ^ «Работы трудностью: Александр Скрябин» .
  2. ^ Letter to Morozova, early September 1907. [ нужна полная цитата ]
  3. ^ Jump up to: а б с д Фаубион Бауэрс: Скрябин, Биография, второе издание. 1996. Стр. 174 и далее.
  4. Письмо Неменовой-Лунц, 8 декабря 1907 г. [ нужна полная цитата ]
  5. Письмо Морозовой, конец декабря 1907 г. [ нужна полная цитата ]
  6. ^ Jump up to: а б Валентина Рубцова, Предисловие к изданию Henle Urtext Edition, 2011.
  7. ^ Перевод из: Гюнтер Филипп: А. Скрябин, Избранные фортепианные произведения, Том 5, Лейпциг: Edition Peters, 1971, Plate EP 12588.
  8. ^ Jump up to: а б Самсон, Джим (1977). Музыка в переходный период: исследование тонального расширения и атональности, 1900–1920 . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN  978-0-393-02193-6 . ОСЛК   3240273 .
  9. ^ Самсон, Джим (1977). Музыка в переходный период: исследование тонального расширения и атональности, 1900–1920 , стр. 156–157. Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN   0-393-02193-9
  10. ^ Бруно Монсенжон : «Рихтер – Écrits, беседы», с. 172 ISBN   2-7427-1981-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f7ac7b846deb3fa18db12f7e45784ca__1704580980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/ca/9f7ac7b846deb3fa18db12f7e45784ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Sonata No. 5 (Scriabin) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)