Трио-соната
Трио -соната — это жанр, обычно состоящий из нескольких частей. [ 1 ] с двумя мелодическими инструментами и бассо континуо . Он возник в начале 17 века и был излюбленным камерным ансамблевым сочетанием в эпоху барокко . [ 2 ]
Базовая структура
[ редактировать ]Трио-соната обычно писалась для двух мелодических инструментов (например, двух скрипок) и бассо континуо . [ 3 ] Однако одну или обе партии мелодии можно было сыграть на флейте, блокфлейте, гобое или даже на виоле да гамба . [ 4 ] В басовой партии, континуо, обычно участвуют два музыканта. [ 4 ] Один игрок играет басовую партию на басовом инструменте, таком как бас-скрипка , виолончель , виолончель или фагот . [ 4 ] Второй игрок заполняет гармонии над басовой партией, используя инструмент, способный воспроизводить аккорды , например небольшой орган , клавесин или теорбу . [ 4 ] Эти аккорды обычно указываются исполнителю путем размещения цифр над басовой партией, а не полного написания аккордов. Такой стиль записи называется фигурным басом .
Поскольку партию континуо обычно играют два человека, всего игроков обычно четыре. [ 1 ] Этим объясняется название Генри Перселла второго сборника «Десять сонат в четырех частях » (1697); его первая публикация «Сонната III частей» (1683) также включала отдельные партии для виолончели и клавишных. [ 5 ] Примерно с середины 17 века появились два различных типа сонат: соната да камера (камерная соната) и соната да кьеза (церковная соната). [ 1 ] Соната да камера представляла собой танцевальную сюиту, а соната да кьеза имела типичную четырехчастную структуру: медленно-быстро-медленно-быстро.
Композиторы, композиции и варианты форматов
[ редактировать ]Жанр зародился как инструментальная адаптация трехголосной фактуры, распространенной в итальянской вокальной музыке конца 16 века. Самые ранние опубликованные трио-сонаты появились в Венеции ( Salamone Rossi Il primo libro delle sinfonie e gagliarde , 1607) и в Милане ( Джованни Паоло Чима , Соната тре для скрипки, корнета и континуо в сборнике Concerti ecclesiastici , 1610). [ 1 ]
Архангел Корелли
[ редактировать ]Итальянский композитор Арканджело Корелли был одним из самых влиятельных авторов трио-сонаты. Опубликованные трио-сонаты Корелли: [ 6 ]
- Двенадцать трио-сонат, соч. 1 (посвящен шведской королеве Кристине ), изданный в Риме в 1681 году.
- Двенадцать камерных сонат, соч. 2 (посвященный кардиналу Панфили), изданный в Риме в 1685 г.
- Двенадцать трио-сонат, соч. 3 (посвящен Франческо II д'Эсте, герцогу Модены ), опубликовано в Риме в 1689 году.
- Двенадцать трио-сонат, соч. 4 (посвященный кардиналу Оттобони ), изданный в Риме в 1694 году.
Дополнительный сборник Трио-сонат для двух скрипок, виолончели и органа был опубликован как «Соч. пост». в Амстердаме, в 1714 году. [ 7 ] Трио Корелли служили образцами для других композиторов вплоть до XVIII века. [ 8 ]
Иоганн Себастьян Бах
[ редактировать ]Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах - еще один известный автор трио-сонаты, но он был известен тем, что уклонялся от традиционной структуры сонаты. Обычно он играл три партии менее чем на трех инструментах. Одну партию можно было сыграть на скрипке, а две другие партии - на клавишных, или все три партии можно было сыграть на органе. [ 9 ]
Трио-сонаты Баха включают:
- Трио-сонаты для органа, BWV 525–530 , объединяющие все три части на одном инструменте: обычно правая рука, левая рука и педали берут разные партии, создавая ту же текстуру, что и в трио. [ нужна ссылка ]
- Еще одним нововведением Баха стала трио-соната, включающая в себя партию концертного (облигато) правого клавесина в дополнение к басовой партии плюс один мелодический инструмент, то есть для двух исполнителей. [ 10 ] Примерами являются Шесть сонат для скрипки и клавесина, BWV 1014–1019 , три сонаты для альта да гамба и клавесина, BWV 1027–1029 , и две сонаты для флейты и клавесина, BWV 1030 и 1032 ; BWV 1020 , BWV 1031 и BWV 1033 сомнительны. [ 11 ]
- Трио-сонаты BWV 1036–1040: BWV 1039 представляет собой вариант версии BWV 1027. Приписывание BWV 1036–1038 Баху сомнительно, но все они типичны для камерной музыки в стиле барокко. [ нужна ссылка ]
- Рукопись середины XVIII века DB Mus. РС. Bach St 345 содержит Концерт (или: Трио-сонату) до мажор для скрипки, виолончели и континуо, аранжированный на основе BWV 525/1, 1032/2 и 525/3 (или более ранней версии) соответственно. [ 12 ] В издании Bach-Werke-Verzeichnis 1998 года эта версия указана как BWV 525a и считается сомнительным приписывание аранжировки Баху. [ 13 ] Основанный на New Bach Edition , на веб-сайте Bach Digital указано «BWV deest вместо номера BWV 525a для этой версии камерной музыки » . [ 14 ]
Другие композиторы
[ редактировать ]- Томазо Альбинони , 12 сонат да Кьеза, соч. 1, двенадцать балетов а-тре, соч. 3, шесть камерных сонат в составе соч. 8, шесть неопубликованных трио-сонат соч. 11, а также еще шесть трио-сонат без номера опуса в рукописи в Вене, Австрийская национальная библиотека, музыкальная коллекция. [ 15 ]
- Карл Филипп Эммануил Бах написал по меньшей мере 44 трио-сонаты, в том числе одну для флейты, альта и фортепиано, мировая премьера которых, как сообщается, состоялась Обществом забытой музыки в Нью-Йоркской публичной библиотеке 30 января 1949 года. [ 16 ] Его самое известное произведение в этом жанре - программное трио до минор («Sanguineus und Melancholicus»), написанное в 1749 году и опубликованное в Нюрнберге в 1751 году, которое существует в двух версиях: одна для клавиатуры облигато и скрипки, другая для две скрипки и континуо. [ 17 ] Трио-сонаты BWV 1036 и BWV 1038 .
- Уильям Бойс , 12 трио-сонат для двух скрипок и континуо (1747). [ 18 ]
- Дитрих Букстехуде , соч. 1, шесть сонат и соч. 2, семь сонат, написанных для скрипки, альта да гамба и бассо континуо. Это были единственные произведения Букстехуде, опубликованные при его жизни. Хотя время от времени действительно возникает настоящая текстура трио, на самом деле это соната для скрипки и виолы да гамба, причем континуо часто является упрощением партии гамбы. Однако в рукописи сохранились четыре подлинных трио-сонаты Букстехуде: две для двух скрипок, альта да гамба и континуо до и соль мажор (BuxWV 266 и 271), одна для двух скрипок и континуо фа мажор (BuxWV 270, фрагментарно). и один для виолы да гамба, альта и континуо ре мажор (BuxWV 267). [ 19 ]
- Франсуа Куперен опубликовал ряд трио-сонат: Le Parnasse, ou L'apothéose de Corelli, grande sonade en trio , для двух скрипок и континуо (Париж, 1724); Инструментальный концерт под названием «Апофеоз», сочиненный в бессмертную память несравненного господина де Люлли , для двух скрипок (двух флейт или других неуказанных инструментов) и континуо (Париж, 1725 г.); и сборник Les Nations: Sonades et Suites de simphonies en trio для двух скрипок и континуо (Париж, 1726), состоящий из La Françoise [La Virgine], L'Espagnene [La Visionnaire], L'imperiale и La Piemontoise [ Астре]. Кроме того, в рукописи сохранились две трио-сонаты: La Steinquerque и La Superior , обе для двух скрипок и континуо. [ 20 ]
- Жан-Мари Леклер :
- JML.062: трио-соната для 2-х скрипок и bc, соч. 4, н тот 1
- JML.063: трио-соната для 2-х скрипок и bc, соч. 4, н тот 2
- JML.064: трио-соната для 2-х скрипок и bc, соч. 4, н тот 3
- JML.065: трио-соната для 2-х скрипок и bc, соч. 4, н тот 4
- JML.066: трио-соната для 2-х скрипок и bc, соч. 4, н тот 5
- JML.067: трио-соната для 2-х скрипок и bc, соч. 4, н тот 6
- JML.068: Воссоздание музыки для 2-х скрипок и bc (1), op. 6 (инструментальное трио - вступление трио)
- JML.070: Увертюра для 2-х скрипок и bc, соч. 13, н тот 1 (инструментальное трио - вступление трио)
- JML.071: Увертюра для 2-х скрипок и bc, соч. 13, н тот 3 (инструментальное трио - вступление трио)
- JML.072: Увертюра для 2-х скрипок и bc, соч. 13, н тот 5 (инструментальное трио - вступление трио)
- Доменико Галло , 12 трио-сонат для двух скрипок и континуо, долгое время ошибочно приписывавшихся Перголези , некоторые части из которых были аранжированы для Стравинского балета « Пульчинелла» .
- Иоганн Готлиб Гольдберг , ученик И. С. Баха, сочинил не менее шести трио-сонат. [ 21 ] Четыре из них предназначены для двух скрипок и континуо, одно из которых раньше приписывалось И. С. Баху, как BWV 1037 . [ 22 ] Две трио-сонаты для флейты, скрипки и континуо внесены в каталог Breitkopf, но пропали без вести. [ 23 ] [ 24 ]
- Георг Фридрих Гендель , трио-сонаты соч. 2 и 5, все в форме сонаты да кьеза . Приписывание Генделю шести трио HWV 380–385 для двух гобоев и континуо сомнительно, а подлинность трех трио HWV 393–395 сомнительна. [ 25 ]
- Иоганн Адольф Хассе , 6 трио-сонат соч. 2 (1730) и 6 трио-сонат соч. 3 (1739 г.).
- Жак-Мартен Хоттетер , Трио-сонаты для поперечной и блокфлейты, скрипки и гобоя, соч. 3 (1712). [ 26 ]
- Пьетро Антонио Локателли , шесть трио-сонат, соч. 5, для двух скрипок или двух траверсо и континуо (1736). [ 27 ]
- Иоганн Пахельбель , Musikalische Ergötzung («Музыкальное наслаждение»), содержащий шесть сюит для двух скрипок и бассо континуо, каждая из которых начинается с сонаты, за которой следует череда танцев. В партиях скрипки используется строй скордатуры . Сонаты бывают двух типов. №№ 1 и 3 отмечены аллегро и являются фугеттами . Остальные четыре представляют собой части Адажио и похожи на французские увертюры , состоящие из двух частей. [ 28 ]
- Генри Перселл , Соната из трех частей, 1683 г., десять сонат в четырех частях, 1697 г., но оба набора написаны для двух скрипок, бас-скрипки и органа или клавесина. С точки зрения стиля трио-сонаты Перселла консервативны и созданы по образцу старшего поколения итальянцев ( Джованни Легренци , Лелио Колиста и Джованни Баттиста Витали ), а не Корелли или Джованни Баттиста Бассани . [ 29 ]
- Жан-Фери Ребель :
- JFR.30: Ла Флор (трио-соната)
- JFR.31: Венера (трио-соната)
- JFR.32: Аполлон (трио-соната)
- JFR.33: Ла Юнон (трио-соната)
- JFR.34: Ла Паллас (трио-соната)
- JFR.35: Бессмертник (трио-соната)
- JFR.36: Могила господина де Люлли (сонатное трио)
- Готфрид Генрих Штельцель , более 25 дошедших до нас трио-сонат , в том числе две для органа соло. Другие для континуо (иногда обозначаемого как клавесин) и различных комбинаций флейты (флейт), скрипки (скрипок), гобоев или неуказанных инструментов. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
- Георг Филипп Телеман , около 100 трио-сонат в TWV 42. [ 39 ] Самые ранние сонаты наиболее четко демонстрируют стиль Корелли, а более поздние произведения предвосхищают стили Empfindsamkeit и galant середины века или смешивают итальянский, французский и польский стили. [ 40 ]
- Антонио Вивальди , 12 трио камерных сонат, соч. 1, две трио-сонаты, смешанные с сольными сонатами соч. 5 и тринадцать неопубликованных трио. Еще одно трио-соната, RV 80, соль мажор, для двух флейт и континуо, приписывается Вивальди, но, вероятно, является подделкой. [ 41 ]
- Ян Дисмас Зеленка , шесть сонат , ZWV 181, сочиненные около 1721–1722 годов. [ 42 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Бонта и Зон 2003 .
- ^ Мангсен 2001 .
- ^ Ван Боер 2012 , 466.
- ^ Перейти обратно: а б с д Веттер и .
- ^ 1697 , 1683 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- ^ Юг 1953 , 6.
- ^ Талбот 2001b .
- ^ Маттесон 1739 , 345: §8.
- ^ Британика 2007 .
- ^ Кирпич 1997 .
- ^ Дюрр и Кобаяши 1998 , 420–421 и 466.
- ^ Бах (и др.?) 1740–1760 .
- ^ Дюрр и Кобаяши 1998 , 466 .
- ^ Хофманн 2006 .
- ^ Талбот 2001a .
- ^ Анон. 1949 год .
- ^ Вольф и Лейзингер 2001 .
- ^ Бойс 1747 .
- ^ Снайдер 2001 .
- ^ Хиггинботтом 2001 .
- ^ Дюрр 1954 , стр. 56–57.
- ^ Дюрр 1954 .
- ^ Дюрр 1954 , с. 56.
- ^ Рубин 2001 .
- ^ Хикс 2001 .
- ^ Джаннини 2001 .
- ^ Локателли 1736 .
- ^ Нолти, Батт и Батлер 2001 .
- ^ Холман, Томпсон и Хамфрис 2001 .
- ^ Штельцель ок. 1750 .
- ^ Штельцель ок. 1720–1750 гг .
- ^ Штельцель ок. 1740 .
- ^ Штельцель ок. 1760а .
- ^ Штельцель ок. 1760б .
- ^ Штельцель ок. 1770 .
- ^ Штёльзель nd .
- ^ Штельцель ок. 1700–1799а .
- ^ Штельцель ок. 1700–1799б .
- ^ IMSLP без даты .
- ^ Зон 2001 .
- ^ Талбот 2001c .
- ^ Зеленка [1721–22] .
Источники
[ редактировать ]- Анон. 1949. "Услышана трио-соната Баха". Нью-Йорк Таймс (31 января): 15.
- Бах, Иоганн Себастьян ( и др. ?). 1740–1760. Сонаты. Прибытие; вл, влк, б; До мажор («Концерт»; по BWV 525 и 1032) , Муз. РС. Bach St 345 (olim: Mus. ms. Bach P 914) , Bach Digital , Берлинская государственная библиотека . РИСМ 467234500 .
- Бонта, Стивен и Стивен Зон. 2003. «Трио-соната». Гарвардский музыкальный словарь , четвертое издание, под редакцией Дона Майкла Рэндала. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета ISBN 0-674-01163-5 .
- Бойс, Уильям . 1747. Двенадцать сонат для двух скрипок; С басом для виолончели или клавесина . Лондон: Джон Уолш.
- Брейг, Вернер . 1997. «Ансамблевые сонаты», стр. 128–131 в «Кембриджском компаньоне Баха» под редакцией Джона Батта . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0521587808 .
- Деас, Стюарт. 1953. «Арканджело Корелли». Музыка и письма 34, вып. 1 (январь): 1–10.
- Дюрр, Альфред (1954). «Иоганн Готлиб Гольдберг и трио-соната BWV 1037» [ Иоганн Готлиб Гольдберг и трио-соната BWV 1037 ]. Ин Дюрр, Альфред ; Нойманн, Вернер (ред.). Ежегодник Баха 1953 [ Ежегодник Баха 1953 ]. Ежегодник Баха (на немецком языке). Том 40. Новое Баховское общество . Берлин: Evangelische Verlagsanstalt . стр. 51–80. дои : 10.13141/bjb.v1953 .
- Дюрр, Альфред и Ёситаке Кобаяши (ред.). Каталог сочинений Баха: маленькое издание - после 2-го издания, представленного Вольфгангом Шмидером (Каталог произведений Баха: маленькое издание - после 2-го издания Вольфганга Шмидера ), с предисловием на английском и немецком языках, Кирстен Байсвенгер, соавтор. БВВ 2а . Висбаден: Breitkopf & Härtel . ISBN 9783765102493 .
- Редакторы Британской энциклопедии. 2007. « Трио-соната ». Британская энциклопедия (29 марта). Британика.com. Проверено 21 июля 2017 г.
- Джаннини, Тула . «Семья Хоттетер [Отетер, Отер, Отетер, Отетер, Отер, Обтер и т. д.]: (4) Жак (-Мартен) Хоттетер (ii) ['ле Ромен']». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Хикс, Энтони. 2001. «Гендель [Гендель, Хендель], Георг Фридрих [Георг Фридрих]». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
- Хиггинботтом, Эдвард. 2001. «Куперен [ле великий], Франсуа (II)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
- Хофманн, Клаус . 2006. Новое издание Баха , Серия VI: Камерная музыка , Том. 5: Различные произведения камерной музыки , Критический комментарий , с. 98, цитируется в Bach Digital Work 01718 на Bach Digital . веб-сайте
- Холман, Питер , Роберт Томпсон и Марк Хамфрис. 2001. «Перселл, § 3: Генри Перселл (ii)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
- Работы Георга Филиппа Телемана в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Локателли, Пьетро Антонио . 1736. Шесть сонатов à Trè, или Две скрипки, или Две поперечные флейты, — бас для клавесина . Амстердам: (издано композитором).
- Мангсен, Сандра. 2001. «Трио-соната». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
- Мэтисон, Джон . 1739. Идеальный капельмейстер . Гамбург: Кристиан Герольд.
- Нолти, Эвальд В., Джон Батт и Х. Джозеф Батлер. 2001. «Пахельбель: (1) Иоганн Пахельбель [Бахельбель]». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
- Рубин, Норман. 2001. «Гольдберг [Гольберг, Гольтберг и др.], Иоганн Готлиб [Теофиль]». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
- Снайдер, Керала Дж. 2001. «Букстехуде, Дитрих». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
- Штёльцель, Готфрид Генрих . в. 1700–1799а. Соната 1 (−2) à 3. / Две поперечные флейты. / С / Фонд , г-жа Инстр. муз. я хз. 59:11–12 в библиотеке Университета Уппсалы ( Каролина Редивива ). РИСМ 190025778 .
- Штёльцель, Готфрид Генрих. в. 1700–1799б. Соната 3 (−4) à 3. / Поперечная флейта / Скрипка / с / Фундаментом . Г-жа Инстр. муз. я хз. 59:13–14 в библиотеке Университета Уппсалы (Каролина Редивива). РИСМ 190025781 .
- Штёльцель, Готфрид Генрих. в. 1720–1750. Соната / а / гобой / скрипка / кон / клавесин , г-жа Mus.2450-Q-6 (olim: Mus.c.Cx 842, Schrank II/23/7, Rötel 7) в Саксонской государственной и университетской библиотеке Дрездена (Königliche) Частный музыкальный сборник, сонаты). РИСМ 212002969 .
- Штёльцель, Готфрид Генрих. в. 1740. Две трио-сонаты , г-жа Am.B 411c, в Берлинской государственной библиотеке (Библиотека Амалиена). РИСМ 452505437 .
- Штёльцель, Готфрид Генрих. в. 1750. Шесть , (исправлено карандашом): Одиннадцать трио-сонат /в/партитура/ для органа , г-жа Am.B 411a в Берлинской государственной библиотеке (Библиотека Амалиена). РИСМ 452505424 .
- Штёльцель, Готфрид Генрих. в. 1760а. №. 50. 51. и 52. / III. / Трио. / Скрипка. & Эт. Траверсо. 1. / Скрипка. & Эт. Траверсо 2. /et/ Чембало . Г-жа Am.B 411d в Берлинской государственной библиотеке (Amalien-Bibliothek). РИСМ 452505440 .
- Штёльцель, Готфрид Генрих. в. 1760б. Две сонаты для скрипки, флейты и континуо, Ms. Am.B 500, Берлинская государственная библиотека (Amalien-Bibliothek). РИСМ 452506216 .
- Штёльцель, Готфрид Генрих. ок.1770. Трио/дал/Сигара/Стул/зел . РС. Am.B 469 в Берлинской государственной библиотеке (Библиотека Амалиена). РИСМ 452505898 .
- Штёльцель, Готфрид Генрих. Соната тре для двух скрипок и континуо, Ms. XXXIV B 342 в Национальном музее, Прага (Чешский музей музыки, Музыкально-исторический отдел). РИСМ 550041276 .
- Талбот, Майкл . 2001а. «Альбинони, Томазо Джованни [Зуане]». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
- Талбот, Майкл. 2001б. «Корелли, Арканджело». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
- Талбот, Майкл. 2001с. «Вивальди, Антонио (Лучио)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
- Ван Боер, Бертиль Х. 2012. Исторический словарь музыки классического периода . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press ISBN 978-0-8108-7183-0 .
- Веттер, Роджер. и «Барочная Трио-соната». Проверено 7 мая 2020 г.
- Вольф, Кристоф и Ульрих Лейзингер . 2001. «Бах, Карл Филипп Эммануил». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Зеленка, Ян Дисмас (автограф). [1721–22]. 6 сонат, г-жа Mus.2358-Q-1 в Саксонской государственной и университетской библиотеке Дрездена (Королевская частная музыкальная коллекция). РИСМ 211010356 .
- Зон, Стивен. 2001. «Телеманн, Георг Филипп, § 8: Инструментальная музыка». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олсоп, Питер. 1992. Итальянская соната «Трио»: от истоков до Корелли . Оксфордские монографии по музыке. Оксфорд: Кларендон Пресс; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816229-4 .
- Апель, Вилли . 1990. Итальянская скрипичная музыка семнадцатого века под редакцией Томаса Бинкли . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-30683-3 .
- Дефант, Кристина. 1985. Камерная музыка и stylus phantasticus: этюды трио-сонат Дитриха Букстехуде . Сочинения европейских университетов / Исследования европейских университетов / Études Universitaires Européennes. Франкфурт: Питер Ланг. ISBN 9783820485141 .
- Дюрр, Альфред (ред.). 1987. Восемь коротких прелюдий и фуг BWV 553–560: ранее приписывались Иоганну Себастьяну Баху . Кассель: Беренрайтер . BA 6497. ISMN 9790006480098.
- Хогвуд, Кристофер . 1979. Трио-соната . Музыкальные гиды BBC. Лондон: Британская радиовещательная корпорация. ISBN 0-563-17095-6 .
- Кеймен, Роджер . 2008. Музыка и признание , шестое краткое издание. Бостон: МакГроу-Хилл. ISBN 978-0073326375 (аннотированное инструкторское издание); ISBN 9780073265452 (студенческая версия)
- Мангсен, Сандра. 2001. «Трио-соната». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Шенк, Эрик. 2005. Трио-соната . Музыкальное произведение, сборник образцов по истории музыки, новое издание 20. Лаабер: Лаабер Верлаг. ISBN 3-89007-623-8 .