Поэма экстаза

Поэма экстаза ( Le Poème de l'extase ), соч. 54 — симфоническая поэма русского композитора и пианиста Александра Скрябина, написанная между 1905 и 1908 годами. [ 1 ] когда Скрябин активно сотрудничал с Теософским обществом . [ 2 ] Премьера 20-минутного произведения состоялась 10 декабря 1908 года в Нью-Йорке.
Музыка
[ редактировать ]
Скрябин иногда называл «Поэму экстаза» своей «четвертой симфонией », хотя официально она так никогда не называлась и избегала традиционного деления на отдельные части . Есть следы классической сонатной тональной схемы , которую раньше использовал Скрябин, но она больше не имеет структурного значения. Как описал Бернард Джейкобсон: «Вместо этого форма зависит от постоянного взаимопроникновения и взаимного обогащения множества крошечных тематических единиц, большинство из которых настолько извилисто хроматичны , что почти полностью подрывают тональное ощущение под головокружительным натиском меняющихся гармонических цветов». [ 1 ]

Большая часть произведения вызывает ощущение безвременья и напряжения из-за ее ритмической двусмысленности и целотоновых » Скрябина доминантных гармоний, заимствованных из « мистического аккорда (поскольку цельнотоновая гамма не имеет ведущих тонов , никакой основанной на ней гармонии не будет склоняться к какой-либо конкретной тональности, позволяя Скрябину писать страницы музыки практически без тонального разрешения ).
Произведение можно разделить на три основные тематические группы: одна группа, характеризующаяся более медленной хроматической обмоткой, одна более быстрая и взволнованная группа, характеризующаяся быстрыми прыжками и трелями, и третья, состоящая из трех тем, представленных духовыми инструментами (фанфары валторны, обеспечивающие ритмический мотив, трубные фанфары, выходящие из окружающей фактуры, и более лирическая трубная тема). Эти три группы представлены отдельно в начале произведения, но позже развиваются и объединяются по-разному. Произведение также состоит из двух основных кульминаций: одной в середине и одной в конце. Оба построены на темах третьей группы и сопровождаются тремоло и трелями струнных и деревянных духовых инструментов. Во второй кульминации Скрябин вводит низкие колокольчики и орган, сохраняя на всем протяжении остинато трубы и перкуссии.
Скрябин написал стихотворение длиной более трехсот строк, сопровождающее музыку, но не для ее чтения. В стихотворении прослеживается восхождение духа к сознанию, катализируемое повторяющимся появлением «трепетных предчувствий темных ритмов», которые позже трансформируются в «светлые предчувствия сияющих ритмов», по мере того как дух осознает азарт борьбы с ними, контрастирующий с «скука, тоска и пустота» ощущались после победы над ними. Восхождение в сознание иллюстрируется постепенным переходом от третьего лица «Духа» к первому лицу «Я». Скрябин также основал на этом стихотворении свою пятую сонату для фортепиано , и в первую публикацию сонаты он включил следующие строки:

Я к жизни призываю вас, скрытые стремленья!
Вы, утонувшие в темных глубинах
Духа творящего, вы, боязливые
Жизни зародыши, вам дерзновенье приношу
Я призываю вас к жизни, о таинственные силы!
Утонул в темных глубинах
Творческого духа, боязливого
Зарисовки жизни, тебе я несу дерзость
Я призываю вас к жизни, о таинственные силы!
Утопленный в неясных глубинах
Творческого духа, робкого
Тени жизни, я несу вам дерзость! [ 3 ]
Он утвердил следующий текст программной ноты на премьере симфонии:
Поэма экстаза – это радость свободного действия. Космос, т. е. Дух, есть Вечное Творение без Внешнего Побуждения, Божественная Игра Миров. Творческий Дух, т. е. Играющая Вселенная, не осознает Абсолютности своего творчества, подчинив себя Завершенности и сделав творчество средством достижения цели. Чем сильнее пульс жизни и чем быстрее нарастают ритмы, тем яснее приходит к Духу осознание того, что он единосущен самому творчеству. Когда Дух достигнет высшей кульминации своей деятельности и вырвется из объятий телеологии и относительности, когда он полностью исчерпает свою субстанцию и свою освобожденную активную энергию, наступит Время Экстаза. [ 4 ]
Модест Альтшулер , который помог Скрябину переработать партитуру в Швейцарии в 1907 году и дирижировал премьерой с Русским симфоническим оркестром Нью-Йорка 10 декабря 1908 года; [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Скрябина сообщил, что подразумеваемая программа (которая не фигурирует в партитуре) основана на трех основных идеях: его душа в оргии любви, осуществление фантастической мечты и слава собственного искусства. [ 1 ] [ 8 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Работа оценивается следующим образом. [ 9 ]
- Клавиатуры
- небесный
- орган (или фисгармония )
- Струны
- 2 арфы
- первые скрипки
- 2-е скрипки
- альты
- виолончели
- контрабасы
В литературе и кино
[ редактировать ]Генри Миллер упомянул эту симфонию в «Нексусе» , третьем томе «Розового распятия» :
Эта «Поэма экстаза» ? Включи громко. Его музыка звучит так, как я думаю – иногда. Имеет этот далекий космический зуд. Божественно запутался. Всё огонь и воздух. Когда я впервые услышал ее, я играл ее снова и снова. (...) Это было похоже на ванну со льдом, кокаином и радугой. Неделями я ходил в трансе. Со мной что-то случилось. (...) Каждый раз, когда меня охватывала мысль, в моей груди открывалась маленькая дверца, и там, в этом уютном гнездышке, сидела птица, самая милая, самая нежная птица, какую только можно себе представить. — Подумай! он чирикал. «Подумай до конца!» И я бы сделал это, ей-богу. Никогда не требовалось никаких усилий. Как этюд, скатывающийся с ледника. [ 10 ]
В фильме 1987 года Barfly произведение можно услышать в одной сцене. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Из эссе Бернарда Джейкобсона (1991) в буклете, прилагаемом к записи, выпущенном под названием Brilliant Classics 92744.
- ^ Костицын, Евгений (2003). «Скрябин Александр Николаевич» . CDKMusic.com . CDK Music, Inc. Проверено 29 апреля 2008 г.
- ^ Перевод из: Гюнтер Филипп : А. Скрябин, Избранные фортепианные произведения , том. 5, Лейпциг: Издание Peters, 1971, пластина EP 12588.
- ^ «Примечания к программе» Филиппа Хашера
- ↑ New York Daily Tribune , 11 декабря, стр. 6. [ нужна полная цитата ]
- ↑ New York Herald , 11 декабря, стр. 12. [ нужна полная цитата ]
- ↑ New-York Evening Post , 11 декабря, стр. 7. [ нужна полная цитата ]
- ^ Бенсон, Роберт Э. «Поэма экстаза Скрябина, соч. 54» . КлассическийCDReview.com . Проверено 29 апреля 2008 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Оценка
- ^ Миллер, Генри (1993). Нексус . Лондон: Фламинго/ХарперКоллинз. п. 306 . ISBN 0-00-654705-2 – через Интернет-архив .