Соната для фортепиано № 5 (Скрябин)
Соната для фортепиано № 5 , соч. 53 — произведение, написанное Александром Скрябиным в 1907 году. Это была его первая соната , написанная в одной части, формат, который он сохранил с тех пор. Обычное выступление длится от 11 до 12 минут. Произведение считается одним из самых сложных произведений Скрябина как в техническом, так и в музыкальном плане. [ 1 ]
Состав
[ редактировать ]Окончив симфоническую поэму «Поэма экстаза» , соч. 54 , Скрябин почувствовал себя неуютно, живя в Париже . В начале сентября 1907 года он писал:
Жизнь ужасно дорогая, а климат гнилой. Воздух в тех районах, где мы могли найти достаточно большую для нас квартиру по разумной цене, ужасен... нельзя шуметь. После 10 вечера нужно носить домашние тапочки. [ 2 ]
Скрябин решил переехать жить в Лозанну со своей беременной женой Татьяной. [ номер 1 ] поскольку он нашел это место дешевле, тише и здоровее и всего в 7 часах езды от Парижа. Кроме того, там печатались его ноты, так как недавно он разорвал долгосрочное партнерство с издателем М.П. Беляевым из-за финансовых несоответствий. [ 3 ]
В своем новом мирном доме на площади C Place de la Harpe , [ номер 2 ] Скрябин мог играть на фортепиано, не опасаясь жалоб соседей, и вскоре снова начал сочинять, параллельно внося изменения в партитуру «Поэмы» . 8 декабря Татьяна написала подруге:
Выходим немного, отоспавшись. Мы снова начинаем выглядеть нормально. Саша даже начал сочинять – 5-ю Сонату!!! Я не могу поверить своим ушам. Это невероятно! Эта соната льется из него фонтаном. Все, что вы слышали до сих пор, — ничто. Даже не скажешь, что это соната. Ничто не сравнится с этим. Он проиграл ее несколько раз, и все, что ему нужно сделать, это записать ее... [ 4 ]
В конце декабря Скрябин писал Морозовой о скором завершении своей новой работы:
«Поэма экстаза» отняла у меня много сил и истощила терпение. ... Сегодня я почти закончил свою 5-ю Сонату. Это большое стихотворение для фортепиано, и я считаю его лучшим произведением, которое я когда-либо писал. Не знаю, каким чудом мне это удалось... [ 5 ]
Хотя фактическое написание заняло всего шесть дней, с 8 по 14 декабря 1907 года, некоторые идеи были задуманы гораздо раньше. Первые девять тактов первой темы экспозиции Presto . con allegrezza (мм. 47 сл.) , можно найти в записной книжке с 1905 по 1906 год, когда Скрябин был в Чикаго. [ номер 3 ] Еще одна тетрадь 1906 года содержит Империозо. тему (мм. 96 сл.) , а элементы Meno vivo (мм. 120 футов.) также можно разобрать, а также наброски отрывков из некоторых других разделов. [ 3 ] [ 6 ] [ номер 4 ]
эпиграф Скрябин включил к этой фортепианной сонате , взятый из его эссе «Поэма экстаза» : [ кол. 5 ]
Оригинальный русский текст
Я к жизни призываю вас, скрытые стремленья!
Вы, утонувшие в темных глубинах
Духа творящего, вы, боязливые
Жизни зародыши, вам дерзновенье приношу!
Оригинальный французский перевод
Я призываю вас к жизни, о таинственные силы!
Утонул в темных глубинах
Творческого духа, боязливого
Зарисовки жизни, вам я несу дерзость!
английский перевод
Я призываю вас к жизни, о таинственные силы!
Утопленный в неясных глубинах
Творческого духа, робкого
Тени жизни, я несу вам дерзость! [ 7 ]
Через пять месяцев после завершения Скрябин сам опубликовал произведение в Лозанне, выпустив тираж в 300 экземпляров. [ 3 ] Позже он подарил автограф своему ученику Альфреду Ла Либерте . В 1971 году вдова пианиста передала рукопись вместе с другими документами в музей Скрябина. [ 6 ]
Премьера произведения состоялась 18 ноября 1908 года в Москве пианистом Марком Мейчиком. [ 3 ]
Структура
[ редактировать ]Произведение написано в сонатной форме. [ 8 ] со вступлением. Структура работы описана в таблице ниже:
Раздел | Подраздел | Отрывок | мм. | Описание |
---|---|---|---|---|
Введение | 1 | 1–12 | Соната начинается со вступления. Первая его часть состоит из взволнованной темы, обозначенной allegro-impetuoso-con stravaganza . Он включает в себя трели и глиссандо и заканчивается взволнованным восходящим порывом, за которым следует пауза. | |
2 | 13–46 | Вторая тема следует в m. 13, отмечено томлением . [ номер 6 ] | ||
Экспозиция | Первая тема | 47–95 | Экспозиция начинается по адресу м. 47. Первая тема, помеченная presto con allegrezza, написана фа мажором и задана в бинарной форме . Первая половина начинается с 6-тактовой фразы (гармонизированной как доминантный одиннадцатый аккорд), за которой следует та же фраза, транспонированная на кварту выше (гармонизированная с септаккордом C ♯ минор). После этого следуют 4-тактная и производная 5-тактная фразы. Вторая половина (мм. 69 сл.) начинается как A, но теперь поверх тоники. После повторения первых 12 тактов серия более коротких фраз привносит в отрывок больше волнения, что приводит к переходному отрывку. | |
Переход | 96–119 | Переход начинается с м. 96, и состоит из трех двухтактных мотивов. Он постепенно переходит от начальной тональности C ♯ к мажорной тональности Bb второй темы. Первый мотив отмечен империозо . Второе отмечено sotto voce mysterioso affanato . Эти два мотива представлены попеременно трижды, затем второй продлевается и вливается в третий двухтактный мотив, отмеченный квазитромб-империозо . Доминантный девятый аккорд подготавливает начало второй темы. | ||
Вторая тема | 120–139 | Вторая тема начинается с м. 120. Он отмечен meno mosso , написан в си ♭ мажоре и также установлен в двоичной форме. Первая половина начинается с хроматической фразы, построенной на доминантном аккорде. Второй (мм. 134 сл.) цитирует первое, но теперь поверх тонизирующей педали. | ||
Кодетта | 140–165 | Кодетта следует по адресу m. 140, прерывая вторую тему. Он состоит из трех мотивов. Сначала новый двухтактный мотив, отмеченный allegro Fantastico , за которым следует более длинная идея, отмеченная presto tumultuoso esaltato , которая повторяется дважды. Он завершается сокращенной версией темы трели, перенесенной на большую секунду вверх. | ||
Разработка | 1 | 166–184 | Развитие на м.166 начинается с того, что первые 17 тактов темы томления транспонируются на вторую ступень выше. | |
2 | 185–226 | За развитием следует эпизод с первой темой, которая несколько раз «перебивается» мотивом империозо . | ||
3 | 227–270 | В следующем разделе представлены материалы, взятые из кода и введения. Сначала presto tumultuoso esaltato развивается . Кратко цитируется тема трелей. (мм. 247–250) . Затем томления высмеивается тема (мм. 251сл.) . | ||
4 | 271–288 | У м. Появляется 271 фрагмент темы мено моссо . Сначала оно частично изложено дважды, а затем дважды прерывается темой allegro fantstico . | ||
5 | 289–312 | У м. 289 мотив аллегро фантастического преобладает над темой мено моссо , и начинается построенный на этом мотиве пассаж, создающий возрастающее напряжение. | ||
6 | 313–329 | У м. 313 отрывок из аллегро фантастического разразился кульминацией, основанной на теме мено моссо . Четырехтактная фраза произносится три раза, каждый на пятую часть ниже, сначала в ре ♭ мажор, затем в соль ♭ и, наконец, в си. Однако ожидаемая финальная кульминация прерывается повторным изложением первой темы на стр . | ||
Перепросмотр | 329–400 | Экспозиция (вторая половина первой темы, переход, вторая тема) повторяется нота в ноту с транспонированием квинты вниз. | ||
Кода | 401–457 | Кода видоизменяется таким образом, чтобы привести к климатическому изложению темы томности , за которым следует восходящий порыв первой музыкальной идеи. |
Гармоничный язык
[ редактировать ]По словам Самсона, в отличие от его более поздних сонат, [ номер 7 ] сонатная форма этого произведения все еще имеет некоторое значение для тональной структуры произведения. Это означает, что соната, возможно, написана в фа-диез мажоре (из-за первоначальной тональности из шести диезов), но сонату также можно назвать атональной из-за отсутствия определенного тонального центра. [ 8 ]
В произведении нет ни идеальной каденции , ни согласного аккорда. [ номер 8 ]
В произведении представлен один из странных случаев полного мистического аккорда, написанного четвертями (мм. 264 и 268). Джим Самсон [ 9 ] указывает на то, что оно хорошо сочетается с преимущественно доминирующими качествами звучности и гармонии Скрябина, поскольку может приобретать доминирующее качество на C или F ♯ . Это тритоновое соотношение между возможными разрешениями важно для гармонического языка Скрябина, и это свойство присуще французской шестой части (также заметной в его творчестве).
Произведение также содержит зарождающийся пример мистического аккорда, который помогает пролить свет на его происхождение в тональном языке; впервые появившись у м. 122, набор [0 2 4 6 T] представлен как доминантный аккорд с бемольной пятой ступенью в басу, позже выяснилось, что это расширенная апподжиатура к тонике (м. 134), над которой те же ноты образуют мажорную ноту. 13-й аккорд в основной позиции. Сравните это представление со «зрелым» мистическим аккордом [0 1 3 5 7 9].
Записи
[ редактировать ]Это самая записываемая соната Скрябина. Пианист Святослав Рихтер назвал это произведение самым трудным во всем фортепианном репертуаре. [ 10 ]
Известные записи включают записи Алексея Султанова , Владимира Ашкенази , Владимира Горовица , Святослава Рихтера , Владимира Софроницкого , Михаэля Понти , Сэмюила Фейнберга , Гленна Гулда , Гаррика Олссона , Марка-Андре Хамелина , Бернда Глемсера, Марии Леттберг , Игоря Жукова и Пьетро Скарпини .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В феврале 1908 года она родит сына Джулиана .
- ↑ Сейчас авеню де ла Арп, 14.
- ↑ По словам Бауэрса, эта тема связана с пьесой «Fragilité», Op.51 No.1, которая выступает в качестве предварительного исследования.
- ↑ Известные эскизы по Рубцовой: Три листа в двух разных тетрадях 1905 и 1906 годов. Москва, Музей Глинки, Фонд 31, № 1. 92 и 93. Два листа, вероятно, 1907 года. Москва, Музей Глинки, Фонд 31, вып. 21
- ↑ Не путать с его Симфонией № 4 «Поэма экстаза» , соч. 54.
- ^ Скрябин написал двойную черту между мм. 46 и 47, тем самым четко выделяя этот раздел в экспозиции.
- ^ По словам Самсона, в Сонате № 6 и Сонате № 7 формальная напряженность создается из-за отсутствия гармонического контраста и «между совокупным импульсом музыки, обычно достигаемым текстурными, а не гармоническими средствами, и формальными ограничениями трехсторонняя форма».
- ^ Не включая проходящие ноты, которые создают случайные гармонии согласных, арпеджио, разорванные аккорды (т. е. диссонансный аккорд, разбитый на подмножества согласных) или инверсии. Согласного тонического аккорда нет.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Работы трудностью: Александр Скрябин» .
- ^ Letter to Morozova, early September 1907. [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б с д Фаубион Бауэрс: Скрябин, Биография, второе издание. 1996. Стр. 174 и далее.
- ↑ Письмо Неменовой-Лунц, 8 декабря 1907 г. [ нужна полная цитата ]
- ↑ Письмо Морозовой, конец декабря 1907 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б Валентина Рубцова, Предисловие к изданию Henle Urtext Edition, 2011.
- ^ Перевод из: Гюнтер Филипп: А. Скрябин, Избранные фортепианные произведения, Том 5, Лейпциг: Edition Peters, 1971, Plate EP 12588.
- ^ Jump up to: а б Самсон, Джим (1977). Музыка в переходный период: исследование тонального расширения и атональности, 1900–1920 . Нью-Йорк: WW Norton & Company . ISBN 978-0-393-02193-6 . ОСЛК 3240273 .
- ^ Самсон, Джим (1977). Музыка в переходный период: исследование тонального расширения и атональности, 1900–1920 , стр. 156–157. Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-02193-9
- ^ Бруно Монсенжон : «Рихтер – Écrits, беседы», с. 172 ISBN 2-7427-1981-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для фортепиано № 5 (Скрябин) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур